Основные линии развития ребенка младенческого и раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №105 – детский сад общеразвивающего вида.
Выступление перед воспитателями
второй группы раннего возраста на тему:
«Основные линии развития детей раннего возраста».
Подготовила педагог-психолог
Ерохина О.В.
Тула 2015 г.
Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые становятся содержанием работы педагога. Остановимся на них подробнее.
Прежде всего это развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определенные методы реализации.
Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и т. д. Все это необходимо не только для развития движений руки и общей моторики, но и для преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит, для овладения собой и своим поведением. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Так он обретает чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе.
Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно_действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрешки, башенки и т. д. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Еще одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребенка. Ребенок в этом возрасте действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели являются важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желанного результата.
Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать какой-либо предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), все возможные мозаики или паззлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребенка должны быть своя игрушка в руках и собственные способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Монтессори видела в концентрации малышей на действиях с предметами начало воли ребенка. Нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создавать для нее необходимые условия. Это, в свою очередь, требует достаточного количества адекватных пособий и специальной организации развивающей среды. Консультации воспитателей по подбору нужных игрушек, создание игровой развивающей среды, ее периодическое обновление – все это задачи психолога, который должен ориентироваться на интересы и возможности детей данного возраста.
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых форм общения.
Речь у маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослым. Первой задачей воспитания в связи с этим является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать у него потребность в собственных высказываниях. Речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным, образцам. Чтобы ребенок заговорил, он должен иметь потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу произнести нужное слово) ставит перед ребенком взрослый.
На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия (или «единство слова и дела») – важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации, активизирующей речь детей, – специальная психолого_педагогическая задача, которая должна решаться совместно педагогом и психологом.
Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5–2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, если они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль в этом играет литература. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают необходимый материал для речевого развития. Однако взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Помогает этому выразительное чтение, сопровождаемое жестами, яркими интонациями и, возможно, кукольным спектаклем. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога.
В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2 лет действия ребенка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребенка посредством речи, когда ребенок выполняет речевые инструкции взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребенка опосредованы речевым знаком. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребенка определенный уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребенка, которая нуждается в соответствующем психологопедагогическом сопровождении.
Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребенка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребенка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть, – взрослых или старших детей. Маленького ребенка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передает ребенку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и, конечно (если ребенок по_настоящему включен в нее), приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2–3 лет является важнейшей задачей психолога.
В раннем возрасте возникает еще одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребенка – его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль в развитии личности ребенка и межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребенку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие дает ребенку ощущение сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Каравай», «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «Зайка» и др. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляют важное направление работы психолога.
Практически все дети раннего возраста (от 1,5 года), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому целесообразно объединять в одной группе детей с различными трудностями. В ДОУ №47 есть две интегративные группы, которые посещают несколько малышей с синдромом Дауна. Такое объединение разных детей в раннем возрасте весьма эффективно. Детям со специальными нуждами это облегчает адаптацию к обществу сверстников и ускоряет их развитие, а обычным детям дает незаменимый опыт общения с другими, отличающимися от них людьми, что чрезвычайно важно для воспитания толерантности. Вместе с тем правильная организация общения малышей в интегративной группе представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.
Источник
Младенчество – период, открывающийся актом рождения ребенка и охватывающий первый год его жизни. При всем многообразии объяснительных моделей все исследователи сходятся на признании в качестве ключевого фактора развития взаимоотношений ребенка с матерью или с другим заменяющим его лицом. Несмотря на общепризнанность и даже очевидность этого положения, оно адекватно описывает лишь современный этап развития культуры. Осуществленные в XX в. исследования историков, этнографов, антропологов убедительно доказывают, что феномен материнства – исторически сравнительно позднее приобретение человечества, связанное с возникновением так называемой буржуазной нуклеарной семьи[1].
Таким образом, та специфическая связь между ребенком и матерью, которую описывают современные исследователи, представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Это явление исследуется с различных сторон, представителями разных научных школ и направлений, с использованием различных понятий.
Рассмотрим основные подходы к анализу младенчества в аспекте социальной психологии развития.
В отечественной психологии младенческий возраст подразделяется на период новорожденности, период ситуативно-личностного общения и период предметных манипуляций.
Период новорожденности включает первый месяц жизни. На этом этапе происходит адаптация младенца к условиям внеутробного существования. Поведение ребенка имеет реактивный характер и регулируется инстинктивными побуждениями. Вместе с тем этот период важен с точки зрения подготовки младенца к взаимодействию с окружающим миром. Начиная с первых недель жизни, младенец является достаточно компетентным для того, чтобы избирательно реагировать на внешние объекты, обладая «избыточными» когнитивными возможностями. Однако эти возможности оказываются вовсе не «излишеством природы», если не рассматривать ребенка изолированно. Сам по себе человеческий младенец абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, но в паре с матерью он оказывается вооруженным всеми необходимыми и достаточными средствами не только для успешного выживания, но и для всего последующего психического развития. Все уникальные возможности и способности, которыми располагает младенец, начиная с первых дней жизни, необходимы ему для социального взаимодействия и контакта с матерью. Л. С. Выготский называл младенца «максимально социальным» существом, подчеркивая уникальность социальной ситуации развития в младенческом возрасте.
Социальная ситуация развития с необходимостью выдвигает общение со взрослым на положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни. По форме это ситуативно-личностное общение, в рамках которого возникают первые аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми, начинает формироваться образ-Я ребенка.
Во втором полугодии жизни на положение ведущей деятельности выдвигаются предметно-практические действия. Ребенок, умеющий манипулировать с предметами, оказывается в новой позиции по отношению к взрослому, что приводит к становлению новой формы общения – ситуативно-деловой. Ее содержанием становится практическое взаимодействие со взрослым по поводу предметов: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умения действовать с предметами, а в основе общения лежит потребность в сотрудничестве со взрослым.
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится образцом для подражания, ценителем и партнером в совместной деятельности. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно-выработанные действия с предметами.
В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по разным направлениям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание.
В данной главе будут представлены основные аспекты социальной психологии развития детей от рождения до трех лет.
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
ПЛАН
СВОЕОБРАЗИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
ЛЕКЦИЯ № 4 +СЕМИНАР № 2
1.Центральные линии развития ребенка в младенческом возрасте.(СЕМИНАР)
2.Особенности психомоторного развития. (СЕМИНАР)
3.Педагогическое обследование слуха. (ЛЕКЦИЯ)
4.Контроль за поведением детей (ЛЕКЦИЯ) + ПРИЛОЖ. 9 (ксерокс)
5.Методы диагностики моторной сферы младенца.
6. Обследование познавательной сферы ребенка.
7.Методы изучения эмоций и чувств ребенка в младенческом возрасте.
Литература:
1. Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст., М., 1997.
2. Л.О. Бадалян. Детская неврология., М., 1984.
3. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. – 1998.
Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка: младенческий (от рождения до 1 года), преддошкольный (ранний) – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 лет до 7 лет и младший школьный – от 7 лет до 12 лет.
Младенческий возраст. На этом этапе необходимо, чтобы установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка, в процессе которого формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первый год жизни зависит от многих факторов: — от наследственных особенностей организма; — от общего состояния здоровья; — от пола; — от окружающей среды.
На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом развития, именно здесь формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.
В психомоторном развитии ребенка 1-го года жизни выделяют несколько периодов:
1. период – новорожденности (первый месяц жизни) – к 3-4 неделе появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос взрослого замирает, вытягивает вперед губы, как бы слушает губами. Кроме того, уже в этот период ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
В этот же период у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 неделям у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально-выразительная реакция на общение – комплекс оживления, который выражается в сосредоточении на взрослом, улыбке активных движениях ручек и ножек, тихих звуках. Появление этого комплекса – грань между периодом новорожденности и периодом младенчества.
2. период – младенчество. В этот период интенсивно развивается эмоционально-положительное отношение ребенка к взрослому: появляется улыбка, затем смех, к 4-5 месяцу общение ребенка приобретает избирательный характер, он начинает отличать своих от чужих. К 6-ти месяцам ребенок уже четко выделяет мать, рассматривает окружающие предметы, дает ориентировочную или отрицательную реакцию на новое лицо. Если этого не происходит, его следует показать психоневрологу.
В процессе общения со взрослыми, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью, он активно гулит, лепечет, со второго полугодия подражает слогам.
К концу первого полугодия жизни у ребенка интенсивно развиваются сенсорные функции, он следя взглядом за предметом, как бы осматривает его, ощупывает взглядом. Проявление этой функции – важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка.
К началу второго полугодия жизни в развитии движения рук, все большую роль начинает играть зрительный анализатор: ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, которая становится его средством общения и психического развития.
К возрасту 6-9 месяцев ребенок берет игрушки, манипулирует ими, сопровождая действия мимикой, голосовыми реакциями, таким образом развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к игре со взрослыми, начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, подражание речи взрослого. К 9 месяцам ребенок уже может играть в «ладушки», искать спрятанную игрушку.
К концу 1-го года ребенок уже понимает и выполняет несколько словесных команд. Если у него нет адекватной реакции на речь, следует проверить слух и обратиться к детскому невропатологу. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослыми, на окружающие предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».
РЕФЛЕКСЫ (БАДАЛЯН).
Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля – поглаживание пальцем в углу рта, не прикасаясь к губам, вызывает опускание угла рта и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. Этот рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса, ассиметричность наблюдается при поражении лицевого нерва. Поисковый рефлекс наблюдается у всех детей до 3- 4 месяцев, а затем появляется реакция на зрительный раздражитель. Данный рефлекс является основой формирования многих мимических движений: качания головой, улыбки.
Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта. Он сохраняется в течение первого года жизни.
Рефлекс опоры. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденнго слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения. Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1- 1,5 месяцев. У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни указанные реакции угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях эти реакции отсутствуют из-за мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается.
Рефлекс ползанья (Бауэра). Новорожденного укладывают на живот, в таком положении он совершает ползающие движения – спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползанье усиливается. Ползающие движения становятся выраженными на 3-4 день жизни. Рефлекс угасает после 4 месяцев жизни. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС рефлекс сохраняется до 6-7 месяцев
Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони. Иногда ребенок так сильно захватывает пальцы, что его можно поднять вверх. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев говорит о поражении ЦНС. Такой же рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей.
ДЕТИ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ (ДЕТИ-СИРОТЫ)
2. Особенности психомоторного развития (стр. 61-65)
Особенностью детей 1-го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми — необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.
Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1-го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом периоде умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых.
В периоде новорожденности еще трудно выделить ведущее, но есть основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого ритма кормления, формирование положительных и предупреждение отрицательных привычек (сосание пальцев, соски, укачивание, беспорядочное кормление и др.). К концу 1-го месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрствования — в дневное.
С конца периода новорожденности до 3 мес увеличивается длительность бодрствования, формируется четкое чередование сна и бодрствования днем, воспитывается положительное отношение к кормлению, укладыванию спать, гигиеническим процедурам. Ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-положительных реакций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимся предметом. Ребенок прислушивается к звукам (речь, пение, звучание погремушки), развивается «речевой слух», умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, воспринимать окружающее на расстоянии с помощью дистантных анализаторов. В конце 1-го — начале 2-го месяца появляется ответная улыбка на общение взрослого. На 3-м месяце формируется комплекс оживления. Наблюдаются удерживание головки в горизонтальном и вертикальном положении и упорног.
В возрасте 4 — 6 мес продолжает увеличиваться длительность бодрствования, формируется положительное отношение к процессам, развивается активность при кормлении.
Ведущими в этом возрастном периоде являются дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных peакций, ориентирование в окружающем, на основе которого позже формируется понимание речи, деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце совершенствуются слежение, слуховое и зрительное сосредоточение в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука, длительно рассматривает привлекший внимание предмет, другого ребенка. Это лежит в основе формирования способности наблюдать и общения детей друг другом.
В 4 — 5 мес ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, мелодию (плясовую, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другого близкого человека. К 5 мес ребенок реагирует на новую обстановку, в незнакомых условиях, перестает улыбаться, может заплакать. Если с ним строго говорят, он хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 мес ребенок по звучанию узнает свое имя.
Ведущим в возрасте 4 — 6 мес является развитие движений руки: ее основные функции — умение брать, держать, манипулировать, к 5 мес — акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес ребенок сам берет игрушки и манипулирует : на основе этих движений формируются игровые действия с предметами.
Ведущим является и развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепета. В 4 мес ребенок длительно гулит, к 5 мес это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. К 5 — б мес появляется лепет. При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, «речевого слуха». Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слушает сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесению первых слов во втором полугодии жизни.
К 6 мес ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается ножками при поддержке под мышки. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно.
Ведущим в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего овладение ползанием. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение, он становится более активным и самостоятельным, начинает ориентироваться в окружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ползающего ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.
К 8 мес происходит скачок в развитии движений — ребенок приобретает вертикальное положение, умеет садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась, вдоль барьера.
В период 7 — 9 мес он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движений, влияет на активную речь. К 7 мес ребенок по просьбе взрослого находит взглядом предмет, находящийся в постоянном месте, неоднократно показываемый и называемый ему. К 8 мес он находит по слову взрослого несколько предметов, Начинает выполнять по просьбе простые действия (без показа) — «ладушки», «до свидания». К 9 мес он понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, используя при этом указательный жест, знает свое имя, игрушку, находящуюся у него в руках. Ребенок понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет просьбе взрослого движения и действия («садись», «дай ручку»). Речь взрослого начинает регулировать действия ребенка.
К 7 мес дети повторно произносят отдельные слоги — лепечут. Свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми ребенок сопровождает лепетом.
В возрасте 10 — 12 мес ребенок активен в процессах и начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Он еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается на горку и т. п., к 12 мес ходит не держась, длительно; в разных направлениях.
Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. К 10 мес он по просьбе взрослого находит и приносит знакомую игрушку, если она в поле его зрения, к 11 мес находит названную игрушку среди многих других, а к 12 мес просьбе взрослого находит несколько однородных предметов если они внешне незначительно различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цвета и др.). Ребенок понимает слово «нельзя», становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена, части тела и др.
В период 10 — 12 мес формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами. В основе произнесения первых слов лежит понимание речи, способность лепетать и подражать. К году ребенок произносит около 10 простых, облегченных, «лепетных» слов, которыми он начинает обозначать определенные понятия. Число произносимых слов значительно меньше понимаемых.
Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Он выполняет действия, имеющие целью достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Он накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и надевает кольца, катает по желобу шары и др. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом, ребенок учится переносить действия, освоенные с одним предметом, на другой. Появляются предпосылки игры. Это период развития предметной деятельности на основе подражания и воспроизведения разученного.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2061; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник