Основные методы диагностики психического развитие ребенка

Основные методы диагностики психического развитие ребенка thumbnail

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Обычно психологическое исследование психического развития младенцев начинают с возраста 1,5 – 2 месяца. До этого времени, в течение периода новорожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода (сосательный, хватательный, рефлекс Моро, ассиметричный шейно-тонический рефлекс, автоматическая походка и ряд других), которые со временем  исчезают из репертуара поведенческих реакций ребенка. Эти рефлексы отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является важным фактором, обеспечивающим анатомо-физиологическую основу будущей психической деятельности. Однако оценка этих процессов находится в компетенции детских невропатологов, и не имеет смысла дублировать их работу при проведении психологической оценки.

(авторы методик изучения психического развития детей первого года жизни)

Общие приемы исследования детей этого возраста.

  1. при психологическом исследовании следует обратить особое внимание на характер контакта матери с младенцем. Детей до 8 месяцев можно исследовать на специальном столе, более старших детей лучше высаживать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровые (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухие, сытые, нераздраженные, неутомленные.https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny
  2. вначале устанавливают контакт  с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 месяцев легко входят в такой контакт и не дифференцируют незнакомых им взрослых.
  3. определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше 8 месяцев специальное внимание обращают на развитие шаговых движений.
  4. определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций, для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях. У детей от 2 до 4,5 месяцев специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке предмета в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории движения объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном шириной 7 см, находящемся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и не прекращая своего движения, сохраняя его траекторию, через некоторое время появляется из-за другой стороны экрана. Реакция считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать ту траекторию, по которой ранее двигался объект, и в момент появления объекта  из-за экрана взгляд ребенка приходит в ту точку, в которой он появляется.

              При изучении реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35х35 см с двумя окошечками 7х7 см, расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно  с интервалом в 4-6 с появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться , и фиксация взгляда на этом окошке.

                Далее проверяют существование реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помщью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта.

  1. определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 месяцев погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания , характер манипуляций. Детям старше 8 месяцев предлагают затем вторую погремушку. Оценивают возможность ее захвата и удержания двух игрушек. Вторую игрушку сначала предлагают со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой руки, выясняют возможность пересечения рукой средней линии и взора при захвате второй игрушки. У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20х20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения , привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, стараются не прекращать звучания игрушки, так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достанет игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к году появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зрительного контроля  за этими  действиями. Детям старше 10 месяцев предлагают несколько игрушек  и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также  захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на развитие действия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Также специальное внимание обращают на развитие интереса и умения  манипуляции с маленькими предметами, взять которые можно только двумя пальцами: указательным и большим.
  2. определяют состояние развития способов взаимодействия со взрослым; выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем, выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в плаче паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным, какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли ребенок элементарные инструкции, выраженные мимикой или жестом, особые слова-метки и некоторые слова, и наконец, владеет ли ребенок указательным жестом.
  3. в процессе всего обследования определяют состояние развития иэмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных  эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения , на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений  в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. Специально следует оценить формирование отношений привязанности с близкими взрослыми, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.

                     При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения , разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму – гуканье, гуление, лепет, первые слоги.

Нормативы развития.

1. Двигательная сфера.

Развитие движений в раннем онтогенезе идет от приобретения умения контролировать положение головы (12 недель0, руки (20 недель), туловища (40-44 недели0 к ходьбе (13 месяцев).

Основными сроками формирования двигательных навыков являются:

·         3 мес. – хороший контроль головы.

·         4 мес. – опора на руки в положении лежа на животе.

·         6 мес. – сформирована зрительно-моторная координация (может точно дотронуться до предмета под контролем зрения, может длительно удерживать игрушку в руке).

·         8 мес. – может сам сидеть, хорошо переворачивается в любую сторону из любого положения.

·         9 мес. – может стоять придерживаясь за что-либо.

·         10 мес. – ползает на животе, уверенно сидит, сам садится.

·         11 мес. – переступает ногами.

·         13 мес. – ходит самостоятельно.

2. Сенсорная сфера.

·         1 мес. – смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения.

·         1,5 мес. – следит за двигающимся человеком, прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения.

·         2 мес. – развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка.

·         3 мес. – поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразным движением игрушки.

·         4 мес. – прослеживает невидимую траекторию движения объекта предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, реагирует на исчезающий объект, локализует звук.

·         5 мес. – улыбается отражению в зеркале.

·         6 мес. – перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки.

·         7 мес. – поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию.

·         8 мес. – дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую; удивляется, если предмет исчезает за барьером.

·         10 мес. – смотрит в угол за объектом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили.

·         12 мес. – поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон, проявляет интерес к картинкам в книге.

3. Манипулирование с предметами.

Развитие действий ребенка с предметами является важным показателем его психического развития. Изучение этой сферы дает возможность не только выявить совершенствование умений  ребенка по организации собственной деятельности с предметами, но и оценить его познавательные интересы. Особое значение предметных манипуляций состоит также в том , что именно эта деятельность является одним из важнейших каналов приобретения социально-исторического опыта, закрепленного в предметах. Развитие и расширение познавательных интересов, с одной стороны, увлеченность, сконцентрированность  внимания ребенка при занятиях с предметами, с другой стороны, усвоение  значений действий с предметами и собственно значений предметов и, наконец,  возможность к обучению – вот важнейшие аспекты, на которые следует обращать внимание при оценке развития манипулятивных способностей ребенка.

Основными показателями развития действий с предметами являются:

·         3 мес. – исчезновение хватательного рефлекса, игра с вложенной игрушкой или с подвешенными игрушками, пристальное внимание к объектам,  появление движений в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости.

·         4 мес. – произвольный захват, неспецифические манипуляции, оральные контакты с объектами.

·         6 мес. – берет вторую игрушку, но бросает первую, зрительно контролирует манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам.

·         7 мес. – перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки; сам удерживает игрушку при зрительном контроле за перемещением других объектов.

·         8 мес. – берет вторую игрушку, предъявленную со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует ближайшую к барьеру руку.

·         10 мес. – может взять маленький предмет (таблетку, горошину), появляются первые специфические манипуляции (катает мяч, звонит звонком, подтягивает предмет, снимает кольца с пирамидки).

·         11 мес. – складывает игрушки или объекты в корзинку.

·         12 мес. – достает предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, движением руки, находящейся дальше от барьера; выражен интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки, почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.

4. Развитие способов взаимодействия со взрослыми.

Развитие способов взаимодействия со взрослыми является важным фактором общего процесса психического развития ребенка. Именно в контексте развития этого аспекта общения впервые возникает, а затем бесконечно совершенствуется способность  к употребления знаков для организации сначала поведения другого, а потом и для организации собственного поведения; способность, играющая важнейшую роль в формировании высших психических функций человека. Согласно данным последних исследований  (Дж. Брунер и др.) есть все основания предполагать существование тесной связи между развитием способов взаимодействия ребенка и взрослого и развитием синтаксической функции речи.

Основными показателями развития способов взаимодействия со взрослыми являются:

·         3 мес. – интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает процесс приготовления пищи для него; возможны зрительные и эмоциональные контакты.

·         4,5 мес. – инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса.

·         6 мес. – прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуждается, если слышит шаги, отмечаются превые попытки подражания, понимает жест «ручки-ручки».

·         7 мес. – имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с идентичными ролями, сжимает губы, когда не хочет есть.

·         8 мес. – хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки.

·         9 мес. – прячет руки, если не хочет мыть, любит играть в прятки.

·         10 мес. – тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания», отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», играет в игры с неидентичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку.

·         11 мес. – бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться.

·         12 мес. – владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, вокализирует в начале и в конце совместных действий.

5. Эмоциональное развитие.

Исследователи психического развития детей раннего возраста единодушно отмечают преобладание у них радостного, окрашенного положительными эмоциями настроения в периоды активного бодрствования. Дети получают удовольствие как от общения с близкими, так и от игры с любимыми игрушками. Окружающие ребенка люди, как правило, часто стимулируют появление улыбок и смеха ребенка, изыскивая для этого все новые способы, и стремятся ограничить причины, вызывающие плохое настроение. Однако следует иметь в виду, что громадные индивидуальные различия в репертуаре  и частоте положительных эмоций делают невозможной оценку развития этой сферы в терминах «нормальной», «недостаточной» или «избыточной» эмоциональности.

           Среди существующих путей исследования эмоционального развития целесообразно отметить следующие:

  • — изучение особенностей эмоционального отношения к среде (по типу улыбается плачет – много мало); улыбается всем (некоторым взрослым или игрушкам); проявляются реакции страха; избегает контакта глаз; не любит телесных контактов и т.д.
  • Оценка совершенствования способов выражения положительных и отрцательных эмоциональных переживаний (улыбка – в 2-3 месяца; крик, плач, хныканье, недовольное кряхтенье, повизгивание – в 2-4-6 месяцев);
  • Оценка совершенствования способов контроля над отрицательными эмоциями (модуляция крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия реакции взрослого – с 4-6 мес.);
  • Оценка развития избирательности эмоциональных реакций (к 8 мес.);
  • Еще одним критерием нормального эмоционального развития является отсутствие патологических симптомов типа: постоянное сосание пальца, стереотипные раскачивания, закрывание лица руками при виде взрослого, истерического плача.

6. Развитие собственной голосовой активности.

Усложнение собственной голосовой активности младенцев обеспечивает условия для возникновения речевого общения со взрослыми. Следует подчеркнуть два аспекта развития этой функции. С одной стороны, происходит обогащение собственно звукового состава произносимого словаря и его интонационной стороны. В самом грубом виде его этапы обычно обозначаются как этапы гуканья, гуления, лепета, первых слов. С другой стороны, признаком прогрессивного развития речевого общения является приобретение ребенком способности инициировать действия взрослого и управлять ими с помощью голосовой активности.

   Основными показателями развития собственной голосовой активности ребенка являются:

  • 2-3 мес. – возникновение первых спонтанных вокализаций.
  • 2-4 мес. – использование их в разговоре со взрослым.
  • 3-4 мес. – гуление, расширение репертуара случайно произносимых звуков:»а,  э, ю, я, м, п, б, т, д,» появление звукосочетания «а-о-у», «ю-а-а».
  • 4,5 мес. – вокализации при манипуляциях, требует внимания.
  • 6 мес. – лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та».
  • 8 мес. – псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.
  • 10 мес. – появление вокализаций в конце и в начале действий; пытается выразить свои желания с помощью звуков
  • 12 мес. – существование особых слов-меток, понятных только матери ребенку: например, «бах» — падение, «кахн» — бутылочка, «фа» — шапка; появление способности произвольно повторять слоги; может произнести 2-3 слова, понимает их предметную соотнесенность.

Источник

При проведении диагностики детей важно помнить о том, что психическое развитие — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от работы.

Анализируя полученные данные, важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики обследуемого ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, которые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, неуспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного развития, так и с высокой тревожностью или замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения.

Правильная диагностика — первый шаг в организации коррекции психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы. Таким образом на основании психологической характеристики составляется план коррекции — от помощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики является не простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.

Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.

Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или регидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.

Правила психодиагностики детей

При проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет успешной.
1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества — какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.
2. Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный Вами результат.
3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возраст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.
4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
5. Многие методики требуют специального «стимульного материала», т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.
6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.
7. Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.

Источник: 

Марцинковская. Детская практическая психология

Источник