Основные теории психологического развития ребенка

Основные теории психологического развития ребенка thumbnail

ул. Тверская, 68/2

Основные теории психологического развития ребенка

пн.-пт.: 8:00 — 20:00
сб.: 8:00 — 14:00
вс.: выходной

Основные теории психологического развития ребенка(3822) 43-22-03

Основные теории психологического развития ребенка

с 8:00 — 16:00 в
рабочие дни

Основные теории психологического развития ребенка8-913-870-9008

Основные теории психологического развития ребенка

Проспект Ленина, 177а,

Основные теории психологического развития ребенка

пн.-пт.: 8:00 — 20:00
сб.: 8:00 — 14:00
вс.: выходной

Основные теории психологического развития ребенка(3822) 46-83-43

Основные теории психологического развития ребенка(3822) 40-74-94

Основные теории психологического развития ребенка

с 8:00 — 16:00 в
рабочие дни

Основные теории психологического развития ребенка8-913-870-9012

ул. Крылова, 8

Основные теории психологического развития ребенка(3822) 52-82-33

Основные теории психологического развития ребенка

ул. Крылова, 8

Основные теории психологического развития ребенка(3822) 53-10-08

Посещение лекций в «Школе для будущих мам и пап»

Результаты голосования

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Психоаналитическая теория

Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

  1. оральная стадия (0 – 2 года);
  2. анальная стадия (2 – 3 года);
  3. фаллическая стадия (4 – 5 лет);
  4. латентная стадия (6 – 12 лет);
  5.  генитальная стадия (12 – 18 лет).

Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

  1. доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
  2. чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
  3. инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
  4. трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);
  5. понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);
  6. стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
  7. жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
  8. ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

Когнитивная теория

Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология . Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:

  1. выживание, или биологические потребности;
  2. безопасность и уверенность в будущем;
  3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);
  4. самооценка;
  5. самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.

Периодизация и закономерности психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

  1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
  2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
  3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

  1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
  2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
  3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .
Читайте также:  Карта история развития ребенка это

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития

  1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.
  2. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
  3. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
  4. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Сензитивные периоды

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск

Акушерское отделение №1

Акушерское отделение №1

Акушерское отделение №2

Акушерское отделение №2

Гинекологическое отделение

Гинекологическое отделение

Отделение дневной стационар

Отделение дневной стационар

Женская консультация №1

Женская консультация №1

Женская консультация №2

Женская консультация №2

Источник

Ранее уже говорилось о существовании большого числа теорий, объясняющих ход психического развития ребенка. Говорилось и о том, что все это множество укла­дывается в три возможных подхода — биогенетический, социогенетический и персонологический. Наиболее ярки­ми представителями биогенетического подхода являют­ся теории рекапитуляции Э.Геккеля и Ст.Холла и теория психосексуального развития З.Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них

Глава 1. Психология развития ребенка 37

теория рекапитуляции Э.Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном разви­тии повторяет весь ряд форм, которые прошли его жи­вотные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Од­нако другие ученые расширили временные рамки биоге­нетического закона за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторя­ет все стадии развития от одноклеточного существа до че­ловека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до совре­менной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гет-чинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культу­ры, соответственно которым сменяются интересы и по­требности ребенка от рождения к взрослости’.

Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность стано­вится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период — это период охоты и захвата до­бычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, дей­ствия тайком, жестокость, составление детских шаек, пре­обладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Вы­ражена нежность к животным, стремление иметь собствен­ное домашнее животное, дети в этот период любят стро­ить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период — земледельческий. Преобладаю­щей страстью ребенка является садоводство. Продолжа­ется с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Цит. по: Педология/Под ред. А.Залкинда. М.-Л., 1934.

38 Аверин В.А. Психология детей и подростков________

Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Люби­мые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального разви­тия достигает в 18-20 лет.

Читайте также:  Ребенку три года уровень развития

Завершая обзор теорий биогенетического направ­ления, кратко остановимся на психоаналитическом под­ходе к развитию ребенка.

З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определен­ным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенчес­кий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение кото­рой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо со­средоточено в области рта, языка и губ и связано с кор­млением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворе­ние потребностей, связанных с оральной областью, мо­жет затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же по­требности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конфор­мизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное на­пряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симпто­мы, либо явления регрессии — возврат к низшему уров­ню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эф­фекты, которые мы отмечали на примере оральной ста­дии развития».

Глава 1. Психология развития ребенка 39

Наиболее ярко основные взгляды социогенетическо-го подхода представлены в эпигенетической концепции Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития опреде­ляется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является ус­тановление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования поло­жительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, мо­жет ли он положиться на взрослых, способны ли они за­ботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать но­выми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии -дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно про­тиворечие между продолжающейся зависимостью ребен­ка и развивающейся у него автономией. Ребенок начина­ет осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появ­ляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конф­ликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в

‘ Подробное изложение теории З.Фрейда см. В кн. Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности» гл. 3, Л.Ф.Обуховой «Детская психология:теории, факты, проблемы».

40 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и на­стойчивая познавательная деятельность. Он весьма лю­бознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. По­этому так важна нормальная и адекватная реакция родите­лей и других взрослых на поддержку такого исследователь­ского поведения ребенка. Главная опасность — это появле­ние у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родите­ли, но для того, чтобы он мог их выполнять биологичес­ки, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную де­ятельность, в результате которой у него складывается чув­ство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конф­ликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подростково­го периода, на который приходится эта стадия — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать под­росток — это размывание чувства «Я». При этом подрос­ток может либо избегать слишком тесных межличност­ных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу,

Глава 1. Психология развития ребенка 41

пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрос­лыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2′.

Таблица 2

Возраст.
 
Результат
 
Нормальная
 
Аномальная
 
Область
 
развития
 
линия развития
 
линия развития
 
отно­
 
 
 
 
 
 
 
шений
 
 
 
 
 
/
 
0-1 год;
 
энергия и
 
Доверие к людям:
 
Недоверие к лю­
 
мать
 
жизненная
 
взаимная любовь
 
дям: как резуль­
 
 
 
радость
 
и признание ро­
 
тат плохого об­
 
 
 
 
 
дителей и ребен­
 
ращения матери с
 
 
 
 
 
ка, привязан­
 
ребенком, игно­
 
 
 
 
 
ность, удовлетво­
 
рирования, пре­
 
 
 
 
 
рение потребно­
 
небрежения им,
 
 
 
 
 
стей детей в об­
 
лишения любви.
 
 
 
 
 
щении и других
 
Слишком раннее
 
 
 
 
 
жизненно важных
 
или резкое отлу­
 
 
 
 
 
потребностей
 
чение ребенка от
 
 
 
 
 
 
 
груди, его эмо­
 
 
 
 
 
 
 
циональная изо­
 
 
 
 
 
 
 
ляция.
 
1-3 года;
 
контроль над
 
Самостоятельное
 
Сомнение в себе,
 
родители
 
собой;
 
ть, уверенность в
 
гипертрофирован­
 
 
 
стремление к
 
себе: ребенок
 
ное чувство сты­
 
 
 
власти
 
смотрит на себя
 
да: ребенок чув­
 
 
 
 
 
как на самостоя­
 
ствует свою не­
 
 
 
 
 
тельного, но еще
 
приспособленное
 
 
 
 
 
зависимого от
 
ть, сомневается в
 
 
 
 
 
родителей чело­
 
способностях,
 
 
 
 
 
века.
 
испытывает не­
 
 
 
 
 
 
 
достатки в разви­
 
 
 
 
 
 
 
тии элементар­
 
 
 
 
 
 
 
ных двигатель­
 
 
 
 
 
 
 
ных навыков.
 
 
 
 
 
 
 
Слаборазвита
 
 
 
 
 
 
 
речь, развито же­
 
 
 
 
 
 
 
лание скрыть
 
 
 
 
 
 
 
свою ущербность
 
 
 
 
 
 
 
от окружающих.
 
Читайте также:  Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка

‘ Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студен­тов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

42 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Продолжение Таблицы 2

3-6 лет;
 
целеустремде
 
Активость: живое
 
Пассивность: вя­
 
родители,
 
нность; уве­
 
воображение, ак­
 
лость, отсутствие
 
братья,
 
ренность в
 
тивное изучение
 
инициативы, ин­
 
сестры
 
себе
 
окружающего
 
фантильное чув­
 
 
 
 
 
мира, подража­
 
ство зависти к
 
 
 
 
 
ние взрослым,
 
другим детям,
 
 
 
 
 
включение в по-
 
подавленность,
 
 
 
 
 
лоролевое пове­
 
отсутствие npt-
 
 
 
 
 
дение.
 
знаков полороле-
 
 
 
 
 
 
 
вого поведения.
 
6-12 лет;
 
овладение
 
Трудолюбие: вы­
 
Чувство неполно­
 
школа,
 
методами и
 
раженное чувство
 
ценности: слабо­
 
соседи,
 
умениями
 
долга и стремле­
 
развитые трудо­
 
знако­
 
 
 
ние к достижени­
 
вые навыки, избе­
 
мые
 
 
 
ям, развитые
 
гание сложных
 
 
 
 
 
коммуникативны
 
заданий, сорев­
 
 
 
 
 
е умения. Ставит
 
новательных си­
 
 
 
 
 
перед собой и
 
туаций, острое
 
 
 
 
 
решает реальные
 
чувство неполно­
 
 
 
 
 
задачи, нацелен­
 
ценности, обре­
 
 
 
 
 
ность фантазии и
 
ченности. Кон­
 
 
 
 
 
игр на активное
 
формность, раб­
 
 
 
 
 
усвоение инстру­
 
ское поведение,
 
 
 
 
 
ментальных и
 
чувство тщетно­
 
 
 
 
 
предметных дей­
 
сти прилагаемых
 
 
 
 
 
ствий, ориента­
 
усилий при реше­
 
 
 
 
 
ция назадачу.
 
нии разных задач.
 
1^-18 лет;
 
преданность
 
Жизненное само­
 
Путаница ролей:
 
группа
 
и верность
 
определение: раз­
 
смещение и сме­
 
сверст­
 
 
 
витие временной
 
шение временных
 
ников
 
 
 
перспективы —
 
перспектив: мыс­
 
 
 
 
 
планов на буду­
 
ли не только о
 
 
 
 
 
щее, самоопреде­
 
будущем, но и
 
 
 
 
 
ление: каким
 
прошлом. Кон­
 
 
 
 
 
быть? Кем быть?
 
центрация ду­
 
 
 
 
 
Активный поиск
 
шевных сил на
 
 
 
 
 
себя и экспери­
 
самопознание,
 
 
 
 
 
ментирование в
 
сильно выражен­
 
 
 
 
 
разных ролях.
 
ное стремление
 
 
 
 
 
Четкая половая
 
разобраться в
 
 
 
 
 
поляризация в
 
себе в ущерб от­
 
 
 
 
 
формах поведе­
 
ношений с внеш­
 
 
 
 
 
ния. Лидерство в
 
ним миром. По-
 
 
 
 
 
группах сверст­
 
лоролевая фикса­
 
 
 
 
 
ников и при не­
 
ция. Смешение
 
 
 
 
 
обходимости
 
форм полороле-
 
 
 
 
 
подчинение им.
 
вого поведения.
 

Глава 1. Психология развития ребенка 43

Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З.Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э.Геккель: «Онто­генез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Ко­нечно, нельзя не признать действия наследственных фак­торов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э.Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он ис­пользует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация раз­вития.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 365; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8848 — | 8370 — или читать все…

Читайте также:

Источник