Основные механизмы познавательного развития ребенка

Основные механизмы познавательного развития ребенка thumbnail

ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково — познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Задачи познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь — это подарки осени, зимы, весны (осень — красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима — снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна — ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция » исправляем — помогаем (кто-то расстроился — утешаем, что-то сломалось — ремонтируем, что-то требуется — делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения «сокровищницы» детей, уход за комнатными растениями.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне. Здесь выделяется два этапа: 1 этап — педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап — педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.

Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания — восприятие сведений на уровне слов — позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно, но необходимо учитывать некоторые условия: — предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; — детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; — отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; — рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие «последовательность». показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов («Лес», «Улица», «Река», «Озеро» и т. п.). Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап — воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап — заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап — включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка «Моя коллекция», в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями, собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: — через действия, через собственный практический опыт; — посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; — благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов «Улицы, по которым мы ходим», климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Удивительное место на земле»). Очень серьезная тема «время», т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений — дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных — дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни». В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: — беседы с детьми на познавательные темы; — разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; — просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; — своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание — это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная

Источник

Познавательное развитие детей дошкольного возраста является важной частью работы с малышами. Появляясь на свет, ребенок уже имеет познавательную направленность, которая позволяет ему исследовать окружающий мир и успешнее адаптироваться. Позднее направленность переходит в познавательную активность — состояние психики ребенка, когда он готов к действиям, более активному исследованию окружающего мира, в процессе которого он получает новую информацию.

Таким образом формируется познавательная деятельность дошкольников. Развитие познавательной активности дошкольников непрерывно. Это важнейший этап построения когнитивных функций психики, которые Л.С. Выготский определял как высшие психические функции. Постепенно активность переходит в познавательную деятельность.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Познавательное развитие

Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.

Познавательная деятельность отвечает за формирование первоначального образа мира у детей, в построении которого принимают участие:

  1. Развитие познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь.
  2. Доступная ребенку информация и опыт, накопленный в процессе познания мира.
  3. Эмоциональная реакция на различные объекты окружения.

Воображение дошкольника, которое относится к познавательным процессам, также имеет свое развитие в процессе первичного становления восприятия мира.

В свою очередь, особенности развития воображения у дошкольников отличаются от таковых при становлении, к примеру, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоций.

Познавательные процессы и способности

Развитие познавательных способностей детей — залог их успешного исследования окружающей действительности и, позднее, социализации. Познавательные способности — это естественные источники информации об окружающем мире, данные человеку с рождения, однако требующие непрерывного развития. Существуют различные виды познавательных способностей, которые всегда взаимосвязаны.

Формирование каждой способности имеет свои особенности, характерные для определенного возраста. Например, развитие восприятия у детей дошкольного возраста отличается от того же процесса у школьника.

Ведущим познавательным процессом ребенка является восприятие. Сразу после рождения малыш оказывается окружен множеством цветов, запахов, прикосновений, вкусов. Остальные познавательные процессы, такие как внимание, память, воображение, речь, мышление, подключаются позже, первично же восприятие, связь ребенка с окружающим миром.

Познавательные способности дошкольников проявляются в раннем детстве. Позднее в психике человека появляются способности к индукции, аналогии и т.д. В дошкольном возрасте малыш только начинает познавать окружающее, поэтому важно правильно направлять и сопровождать его.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Развитие познавательных способностей

Существуют упражнения на развитие каждого вида познавательных способностей. Познавательные способности ребенка изначально носят непроизвольный характер. Малыш не контролирует, на что ему обращать внимание, оно рассеяно. Однако чем старше становится ребенок, тем сильнее развивается произвольность — важнейший аспект психики. Дошкольник может сам выбирать, как распределять внимание или память.

Слаборазвитая произвольность может стать причиной больших проблем в учебе, например, ребенку будет сложно сосредоточиться на речи учителя или предлагаемом задании. Он будет отвлекаться на малейший раздражитель. Для такого ученика переход от игровой деятельности к классно-урочной системе будет проходить особенно тяжело.

Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра. Именно в игре ребенок лучше всего познает окружающую его действительность, происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Человеком движет естественное любопытство, стремление узнать, что происходит в таком большом и интересном мире.

Игра как инструмент развития

Специалисты считают, что правильным будет использовать игры для развития познавательного интереса у дошкольников. Поэтому существуют, например, игры на развитие воображения, памяти, внимания и т.д. В игровых процессах ярче всего проявляется исследовательская деятельность, потому что для ребенка игровой опыт — это жизненный опыт, для него еще не существует разделения на «понарошку» и «всерьез».

Результатом игры является реальное развитие объекта психики. Именно таким образом происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста. Как только воображение обретает произвольность, оно становится одним из важнейших когнитивных процессов, игры начинают приобретать сюжетный характер, развитие мышления получает мощный стимул. Малыш уже может спланировать достижение какой-либо цели, представить себе результат и процесс его достижения.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Эксперимент

Экспериментирование — важный этап в развитии когнитивных процессов. С помощью эксперимента ребенок предполагает результат и пути его достижения. Проведя эксперименты, малыш сравнивает итоги со своими предположениями, то есть анализирует свою деятельность. Таким образом, этот этап служит своеобразной характеристикой сформированности мышления.

В игре формируется экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников. Дети — прирожденные исследователи, любой объект окружающей действительности они исследуют с различных сторон, что помогает в формировании реальных представлений о нем. Если в такой игре присутствует взрослый, родитель или воспитатель, он может подсказывать исследователям дальнейшие действия и отвечать на бесчисленные вопросы. Познавательная деятельность ребенка-дошкольника проявляется в таких экспериментах ярче всего.

Кроме того, изменяется познавательная деятельность детей, улучшается память, речь, умственные способности, экспериментально-исследовательская деятельность оказывает влияние почти на все когнитивные функции.

Поисково-исследовательская деятельность

Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру. Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой.

Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников. Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс. Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.

Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Становление речи

Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.

Чем лучше сформирована речь, тем успешнее будет обучение дошкольника.

Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.

Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова. На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово. Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.

Речь и мышление

Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам. Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя. Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.

Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.

Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.

Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.

Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.

Основные механизмы познавательного развития ребенка

Значение познавательного развития

Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека. Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки. Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.

Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.

В детском возрасте человек развивается интенсивнее всего в жизни. Глубокие психические процессы, на которые опирается человек в старшем возрасте, закладываются именно в детстве. Важнейшая задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы развитие познавательных способностей у дошкольников проходило успешно и приводило в будущем к отличным результатам в образовании и внутренней гармонии в жизни человека.

Источник