Основные критерии психического развития ребенка
Разделение
жизненного пути ребенка на периоды
позволяет лучше понять закономерности
детского развития, специфику отдельных
возрастных этапов. Содержание (и название)
периодов,
их временные границы
определяются представлениями автора
периодизации о наиболее важных,
существенных сторонах развития.
Л.С.
Выготский различал три группы периодизации:
по
внешнему критерию,по
одному инескольким
признакам детского развития.
Для
первой группы характерно построение
периодизации на основе внешнего, но
связанного с самим процессом развития
критерия. Примером
могут
служить периодизации, созданные по
биогенетическому принципу. Поскольку,
согласно этой позиции, онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез,
процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными периодами биологической
эволюции и исторического развития
человечества. Один из вариантов
—
периодизация В. Штерна
—
был приведен в
§ 2
главы
1.
Еще
один пример
—
периодизация Рене Заззо. В ней этапы
детства совпадают со ступенями системы
воспитания и обучения детей. После
стадии раннего детства (до
3
лет) начинается стадия
дошкольного
возраста
(3-6
лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или
дошкольном учреждении. Далее следуют
стадия начального школьного образования
(6-12
лет), на
которой ребенок приобретает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе
(12-16
лет), когда он получает общее образование;
и позже
—
стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны, и структура образования
создана на базе большого практического
опыта, границы периодов, установленных
по педагогическому принципу, почти
совпадают с переломными моментами в
детском развитии.
Во
второй группе периодизаций используется
не внешний, а внутренний критерий. Этим
критерием становится какая-либо одна
сторона развития, например, развитие
костных тканей у
П.П. Блонского и
развитие детской сексуальности у
3.
Фрейда.
Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак
—
появление и смену
зубов. Детство
делится поэтому на три эпохи: беззубое
детство (до 8
месяцев
— 2-2,5
лет), детство молочных зубов
(
примерно до
6,5
лет) и детство постоянных зубов (до
появления зубов мудрости).
Зигмунд
Фрейд считал главным источником,
двигателем человеческого поведения
бессознательное, насыщенное сексуальной
энергией. Сексуальное развитие,
следовательно, определяет развитие
всех сторон личности и может служить
критерием возрастной периодизации.
Детская сексуальность понимается
3.
Фрейдом широко, как все, приносящее
телесное удовольствие,
—
поглаживания, сосание, освобождение
кишечника и
т.д.
Стадии развития связаны со смещением
эрогенных зон
—
тех областей тела, стимуляция которых
вызывает удовольствие.
На
оральной стадии (до
1
года) эрогенная зона
—
слизистая рта и губ. Ребенок получает
удовольствие, когда сосет молоко, а в
отсутствие пищи
—
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного
3.
Фрейдом «Оно», развивается вторая
инстанция
—
«Я». Формируются такие черты личности,
как ненасытность, жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.
На
анальной стадии
(1-3
года) эрогенная зона смещается в слизистую
оболочку кишечника. Ребенка в это время
приучают к опрятности, возникает много
требований и запретов, в результате
чего
в личности ребенка начинает формироваться
последняя, третья инстанция
—
«Сверх-Я» как воплощение социальных
норм, внутренняя цензура, совесть.
Развиваются аккуратность, пунктуальность,
упрямство, агрессивность, скрытность,
накопительство и некоторые другие
черты.
Фаллическая
стадия
(3-5
лет) характеризует высшую ступень
детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся гениталии. Если до сих
пор детская сексуальность была направлена
на себя, то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс),
девочки к отцу (комплекс Электры). Это
время наиболее
строгих запретов и
интенсивного формирования «Сверх-Я».
Зарождаются новые черты личности
—
самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная
стадия
(5-12
лет) как бы временно прерывает сексуальное
развитие ребенка. Влечения, исходящие
из «Оно», хорошо контролируются. Детские
сексуальные переживания вытесняются,
и интересы ребенка направляются на
общение с друзьями, школьное обучение
и
т.д.
Генитальная
стадия
(12-18
лет) соответствует собственно половому
развитию ребенка. Объединяются все
эрогенные зоны, появляется стремление
к нормальному сексуальному общению.
Биологическое начало
—
«Оно»
—
усиливает свою активность, и личности
подростка приходится бороться с его
агрессивными импульсами, используя
механизмы психологической защиты.
Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон развития. Кроме того,
в них не учитывается изменение роли
выбранного признака в общем развитии
ребенка на протяжении детства, а значение
любого признака меняется при переходе
от возраста к возрасту.
В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей этого развития. Это
периодизация Льва Семеновича Выготского
и Даниила Борисовича Эльконина. В них
используются три критерия
—
социальная ситуация развития, ведущая
деятельность и центральное возрастное
новообразование.
С
периодизацией Л.С. Выготского мы
познакомились в предыдущем параграфе.
Остановимся на периодизации Д.Б.
Эльконина, который развил представления
Л.С. Выготского о детском развитии.
Д.Б.
Эльконин рассматривает ребенка как
целостную личность, активно познающую
окружающий мир
—
мир предметов и человеческих отношений,
включая его при этом в две системы
отношений: «ребенок
—
вещь» и «ребенок
—
взрослый». Но вещь, обладая определенными
физическими свойствами, заключает в
себе и общественно выработанные способы
действий с нею, это по сути
—
общественный предмет, действовать с
которым ребенок должен научиться.
Взрослый тоже не только человек, имеющий
конкретные индивидуальные качества,
но и представитель какой-то профессии,
носитель других видов общественной
деятельности, с их специфическими
задачами и мотивами, нормами отношений,
т.е. общественный взрослый. Деятельность
ребенка внутри систем «ребенок
—
общественный предмет» и «ребенок
—
общественный взрослый» представляет
единый процесс, в котором формируется
его личность.
В
то же время эти системы отношений
осваиваются ребенком в деятельностях
разного типа. Среди видов ведущей
деятельности, оказывающей наиболее
сильное влияние на развитие ребенка,
Д.Б. Эльконин выделяет две группы.
В
первую группу входят деятельности,
которые ориентируют ребенка на нормы
отношений между людьми. Это
непосредственно-эмоциональное общение
младенца, ролевая игра дошкольника и
интимно-личностное общение подростка.
Они значительно отличаются друг от
друга по содержанию и глубине, но
представляют собой деятельности одного
типа, имеющие дело, главным образом, с
системой отношений «ребенок
—
общественный взрослый» или, шире,
«человек
—
человек».
Вторую
группу составляют ведущие деятельности,
благодаря которым усваиваются общественно
выработанные способы действий с
предметами и различные эталоны:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка раннего возраста, учебная
деятельность младшего школьника и
учебно-профессиональная деятельность
старшеклассника. Маленький ребенок
овладевает предметными действиями с
ложкой или стаканом, ребенок старшего
возраста
— математикой
и грамматикой, их деятельность мало
похожа внешне но, по существу, и то и
другое
—
освоение элементов человеческой
культуры. Деятельности второго типа
имеют дело с системой отношений «ребенок
—
общественный предмет» или «человек
—
вещь».
Рис.
1.2.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА ПО
Д.Б.
ЭЛЬКОНИНУ
—
развитие мотивационно-потребностной
сферы;
— развитие интеллектуально-познавательной
сферы; —
переходы от эпохи к эпохе;
—
переходы от
периода к периоду.
В
деятельности первого типа, главным
образом, развивается мотивационно-потребностная
сфера, в деятельности второго типа
формируются операционно-технические
возможности ребенка, т.е.
интеллектуально-познавательная сфера.
Эти две линии образуют единый процесс
развития личности, но на каждом возрастном
этапе получает преимущественное развитие
одна из них. Так
как
ребенок поочередно осваивает системы
отношений «человек
—
человек» и «человек
—
вещь», происходит закономерное чередование
и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
в младенчестве развитие мотивационной
сферы опережает развитие сферы
интеллектуальной, в следующем, раннем
возрасте мотивационная сфера отстает,
и более быстрыми темпами развивается
интеллект и
т.д.
(см. рис.
1.2).
Д.Б.
Эльконин так формулирует закон
периодичности3.
«К каждой точке своего развития ребенок
подходит с известным расхождением между
тем, что он усвоил из системы отношений
человек
—
человек, и тем, что он усвоил из системы
отношений человек
—
предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».
Таким
образом, каждый возраст характеризуется
своей социальной ситуацией развития;
ведущей деятельностью, в которой
преимущественно развивается
мотивационно-потребностная
или
интеллектуальная сфера личности;
возрастными новообразованиями,
формирующимися в конце периода, среди
них выделяется центральное, наиболее
значимое для последующего развития.
Границами возрастов служат кризисы
—
переломные моменты в развитии ребенка.
Соседние файлы в папке общая психология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
На всем протяжении развития детской (а также возрастной) психологии известно множество вариантов периодизаций детского психического развития. Все они строились согласно различным критериям.
Виды периодизаций развития ребенка
Периодизации могут классифицироваться по одному внешнему критерию, связанному с процессом психического развития ребенка. В качестве примера подобного часто приводят периодизацию Р. Заззо, которая основывается на ступенях системы воспитания и обучения детей. В ней выделяют следующие стадии развития:
- раннего возраста (до 3 лет) — ее основой является семейное воспитание;
- дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) — основным содержанием этой стадии является воспитание не только в семье, но и в дошкольном учреждении;
- начального школьного образования (от 6 до 12 лет) — основным содержанием здесь является приобретение основных для начальной школы интеллектуальных навыков;
- обучения в средней школе (от 12 до 16 лет) — ее содержанием является получение общего образования;
- высшего (университетского) образования — наступает после достижения ребенком 16 лет.
Помимо такого варианта периодизации могут формироваться по одному внутреннему критерию — они строятся на основе одной из сторон развития ребенка. Хорошо иллюстрирует это периодизация П. П. Блонского, которая основывается на таком физиологическом признаке, как появление и смена зубов. В ней выделяют следующие стадии детства:
- беззубое (от 8 месяцев до 2-2,5 лет) — то есть до прорезывания всех молочных зубов;
- молочнозубое (примерно до 6,5 лет) — соответственно до начала смены зубов;
- постояннозубое — вплоть до появления зубов мудрости.
Также были созданы периодизации по нескольким существенным признакам развития (иначе — комплексным возрастным критериям). К ним относятся периодизации Выготского Л. С., Слободчикова В. И., Эльконина Д. Б. и прочих им подобных.
Л. С. Выготский предполагал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности. Он выполняется посредством возрастных кризисов, которые вызываются расхождениями между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Каждый переход к новому такому периоду предшествует возникновению неудовлетворенности ребенка занимаемым им местом в обществе и желания изменить свое текущее положение. Периоды стабильного/кризисного развития согласно этой возрастной периодизации таблицей представлены на рисунке ниже:
Рисунок 1. Возрастная периодизация психического развития по Л. С. Выготскому
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Д. Б. Эльконин (годы жизни 1904-1984) развил теории Л. С. Выготского и положил следующие критерии в основу собственной периодизации:
- социальная ситуация развития;
- ведущая деятельность;
- новообразования личности;
- характер течения возрастного кризиса.
Согласно его мнению ребенка, следует рассматривать в форме целостной личности, активно изучающей окружающий мир, состоящий из мира предметов и человеческих взаимоотношений. Окружающий мир познается ребенком в двух системах: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Эти системы осваиваются им через различные деятельности, подразделяемые на две группы. Первая группа включает в себя деятельности, позволяющие усваивать нормы человеческих отношений (главным образом в них осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы). Вторая группа включает в себя ведущие деятельности, которые способствуют формированию выработанных социумом способов действий с предметами (развитие интеллектуально-познавательной сферы).
Замечание 1
Обе линии развития составляют единый процесс психического развития, но на любом возрастном этапе доминирует только одна из них.
Наглядно эта периодизация представлена на следующей схеме:
Рисунок 2. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину
Рисунок 3. Расшифровка значений периодизации Д. Б. Эльконина
Периоды/стадии развития детей Д. Б. Эльконин разделял по следующей схеме.
- Раннее детство. Этот этап включает в себя 2 стадии. Первой стадией является младенчество, начинается она с кризиса новорожденности. Ведущей деятельностью младенчества является общение со взрослыми, что ведет к преимущественному развитию мотивационно-потребностной сферы. Следующей стадией является ранний возраст, который начинается с кризиса первого года жизни. На всем его протяжении ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная сфера, а также в нем доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
- Детство. Этот этап начинается с кризиса 3 лет, который знаменует собой начало дошкольного возраста. В это время ведущей деятельностью становится игровая деятельность, а также развитие мотивационно-потребностной личностной сферы. Следующая стадия начинается кризисом 6-7 лет. Это начальный этап младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью на это время становится учебная, интеллектуально-познавательная сфера вновь доминирует;
- Отрочество. Этот этап также делится на две стадии. Первой стадией является подростковый возраст, который начинается с кризиса 11-12 лет. В этот период ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, преимущественное развитие вновь переходит к мотивационно-потребностной личностной сфере. Вторая стадия — это ранняя юность, она берет начало от кризиса 15 лет. Ведущая деятельность на этот период — учебно-профессиональная, доминирующая линия развития — интеллектуально-познавательная.
Д. Б. Эльконин считал, что в каждой точке своего развития ребенок имеет расхождения между усвоенным в прежних отношениях «человек-человек» и усвоенным из системы «человек-предмет». Тот момент, когда подобное расхождение оказывается в своей высшей точке и является кризисом, после которого идет развитие стороны, отстающей в прошлый период. Такие кризисы делятся на кризисы отношений «человек-человек» (3 и 13 лет) и кризисы личности/самосознания (1, 7 и 17 лет).
Современные периодизации психического развития ребенка
Из таких периодизаций выделяется периодизация В. И. Слободчикова, разработанная в 80-е годы прошлого века. Ее базисом является понятие «событийной общности», которая охватывает такие стороны развития, как его объект и источник. Внутри такой общности формируются те человеческие способности, которые позволяют личности включаться в разные социальные группы и приобщаться к конкретным формам культуры, а еще выходить из групп социума, проявлять собственную индивидуальность/самобытность и производить новые формы. Идея событийной общности основывается на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития любой высшей функции психики, которое было сформулировано Л. С. Выготским. Такая периодизация представляет собой конкретную карту людских общностей, только внутри которых могут достигаться разные уровни развития всех функций психики, которые необходимы для существования внутри групп социума, их изменения и создания новых.
В. И. Слободчиков предложил схему, именуемую «матрицей возраста» — в ней каждая ступень представляет собой относительно завершенный цикл развития психики. В ней имеется горизонтальная периодическая последовательность (становление/реализация) психического развития.
Рисунок 4. Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову
Периодизация развития психики является довольно обширной темой, вызывающей большой интерес. И в настоящее время в этой сфере продолжаются исследовательские работы.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник
К показателям психического развития ребенка относят:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
А что должно стать предметом психологического изучения?
Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К. Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.
И все-таки, что это за факты?
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.
Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность — феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое — широкое, толстое — худое, нежное — грубое, красивое — неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.).
Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ипользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный — красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный — изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.
В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Как сделать наблюдение максимально эффективным?
Первое и, может быть, главное условие — это выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
— физическое развитие;
— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
— самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
— поведение ребенка.
Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Лешли).
Какие следует дать советы наблюдателю?
1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н. С. Русиной и В. А. Урываева темами для беседы могут быть:
- семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность — экстенсивность и активность — пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
- родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
- участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;
- свободное время: количество и качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
- самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
- школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
- статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.
Страхи и опасения: наличие и объекты страхов, ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.
Другая группа методов изучения ребенка — это эксперимент.
Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
— возможность определения нормы развития;
— возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
— возможность одномоментного сбора большого материала;
— отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Итак, в этой главе мы определились в главном — концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка — социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности — психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.
Источник:
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Источник