Основные направления психического развития ребенка в раннем детстве

Социальная ситуация развития в раннем
детстве.

Овладение ходьбой и другими основными
движениями. Их роль в психическом
развитии ребенка.

Развитие предметной деятельности в
раннем детстве. Развитие соотносящих
действий. Этапы формирования предметной
деятельности: предметные манипуляции,
предметно-специфические действия и
развитие ручных операций,
предметно-опосредованные действия:
развитие и специфика орудийных действий.

Место предметной деятельности в
психическом развитии ребенка.
Характеристика предметной деятельности
как ведущей в раннем детстве. Предметная
деятельность и развитие познавательных
процессов.

Орудийные действия и развитие мышления.
Накопление и уточнение представлений
об окружающем, их первичная систематизация.
Формирование сенсорных основ познавательной
деятельности. Развитие исследовательской
активности. Зарождение воображения,
знаково-символические функции сознания.

Раннее детство — сензитивный период
развития речи. Овладение активной речью
— важнейшее новообразование данного
возрастного периода.

Предметная деятельность и развитие
личности. Возникновение и развитие
стремления к самостоятельности.
Формирование бытовой самостоятельности.
Отделение своих действий от предмета
и себя от своих действий. Развитие
целенаправленности и произвольности.

Усвоение элементарных норм поведения
и правил взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками.

Зарождение новых видов деятельности:
игровой, изобразительной, конструктивной,
трудовой, их место и влияние на психическое
развитие.

Предметное отношение к деятельности
как важнейшее достижение раннего
детства.

Развитие общения со взрослыми
(ситуативно-деловая форма) и сверстниками
(эмоционально-практическая форма).
Освоение речевых средств общения.

Развитие личности в раннем детстве.
Развитие мотивационно-потребностной
сферы, эмоций и чувств, самосознания.
Особенности первых представлений о
себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные
симптомы кризиса. Влияние оценки
взрослого на развитие личности.

Основные понятия.Раннее детство,
предметная деятельность, соотносящие,
орудийные, предметные действия, ручные
действия, предметно-опосредованные
действия, самостоятельность, «гордость
за собственные достижения»,
ситуативно-деловая форма общения,
эмоционально-практическая форма общения.

Развитие деятельности дошкольника Бытовая деятельность

Роль бытовых процессов в зарождении
контактов со взрослыми, первых социальных
потребностей. Режим дня как первое
социальное средство организации жизни
младенца. Освоение бытовых процессов
на первом году жизни. Роль взрослого в
их организации.

Специфика освоения культурно-гигиенических
навыков в раннем детстве. Раннее детство
— сензитивный период для формирования
основных культурно-гигиенических
навыков, их операционально-технической
стороны. Взаимосвязь освоения навыков
с основными линиями развития в раннем
детстве.

Дальнейшее совершенствование и расширение
круга культурно-гигиенических навыков
в дошкольном возрасте. Дошкольное
детство — период освоения норм, связанных
с правилами поведения в бытовой
деятельности. Становление культуры
поведения в дошкольном возрасте.

Влияние культурно-гигиенических навыков
на психическое развитие.

Психологические основы форм и методов
формирования культурно-гигиенических
навыков, культуры поведения.

Основные понятия.Навык, привычка,
культура поведения, культурно-гигиенический
навык, режим дня.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.

Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы» по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый(Д.Б.Эльконин).

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральные новообразованияраннего детства – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром

В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:

• совершенствуется понимание речи взрослых;

• формируется собственная активная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.

Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

Развитие когнитивной сферы. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций – восприятия, мышления, памяти, внимания – доминирует восприятие. По мысли Л.С.Выготского, все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие.

Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления. У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение.

Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Доминирует непроизвольная память.

Возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

К концу раннего детства начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. В связи совладением речью, ребенок учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он реагирует на инструкцию взрослых и может выполнять короткую просьбу до конца. («Принеси игрушку», «Возьми ложку»). Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Ребенок может выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут. Потом ему надоедает, и необходим другой раздражитель. Внимание ребёнка слабо сконцентрировано, неустойчиво, наблюдаются сложности в переключении и распределении, невелик его объем.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.

К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

В развитии речи можно выделить 3 стадии:

1-я стадия – в первой половине 2-ого года жизни ребёнок начинает произносить слова, которые связаны с его текущей деятельностью и общением. Это, как правило, отдельные существительные. Ребёнок часто пропускает слоги, неправильно произносит или вообще опускает некоторые звуки. Этот этап условно можно назвать стадией «слов-предложений».

2-я стадия наступает во второй половине 2-ого года жизни и характеризуется произнесением простейших предложений. Этот этап характеризуется бурным развитием речи. Ребёнок более точно начинает понимать значение слов.

3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и использование в разговоре разного типа простых и сложных предложений. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребёнок правильно произносит звуки. Дети начинаю понимать не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует их развитию.

Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте становится богаче и сложнее. В этот период эмоции большинства детей имеют бурный, но неустойчивый характер, что выражается в быстрой смене одного эмоционального состояния другим, в частых аффективных «вспышках», в подверженности «заражению» эмоциями.

К концу раннего детства у ребёнка начинают формироваться более устойчивые эмоциональные переживания – чувства.

Центральным новообразованием раннего детства является позиция, которая обозначается как «Я-сам», проявляющаяся в стремлении ребёнка к автономии и выполнении самостоятельных действий, связанное с развитием первичных форм самосознания.

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:

— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 2478; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9692 — | 7415 — или читать все…

Читайте также:

Источник

    Кризис одного
    года

    Новообразование
    кризиса – автономная речь

    (см. выше).

    Кризис одного года
    характеризуется освоением речевого
    действия. Организм младенца регулировала
    биологическая система, связанная с
    биоритмами. Теперь же она вошла в
    противоречие с вербальной ситуацией,
    основанной на самоприказе или приказе
    со стороны взрослых. Таким образом,
    ребенок в возрасте около года оказывается
    вообще без системы, позволяющей ему
    надежно ориентироваться в окружающем
    мире. Биологические ритмы сильно
    деформированы, а речевые не настолько
    сформированы, чтобы ребенок мог свободно
    управлять своим поведением.

    Кризис характеризуется
    общим регрессом деятельности ребенка,
    как бы обратным развитием. Эмоционально
    проявляется в аффективности. Эмоции
    примитивные. При этом наблюдаются
    различные нарушения:

    • нарушение
      всех биоритмических процессов (сон –
      бодрствование);

    • нарушение
      удовлетворения всех витальных
      потребностей (например, чувства голода);

    • эмоциональные
      аномалии (угрюмость, плаксивость,
      обидчивость).

    Кризис не относится
    к числу острых.

    Раннее детство
    (1 – 3 года)

    В этом возрасте
    происходит разделение линий психического
    развития мальчиков и девочек. Им присущи
    разные типы ведущей деятельности. У
    мальчиков на основе предметной
    деятельности формируется предметно-орудийная.
    У девочек на основе речевой деятельности
    коммуникативная.

    Предметно-орудийная
    деятельность включает манипуляцию с
    человеческими предметами, зачатки
    конструирования, в результате чего у
    мужчин лучше развито отвлеченное,
    абстрактное мышление.

    Коммуникативная
    деятельность предполагает освоение
    логики человеческих отношений.
    Большинство женщин обладает более
    развитым, чем у мужчин, социальным
    мышлением, сфера проявления которого
    – общение людей. У женщин тоньше интуиция,
    такт, они более склонны к эмпатии.

    Половые различия
    в поведении детей обусловлены не столько
    биологическими и физиологическими
    причинами, сколько характером их
    социального общения. Ориентация мальчиков
    и девочек на разные типы деятельности
    задана социально, вследствие культурных
    образцов. На самом деле между малышами
    мужского и женского пола больше сходства,
    чем различий. Различия появляются
    позже. В основном же мальчики и девочки
    развиваются параллельно и проходят
    одинаковые этапы.

    Так, к трем годам
    у детей того и другого пола складываются
    следующие новообразования
    возраста
    :
    начатки самосознания, развитие
    Я-концепции, самооценка. Ребенок
    проделывает 90% работы по усвоению
    языка. За три года человек проходит
    половину пути своего психического
    развития.

    Первые представления
    о себе

    возникают у ребенка к году.

    Это представления
    о частях своего тела, но обобщить их
    малыш пока не может. При специальном
    обучении взрослыми к полутора годам
    ребенок может узнавать себя в зеркале,
    осваивает идентичность отражения и
    своей внешности.

    К 3 годам – новый
    этап самоидентификации: с помощью
    зеркала ребенок получает возможность
    формировать свое представление о себе
    настоящем.

    Ребенок интересуется
    всеми способами подтверждения своего
    Я. Одухотворяя отдельные части тела, в
    игре он познает волю над самим собой.

    Трехлетний малыш
    интересуется всем, с ним связанным,
    например, тенью. Начинает использовать
    местоимение «я», усваивает свое
    имя, пол. Идентификация с собственным
    именем выражается в особом интересе к
    людям, которые носят такое же имя.

    Половая
    идентификация.

    К 3 годам ребенок уже знает, мальчик
    он или девочка. Подобные знания дети
    черпают из наблюдений за поведением
    родителей, старших братьев и сестер.
    Это позволяет ребенку понять, каких
    форм поведения в соответствии с его
    половой принадлежностью ждут от него
    окружающие.

    Уяснение ребенком
    принадлежности к конкретному полу
    происходит в первые 2-3 года жизни, и
    наличие отца при этом крайне важно. Для
    мальчиков потеря отца после 4 лет мало
    сказывается на усвоении социальных
    ролей. Последствия отсутствия отца у
    девочек начинают сказываться в
    подростковом возрасте, когда у многих
    из них возникают трудности в приспособлении
    к женской роли при общении с представителями
    другого пола.

    Возникновение
    самосознания.

    К трем годам ребенок проявляет начатки
    самосознания, у него развивается
    притязание на признание со стороны
    взрослых. Положительно оценивая те или
    иные действия, взрослые придают им
    привлекательность в глазах детей,
    пробуждают в детях желание заслужить
    похвалу, признание.

    Усвоение языка.
    Словарный запас детей 1,5 лет обычно
    содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в
    2 года – примерно 200. К трем годам
    словарный запас составляет уже 900 –
    1000 слов. Установлена прямая зависимость
    между качеством языковой стимуляции в
    домашнем окружении и развитием речи
    ребенка в 3 года.

    Критическим
    периодом в развитии детской речи
    является, по мнению исследователей,
    возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно
    в это время нужны спокойные и развивающие
    игры и нежелательны стрессы.

    При усвоении языка
    дети всех народов проходят стадии
    односоставных, двусоставных и полных
    предложений. Во всех существующих на
    земле языках есть правила грамматики,
    синтаксиса, семантики. Поначалу дети
    предельно обобщают правила.

    Умственное
    развитие

    Главным стимулом
    совершенствования умственной
    деятельности у «ходячих» детей
    является их чувственно-двигательная
    активность. Дети 1-2 лет находятся в
    первом (сенсомоторном) периоде умственного
    развития, который Пиаже разделил на
    6 стадий. 4 из них ребенок проходит до
    года (см. выше).

    5 стадия
    – третичные круговые реакции (1 – 1,5
    лет) – экспериментирование с предметами.
    Цель экспериментов – в них самих: малыши
    любят наблюдать, как ведут себя предметы
    в новых ситуациях. На смену рефлекторному
    поведению приходит истинно мыслительная
    деятельность: ребенок ищет новые способы
    взаимодействия с неизвестными ранее
    предметами.

    6 стадия
    (1,5 – 2 года). Появление символического
    мышления, то есть способности по
    запечатленным в мозгу психологическим
    образам (символам предметов) воспринимать
    их в тот или иной момент. Теперь ребенок
    может проделывать операции не с реальными,
    а с идеальными предметами. Ребенок
    становится способным решать простейшие
    задачи в уме, не прибегая к методу проб
    и ошибок. Физические действия способствуют
    успешной работе мышления.

    Для восприятия
    внешнего мира на данной стадии умственного
    развития характерен эгоцентризм.
    Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою
    обособленность, отделенность от других
    людей и предметов, а также понимает, что
    некоторые события могут происходить и
    независимо от их желаний. Однако
    продолжает считать, что все видят мир
    так же, как и он. Формула восприятия
    младенца: «Я центр вселенной», «Весь
    мир вращается вокруг меня».

    Страхи

    У детей от 1 до 3
    лет больший диапазон страхов, чем у
    младенцев. Это объясняется тем, что с
    развитием их способностей восприятия,
    а также умственных способностей
    расширяются и рамки жизненного опыта,
    из которого черпается все новая и
    новая информация. Замечая, что некоторые
    объекты могут исчезать из их поля зрения,
    дети боятся, что и сами они могут
    исчезнуть. Они могут опасаться
    водопроводных труб в ванной и туалете,
    думая, что вода может унести их с собой.
    Маски, парики, новые очки, кукла без
    руки, медленно сдувающийся воздушный
    шарик – все это может вызвать страх. У
    некоторых детей может возникать страх
    перед животными или движущимися машинами,
    многие боятся спать в одиночестве.

    Обычно страхи
    исчезают со временем сами по мере
    освоения ребенком более тонких способов
    мышления. Чрезмерная раздражительность,
    нетерпимость, гнев родителей могут лишь
    усугубить детские страхи и способствовать
    появлению у ребенка чувства отверженности.
    Чрезмерная родительская опека тоже не
    избавляет ребенка от страха. Более
    эффективным способом является постепенное
    приучение их к общению с предметами,
    вызывающими страх, а также наглядный
    пример.

    Базовая
    потребность возраста

    Если в младенческом
    возрасте потребность в безопасности
    была насыщена, то актуализируется
    потребность
    в любви
    . Дети
    в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят
    от родителей, они постоянно хотят
    чувствовать физическую близость отца
    и матери. Ведущая роль в удовлетворении
    базовой потребности отдается родителю
    противоположного пола. 3-4 года –
    формирование эдипова комплекса и
    комплекса Электры. Важное значение
    приобретает тактильный контакт. Ребенок
    осваивает язык ощущений. Если потребность
    не удовлетворена, человек остается
    тактильно бесчувствен (например, именно
    в указанном возрасте происходит
    формирование эрогенных зон).

    Соседние файлы в папке ГОСЫ

    • #
    • #

    Источник