Основные линии развития ребенка раннего возраста

Основные линии развития ребенка раннего возраста thumbnail

Основные
линии психического развития детей в
раннем возрасте:

1)развитие
ходьбы, локомоций, мелкой моторики,
расширяющих возможности познания
окружающего мира;

2)развитие
ситуативно-делового общения со взрослыми;

3)развитие
когнитивных процессов: рост устойчивости
внимания, увеличения объема памяти и
постепенное высвобождение ее от опоры
на восприятие; усвоение сенсорных
эталонов, таких как геометрические
формы, цвета, величины, звуки;
совершенствование наглядно-действенного
и зарождение наглядно-образного мышления;
формирование целеполагающей деятельности;
становление процессуальной игры;

4)
овладение пассивной и активной речью;

5)
развитие аффективной и волевой сферы:
усиление настойчивости в деятельности,
стремлении достичь в ней результата;

6)
становление общения со сверстниками;

7)
формирование самосознания: появление
знаний о своих возможностях и способностях,
конкретной самооценки, гордости за
достижения в предметной деятельности;
становление половой идентификации.

В
раннем возрасте у ребенка возникает
наглядно-действенное мышление и речь.
Эти функции считаются важнейшими
новообразованиями раннего возраста.

47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.

К
периоду раннего возраста относятся
дети от года до трех лет. Ребенок растет,
развивается.  Психическое развитие
ребенка раннего возраста имеет свои
особенности. Основными чертами характера
этих деток являются  правдивость,
искренность, открытость, эмоциональность.
Малыш просто не умеет скрывать свои
чувства, открыто выражает свое
положительное или отрицательное
отношение к чему-либо или к кому-либо.
Настроение меняется быстро и часто,
чувства, переживаемые ребенком
противоречивы, непоследовательны и
неустойчивы. Ему свойственен  «эффект
заражения».

В
раннем возрасте у ребенка возникает
наглядно-действенное мышление и речь.
Эти функции считаются важнейшими
новообразованиями раннего возраста. У
ребенка формируется активная речь,
помогает этому процессу совместная
деятельность с окружающими взрослыми.
Другой стороной процесса становления
речи является понимание смысла обращенной
к малышу речи. Родителям или другим
взрослым, окружающим ребенка в этот
период, необходимо поощрять и стимулировать
высказывания малыша. Не выполнять
желания ребенка, показанные жестом, а
ласково побуждать малыша заявить о
своем желании.

Психическое
развитие ребенка раннего возраста в
этот период различает 2 вида действий:
соотносящиеся действия и орудийные
действия. Цель соотносящихся действий
состоит в установлении пространственных
взаимоотношений между предметами:
сборка матрешек или складывание пирамидки
из колец. Орудийные действия, которые
малыш постигает под руководством
взрослого человека, помогаю малышу
понять принцип воздействия одного
предмета на другой. Взрослый показывает
малышу как лопаткой можно копать песок,
как пить из чашки, как пользоваться
карандашом и так далее. За второй год
жизни малыши постигают большинство
предметных действий. При этом с развитием
деятельности малыши развиваются и
интеллектуально. Предметные действия
ребенка наиболее полно отображают
степень обучения и развитие малыша в
этот период.

Ближе
к трем годам у малыша зарождаются другие
виды деятельности. Малыш учится играть,
постигает продуктивные виды деятельности,
то есть, учится рисовать, лепить и
конструировать. Психическое развитие
ребенка раннего возраста предполагает
усвоение предметной игры, когда малыш
умело использует в игре разные предметы,
и постепенный его переход к
сюжетно-отобразительной игре.

Значение
при развитии психики малыша имеет и
формирование сенсорики. Особенно в
первые годы жизни она довольно сильно
влияет на мышление и умственное развитие
малыша. И если сначала представления о
цвете и форме предметов у детишек связаны
с каким-либо предметом, например мячик
– круглый или трава – зеленая, то
постепенно знания обобщаются, превращаясь
в обобщенные эталоны, формы, цвета или
размера.

К
концу периода раннего возраста начинается
постепенная сепарация ребенка от матери.
Родителям важно осознавать, что их дитя
это самостоятельная личность,  уважать
и считаться с собственным ребенком.
Необходимо давать определенную
самостоятельность малышу и право выбора,
заботясь при этом о безопасности малыша..

Для
психического развитие ребенка раннего
возраста характерна непроизвольность
восприятия, внимания и памяти. Поэтому
родителям надо учитывать, что сразу,
моментально ребенок не может перестать
что-то делать, или произвести сразу
несколько действий. Для сохранения
спокойствия, ощущения безопасности и
уверенности малыша, одним из условий
является соблюдение режима дня, то есть
четкая ритмичность, повторяемость и
систематичность жизни ребенка.

Источник

Основные линии развития в младенческом и раннем возрасте

Младенчество – период, открывающийся актом рождения ребенка и охватывающий первый год его жизни. При всем многообразии объяснительных моделей все исследователи сходятся на признании в качестве ключевого фактора развития взаимоотношений ребенка с матерью или с другим заменяющим его лицом. Несмотря на общепризнанность и даже очевидность этого положения, оно адекватно описывает лишь современный этап развития культуры. Осуществленные в XX в. исследования историков, этнографов, антропологов убедительно доказывают, что феномен материнства – исторически сравнительно позднее приобретение человечества, связанное с возникновением так называемой буржуазной нуклеарной семьи [1] .

Таким образом, та специфическая связь между ребенком и матерью, которую описывают современные исследователи, представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Это явление исследуется с различных сторон, представителями разных научных школ и направлений, с использованием различных понятий.

Рассмотрим основные подходы к анализу младенчества в аспекте социальной психологии развития.

В отечественной психологии младенческий возраст подразделяется на период новорожденности, период ситуативно-личностного общения и период предметных манипуляций.

Период новорожденности включает первый месяц жизни. На этом этапе происходит адаптация младенца к условиям внеутробного существования. Поведение ребенка имеет реактивный характер и регулируется инстинктивными побуждениями. Вместе с тем этот период важен с точки зрения подготовки младенца к взаимодействию с окружающим миром. Начиная с первых недель жизни, младенец является достаточно компетентным для того, чтобы избирательно реагировать на внешние объекты, обладая избыточными когнитивными возможностями. Однако эти возможности оказываются вовсе не излишеством природы , если не рассматривать ребенка изолированно. Сам по себе человеческий младенец абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, но в паре с матерью он оказывается вооруженным всеми необходимыми и достаточными средствами не только для успешного выживания, но и для всего последующего психического развития. Все уникальные возможности и способности, которыми располагает младенец, начиная с первых дней жизни, необходимы ему для социального взаимодействия и контакта с матерью. Л. С. Выготский называл младенца максимально социальным существом, подчеркивая уникальность социальной ситуации развития в младенческом возрасте.

Социальная ситуация развития с необходимостью выдвигает общение со взрослым на положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни. По форме это ситуативно-личностное общение, в рамках которого возникают первые аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми, начинает формироваться образ-Я ребенка.

Во втором полугодии жизни на положение ведущей деятельности выдвигаются предметно-практические действия. Ребенок, умеющий манипулировать с предметами, оказывается в новой позиции по отношению к взрослому, что приводит к становлению новой формы общения – ситуативно-деловой. Ее содержанием становится практическое взаимодействие со взрослым по поводу предметов: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умения действовать с предметами, а в основе общения лежит потребность в сотрудничестве со взрослым.

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится образцом для подражания, ценителем и партнером в совместной деятельности. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно-выработанные действия с предметами.

В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по разным направлениям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание.

В данной главе будут представлены основные аспекты социальной психологии развития детей от рождения до трех лет.

Особенности психического развития в раннем возрасте

Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Содержание

  • Введение
  • Второй день
  • Внедрение ФГОС ДО
  • Компетентность руководителя ДОО
  • Портфолио в ДОО
  • Требования к организации компьютерного обучения дошкольников в ДОО
  • Функциональная подготовка ребенка к работе на компьютере
  • Интерактивный пол
  • Интерактивная доска
  • Компьютерные обучающие программы
  • Робототехника в области детского образования
  • Инновационные интерактивные технологии в дошкольном образовании
  • Третий день
  • Ритуал приветствия с детьми
  • Развивающая предметно пространственная среда ДОО
  • Особенности педагогического руководства сюжетно ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ
  • Психология образовательной среды
  • Психолого педагогическое сопровождение развития
  • Проектная технология в ДОО
  • Четвертый день
  • Дошкольное образование в системе современного российского образования. Бурлакова И.А.
  • Нормативно-правовые основы введении ФГОС ДО Дон Г.В.
  • Квалификация педагога для реализации ООП Маслова В.С.
  • Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО Часть 1. Самкова И.А.
  • Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО Часть 2. Самкова И.А.
  • Взаимодействие как условие реализации ФГОС ДО
  • Пятый день
  • Блок 2.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в группе детского сада.
  • Техники и принципы работы с детьми с ОВЗ
  • Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • Типичные признаки отставания в развитии детей
  • Блок 2.2. Организация образовательной работы с детьми раннего возраста
  • профессор Смирнова Е.О. Педагогика раннего возраста
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ранний возраст)
  • ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым
  • Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Развитие речи и игры у детей раннего возраста
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ. Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
  • Жестово-образные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
  • Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
  • Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания
  • Блок 2.3. Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников
  • Развитие игровой деятельности дошкольника
  • История игрушки
  • История игрушки в России
  • Театрализованные игры
  • Протокол наблюдения за игрой
  • Приложение

    • Терминологический словарь

    Моё прохождение курса

    ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Аннотация. В соответствии с периодизацией психического
    развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период
    жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные
    особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами
    психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная
    деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной
    деятельности и общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь,
    игровая деятельность, общение со сверстниками, складываются основные личностные
    новообразования. Охарактеризуем основные линии психического развития ребенка в
    раннем возрасте и его отличительные особенности.

    Источники: https://studme.org/53572/psihologiya/osnovnye_linii_razvitiya_mladencheskom_rannem_vozraste, https://psyera.ru/2320/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-v-rannem-vozraste, https://bspu.ru/course/36948/37168

    Комментариев пока нет!

    Источник

    Ребёнок делает первые в жизни шаги

    Играющая девочка в возрасте двух лет

    Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

    Место раннего возраста в возрастных периодизациях[править | править код]

    В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1] и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

    В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:

    В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.

    В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

    Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

    Физическое развитие в раннем возрасте[править | править код]

    Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается), иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).

    Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.

    С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.

    На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

    Социальная ситуация развития и ведущая деятельность[править | править код]

    Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития «ребёнок — предмет — взрослый»). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности — предметно-орудийной.
    Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:

    1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
    2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
    3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
    4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

    Форма общения в раннем возрасте[править | править код]

    Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:

    1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
    2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
    3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
    4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

    Развитие предметной игры[править | править код]

    Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра.
    Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:

    1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
    2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
    3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.

    Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

    Основные психологические новообразования[править | править код]

    Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:

    1. от 1 до 1,8 года — переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
    2. от 1,8 года до 3 лет — практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).

    В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка).
    В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 — 1,6 года), комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 — 3 года).

    Эмоционально-личностное развитие[править | править код]

    В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению).
    Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.

    Примечания[править | править код]

    1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 — 123.
    2. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
    3. 1 2 О. А. Карабанова. Возрастная психология. — Москва: Айрис-Пресс, 2005.
    4. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. — Москва, 1986.

    См. также[править | править код]

    • Анальная стадия
    • Кризис трёх лет
    • Дошкольный возраст
    • Детство
    • Возрастная периодизация
    • Возраст
    • Психосоциальное развитие
    • Психосексуальное развитие

    Источник