Основные линии психологического развития ребенка

Основные линии психологического развития ребенка thumbnail

Психическое развитие ребенка, как и его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по следующим линиям:

1) познавательной сфе­ры (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

2) пси­хологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

2) личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Линии развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому — как разви­тие:

а) знаний, способов деятельности;

б) психологических ме­ханизмов применения усвоенных способов;

в) личности, куда включена и деятельность.

Развитие интеллекта ребенка, его познавательной сферы трактуется в психологии в общем контексте тео­рии развития высших психических функций Л.С. Выготского. В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они качественно изменяются, напри­мер, от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от на­глядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к от­влеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическо­му мышлению.

Развитие интеллекта как усложняющейся структуры в онто­генезе, начиная с самого раннего этапа — установления сенсо­моторного уровня интеллектуального развития ребенка (0-2 го­да),— исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже. Он исследовал интеллект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. Изучение онтогене­тического развития логики ребенка основывалось в теории Ж. Пиаже на следующем:

— интеллектуальное развитие стремится к равновесию, где последнее есть уравновешиваемая структура частей и целого;

— каждый уровень интеллектуального развития как приоб­ретенный опыт оформляется в схемы действий;

— новые умственные структуры формируются на основе действия;

— соотношение между 1) функциями (динамическими про­цессами) как способами взаимодействия субъекта со средой: ор­ганизацией и адаптацией, состоящей из равновесия ассимиляции и аккомодации, и 2) структурами как прижизненно складыва­ющимися умственными системами «обеспечивает непрерыв­ность, преемственность развития и его качественное своеоб­разие на каждой возрастной ступени» [Ж.Пиаже, с. 23].

Развитие логики мышления, по Ж. Пиаже, есть развитие опе­раций. Построение операций, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии: 1)«моторные действия», в которых только вырисовывается оп­ределенная тенденция к обратимости; 2) дооперациональный период, характеризующийся обратимостью только сенсомоторных действий; 3) развитие конкретных операций, когда «логичес­кие операции вырастают как продукт координации дей­ствий соединения, разъединения, упорядочивания и установле­ния соответствий, обретших форму обратимых систем»;4) развитие пропозициональных, или формальных операций, «когда у ребенка формируется логика взрослого… способность мыслить гипотезами».

Исследователями школы Б.Г. Ананьева было пока­зано, что структура интеллекта постоянно меняется. В возрасте от 22 до 25 лет в структуре интеллекта человека сохраняются как бы два ядра (по данным факторного и корреляционного анали­за), к которым стягиваются связи, соединяющие все психичес­кие процессы и их показатели. Первое ядро — мнемическое, т.е. единая структура памяти и мышления, второе — атенционное, т.е. ядро внимания. От 30 до 35 лет в структуре интеллекта фор­мируются уже три ядра: мнемическое, логическое и атенцион­ное. Существование атенционного ядра показывает, что направ­ленность и сосредоточенность сознания, которые и определяют внимание человека, являются важными условиями его интеллек­туальной деятельности. В 34—35 лет в структуре интеллекта об­разуются опять два ядра, происходит как бы ее «стягивание» и все корреляционные связи группируются вокруг логического и атенционного ядер.

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагоги­ческой психологии положение о двух уровнях умственного раз­вития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уро­вень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллек­туального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определя­ющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень пси­хического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрос­лым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.

Развитие человека как личности происходит в общем контек­сте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который опреде­ляется как история «формирования и развития личности в оп­ределенном обществе, развития человека как современника оп­ределенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т.д.

Социальная ситуация развития, включающая систему отно­шений, различные уровни социального взаимодействия, раз­личные типы и формы деятельности, рассматривается в качест­ве основного условия личностного развития.

В исследованиях Л,С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович было показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием лич­ностных новообразований. Л.И. Божович проводит их анализ вну­три пяти возрастных периодов личностного развития ребенка. «Центральным, т.е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заря­женных представлений, которые и побуждают поведение ребен­ка вопреки воздействиям внешней среды».Л.И. Божович назы­вает эти представления «мотивирующими». Их действие освобож­дает ребенка «от диктата внешних воздействий». Хотя он сам это­го еще не осознает, но он начинает становиться субъектом. К третьему году жизни, т.е. к концу раннего детства, «централь­ным новообразованием… является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому», что вы­ражается в формуле «Я сам». «Потребность в реализации и ут­верждении своего Я… является доминирующей». В этот период развития сталкиваются две силы — «хочу» и «надо». Происхо­дит формирование самосознания. Период до 7-8 лет соотносится Л.И. Божович со становлени­ем ребенка как «социального индивида». «У него возникает по­требность в новой жизненной позиции и общественно-значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию».К 12-14 годам формируется «способность к целеполаганию», т.е. к определению и постановке сознательных целей, а к 15-16 формируется «жизненная перспектива».

B.C. Мухина рассмат­ривает развитие личности, как уровневое, последовательное формирование структуры самосознания ребенка. В этой струк­туре пять звеньев: имя собственное и тело, притязание на при­знание, половая идентификация, психологическое время и со­циальное пространство личности. Механизмами развития лич­ности, по В.С.Мухиной, являются: индентификация, обособле­ние и их взаимодействие.

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъ­ект деятельности. Как показывают исследования Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, деятельность ребенка качественно изменяется в ходе его развития. Она представляет третью линию сложного пу­ти становления человека, на­ряду с умственным и личностным,. Д.Б. Эльконин, последовательно рас­сматривая изменение предметного действия ребенка в раннем дет­стве (совместность его выполнения со взрослым, включающую прослеживание и пробы), отмечает изменение не только социаль­ной ситуации развития, но и самого предметного действия. В иг­ре, учебе (учении) деятельность ребенка совершенствуется в пла­не осознанности, целенаправленности, установления произволь­ного отношения между мотивами и целями, усложнения опера­циональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется прежде всего умение произволь­но устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть по­лучено в результате деятельности). Ребенок научается планиро­вать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности, замещать их.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 5700; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10913 — | 8163 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Основные линии психологического развития ребенка

11. Основные линии психического развития в процессе учебной деятельности

Понимание
социальной обусловленности психического
развития человека отнюдь не означает
того, что процесс развития можно свести
к простому накоплению знаний и навыков.
Учет социальной природы психического
развития человека позволяет понять
сложность и многосторонность этого
процесса, ибо только, при таком подходе
развитие выступает не как созревание
или количественное увеличение тех или
иных отдельных функций, а как развитие
человека в целом, т.е. как развитие
личности.

 Содержание
обучения и психическое развитие. Главную
и определяющую сторону развития
детей в процессеобучения
составляет усложнение знаний и способов
деятельности. Например, швейцарский
психолог Ж.Пиаже на основе проведенных
им исследований утверждал, что детям
младше 7-8 лет недоступны полноценные
действия с числом. Также об изменении
содержания образования и влиянии его
на психическое развитие ребенка мы
видим в исследованиях Л.А.Венгера,
П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова
и др.

Развитие
психологических механизмов применения
способов и знаний.

Одни
и те же способы, определяя общий тип
деятельности, могут применяться детьми
с разной степенью успешности, Учащихся
нужно учить более высоким формам и видам
деятельности (так же умственной), например
умению связывать, соотносить конкретные
и абстрактные знания.

Развитие
общих свойств личности. В процессе
развития происходит не только изменение,
усложнение знаний и способов действия.
Психическое развитие ребенка включает
изменение его личности в целом, т.е.
развитие общих свойств личности. В
процессе развития изменяются разные
стороны психической деятельности детей,
происходит накопление и изменение
способов. Умений выполнять все большее
количество разных действий, изменяются
знания и представления, формируются
новые мотивы и интересы. И тем не менее
оказывается возможным среди всех этих
изменений выделить наиболее общие и
определяющие, К ним относятся:

1.
Общее развитие свойства личной
направленности ребенка. К ней можно
отнести три типа: а) учебная направленность
(хорошо учиться получать хорошие оценки),
б) познавательная направленность (решать
задачи, получать новые знания), в)
взаимоотношения с окружающими.

Таким
образом учет личностной направленности
первое и необходимое условие для
осуществления наиболее эффективного
обучения (овладения знаниями и способами)
и воспитания ( развития личности)
школьников.

2.
Развитие психической структуры
деятельности (мотив, цель, объект).
Например, школьники делают ёлочные игрушкив
подарок детскому саду. Мотив – различный
( сделать приятное малышам, выполнить
требование учителя, удовлетворение
самим процессом). Цель – сделать игрушки для
ёлки. Объект – тот материал из которого
делают игрушки.

 Всякая
деятельность включает в себя ряд
элементов ( мотив, цель, объект). Все
вместе характеризуют структуру
деятельности.

3.
Развитие механизмов сознания. Это
изменение мыслительной деятельности.
От наглядно-действенной, наглядно-образной
к абстрактной, теоретической. У ребенка
постепенно формируются понятия и системы
понятий. Чем выше уровень развития
сознания и мышления ребенка, тем сложнее
используемые усваиваемые им понятия.

 Итак,
в целостном процессе психического
развития ребенка можно выделить три
основные стороны: 1) развитие знаний и
способов деятельности в процессе
обучения, 2) развитие психологических
механизмов применения усвоенных
способов, 3) развитие общих свойств
личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    09.02.201616.14 Mб59Немцов и Светлакова. Электротехника.2007.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основные линии психологического развития ребенка

Основные линии психического развития

Развитие познавательной сферы (интеллекта, механизмов сознания)

Познавательная сфера развивается под влиянием обучения по линии усложнения мыслительной деятельности и формирования целостной структуры интеллекта. Одновременно развиваются механизмы и содержание сознания

Развитие личности (направленность, эмоции, ценности)

Можно проследить на возникновении, становлении и усложнении мотивацион-но- потребностной сферы, выделяя в ней ведущие доминирующие линии или направленности (учебная, познавательная, коммуникативная); на анализе онтогенеза эмоциональной направленности; систем отношений, ценностей, установок, становления образа «Я» и самооценки

Основные линии психологического развития ребенка

продолжение

Развитие психологической структуры деятельности

(цели, мотивы, их соотношение, способы, средства)

Психологическая структура деятельности развивается в логике изменения

соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны

деятельности

В процессе развития формируются:

способность к целеполаганию

умение планировать,

организовывать, соподчинять свои

действия

умение варьировать операции и

навыки самоконтроля и

способы

саморегуляции (на основе

рефлексии)

умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем,

ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть

получено в результате деятельности)

Основные линии психологического развития ребенка

9. Внутренние механизмы созревания и психического развития

Неравномерность

Интеграция

Компенсация

развития

Выражается в том, что «при

Проявляется в том, что между

Проявляется в тенденции

любых даже самых

психическими функциями в

замещения, восполнения тех

благоприятных условиях

процессе отногенеза

функций, которые еще

обучения и воспитания

устанавливаются отношения,

недостаточно развиты; этот

различные психические

межфункциональные связи,

механизм связан с внешней

проявления,психические

которые образуют сложные

особенностью нервной системы

свойства личности и

структуры, регулируемые и

— пла-стичностью.

психические функции не

контролируемые деятельностью

Пластичность открывает

находятся на одном и том же

мозга; по мере развития психика

богатейшие возможности

уровне развития. В отдельные

приобретает все большую

целенаправленного изменения

периоды развития ребенка

цельность, устойчивость,

психики человека в условиях

возникают наиболее

постоянство

обучения и воспитания, а также

благоприятные условия для

компенсации слабости или

развития психики в тех или иных

дефектности развития

направлениях, и некоторые из

этих условий имеют временный,

преходящий период»

(АС. Лейтес)

Психические механизмы — это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.

Основные линии психологического развития ребенка

10. Движущие силы, факторы и условия психического развития

Движущие силы психического развития

это противоречия между

потребностями и внешними

новыми потребностями,

обстоятельствами

порождаемыми деятельностью, и

возможностями их удовлетворения

возросшими физическими спо

новыми требованиями

собностями, духовными воз

деятельности и

можностями и старыми форма ми

несформированными умениями и

деятельности

навыками

Источник

Развитие сенсорики: зрительное
сосредоточение, появившееся еще на
этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение
становится достаточно длительным, к 3
месяцам его продолжительность достигает
7-8 минут. В этом возрасте ребенок
определяет форму предметов, реагирует
на цвет. Ребенок может прослеживать
движущиеся предметы. В 4 месяца он не
просто видит, а активно смотрит: реагирует
на увиденное, двигается и
повизгивает.
Познавательному развитию
ребенка способствует разнообразие
впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком,
должны удовлетворятьего потребность
в новых впечатлениях
, стараясь, чтобы
окружающая его обстановка не была
однообразной, неинтересной. Познавательное
развитие (в первую очередь, развитие
восприятия) младенцев, живущих в
однообразной среде, оказывается несколько
замедленным по сравнению с развитием
тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время
появления движений

Развитие
моторики

1
месяц

Поднимает
подбородок

2
месяца

Поднимает
грудь

3
месяца

Тянется
за предметом, но, как правило,
промахивается

4
месяца

Сидит
с поддержкой

5
— 6 месяц

Хватает
рукой предметы

7
месяцев

Сидит
без поддержки

8
месяцев

Садится
без посторонней помощи

9
месяцев

Стоит
с поддержкой: ползает на животе

10
месяцев

Ползает,
опираясь на руки и колени; ходит,
держась двумя руками

11
месяцев

Стоит
без поддержки

Год

Ходит,
держась одной рукой

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы
сжаты в кулак;
2 месяца — сжимание и
разжимание пальцев рук. Вложенный в
руку предмет удерживается всей ладонью
2-3 секунды.
3 месяца — удерживает
вложенный в руку предмет до 10 секунд,
тянет его в рот.
4 месяца — ладони часто
раскрыты, протягивает руки к предмету,
движение пальцев не дифференцированы.
5
месяцев — противопоставляет большой
палец другим, при схватывании предметов
доминируют части пальцев.
6-7 месяцев
— ребенок размахивает схваченными им
предметами, стучит, бросает и снова
подбирает их, кусает, перекладывает из
руки в руку и т.д., движение пальцев
дифференцируются.
8-9 месяцев — берет
мелкие предметы двумя пальцами, а большие
— всей ладонью, показывает нос, глаза,
машет рукой при прощании, крепко сжимает
игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев
— манипулирует с предметами, появляются
первые функциональные действия,
позволяющие относительно верно
использовать предметы, подражая действиям
взрослых (ребенок катает машинку, бьет
по барабану, подносит ко рту чашку с
соком).Развитие речи:Уже в
комплексе оживления проявляется особый
интерес ребенка на обращенную к нему
речь взрослого.
В первом полугодии
формируется речевой слух, а сам ребенок
при радостном оживлении издает звуки,
называемые обычногулением. Во
втором полугодии возникает лепет, в
котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания,
связанные чаще всего с действиями
ребенка. Лепет обычно сочетается с
выразительной жестикуляцией. К концу
1 года ребенокпонимает10-20 слов,
произносимых взрослыми, и сампроизноситодно или несколько своих первых слов
сходных по звучанию со словами взрослой
речи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник