Основные теории психического развития ребенка кратко

Основные теории психического развития ребенка кратко thumbnail

Теории психического развития ребенка, представлены не малым число. Все это множество укладывается в три возможных подхода — биогенетический, социогенетический и персонологический.

Наиболее яркими представителями биогенетического подхода являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла и теория психосексуального развития З. Фрейда.

Исторически первыми получили признание в науке теории биогенетического направления, и первая среди них теория рекапитуляции Э. Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Однако другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

  1. Первый из них — это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.
  2. Следующий период — это период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.
  3. Третий период назван периодом пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.
  4. Четвертый период — земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.
  5. Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.

Завершая обзор теорий биогенетического направления, кратко остановимся на психоаналитическом подходе к развитию ребенка.

З. Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определенным запасом энергии — «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенческий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с оральной областью, может затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же потребности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конформизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо явления регрессии — возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты, которые мы отмечали на примере оральной стадии развития».

Наиболее ярко основные взгляды социогенетического подхода представлены в эпигенетической теории психического развития ребенка Эрика Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии от 1 года до 3-х лет.

Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-12 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители, но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности.

Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?». Главная опасность, которой должен избежать подросток — это размывание чувства «Я». При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или с головой уйти в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2.
Основные теории психического развития ребенка кратко
Какие же выводы можно сделать из приведенных выше теорий психического развития ребенка?

Смысл теорий рекапитуляции (теория З. Фрейда тоже относится к ним) точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Конечно, нельзя не признать действия наследственных факторов, о чем уже говорилось выше. Но при этом в рамках этих теорий полностью игнорируется внешняя стимуляция развития ребенка. А хорошо известно, что стимуляция и депривация влияют на процессы созревания и развития психических функций. Что касается теории Эриксона, то она как раз учитывает оба этих фактора, а, кроме того, выделяет основной конфликт в рамках каждого этапа. Кстати говоря, теория Э. Эриксона наиболее близка к той, о которой сейчас пойдет речь, именно потому, что он использует те же критерии периодизации, которые нам уже хорошо известны: кризис развития, ведущая деятельность, психические новообразования, социальная ситуация развития.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник

К
числу ранних психологических теорий
относится концепция рекапитуляции.
Э. Геккель
сформулировал биогенетический закон
в отношении эмбриогенеза: онтогенез
есть краткое и быстрое повторение
филогенеза. Этот
закон был перенесен на процесс
онтогенетического развития ребенка.

Американский
психолог Стенли
Холл

считал, что ребенок в своем развитии
кратко повторяет развитие человеческого
рода. По его мнению, дети часто просыпаются
ночью в страхе, даже в ужасе и после
долго не могут уснуть. Он объяснял это
атавизмом: ребенок попадает в давно
прошедшую эпоху, когда человек один
спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям,
и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал,
что игра ребенка — это необходимое
упражнение для полной утраты рудиментарных
и теперь уже бесполезных функций; ребенок
упражняется в них подобно головастику,
который непрерывно двигает своим
хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл
предполагал также, что развитие детского
рисунка отражает те стадии, которые
проходило изобразительное творчество
в истории человечества. Дж.
Уотсон

гены передаются по наследству и определяют
только сам механизм мозга, а остальное
обусловливается социальными условиями
жизни. В поведении человека нет ничего
врожденного и каждое действие есть
продукт внешней стимуляции → Человек
обладает неограниченными возможностями.
Р = Б ∩ С (развитие есть пересечение
биологического и социального).

Э. Торндайк
– развитие происходит при жизни ребенка
и зависит в основном от социального
окружения, от условий жизни, т.е. от
стимулов, поставляемых средой. Таким
образом, главное внимание в исследованиях
детского развития должно уделяться
изучению условий, способствующих или
препятствующих научению, т.е. образованию
связей между стимулом (S) и реакцией (R)
.

Торндайк
вывел четыре основных закона научения:

1)
закон
повторяемости, чем чаще повторяется
связь между S и R, тем быстрее она
закрепляется и тем прочнее;

2)
закон
эффекта (в конце выучиваемой реакции
обязательно должно быть подкрепление);

3)
закон
готовности (образование новых связей
зависит от состояния субъекта);

4)
закон
ассоциативного сдвига (нейтральный
стимул, связанный по ассоциации со
значимым, тоже начинает вызывать нужное
поведение).

Б. Скиннер
отвергает,
как ненаучные все попытки объяснить
поведение человека на основе внутренних
побуждений, он подчеркивает, что поведение
целиком определяется влиянием внешней
среды. Скиннер считает, что человеческое
поведение так же, как и поведение
животных, можно «сделать», создать и
осуществлять контроль над ним. Главное
понятие концепции Скиннера — подкрепление,
то есть увеличение или уменьшение
вероятности того, что соответствующий
акт поведения повторится снова.
Подкрепление и награда — не тождественные
понятия. Подкрепление усиливает
поведение. Награда не обязательно
способствует этому. Скиннер различает
первичное и условное подкрепление.
Первичные формы подкрепления — это пища,
вода, сильный холод или жара и т.п.
Условное подкрепление — это первоначально
нейтральный стимул, который приобрел
подкрепляющую функцию благодаря
сочетанию с первичными формами
подкрепления (любовь, одобрение,
внимание). Скиннер различает отрицательное
подкрепление и наказание. Отрицательное
подкрепление усиливает поведение,
наказание обычно подавляет его.

А. Бандура
считает, что для приобретения новых
реакций на основе подражания не
обязательно подкрепление действий
наблюдателя или действий модели; но
подкрепление необходимо для того, чтобы
усилить и сохранить поведение,
сформированное благодаря подражанию.
А. Бандура установил, что процедура
визуального научения (то есть тренировка
при отсутствии подкрепления или наличии
косвенного подкрепления только одной
модели) особенно эффективна для усвоения
нового социального опыта. Благодаря
такой процедуре у испытуемого формируется
«бихевиоральное предрасположение» к
ранее маловероятным для него реакциям.
Научение посредством наблюдения важно,
по мнению Бандуры, потому, что с его
помощью можно регулировать и направлять
поведение ребенка, предоставляя ему
возможность подражать авторитетным
образцам.

Э. Эриксон
выделяет 8 этапов в развитии человека,
каждый из которых сменяется через
кризис. Развитие личности происходит
всю жизнь.

1 стадия
(0-1 год):
развитие
детерминируется близкими людьми.
Основная цель- формирование базового
доверия. Если она не достигается,
формируется чувство недоверия
(настороженность, закрытость), оказывает
влияние на характер человека.

2 стадия
(1-3 года):
развивается
чувство автономии, если это не достигается,
то формируется чувство зависимости от
окружающих. Автономность будет
формироваться в зависимости от того,
как взрослые реагируют на проявление
самостоятельности ребенка.

3 стадия
(3-6 лет):

развивается либо чувство инициативы,
либо чувство вины. Развитие этих чувств
связано с успешностью протекания
социализации и зависит от строгости,
предъявляемых взрослыми правил. Ребенок
учится соотносить свои желания с нормами
принятыми в обществе.

4 стадия
(6-14 лет):

развивается либо трудолюбие, либо
чувство неполноценности. Школа, учителя
и одноклассники играют самую важную
роль. От того, как ребенок учится,
складываются отношения с одноклассниками,
как его оценивает учительница, зависит
развитие личностных качеств.

5 стадия
(14-20 лет):

формирование у подростка чувства ролевой
идентичности или ролевой неопределенности.
Главный фактор — общение со сверстниками.
Выбор будущей профессии, достижение
карьеры, т. е. формируется стратегия
всей жизни.

6 стадия
(20-35 лет):
развитие
близких интимных отношений с окружающими,
особенно с противоположным полом. При
отсутствии развивается чувство изоляции.

7 стадия
(35-60 лет):
одна
из важнейших стадий, по мнению Эриксона,
т.к. связана либо со стремлением человека
к покою, стабильности, либо к постоянному
развитию, творчеству. Большое значение
имеет работа и интерес, который она
вызывает. Важна удовлетворенность
человека своим социальным местом.

8 стадия
(60-65 лет и далее):

пересмотр всей жизни, подведение итогов.
Формируется либо чувство удовлетворенности
жизнью и осознание идентичности, либо
неудовлетворенность (такое ощущение
губительно для личности). Очень важна
целостность личности на всех этапах.

Теория
интеллектуального развития личности
Ж. Пиаже
.
Когнитивная
схема: действия, понятия, образы.
Основные
механизмы, с помощью которых выстраиваются
когнитивные схемы: ассимиляция
и аккомодация.
Ассимиляция

это механизм включения новой проблемной
ситуации в старые, уже сформировавшиеся
схемы, но при этом изменение старых схем
не происходит (если ребенок продолжает
сосать ложечку с целью утоления голода).
При аккомодации
старые схемы изменяются так, чтобы можно
было их применить к новой задаче
(например, ребенок модифицирует движения
губ и языка, чтобы забрать с ложечки
пищу). Ассимиляция и аккомодация
определяют приспособление ребенка к
новой проблемной ситуации, их сочетание
дает адаптацию.

В
первом периоде
активно развивается восприятие, которое
является базой для интеллекта, не развита
речь, отсутствуют представления.
Поведение строится на основе восприятия
и движения:

1)
у ребенка есть врожденные рефлексы их
необходимо тренировать, упражнение
рефлексов ведет к появлению навыков
(поворот головы),

2)
ребенок
сосредоточен не на собственной активности,
а на изменениях вызванных его действиями,

3)
экспериментирование
с предметами,

4)
случайное
изменение дает неожиданный эффект,
ребенок закрепляет его в новую схему
действия,

5)
специально изменяет действия
(экспериментирует),

6)
комбинирует
схемы действий в уме, формируется
внутренний план действий.

Во
втором
периоде мышление
реализуется с помощью представлений.
Ребенок не способен к доказательству,
рассуждению (феномены Пиаже у дошкольников,
которые не владеют понятием сохранения
количества). К 7-8 годам феномены Пиаже
исчезают, но логические операции еще
нуждаются в опоре на наглядность.

Третий
период: мышление
становится гипотетико-дедуктивным.

Период

Стадии

Возраст

Сенсомоторный
интеллект

(0-2года)

1.Упражнение
рефлексов

0-1мес

2.Проявление
элементарных навыков и первичных
круговых реакций

1-4мес

3.Вторичные
круговые реакции

4-8мес

4.Начало
практического интеллекта

8-12мес

5.Третичные
круговые реакции

12-18мес

6.Начало
интериоризации схем

1,5-2года

Репрезентативный
интеллект и конкретные операции

(2-11лет)

1.Дооперационные
представления

2-7лет

2.Конкретные
операции

7-11лет

Формальные
операции

(11-15лет)

Л.
Колберг
продолжал
эксперименты Пиаже, использовал
клинические беседы.

  1. Доморальный
    уровень
    – внешние нормы морали, установленные
    взрослыми, выполняются ребенком из
    эгоистических соображений: а)
    чтобы
    избежать наказания, б)
    чтобы получить
    поощрение.

  2. Конвенциональная
    мораль
    (соглашение) Достигается договоренность
    между взрослыми и детьми: в)
    ориентация
    на оправдание ожиданий и одобрение
    др.; г)ориентация
    на авторитет.

(а,
б, в, г – стадии внешней мотивации,
поведение ребенка неустойчиво)

  1. Автономная
    мораль
    — нормы, принципы становятся внутренними:
    д)
    ориентация
    на принципы общественного благополучия,
    е)
    доминирование
    общечеловеческих, этических принципов.

З.
Фрейд

представлял психическую жизнь состоящей
из трех уровней: бессознательного,
предсознательного и сознательного.
Источником инстинктивного заряда,
придающего поведению мотивационную
силу, он считал бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией. 3.
Фрейд обозначил ее термином «либидо».
Эта сфера закрыта от сознания в силу
запретов, налагаемых обществом. В
предсознательном
теснятся психические переживания и
образы, которые без особого труда могут
стать предметом осознания. Сознание
не
пассивно отражает процессы, которые
содержатся в сфере бессознательного,
но находится с ними в состоянии постоянного
антагонизма, конфликта, вызванного
необходимостью подавлять сексуальные
влечения.

Позднее
3. Фрейд предложил иную модель человеческой
личности. Он утверждал, что личность
состоит из трех основных компонентов:
«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»-
наиболее примитивный компонент, носитель
инстинктов, «бурлящий котел влечений».
Будучи иррациональным и бессознательным,
«Оно» подчиняется принципу удовольствия.
Инстанция «Я»
следует принципу реальности и учитывает
особенности внешнего мира, его свойства
и отношения. «Сверх-Я»
служит носителем моральных норм. Эта
часть личности играет роль критика и
цензора. Если «Я» примет решение или
совершит действие в угоду «Оно», но в
противовес «Сверх-Я», то оно испытает
наказание в виде чувства вины, укоров
совести.

Поскольку
требования к «Я» со стороны «Оно»,
«Сверх-Я» и реальности несовместимы,
неизбежно его пребывание в ситуации
конфликта, создающего невыносимое
напряжение от которого личность спасается
с помощью специальных «защитных
механизмов» — таких, например, как
вытеснение, проекция, регрессия,
сумбимация. Одно из основных положений
психоаналитического учения о развитии
личности заключается в том, что
сексуальность и есть основной человеческий
мотив.

В
соответствии со своей сексуальной
теорией психики З.Фрейд все стадии
психического развития человека сводит
к стадиям преобразования и перемещения
по разным эрогенным зонам либидонозной
или сексуальной энергии. Эрогенные зоны
— это области тела, чувствительные к
стимулу, будучи стимулированы, вызывают
удовлетворение либидонозных чувств.
Каждая стадия имеет свою либидонозную
зону, возбуждение которой создает
либидонозное удовольствие. Перемещение
этих зон создает последовательность
стадий психического развития. Таким
образом, психоаналитические стадии —
это стадии психического генеза в течение
жизни ребенка. В них отражено развитие
«Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние
между ними.

Оральная
стадия (0-1 год)

— основной источник удовольствия, а,
следовательно, и потенциальной фрустрации,
сосредоточивается на зоне активности,
связанной с кормлением. Ведущая эрогенная
область на этой стадии — рот, орудие
питания, сосания и первичного обследования
предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это
тип сексуальных проявлений ребенка. На
оральной стадии фиксации либидо у
человека, по мнению 3.Фрейда, формируются
некоторые черты личности: ненасытность,
жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.
Уже на оральной стадии, согласно его
представлениям, люди делятся на оптимистов
и пессимистов.

Анальная
стадия (1-3 года)

На этой стадии либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом
внимания ребенка, приучаемого к
опрятности. Теперь детская сексуальность
находит предмет своего удовлетворения
в овладении функциями дефекации,
выделения. Здесь ребенок встречается
со многими запретами, поэтому внешний
мир выступает перед ним как барьер,
который он должен преодолеть, и развитие
приобретает здесь конфликтный характер.
Особенности характера, формирующиеся
на анальной стадии, — аккуратность,
опрятность, пунктуальность; упрямство,
скрытность, агрессивность; накопительство,
экономность, склонность к коллекционированию.

Фаллическая
стадия (3-5 лет)

характеризует высшую ступень детской
сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. До сих
пор детская сексуальность была
аутоэротичной, теперь она становится
предметной, то есть дети начинают
испытывать сексуальную привязанность
к взрослым людям. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидонозную привязанность
к родителям противоположного пола 3.
Фрейд назвал Эдиповым-комплексом для
мальчиков и комплексом Электры для
девочек, определив их как
мотивационно-аффективные отношения
ребенка к родителю противоположного
пола. На фаллической стадии происходит
зарождение таких черт личности, как
самонаблюдение, благоразумие, рациональное
мышление, а в дальнейшем утрирование
мужского поведения с усиленной
агрессивностью.

Латентная
стадия (5-12 лет)

характеризуется снижением полового
интереса.

Генитальная
стадия (12-I8 лет)

— характеризуется возвращением детских
сексуальных стремлений, теперь все
бывшие эрогенные зоны объединяются, и
подросток, с точки зрения З. Фрейда,
стремится к одной цели — нормальному
сексуальному общению. Однако, осуществление
нормального сексуального общения может
быть затруднено, и тогда можно наблюдать
в течение генитальной стадии феномены
фиксации или регрессии к той или другой
из предыдущих стадий развития со всеми
их особенностями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник