Основные условия развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни
Марина Столярова
Условия формирования у ребёнка потребности в здоровом образе жизни
«Условия формирования у ребёнка потребности
в здоровом образе жизни».
С момента рождения ребёнка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребёнка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребёнка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Потому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребёнка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать его творчество. То или иное заболевание человека – расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
Быть в движении – значит укреплять здоровье.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, на сколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному усвоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
С раннего возраста необходимо правильно организовать жизнь малыша в детском саду и семье, формировать его здоровье, умственную активность через движение.
Народные игры / стремление выиграть, одержать победу /.
Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. (см. приложение сказка “ Репка”)
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи.
Меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, должны дополняться ежедневно упражнениями и подвижными играми в семейных условиях. У детей развиваются индивидуальные склонности и интересы.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживание при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.)
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладам жизни семьи. Поэтому необходимо вести пропаганду среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Растить детей крепкими, закалёнными.
Необходимо с раннего возраста закаливать детей в естественных погодных условиях в разное время года.Недаром говорят: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.»
Проведение закаливающих мероприятий в сочетании с физическими упражнениями.
Рациональное использование специально оборудованной спортивной площадки на территории дошкольного учреждения, групповых комнат, природного окружения, а также и оснащенных участков во время прогулок с детьми.
Предложить детям однородные предметы по количеству детей и дать возможность с ними действовать как они хотят (мячи, скакалки, обручи и др.)
Разнообразие пособий. Периодически менять место их оборудования, тем самым привлекать внимание детей к физкультурным пособиям.
Знание воспитателем основной техники выполнения основных движений и умение применить на практике с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Развивать самостоятельность на основе знаний и умений.
Решить задачу воспитания у детей потребности в систематическом выполнении утренней гимнастики помогает формирование у них определённых знаний и умений, достаточных для возникновения и самостоятельной реализации потребности в физических упражнениях. Необходимо обеспечить правильное выполнение ОРУ на основе самоконтроля, без надзора взрослых. Можно использовать схематическое изображение упражнений на карточках.
Разнообразие видов движений.
Создание эмоционально непринуждённой обстановки.
Главный секрет хорошего самочувствия здорового ребёнка в детском саду – в его активной деятельности.
Чтобы появились силы к движению надо хорошо спать, с аппетитом есть и много двигаться.
Правильная организация режима.
Не запрещать, а регулировать.
Самостоятельную двигательную деятельность ребёнка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.
Организация активного отдыха дошкольников.
Проводить с детьми экскурсии, туристические прогулки, физкультурные праздники, досуги, развлечения, дни здоровья, каникулы, использование различной атрибутики.
Привлекать участие родителей, спонсоров, приглашать старших братьев, сестёр, выдающихся спортсменов.
Задания на дом, консультации для родителей.
Методика проведения с ребёнком утренней гимнастики, физических упражнений учит совместному решению творческих заданий.
Наличие необходимых физкультурных пособий.
На 3-м году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия – это коляски, качалки, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребёнок упражняется в лазании, подлезании, ползании, перешагивании и т. д. Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях.
Для ребёнка 4 – го года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки,мелкие пособия и игры: для упражнений в метании и бросании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие скакалки, а также трёх- и двух- колёсные велосипеды, машины с педальным управлением и т. д., способствующим ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвмжения по улице.
В старших группах (для 5 – 6 летних детей) широко используются спортивные игры-городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом.
Ребёнок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнований. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.
В вечернее время можно применять игры,способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, шахматы, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребёнка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развиваются инициатива, организаторские способности и творчество.
Источник
Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера
в свои силы.
В.А.Сухомлинский
В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психологического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья. Это приводит к тому, что в условиях систематических школьных нагрузок большинство выпускников детских садов с традиционно организованной системой воспитания оказываются в числе неуспевающих учеников, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья.
Успех воспитания здорового ребенка в дошкольном возрасте обеспечивается следующими обязательными условиями:
готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;
личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе получения знаний;
активным участием родителей в воспитательном процессе.
Эффективной системой оздоровительной работы с детьми является комплексное решение как медико-оздоровительных, так и психолого- педагогических задач, что достигается сочетанием лечебно-профилактического, физкультурного и образовательного направлений в следующих организационных формах:
регулирование двигательной активности;
овладение основами гигиенической культуры;
профилактика заболеваний и травматизма, соблюдение мер безопасности;
формирование элементарных знаний о человеческом организме.
Учитывая возрастные особенности детей, работу по их оздоровлению мы делим на три этапа:
этап — двигательная активность и физическое развитие детей;
этап — основы безопасности жизни и здоровья детей;
этап — валеология и здоровье детей.
На первом этапе оздоровительной работы с детьми решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
сохранять и укреплять здоровье детей;
формировать правильную осанку и развивать все группы мышц;
содействовать профилактике плоскостопия.
Образовательные:
развивать двигательные способности детей и физические качества;
формировать умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физкультурой и самостоятельной двигательной деятельности;
воспитывать чувство уверенности в себе.
Второй этап оздоровительной работой с детьми посвящен профилактике заболеваний и травматизма, соблюдению мер безопасности, выработке навыков безопасного поведения. В целях повышения безопасности детей необходимо дать им знания и навыки поведения на дорогах, в транспорте, обучить их адекватным действиям при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций. Говоря о здоровье детей, его сохранении и укреплении, педагоги и медицинские работники часто забывают о том, как важно научить ребенка самому беречь свое здоровье. Быть здоровым, в понимании детей среднего дошкольного возраста, значит «не болеть». Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство (78% из 20 опрошенных в группе детей) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженного, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, слякоть), а также и от своих собственных действий (есть холодное мороженое, мочить ноги и т.д.) Возраст от 5 до 7 лет — наиболее благоприятный период формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой выработки у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью, является у него потребности в здоровом образе жизни.
К основным целям работы на втором этапе относятся:
сохранение и восстановление здоровья детей;
обучение основам безопасности жизнедеятельности;
формирование здорового образа жизни.
Для реализации этих целей необходимо:
дать детям систему знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
научить их адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке;
помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, транспорте;
прививать культурно-гигиенические навыки, выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму;
развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;
оказать помощь родителям в обучении детей правилам безопасности;
внедрить разработанную систему в практику работы с детьми и их родителями;
развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, обогащать словарь;
проводить мониторинг результатов работы;
научить детей нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Следующим этапом работы по оздоровлению детей является валеологическое воспитаниеребенка.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
Формирование отношения к здоровью как величайшей ценности жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Наличие этой потребности позволяет решать важнейшие психологическую и социальную задачи — становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
К важнейшим условиям воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни относятся:
Гигиенически организованная социальная среда обитания — основное условие развития у него потребности в здоровом образе жизни.
Среда обитания в детском саду должна соответствовать требованиям психологической безопасности, учитывать аспекты социальных отношений. Например, важно не только то, что детей вовремя укладывают спать в соответствии с режимом, но и то, как это делают, обеспечиваются ли их здоровый сон, комфортность при пробуждении.
Наличие специальной обучающей программы, направленной на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Мы используем свою программу оздоровления «Здоровье с детства». Программа направлена на то, чтобы развитие ребёнка было гармоничным благодаря здоровьесберегающим технологиям воспитания.
Овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Такая потребность формирует у ребенка на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно.
Реализация выдвинутых принципов позволяет решать следующие задачи:
— воспитывать валеологическое сознание детей, стремление заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
— развивать основы валеологического мышления, т.е. умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, укрепления здоровья, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни, самостоятельно решать свои проблемы (по возможности);
— воспитывать валеологические взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни как стиля жизни, адекватного поведения в различных ситуациях.
В оздоровительную работу по валеологическому воспитанию включены направления:
ознакомление детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, доступных для изучения и наблюдения;
ознакомление детей с основами первой помощи при травмах;
закрепление знаний безопасности поведения в различных ситуациях;
приобретение навыков ухода за органами тела;
формирование навыков саморегуляции поведения (аутотренинг, массаж, гимнастика для глаз и т.п.);
приобретение навыков сохранения и укрепления осанки;
приобретение навыков здорового питания;
работа с родителями с целью создания благоприятных условий для оздоровления в семье, воспитание валеологической культуры родителей.
Основная задача коллектива – заложить основы гармоничного развития детей, базирующегося на совершенствовании показателей собственного здоровья, здоровья близких людей.
Воспитательно – образовательный процесс в детском саду ориентирован на ФГТ с применением инновационных педагогических технологий.
Педагоги нашего сада очень часто включают в педагогический процесс опытно – исследовательскую деятельность.
Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения: пульс участился, а значит, сердце работает быстрее при активном движении; если заткнуть уши, ничего не услышишь и т.д. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает убедиться, что человек не может видеть движущийся транспорт, обходя автобус спереди. Поджигая кусочки дерева, бумаги, показывает, как быстро огонь распространяется и охватывает предмет, и внушает мысль, что нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Предложив детям пройти некоторое расстояние с завязанными глазами, убеждает их в том, насколько важен этот орган и как тщательно его нужно беречь.
Основной метод работы наших педагогов – это проектная деятельность. Во-первых, проект – одно из средств интеграции образовательных областей.
Во – вторых — проектная деятельность помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что, в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. В исследовательском проекте дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газеты, плаката, книги, выставки. Ролево — игровой проект предполагает решение поставленных перед детьми проблем путем их вхождения в образы сказочных персонажей. С помощью информационных проектов дети самостоятельно получают необходимую информацию и реализуют ее на практике. Результатом творческих проектов могут стать оформление группы, показ спектакля и т.д. В проекте сочетаюся разные направленности, поэтому и содержание их различны, все зависит от отношения педагога к этой деятельности, его инициативы и творческого подхода.
Работу с детьми по валеологическому воспитанию строится на основе перспективного планирования, что позволяет отслеживать системную и комплексную работу. Мероприятия по валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей. Валеологические знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.
Проводимые оздоровительные мероприятия дают хорошие результаты, что отражает успешную работу педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей, а также огромный учебно-воспитательный потенциал, который имеет валеологический подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста.
Источник