Основные направления психического развития ребенка в раннем детстве
Социальная ситуация развития в раннем
детстве.
Овладение ходьбой и другими основными
движениями. Их роль в психическом
развитии ребенка.
Развитие предметной деятельности в
раннем детстве. Развитие соотносящих
действий. Этапы формирования предметной
деятельности: предметные манипуляции,
предметно-специфические действия и
развитие ручных операций,
предметно-опосредованные действия:
развитие и специфика орудийных действий.
Место предметной деятельности в
психическом развитии ребенка.
Характеристика предметной деятельности
как ведущей в раннем детстве. Предметная
деятельность и развитие познавательных
процессов.
Орудийные действия и развитие мышления.
Накопление и уточнение представлений
об окружающем, их первичная систематизация.
Формирование сенсорных основ познавательной
деятельности. Развитие исследовательской
активности. Зарождение воображения,
знаково-символические функции сознания.
Раннее детство — сензитивный период
развития речи. Овладение активной речью
— важнейшее новообразование данного
возрастного периода.
Предметная деятельность и развитие
личности. Возникновение и развитие
стремления к самостоятельности.
Формирование бытовой самостоятельности.
Отделение своих действий от предмета
и себя от своих действий. Развитие
целенаправленности и произвольности.
Усвоение элементарных норм поведения
и правил взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками.
Зарождение новых видов деятельности:
игровой, изобразительной, конструктивной,
трудовой, их место и влияние на психическое
развитие.
Предметное отношение к деятельности
как важнейшее достижение раннего
детства.
Развитие общения со взрослыми
(ситуативно-деловая форма) и сверстниками
(эмоционально-практическая форма).
Освоение речевых средств общения.
Развитие личности в раннем детстве.
Развитие мотивационно-потребностной
сферы, эмоций и чувств, самосознания.
Особенности первых представлений о
себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные
симптомы кризиса. Влияние оценки
взрослого на развитие личности.
Основные понятия.Раннее детство,
предметная деятельность, соотносящие,
орудийные, предметные действия, ручные
действия, предметно-опосредованные
действия, самостоятельность, «гордость
за собственные достижения»,
ситуативно-деловая форма общения,
эмоционально-практическая форма общения.
Развитие деятельности дошкольника Бытовая деятельность
Роль бытовых процессов в зарождении
контактов со взрослыми, первых социальных
потребностей. Режим дня как первое
социальное средство организации жизни
младенца. Освоение бытовых процессов
на первом году жизни. Роль взрослого в
их организации.
Специфика освоения культурно-гигиенических
навыков в раннем детстве. Раннее детство
— сензитивный период для формирования
основных культурно-гигиенических
навыков, их операционально-технической
стороны. Взаимосвязь освоения навыков
с основными линиями развития в раннем
детстве.
Дальнейшее совершенствование и расширение
круга культурно-гигиенических навыков
в дошкольном возрасте. Дошкольное
детство — период освоения норм, связанных
с правилами поведения в бытовой
деятельности. Становление культуры
поведения в дошкольном возрасте.
Влияние культурно-гигиенических навыков
на психическое развитие.
Психологические основы форм и методов
формирования культурно-гигиенических
навыков, культуры поведения.
Основные понятия.Навык, привычка,
культура поведения, культурно-гигиенический
навык, режим дня.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы» по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый(Д.Б.Эльконин).
Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Центральные новообразованияраннего детства – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь.
Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.
Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.
Развитие когнитивной сферы. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций – восприятия, мышления, памяти, внимания – доминирует восприятие. По мысли Л.С.Выготского, все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления. У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение.
Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Доминирует непроизвольная память.
Возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.
К концу раннего детства начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. В связи совладением речью, ребенок учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он реагирует на инструкцию взрослых и может выполнять короткую просьбу до конца. («Принеси игрушку», «Возьми ложку»). Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.
Ребенок может выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут. Потом ему надоедает, и необходим другой раздражитель. Внимание ребёнка слабо сконцентрировано, неустойчиво, наблюдаются сложности в переключении и распределении, невелик его объем.
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.
В развитии речи можно выделить 3 стадии:
1-я стадия – в первой половине 2-ого года жизни ребёнок начинает произносить слова, которые связаны с его текущей деятельностью и общением. Это, как правило, отдельные существительные. Ребёнок часто пропускает слоги, неправильно произносит или вообще опускает некоторые звуки. Этот этап условно можно назвать стадией «слов-предложений».
2-я стадия наступает во второй половине 2-ого года жизни и характеризуется произнесением простейших предложений. Этот этап характеризуется бурным развитием речи. Ребёнок более точно начинает понимать значение слов.
3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и использование в разговоре разного типа простых и сложных предложений. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребёнок правильно произносит звуки. Дети начинаю понимать не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует их развитию.
Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте становится богаче и сложнее. В этот период эмоции большинства детей имеют бурный, но неустойчивый характер, что выражается в быстрой смене одного эмоционального состояния другим, в частых аффективных «вспышках», в подверженности «заражению» эмоциями.
К концу раннего детства у ребёнка начинают формироваться более устойчивые эмоциональные переживания – чувства.
Центральным новообразованием раннего детства является позиция, которая обозначается как «Я-сам», проявляющаяся в стремлении ребёнка к автономии и выполнении самостоятельных действий, связанное с развитием первичных форм самосознания.
Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:
— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
— формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 2478; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9692 — | 7415 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Кризис одного
года
Новообразование
кризиса – автономная речь
(см. выше).
Кризис одного года
характеризуется освоением речевого
действия. Организм младенца регулировала
биологическая система, связанная с
биоритмами. Теперь же она вошла в
противоречие с вербальной ситуацией,
основанной на самоприказе или приказе
со стороны взрослых. Таким образом,
ребенок в возрасте около года оказывается
вообще без системы, позволяющей ему
надежно ориентироваться в окружающем
мире. Биологические ритмы сильно
деформированы, а речевые не настолько
сформированы, чтобы ребенок мог свободно
управлять своим поведением.
Кризис характеризуется
общим регрессом деятельности ребенка,
как бы обратным развитием. Эмоционально
проявляется в аффективности. Эмоции
примитивные. При этом наблюдаются
различные нарушения:
нарушение
всех биоритмических процессов (сон –
бодрствование);нарушение
удовлетворения всех витальных
потребностей (например, чувства голода);эмоциональные
аномалии (угрюмость, плаксивость,
обидчивость).
Кризис не относится
к числу острых.
Раннее детство
(1 – 3 года)
В этом возрасте
происходит разделение линий психического
развития мальчиков и девочек. Им присущи
разные типы ведущей деятельности. У
мальчиков на основе предметной
деятельности формируется предметно-орудийная.
У девочек на основе речевой деятельности
– коммуникативная.
Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию с
человеческими предметами, зачатки
конструирования, в результате чего у
мужчин лучше развито отвлеченное,
абстрактное мышление.
Коммуникативная
деятельность предполагает освоение
логики человеческих отношений.
Большинство женщин обладает более
развитым, чем у мужчин, социальным
мышлением, сфера проявления которого
– общение людей. У женщин тоньше интуиция,
такт, они более склонны к эмпатии.
Половые различия
в поведении детей обусловлены не столько
биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их
социального общения. Ориентация мальчиков
и девочек на разные типы деятельности
задана социально, вследствие культурных
образцов. На самом деле между малышами
мужского и женского пола больше сходства,
чем различий. Различия появляются
позже. В основном же мальчики и девочки
развиваются параллельно и проходят
одинаковые этапы.
Так, к трем годам
у детей того и другого пола складываются
следующие новообразования
возраста:
начатки самосознания, развитие
Я-концепции, самооценка. Ребенок
проделывает 90% работы по усвоению
языка. За три года человек проходит
половину пути своего психического
развития.
Первые представления
о себе
возникают у ребенка к году.
Это представления
о частях своего тела, но обобщить их
малыш пока не может. При специальном
обучении взрослыми к полутора годам
ребенок может узнавать себя в зеркале,
осваивает идентичность отражения и
своей внешности.
К 3 годам – новый
этап самоидентификации: с помощью
зеркала ребенок получает возможность
формировать свое представление о себе
настоящем.
Ребенок интересуется
всеми способами подтверждения своего
Я. Одухотворяя отдельные части тела, в
игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш
интересуется всем, с ним связанным,
например, тенью. Начинает использовать
местоимение «я», усваивает свое
имя, пол. Идентификация с собственным
именем выражается в особом интересе к
людям, которые носят такое же имя.
Половая
идентификация.
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик
он или девочка. Подобные знания дети
черпают из наблюдений за поведением
родителей, старших братьев и сестер.
Это позволяет ребенку понять, каких
форм поведения в соответствии с его
половой принадлежностью ждут от него
окружающие.
Уяснение ребенком
принадлежности к конкретному полу
происходит в первые 2-3 года жизни, и
наличие отца при этом крайне важно. Для
мальчиков потеря отца после 4 лет мало
сказывается на усвоении социальных
ролей. Последствия отсутствия отца у
девочек начинают сказываться в
подростковом возрасте, когда у многих
из них возникают трудности в приспособлении
к женской роли при общении с представителями
другого пола.
Возникновение
самосознания.
К трем годам ребенок проявляет начатки
самосознания, у него развивается
притязание на признание со стороны
взрослых. Положительно оценивая те или
иные действия, взрослые придают им
привлекательность в глазах детей,
пробуждают в детях желание заслужить
похвалу, признание.
Усвоение языка.
Словарный запас детей 1,5 лет обычно
содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в
2 года – примерно 200. К трем годам
словарный запас составляет уже 900 –
1000 слов. Установлена прямая зависимость
между качеством языковой стимуляции в
домашнем окружении и развитием речи
ребенка в 3 года.
Критическим
периодом в развитии детской речи
является, по мнению исследователей,
возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно
в это время нужны спокойные и развивающие
игры и нежелательны стрессы.
При усвоении языка
дети всех народов проходят стадии
односоставных, двусоставных и полных
предложений. Во всех существующих на
земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.
Умственное
развитие
Главным стимулом
совершенствования умственной
деятельности у «ходячих» детей
является их чувственно-двигательная
активность. Дети 1-2 лет находятся в
первом (сенсомоторном) периоде умственного
развития, который Пиаже разделил на
6 стадий. 4 из них ребенок проходит до
года (см. выше).
5 стадия
– третичные круговые реакции (1 – 1,5
лет) – экспериментирование с предметами.
Цель экспериментов – в них самих: малыши
любят наблюдать, как ведут себя предметы
в новых ситуациях. На смену рефлекторному
поведению приходит истинно мыслительная
деятельность: ребенок ищет новые способы
взаимодействия с неизвестными ранее
предметами.
6 стадия
(1,5 – 2 года). Появление символического
мышления, то есть способности по
запечатленным в мозгу психологическим
образам (символам предметов) воспринимать
их в тот или иной момент. Теперь ребенок
может проделывать операции не с реальными,
а с идеальными предметами. Ребенок
становится способным решать простейшие
задачи в уме, не прибегая к методу проб
и ошибок. Физические действия способствуют
успешной работе мышления.
Для восприятия
внешнего мира на данной стадии умственного
развития характерен эгоцентризм.
Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою
обособленность, отделенность от других
людей и предметов, а также понимает, что
некоторые события могут происходить и
независимо от их желаний. Однако
продолжает считать, что все видят мир
так же, как и он. Формула восприятия
младенца: «Я центр вселенной», «Весь
мир вращается вокруг меня».
Страхи
У детей от 1 до 3
лет больший диапазон страхов, чем у
младенцев. Это объясняется тем, что с
развитием их способностей восприятия,
а также умственных способностей
расширяются и рамки жизненного опыта,
из которого черпается все новая и
новая информация. Замечая, что некоторые
объекты могут исчезать из их поля зрения,
дети боятся, что и сами они могут
исчезнуть. Они могут опасаться
водопроводных труб в ванной и туалете,
думая, что вода может унести их с собой.
Маски, парики, новые очки, кукла без
руки, медленно сдувающийся воздушный
шарик – все это может вызвать страх. У
некоторых детей может возникать страх
перед животными или движущимися машинами,
многие боятся спать в одиночестве.
Обычно страхи
исчезают со временем сами по мере
освоения ребенком более тонких способов
мышления. Чрезмерная раздражительность,
нетерпимость, гнев родителей могут лишь
усугубить детские страхи и способствовать
появлению у ребенка чувства отверженности.
Чрезмерная родительская опека тоже не
избавляет ребенка от страха. Более
эффективным способом является постепенное
приучение их к общению с предметами,
вызывающими страх, а также наглядный
пример.
Базовая
потребность возраста
Если в младенческом
возрасте потребность в безопасности
была насыщена, то актуализируется
потребность
в любви. Дети
в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят
от родителей, они постоянно хотят
чувствовать физическую близость отца
и матери. Ведущая роль в удовлетворении
базовой потребности отдается родителю
противоположного пола. 3-4 года –
формирование эдипова комплекса и
комплекса Электры. Важное значение
приобретает тактильный контакт. Ребенок
осваивает язык ощущений. Если потребность
не удовлетворена, человек остается
тактильно бесчувствен (например, именно
в указанном возрасте происходит
формирование эрогенных зон).
Соседние файлы в папке ГОСЫ
- #
- #
Источник