Основные линии психологического развития ребенка
Психическое развитие ребенка, как и его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по следующим линиям:
1) познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);
2) психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);
2) личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).
Линии развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому — как развитие:
а) знаний, способов деятельности;
б) психологических механизмов применения усвоенных способов;
в) личности, куда включена и деятельность.
Развитие интеллекта ребенка, его познавательной сферы трактуется в психологии в общем контексте теории развития высших психических функций Л.С. Выготского. В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они качественно изменяются, например, от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к отвлеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическому мышлению.
Развитие интеллекта как усложняющейся структуры в онтогенезе, начиная с самого раннего этапа — установления сенсомоторного уровня интеллектуального развития ребенка (0-2 года),— исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже. Он исследовал интеллект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. Изучение онтогенетического развития логики ребенка основывалось в теории Ж. Пиаже на следующем:
— интеллектуальное развитие стремится к равновесию, где последнее есть уравновешиваемая структура частей и целого;
— каждый уровень интеллектуального развития как приобретенный опыт оформляется в схемы действий;
— новые умственные структуры формируются на основе действия;
— соотношение между 1) функциями (динамическими процессами) как способами взаимодействия субъекта со средой: организацией и адаптацией, состоящей из равновесия ассимиляции и аккомодации, и 2) структурами как прижизненно складывающимися умственными системами «обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени» [Ж.Пиаже, с. 23].
Развитие логики мышления, по Ж. Пиаже, есть развитие операций. Построение операций, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии: 1)«моторные действия», в которых только вырисовывается определенная тенденция к обратимости; 2) дооперациональный период, характеризующийся обратимостью только сенсомоторных действий; 3) развитие конкретных операций, когда «логические операции … вырастают как продукт координации действий соединения, разъединения, упорядочивания и установления соответствий, обретших форму обратимых систем»;4) развитие пропозициональных, или формальных операций, «когда у ребенка формируется логика взрослого… способность мыслить гипотезами».
Исследователями школы Б.Г. Ананьева было показано, что структура интеллекта постоянно меняется. В возрасте от 22 до 25 лет в структуре интеллекта человека сохраняются как бы два ядра (по данным факторного и корреляционного анализа), к которым стягиваются связи, соединяющие все психические процессы и их показатели. Первое ядро — мнемическое, т.е. единая структура памяти и мышления, второе — атенционное, т.е. ядро внимания. От 30 до 35 лет в структуре интеллекта формируются уже три ядра: мнемическое, логическое и атенционное. Существование атенционного ядра показывает, что направленность и сосредоточенность сознания, которые и определяют внимание человека, являются важными условиями его интеллектуальной деятельности. В 34—35 лет в структуре интеллекта образуются опять два ядра, происходит как бы ее «стягивание» и все корреляционные связи группируются вокруг логического и атенционного ядер.
Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т.д.
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.
В исследованиях Л,С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович было показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием личностных новообразований. Л.И. Божович проводит их анализ внутри пяти возрастных периодов личностного развития ребенка. «Центральным, т.е. личностным новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды».Л.И. Божович называет эти представления «мотивирующими». Их действие освобождает ребенка «от диктата внешних воздействий». Хотя он сам этого еще не осознает, но он начинает становиться субъектом. К третьему году жизни, т.е. к концу раннего детства, «центральным новообразованием… является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому», что выражается в формуле «Я сам». «Потребность в реализации и утверждении своего Я… является доминирующей». В этот период развития сталкиваются две силы — «хочу» и «надо». Происходит формирование самосознания. Период до 7-8 лет соотносится Л.И. Божович со становлением ребенка как «социального индивида». «У него возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно-значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию».К 12-14 годам формируется «способность к целеполаганию», т.е. к определению и постановке сознательных целей, а к 15-16 формируется «жизненная перспектива».
B.C. Мухина рассматривает развитие личности, как уровневое, последовательное формирование структуры самосознания ребенка. В этой структуре пять звеньев: имя собственное и тело, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время и социальное пространство личности. Механизмами развития личности, по В.С.Мухиной, являются: индентификация, обособление и их взаимодействие.
Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Как показывают исследования Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, деятельность ребенка качественно изменяется в ходе его развития. Она представляет третью линию сложного пути становления человека, наряду с умственным и личностным,. Д.Б. Эльконин, последовательно рассматривая изменение предметного действия ребенка в раннем детстве (совместность его выполнения со взрослым, включающую прослеживание и пробы), отмечает изменение не только социальной ситуации развития, но и самого предметного действия. В игре, учебе (учении) деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется прежде всего умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть получено в результате деятельности). Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности, замещать их.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 5700; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10913 — | 8163 — или читать все…
Читайте также:
Источник
11. Основные линии психического развития в процессе учебной деятельности
Понимание
социальной обусловленности психического
развития человека отнюдь не означает
того, что процесс развития можно свести
к простому накоплению знаний и навыков.
Учет социальной природы психического
развития человека позволяет понять
сложность и многосторонность этого
процесса, ибо только, при таком подходе
развитие выступает не как созревание
или количественное увеличение тех или
иных отдельных функций, а как развитие
человека в целом, т.е. как развитие
личности.
Содержание
обучения и психическое развитие. Главную
и определяющую сторону развития
детей в процессеобучения
составляет усложнение знаний и способов
деятельности. Например, швейцарский
психолог Ж.Пиаже на основе проведенных
им исследований утверждал, что детям
младше 7-8 лет недоступны полноценные
действия с числом. Также об изменении
содержания образования и влиянии его
на психическое развитие ребенка мы
видим в исследованиях Л.А.Венгера,
П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова
и др.
Развитие
психологических механизмов применения
способов и знаний.
Одни
и те же способы, определяя общий тип
деятельности, могут применяться детьми
с разной степенью успешности, Учащихся
нужно учить более высоким формам и видам
деятельности (так же умственной), например
умению связывать, соотносить конкретные
и абстрактные знания.
Развитие
общих свойств личности. В процессе
развития происходит не только изменение,
усложнение знаний и способов действия.
Психическое развитие ребенка включает
изменение его личности в целом, т.е.
развитие общих свойств личности. В
процессе развития изменяются разные
стороны психической деятельности детей,
происходит накопление и изменение
способов. Умений выполнять все большее
количество разных действий, изменяются
знания и представления, формируются
новые мотивы и интересы. И тем не менее
оказывается возможным среди всех этих
изменений выделить наиболее общие и
определяющие, К ним относятся:
1.
Общее развитие свойства личной
направленности ребенка. К ней можно
отнести три типа: а) учебная направленность
(хорошо учиться получать хорошие оценки),
б) познавательная направленность (решать
задачи, получать новые знания), в)
взаимоотношения с окружающими.
Таким
образом учет личностной направленности
первое и необходимое условие для
осуществления наиболее эффективного
обучения (овладения знаниями и способами)
и воспитания ( развития личности)
школьников.
2.
Развитие психической структуры
деятельности (мотив, цель, объект).
Например, школьники делают ёлочные игрушкив
подарок детскому саду. Мотив – различный
( сделать приятное малышам, выполнить
требование учителя, удовлетворение
самим процессом). Цель – сделать игрушки для
ёлки. Объект – тот материал из которого
делают игрушки.
Всякая
деятельность включает в себя ряд
элементов ( мотив, цель, объект). Все
вместе характеризуют структуру
деятельности.
3.
Развитие механизмов сознания. Это
изменение мыслительной деятельности.
От наглядно-действенной, наглядно-образной
к абстрактной, теоретической. У ребенка
постепенно формируются понятия и системы
понятий. Чем выше уровень развития
сознания и мышления ребенка, тем сложнее
используемые усваиваемые им понятия.
Итак,
в целостном процессе психического
развития ребенка можно выделить три
основные стороны: 1) развитие знаний и
способов деятельности в процессе
обучения, 2) развитие психологических
механизмов применения усвоенных
способов, 3) развитие общих свойств
личности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
09.02.201616.14 Mб59Немцов и Светлакова. Электротехника.2007.pdf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Основные линии психического развития
Развитие познавательной сферы (интеллекта, механизмов сознания)
Познавательная сфера развивается под влиянием обучения по линии усложнения мыслительной деятельности и формирования целостной структуры интеллекта. Одновременно развиваются механизмы и содержание сознания
Развитие личности (направленность, эмоции, ценности)
Можно проследить на возникновении, становлении и усложнении мотивацион-но- потребностной сферы, выделяя в ней ведущие доминирующие линии или направленности (учебная, познавательная, коммуникативная); на анализе онтогенеза эмоциональной направленности; систем отношений, ценностей, установок, становления образа «Я» и самооценки
продолжение | |
Развитие психологической структуры деятельности | |
(цели, мотивы, их соотношение, способы, средства) | |
Психологическая структура деятельности развивается в логике изменения | |
соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны | |
деятельности | |
В процессе развития формируются: | |
способность к целеполаганию | умение планировать, |
организовывать, соподчинять свои | |
действия | |
умение варьировать операции и | навыки самоконтроля и |
способы | саморегуляции (на основе |
рефлексии) | |
умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, | |
ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть | |
получено в результате деятельности) |
9. Внутренние механизмы созревания и психического развития
Неравномерность | Интеграция | Компенсация | |||
развития | |||||
Выражается в том, что «при | Проявляется в том, что между | Проявляется в тенденции | |||
любых даже самых | психическими функциями в | замещения, восполнения тех | |||
благоприятных условиях | процессе отногенеза | функций, которые еще | |||
обучения и воспитания | устанавливаются отношения, | недостаточно развиты; этот | |||
различные психические | межфункциональные связи, | механизм связан с внешней | |||
проявления,психические | которые образуют сложные | особенностью нервной системы | |||
свойства личности и | структуры, регулируемые и | — пла-стичностью. | |||
психические функции не | контролируемые деятельностью | Пластичность открывает | |||
находятся на одном и том же | мозга; по мере развития психика | богатейшие возможности | |||
уровне развития. В отдельные | приобретает все большую | целенаправленного изменения | |||
периоды развития ребенка | цельность, устойчивость, | психики человека в условиях | |||
возникают наиболее | постоянство | обучения и воспитания, а также | |||
благоприятные условия для | компенсации слабости или | ||||
развития психики в тех или иных | дефектности развития | ||||
направлениях, и некоторые из | |||||
этих условий имеют временный, | |||||
преходящий период» | |||||
(АС. Лейтес) | |||||
Психические механизмы — это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.
10. Движущие силы, факторы и условия психического развития
Движущие силы психического развития
это противоречия между
потребностями и внешними | новыми потребностями, | ||
обстоятельствами | порождаемыми деятельностью, и | ||
возможностями их удовлетворения | |||
возросшими физическими спо | новыми требованиями | ||
собностями, духовными воз | деятельности и | ||
можностями и старыми форма ми | несформированными умениями и | ||
деятельности | навыками | ||
Источник
Развитие сенсорики: зрительное
сосредоточение, появившееся еще на
этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение
становится достаточно длительным, к 3
месяцам его продолжительность достигает
7-8 минут. В этом возрасте ребенок
определяет форму предметов, реагирует
на цвет. Ребенок может прослеживать
движущиеся предметы. В 4 месяца он не
просто видит, а активно смотрит: реагирует
на увиденное, двигается и
повизгивает.
Познавательному развитию
ребенка способствует разнообразие
впечатлений, которые он получает.
Взрослые, ухаживающие за ребенком,
должны удовлетворятьего потребность
в новых впечатлениях, стараясь, чтобы
окружающая его обстановка не была
однообразной, неинтересной. Познавательное
развитие (в первую очередь, развитие
восприятия) младенцев, живущих в
однообразной среде, оказывается несколько
замедленным по сравнению с развитием
тех, кто получает много новых впечатлений.
Развитие движений и действий:
Время | Развитие |
1 | Поднимает |
2 | Поднимает |
3 | Тянется |
4 | Сидит |
5 | Хватает |
7 | Сидит |
8 | Садится |
9 | Стоит |
10 | Ползает, |
11 | Стоит |
Год | Ходит, |
1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы
сжаты в кулак;
2 месяца — сжимание и
разжимание пальцев рук. Вложенный в
руку предмет удерживается всей ладонью
2-3 секунды.
3 месяца — удерживает
вложенный в руку предмет до 10 секунд,
тянет его в рот.
4 месяца — ладони часто
раскрыты, протягивает руки к предмету,
движение пальцев не дифференцированы.
5
месяцев — противопоставляет большой
палец другим, при схватывании предметов
доминируют части пальцев.
6-7 месяцев
— ребенок размахивает схваченными им
предметами, стучит, бросает и снова
подбирает их, кусает, перекладывает из
руки в руку и т.д., движение пальцев
дифференцируются.
8-9 месяцев — берет
мелкие предметы двумя пальцами, а большие
— всей ладонью, показывает нос, глаза,
машет рукой при прощании, крепко сжимает
игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев
— манипулирует с предметами, появляются
первые функциональные действия,
позволяющие относительно верно
использовать предметы, подражая действиям
взрослых (ребенок катает машинку, бьет
по барабану, подносит ко рту чашку с
соком).Развитие речи:Уже в
комплексе оживления проявляется особый
интерес ребенка на обращенную к нему
речь взрослого.
В первом полугодии
формируется речевой слух, а сам ребенок
при радостном оживлении издает звуки,
называемые обычногулением. Во
втором полугодии возникает лепет, в
котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания,
связанные чаще всего с действиями
ребенка. Лепет обычно сочетается с
выразительной жестикуляцией. К концу
1 года ребенокпонимает10-20 слов,
произносимых взрослыми, и сампроизноситодно или несколько своих первых слов
сходных по звучанию со словами взрослой
речи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник