Основные направления развития предметных действий ребенка

Основные направления развития предметных действий ребенка thumbnail

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детей проводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельности взрослым следует помнить:

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Предметная
деятельность является ведущим типом
деятельности на протяжении всего периода
раннего возраста. Это связано с тем, что
для ребенка предметы выступают уже не
просто как объекты, удобные для
манипулирования, а как вещи, имеющие
определенное назначение и определенный
способ употребления. Путем простого
манипулирования не возможно выявить
скрытые свойства предметов. Так, ребенок
может сколько угодно открывать и
закрывать дверцу шкафа, долго стучать
ложкой о пол, но этим ни на шаг не
продвинется в познании функции предметов.
Только взрослый способен раскрыть, в
той или иной форме, ребенку, зачем нужна
эта дверца, ложка. (Мухина, 85 г., С. 76)

Развитие
предметных действий детально разработал
и изучил Д.Б. Эльконин. Анализируя
процесс развития предметной деятельности,
он исходил из основных 4-х постулатов:

  1. Ребенок сам, самостоятельно
    никогда не в состоянии открыть
    общественной сущности, общественной
    функции, общественного способа
    употребления предметов.

  2. На вещи
    не написано, для чего она служит. Ее
    физические свойства не ориентируют
    предметное действие, которое должно
    быть с нею произведено.

  3. Принципиальное отличие
    орудийной деятельности заключается в
    том, что действие с орудием должно быть
    подчинено объективной логике, «скрытой»
    в орудии. В противном случае, с ним не
    может быть осуществлена та общественная
    функция, которая в нем заложена.

Орудийное
действие – действия, когда один предмет
– орудие – употребляется для воздействия
на другой предмет.

  1. В орудии
    в снятом виде заключена цель, ради
    которой оно должно быть употреблено.
    Возникают цели только в результате
    осуществления предметного действия.
    Только после того, как ребенок выпьет
    из чашки воду, у него возникнет цель –
    пить из чашки воду. Только после того,
    как ребенок научается использовать
    орудие, у него возникает цель, которая
    ориентирует действия ребенка с
    предметами.

  2. Развитие
    предметной деятельности происходит
    вначале так, что первоначально цель ее
    и предметная ориентация, исполнение и
    оценка слиты. Каким же образом они
    расчленяются? Представим это в виде
    таблицы:

Схема развития
предметного действия в раннем возрасте

рОсновные направления развития предметных действий ребенкаОсновные направления развития предметных действий ребенкаебенок
ПРЕДМЕТ
взрослый

I этап. Переход от
неспецифического к специфическому
употреблению предмета

а) неспецифическое
употребление орудий;

б) попытки специфического
использования орудий при отсутствии
сформированного способа его применения;

в) овладение специфическим
способом употребления орудия.

II этап.Перенос
действия

а) с одного предмета
на другой;

б) из одной ситуации
в другую.

III этап.Возникновение
игрового действия

а) совместные действия;

б) частично-совместные;

в) показ;

г) словесное указание

ООсновные направления развития предметных действий ребенкабобщенные
действия
выделение взрослого как носителя
образцов действия и сравнение своего
действия с действием взрослого

возникновение игрового

действия

Происходит изменение
социальной ситуации развития:

рОсновные направления развития предметных действий ребенкаОсновные направления развития предметных действий ребенкаебенок
предмет
ВЗРОСЛЫЙ

Рассмотрим
данную схему и опишем ее:

  1. На первых этапах развития
    предметного действия освоение
    общественных функций предмета и тех
    целей, которые могут быть достигнуты,
    возможно только в ходе совместной
    деятельности. Взрослый берет в руки
    ручки ребенка и производит ими действия.
    И ориентация, и исполнение, и оценка
    действия находятся на стороне взрослого.
    Затем возникает частичное или
    совместно-раздельное действие. Взрослый
    только начинает его, а ребенок заканчивает.
    Как только появляется разделенной
    действие, можно говорить, что цель
    предметного действия выявилась: ребенок
    знает, что произойдет в результате
    выполнения действия. Далее возникает
    возможность исполнения действия на
    основе показа. Это шаг чрезвычайной
    важности. Взрослый оторвал ориентировочную
    часть действия от исполнительной и
    хочет, чтобы ребенок тоже сделал это.
    Это отрыв не стихиен, его производит
    взрослый. Дальше следует речевое
    указание, и все действия ребенок
    выполняет сам. Такова первая линия
    развития предметного действия – линия
    движения от совместности к самостоятельности.

  2. Вторая линия развития
    предметных действий – линия развития
    ориентации в системе свойств объекта
    и действий с ним у самого ребенка. Здесь
    наблюдают два типа переноса, т.е.
    употребления действий в неадекватной
    ситуации. 1 – перенос действия с
    одного предмета на другой, функционально
    тождественный. Например, ребенок,
    научившись пить из чашки, затем пьет
    из стаканчика, кружки. На основании
    такого переноса происходит обобщение
    функций.2– перенос действия по
    ситуации. Научившись пользоваться
    ботиночками, ребенок натягивает их на
    что угодно (мячик, ножки стула). Благодаря
    этому происходит отрыв действия от
    предмета, от ситуации и даже – отрыв
    действия от самого себя.

  3. Далее ребенок начинает
    использовать игрушки в предметных
    действиях, в результате чего происходит
    дальнейшая схематизация действия.
    Ребенок начинает сравнивать свои
    действия с действиями взрослого
    человека, начинает узнавать в своих
    действиях действия взрослого человека,
    впервые начинает называть себя именем
    взрослого: «Петя-папа». Таким образом,
    перемена действия способствует отделению
    ребенка от взрослого, сравнению себя
    с ним, отождествлению себя с ними.
    Социальная ситуация начинает распадаться.
    Это возможно в результате микро-изменения
    предметного действия.

Когда происходит
распад единого предметного действия и
взрослый отделяется от ребенка, ребенок
впервые видит взрослого и его действия
как образцы. Оказывается, что ребенок
действует так, как и взрослый, не вместе
с ним, не под его руководством, а так,
как и он.

К концу этого
периода ребенок использует свои
предметные действия для налаживания
контактов со взрослыми, с помощью
предметного действия ребенок пытается
вызвать взрослого на общение. Когда
ребенок вызывает взрослого на игру,
снова возникает общение как деятельность,
предметом которой для ребенка становится
взрослый человек. (Обухова, С. 216-219)

Необходимо также
различать соотносящиесяиорудийные
действия, которые имеют большое
значение для психического развития
ребенка. Ксоотносящимсядействиям
относятся такие, когда 2 или 3 предмета
(их части) приводятся в определенные
пространственные взаимоотношения.
Например, закрывание коробок крышками,
нанизывание колец пирамиды и т.п. Эти
действия развивают координацию рук,
память и зрительное восприятие ребенка.

В орудийных
действияхзарождаются некоторые
формы интеллектуальных операций,
происходит развитие наглядно-действенного
мышления, формируются первые бытовые
и трудовые навыки ребенка.

На основе
предметной деятельности (вспомним
закономерности развития) в раннем
возрасте начинают складываться другие,
более сложные виды деятельности, такие
как игра, рисование, конструирование,
лепка, элементы труда. Наибольшее
развитие среди них получает игра. (Асеев,
89 г., С. 57-58)

На 2-ом году жизни
ребенок воспроизводит действия взрослых
с предметами, у него появляются предметные
игры-подражания. Они представляют собой
первые шаги к символизации, связанной
с усвоением норм и правил поведения
взрослых, а далее – формированием у
ребенка определенных личностных качеств.

Детские игры
предметного плана могут быть 3-х видов:
игра-исследование, игра-конструирование
и ролевая игра. Все виды игр имеют
существенное значение в развитии
ребенка, определяя его когнитивное,
личностное и социальное развитие.

Взаимодействие
детей в игре, т.е. друг с другом начинается
только в 18-20 месяцев, но они еще не в
состоянии играть в игры с правилами.

В раннем возрасте
у ребенка начинают складываться
сознательно контролируемые произвольные
действия. Они проявляются в рисовании,
конструировании. Они произвольны,
поскольку возникают не под действием
каких-либо внешних стимулов в форме
реакции на них, а вследствие некоторого
внутреннего замысла, вне зависимости
от внешних обстоятельств. Произвольные
действия – это целенаправленные
действия, т.к. они регулируются определенной
целью.

Проявление
произвольных действий – важный момент,
т.к. они позволяют начинать процесс
научения ребенка.

Научение же
происходит в раннем возрасте посредством
подражания. Если годовалый ребенок
подражает увиденному и услышанному
непосредственно: жестом, звуком,
движением, то в начале второго года
жизни возникает способность детей к
отсроченному подражанию — они могут
повторять то, что видели некоторое время
назад.

Объектами для
подражания вначале являются живые люди,
затем – люди, представленные в фильмах,
книгах, в рассказах.

Способность к
подражанию лежит в основе двигательного
и интеллектуального развития. Когда
ребенок умело и забавно подражает
кому-либо, взрослые обычно улыбаются и
тем самым эмоционально подкрепляют
действия ребенка, хвалят его. Это
развивает у ребенка склонность к
подражанию, как усвоению нового.

На 3-м году жизни
наблюдаются первые признаки формирования
у детей полоролевого поведения через
подражание. Ребенок начинает больше
подражать взрослому одного с ним пола,
причем своим родителям дети подражают
чаще, чем чужим взрослым. (Немов, 95 г., С.
73-75)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник