Основные показатели психического развития ребенка

К показателям психического развития ребенка относят:

— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);

— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.

И все-таки что это за факты?

ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ■ 71

Психологический факт — предмет психологического изучения.

Во-первых, это физические и умственные действияребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность—феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

Во-вторых, это речь ребенка,т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведениеребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);

характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);

— проявление качеств социальногоповедения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.

Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 1518; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9182 — | 7788 — или читать все…

Читайте также:

Источник

К показателям психического развития ребенка относят:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К. Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность — феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое — широкое, толстое — худое, нежное — грубое, красивое — неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.).

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ипользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный — красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный — изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
 
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффективным?

Первое и, может быть, главное условие — это выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.

Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
— физическое развитие;
— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
— самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
— поведение ребенка.

Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Лешли).

Какие следует дать советы наблюдателю?
1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н. С. Русиной и В. А. Урываева темами для беседы могут быть:

  • семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность — экстенсивность и активность — пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
  • родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
  • участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;
  • свободное время: количество и качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
  • самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
  • школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
  • статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов, ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка — это эксперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
— возможность определения нормы развития;
— возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
— возможность одномоментного сбора большого материала;
— отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном — концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка — социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности — психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник

ЛЕКЦИЯ
2 -3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

  1. Показатели
    психического развития;

  2. Факторы
    развития;

  3. Основные
    закономерности психического развития;

  4. Психическое
    развитие как усвоение общественно
    исторического опыта;

  5. Принципы
    изучения психики ребенка.

Показатели
психического развития

Психология
рассматривает сознание человека в его
неразрывной связи с деятельностью.
Побуждаемая определенны­ми мотивами,
направленная на достижение заранее
поставленных целей, деятельность
человека разумна. В ней раскрываются
все стороны человеческой личности.
Важными показателями психи­ческого
развития ребенка являются содержание,
характер, спо­соб и направленность
его деятельности.

Чтобы судить о
том, насколько развит ребенок, следует
вы­делить те показатели, которые
являются основными для формирования
всесторонне развитой личности. Такими
показа­телями являются:

  1. Развитие познания
    и познавательной деятельности ребенка.

  2. Формирование
    системы личностных отношений к
    действи­тельности и к самому себе.

  3. Овладение системой
    разнообразных практических и умственных
    действий, обеспечивающих возможность
    продуктивной
    деятельности.

Эти три стороны
неотделимы друг от друга, но выступают
они различно в разных проявлениях
человеческой личности и на раз­ных
ступенях ее развития.

Поскольку психика
есть отражение действительности, ее
раз­витие обнаруживается в том, что
отражает ребенок в разные пе­риоды
своей жизни и как протекает самый процесс
познания.

Развитие
познавательной деятельности сказывается
не толь­ко в том, что у ребенка
увеличивается объем знаний об окружа­ющих
его вещах, но и в изменении глубины
познания. Знания приобретают все большую
осмысленность, системность, подвиж­ность
и обоснованность. Даже хорошо знакомые
ребенку с пер­вых лет его жизни предметы
отражаются им по-разному в раз­ные
моменты его жизни.

Процесс развития
есть переход ребенка от поверхностного
от­ражения отдельных, разрозненно
воспринимаемых им явлений к познанию
их сущности, к раскрытию законов, ими
управляю­щих, переход к системным и
осмысленным знаниям.

«Умственный
мир ребенка населен скорее единицами,
чем группами, а у взрослого весь внешний
и внутренний мир распре­делен в ряды
систем»,— писал И. М. Сеченов.

Развитие
познавательной деятельности выражается
и в том, что ребенок постепенно овладевает
все более совершенными спо­собами
отражения действительности. Он научается
наблюдать, запоминать выборочно то, что
является наиболее существенным, а затем
намеренно воспроизводить только тот
материал, который ему нужен. В процессе
развития ребенок научается сравнивать
и группировать однородные вещи,
рас­суждать, делать выводы из наблюдаемых
явлений, а за­тем критически проверять
их.

Значит, развитие
познания обнаруживается не только в
из­менении объема и глубины познаваемого
ребенком содержания, но и в овладении
детьми способами познавательной
деятельности.

Отражая мир, человек
так или иначе относится к позна­ваемым
явлениям, событиям общественной жизни,
к людям и к самому себе. Чем более зрелым
становится человек, тем больше определяются
его собственные взгляды, отношения,
оценки. От­ношения младенца к окружающему
миру выражены в первич­ных чувствах
удовольствия и неудовольствия. Они
вызываются удовлетворением и
неудовлетворением его простейших
жизнен­ных потребностей. Голод, боль,
усталость вызывают отрицатель­ные
переживания. Они проявляются в чувстве
неудовольствия. Ласка, тепло, насыщение
вызывают положительное отношение.

Развитие сферы
эмоциональных отношений ребенка
выражается в следующем:

  1. Постепенно
    безразличные, т. е. «эмоционально-нейтраль­ные»
    вещи, например новое нарядное платье,
    цветные картинки, поступки людей и т.
    п., не имеющие жизненного значения для
    ре­бенка, начинают вызывать в нем
    какие-то чувства.

  2. Пятилетний ребенок
    испытывает не только чувства удовольствия
    — неудовольствия. Его отношения к
    бабушке и маме, к игрушке и к знакомой
    колыбель­
    ной песне, к собственным
    успехам и к похвале любимого отца
    различны. Они приобретают множество
    оттенков и становятся порой сложными
    противоречивыми переживаниями.

  3. Отношение,
    выраженное в чувствах подрастающего
    челове­ка, становится общественно
    обоснованным, а тем самым и более
    стойким. Чувства старшего ребенка
    — школьника — усилены приобретенной
    им системой знаний и практическим
    опытом, в то время как чувства маленьких
    детей еще в значительной мере имеют
    подражательный характер. Система
    стойких мировоззрен­ческих чувств
    опирается на осмысленные и обоснованные
    знания.
    Они становятся подлинными
    убеждениями развитого человека.

Овладение системой практических и умственных действий

Сознание
человека выражено в его деятельности.К-
Маркс говорил, что «человек не только
отражает мир, но и творит его».

Развитие ребенка
выступает в изменении его действий,
всего его поведения, всех видов его
деятельности. Изменя­ется и самый
процесс деятельности, ее содержание,
уровень, стру­ктура, направленность.
Так, игра трехлетнего ребенка более
при­митивна, проста, однообразна, чем
игра шести-, семилетних детей. Учебная
деятельность студента отличается от
учебной работы первоклассника не только
по содержанию усваиваемого материа­ла.
Все большую роль начинает играть
собственно умственная деятельность.
Изменяется и отношение ребенка к своим
успехам и неудачам, к товарищам и
окружающим взрослым.

Развитие личности
не совершается ритмично и равномерно:
в одни периоды жизни наиболее заметные
сдвиги совершаются в познавательной
деятельности ребенка; другие периоды
характе­ризуются интенсивной
перестройкой взглядов и формированием
убеждений (у подростка, юноши). Но
несомненно, что ребенок в каждый момент
своей жизни есть единая и целостная
личность во всех сложных и часто
противоречивых ее проявлениях.

Целостность и
своеобразие каждой личности с наибольшей
полнотой выступает в повседневной жизни
человека, в его пове­дении, в его
поступках, т. е. в таких действиях
человека, в кото­рых выражено его
отношение к окружающему.

По
изменению поступков ребенка можно
судить о его разви­тии. Изменяется
сам поступок, приобретая все более
отчетливо выраженное общественное
значение. У младшихдетей
цели и мотивы выражают их субъективные,
случайные и эгоистические желания; у
старших они определяются общественными
понятия­ми и мотивами. Отдельные,
случайные поступки превращаются в
систему поступков, т. е. в образ действия
подрастающего чело­века.

Более
постоянной, органичной становится связь
между целью, мотивом и
способом
ее достижения. У маленьких детей нет
свя­зи между целью и
способом
действия или между целью и моти­вом.
Эта связь формируется в процессе
развития. Непроизволь­ное, импульсивное,
непоследовательное поведение,
проявляющее­ся в необдуманных действиях
с неожиданными для самого ребенка
последствиями, становится осознанным
дей­ствием, т. е. продумывается во всех
звеньях. Трехлетний ре­бенок обычно
знает только то, что он хочет (и то не
всегда).

По мере развития
ребенка его поступки становятся все
более сознательными. Подросток не только
знает, чего он хотел и чего достиг, но и
оценивает свои действия с точки зрения
общест­венных требований, общественных
норм морали.

Про
нравственно развитого, сознательного
человека говорят, что он действует «по
совести» или руководствуется «голосом
сове­сти». Идеалисты видели в понятии
«совесть» проявление божест­венного
духа. Но с материалистической точки
зрения совесть — отражение человеком
всей совокупности моральных требований
и оценок, принятых в обществе, которые
стали и
для
него мери­лом и критерием оценки его
собственного и чужого поведения. Такое
«чувство совести» проявляется в
принципиальности, в том высшем уровне
поведения человека, который определяет
образ его действий, стиль его отношений
к труду, к людям, к себе.

Таким
образом, в сложившемся образе действий
зрелый, воспитанный человек выступает
в единстве всех его сторон: как мыслитель,
гражданин идеятель.
Эти основные гра­ни личности обычно
не оформляются у ребенка фронтально и
равномерно. Однако степень их взаимосвязи
и достигнутый успех в формировании
каждой стороны личности свидетельст­вуют
о том уровне развития, которого достиг
ребенок в конкрет­ный момент его
жизни.

Несмотря на то что
среди советских психологов еще сущест­вуют
разные точки зрения на некоторые вопросы
психического развития ребенка, а вопрос
о показателях развития является предметом
острых споров, все передовые психологи
и педагоги видят в процессе развития
ребенка сложнейшее явление общест­венной
жизни. Оно обусловлено действием
определенных факто­ров и условий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник