Основные сферы развития ребенка и их взаимосвязь
«Не по дням, а по часам». Сферы развития ребёнка.
Как часто мы слышим о том, насколько быстро растут дети. Ещё вчера родители качали своё маленькое чудо на руках, а уже сегодня с трепетом и замиранием сердца наблюдают, как бодро сынуля рассказывает стишки на утреннике в детском саду. А дочка вот-вот станет первоклассницей.
И создается ощущение, что детки растут быстро, не успеваешь и оглянуться. Однако что стоит за этими годами, так резво пробежавшими мимо? Бессонные ночи, тысячи детских вопросов и тысячи родительских ответов на них, бесчисленные простуды, первые улыбки, первые ссоры, и, конечно, неизбежные возрастные кризисы. Если с простудой и обидами среднестатистические родители еще могут справиться самостоятельно, то как быть с психологическими трудностями, неизбежно возникающими в результате взросления? Большинство родителей наслышано о подростковом кризисе, так называемом «трудном возрасте», но задумывались ли Вы о том, что в жизни маленького человечка далеко не одна переломная точка, отделяющая один возраст от другого? И в каждый переломный период ребёнок нуждается в особой заботе, помощи и поддержке. Только родители, имеющие достаточно знаний обо всех сферах развития своего малыша в данный возрастной период могут оказать своему ребёнку достаточный уход, создать определенный психологический климат вокруг своего чада и проследить за тем, чтобы ни одна сфера развития не была упущена. Для того, чтобы все периоды взросления малыша с поступления в детский сад и до наступления школьного возраста проходили мягко и безболезненно, давайте разберемся, что происходит в его душе на протяжении первых лет его жизни, времени, когда формируется основа личности, определяющая то, каким человеком будет ваш малыш в дальнейшем.
Существует шесть сфер развития человека. Первыми и наиболее яркими изменениями являются физические изменения в организме. Встречая давно забытых родственников, первое, что слышит малыш – это неизменная фраза: «Как же вырос!». Говоря данную фразу, люди подразумевают именно физические изменения, произошедшие с ребёнком: постепенное изменение пропорций тела, размеров его органов и конечностей. На втором месте располагаются интеллектуальные изменения, происходящие с ребёнком: постепенное освоение и грамотное использование речи, способность выстраивать рассуждения, логические цепочки, генерировать те или иные идеи, решать определенные трудности и задачи. Интеллектуальное развитие неизменно связано с физическим, поскольку оно было бы невозможно без физического роста головного мозга ребёнка.
О физическом и интеллектуальном развитии слышали многие. Когда говорят о взрослении, в первую очередь подразумеваются именно эти две сферы, однако существуют и другие. Сексуальное развитие, как ещё одна из сфер развития человека, является поэтапным процессом развития сексуальности, начавшееся с самого момента рождения и непрерывно, однако скачкообразно, т.е. с разной скоростью, продолжающееся на протяжении всего периода взросления.
Развитие иных сфер личности происходит менее открыто для окружающих. Оценить степень развития данных сфер возможно, лишь тесно и доверительно пообщавшись с ребенком, в некоторых случаях они могут проявиться лишь в определенных жизненных ситуациях, а порой оценить, насколько развита та или иная сфера развития, может лишь специалист. В данный список входят три сферы: во-первых, социальное развитие, под которым подразумевается получение определенных знаний, умений и навыков, использующихся при взаимодействии между ребёнком и окружающими его людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Во-вторых, эмоциональное развитие, включающее в себя эмоции и чувства ребёнка, его реакцию на различные жизненные ситуации, а также на изменения его собственных желаний, интересов и чувств, включая форму их выражения. И, наконец, в-третьих, нравственное развитие ребёнка, осознание существования хорошего и плохого, умение дать любому человеку, поступку и событию оценку с точки зрения норм нравственности и морали, а также умение контролировать себя, свои потребности и желания, если они противоречат общепринятым нормам нравственности, что иногда именуется совестью.
Безусловно, каждая из шести сфер не относится однозначно к какому-либо одному возрастному периоду, ребёнок любого возраста находится сразу же в процессе формирования нескольких сфер одновременно. В период раннего возраста ребёнок одновременно учится ходить и изучает своё тело, что развивает физическую и сексуальную сферы, помимо прочего малыш проявляет интерес к свойствам и характеристикам окружающих его предметов, осваивает различные способы манипуляции с ними, что влияет на развитие интеллектуальной сферы. В это же время ребёнок пробует способы взаимодействия с окружающими его людьми и получает от них обратную связь в ответ на свои поступки, осознавая, что хорошо, а что плохо, что затрагивает социальную и моральную сферы. А выражение ребёнком чувства независимости, особенно в период кризиса 3-х лет – не что иное, как проявление эмоциональной сферы.
Родителям необходимо помнить, что именно взрослые являются основным мотивом, если говорить о развитии у ребёнка навыков общения. Исключительно благодаря взрослым ребёнок уже с первых месяцев может успешно взаимодействовать с окружающими: вначале реагируя на появление взрослого, следуя за движениями взрослого взглядом, чуть позже – отвечая улыбкой на улыбающегося человека. Около 4-6 месяцев ребёнок уже в состоянии удерживать взгляд на взрослом достаточно длительное время. С развитием двигательных способностей ребёнок начинает вначале пытаться привлечь внимание родителей, а затем и вовсе подражать взрослому, испытывая потребность совершать действия вместе с ним.
Так происходит до тех пор, пока психологическое единство матери и ребёнка не начинает разделяться. Уже к началу второго года жизни малыш не так зависим от матери, и, вследствие отдаления друг от друга, психологическое развитие ребёнка начинает ускоряться. Ведущим видом деятельности становятся манипуляции с предметами. Также у ребёнка достаточно активно в данный период развиваются речевые навыки и закладываются основы самооценки. Родителям важно учитывать эту особенность и быть особенно внимательными, поскольку именно в данный период – в период кризиса первого года жизни в ребёнке зарождаются основные противоречия, которые затем приводят малыша к новым этапам развития.
Одной из первостепенных задач является задача овладеть управлением собственным телом, поскольку ходьба в данном возрасте становится средством достижения иных поставленных ребёнком перед собой целей, речь уже становится более понятной для родителей, но еще требует преобразования, а манипуляции с предметами постепенно сменяются рядом осознанных действий с ними.
Ещё одной немаловажной задачей раннего возраста является первоначальное формирование таких познавательных функций личности, как память, внимание мышление, сенсорика и восприятие. С постепенной произвольной формой запоминания слов развивается речь, а также первое представление о себе, как отдельной личности со своими желаниями и потребностями. Ребёнок начинает использовать местоимение первого лица: «я», «моё», а также называть себя по имени. В тот же период у малыша начинают формироваться навыки коммуникации с конкретными людьми, интерес к другим людям, стремление к общительности и подражанию окружающим людям. Родителям важно помнить, что развитие психики ребёнка в данном возрасте и разнообразие форм проявления общительности зависят исключительно от включенности ребёнка в общение между взрослыми в семье.
Порой родители задают психологам и педагогам один волнующий многих вопрос: какие же направления развития ребёнка раннего возраста являются наиболее приоритетными? Ответ на данный вопрос однозначен, ребёнка необходимо развивать комплексно, не упуская ни одну сферу деятельности. К трём годам ребёнок должен научиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, что называется социализацией. Через беседы можно сформировать начальное представление об окружающем мире. Помимо этого необходимо сенсорное развитие: овладение понятиями цвета, формы, величины, а также расположения предметов в пространстве. Также немаловажно развитие с помощью игровой деятельности когнитивной сферы, включающей в себя непосредственно мышление, логику, память, воображение. Огромную важность имеет доведение навыков самообслуживания до полной самостоятельности – умение покушать, убрать за собой игрушки, переодеться, сходить в туалет без помощи взрослых. Эмоциональное развитие, умение сочувствовать и сопереживать, необходимо наравне с творческим, а также наравне с формированием начального чувства ритма через слушанье музыки. Помимо прочего нельзя забывать о физических нагрузках: кувырканиях, прыжках, стоянии на одной ноге и прочими посильными упражнениями. Поскольку именно физически здоровый и развитый по возрасту ребёнок обладает всеми шансами стать полноценной и гармоничной личностью! Желаем здоровья Вам и Вашим детям!
Источник
ТОП 10:
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.
Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.
Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.
В раннем детстве происходит становление самосознания:
— примерно в два года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – это простейшая, первичная форма самосознания.
— ребёнок начинает называть себя, сначала в 3-ем лице, потом по имени;
— примерно в 3 года наступает момент, когда ребёнок как бы открывает самого себя, он начинает сознательно произносить местоимение «Я», образуется «система Я». Её появление означает переход от самопознания к самосознанию. Это важнейшее новообразование раннего возраста.
У ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов. Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.
С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.
Усвоение нравственных норм. С развитием общения ребенок все сильнее вовлекается в систему социальных отношений и должен ориентироваться на те нормы поведения, которые приняты между людьми. Уже в период от 1,5 года до 2 лет ребенок имеет представления о том, что игрушки и книжки должны быть целыми, одежда чистая и не мятая, не рваная и со всеми пуговицами, что самому надо быть умытым и причесанным, а в вещах поддерживать порядок. Одновременно дети усваивают элементарные нормы поведения в тех или иных ситуациях, обычно связанные с аккуратностью, сдерживанием агрессивности, послушанием. Эти представления и являются первыми нормами, которые ложатся в основу детского понимания, что правильно, что нет, что хорошо, а что плохо. Так ребенок осваивает первую ступень нравственного чувства. Понятно, что такое усвоение нравственных норм возможно только с помощью посредника-взрослого. Первые нравственные нормы еще не очень устойчивы, и в силу слабого контроля за своим поведением ребенок часто и легко их нарушает.
У детей начинает развиваться эмпатия– понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.
У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.
Кризис трех лет
Если вы водите автомобиль, то, наверняка, помните, как вы ездили на нем первое время. Очень осторожно, внутренне сжавшись от страха, как бы не пропустить какой-нибудь дорожный знак, не зацепить бордюр, и не забыть включить поворотник. Но вот наступил счастливый момент, когда вы почувствовали, что машина вас беспрекословно слушается, ваши действия достигли автоматизма, вы полностью контролируете ситуацию, и, самое приятное, что вы стали получать удовольствие от вождения. С этого момента большинство автолюбителей начинает бесшабашно гонять на автомобиле, наслаждаясь этим непередаваемым чувством уверенности в своих силах.
С ребенком происходит в точности то же самое! Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации. Проходит время, малыш становится более развит физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Ребенок, исследуя пространство, видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир (если пнуть мячик, то он покатится; если долго ныть, то дадут то, что просишь). Малыш исследует свойства не только неодушевленных предметов, но и поведение людей, его окружающих. Он подражает взрослым, использует их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам, начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними. Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я сам это умею! Я сам это могу! Я большой, как мама и папа!». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью. И… начинает «бесшабашно гонять на автомобиле». Не ведая опасности, и не понимая, почему его постоянно одергивают, что-то запрещают, воспитывают, все решают за него.
Таким образом, кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли.
Любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт). И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может!
В этом кризисе проявляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский, назвав их «семизвездие симптомов кризиса»:
1. Негативизмпроявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Было замечено также, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он самтак решил! Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?».
В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не советую, так как это обман.
Еще меня часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, сын говорит: «Не буду умываться!». Я говорю: «Давай вместе будем умываться!». Ну, а дальше моя задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико…» или умываем мишку.
2. Упрямство.Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.
Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил. Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение — попросит книжку.
3. Обесценивание – изменяется отношение ребенка к тому, что раньше было дорого: к вещам (ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку); к нормам поведения (отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными); к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.
Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек. Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже.
4. Строптивостьнаправлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.
5. Своеволиевыражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать» и т. д., но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.
6. Протест-бунтвыражается в частых ссорах детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
Протест-бунт ребенка – это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»). Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.
Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты — очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).
7. Проявления деспотизматаковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету.
Ребенок учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми.
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяете малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему еще сложно понять ваши объяснения и нравоучения, вернее он их понимает по-своему.
Вспомним автомобилиста. Чем больше критических ситуаций возникает на дороге, тем быстрее автомобилист приходит к мысли о необходимости смотреть на себя со стороны, глазами других участников движения. И, соответственно, меняется стиль его вождения. И ребенок — чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее пройдет кризис, тем быстрее он научится взаимодействовать с людьми.
Резюмируя вышесказанное, сформулируем основные принципы поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без психических травм для ребенка:
1. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?»,
2. Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».
3. Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
4. Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
5. Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
6. Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
7. Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.
8. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь!
Это время трудное не только для ребенка, но для родителей, так как требует коренного пересмотра отношения к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы.
От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.
Воспитывайте ребенка не замечаниями, а на своем примере. То есть ведите себя с ребенком так, как хотели бы, чтобы он вел себя с окружающими людьми, в том числе и с вами.
Источник