Основные концепции психологического развития ребенка
Школа-интернат № 2 является коррекционным учебным заведением, в котором обучаются и воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим образовательный процесс в школе имеет особую специфику, учитывающую особенности психики, развития познавательной деятельности детей-логопатов и их обучения, усвоения ими учебного материала. Так как роль речи в формировании высших психических функций является одной из ключевых, учебные курсы и воспитательные мероприятия корректируются с учетом данной специфики, с целью наибольшей эффективности для детей –логопатов.
Работа психолога в данном учебном заведении также имеет отличия от массовых школ. В первую очередь это составление коррекционных программ, рассчитанных на детей с нарушениями речи и большая доля индивидуальной работы с учащимися, а также длительное сопровождение детей, обнаруживающих проблемы в познавательной либо эмоционально-волевой сфере, количество которых значительно выше, чем в общеобразовательных школах.
Психолог тесно работает в тандеме с другими специалистами:
-логопеды;
— медицинские работники;
-социальный педагог.
Таким образом сформирована служба сопровождения, которая «ведет» ребенка, на всем протяжении обучения, всесторонне поддерживая его.
При работе психолога в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи важно учитывать целый ряд факторов –
Психическое развитие данного контингента детей имеет массу специфических закономерностей, свойственных детям с ограниченными возможностями – например, сниженную, по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации, эти закономерности необходимо учитывать для эффективного взаимодействия с детьми.
При этом наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с ограниченными возможностями, в частности – логопатов.
К ним, прежде всего, относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.
В связи с изложенным, работа с учащимися в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на основные положения детской возрастной психологии.
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом – на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Детская психология является разделом возрастной психологии.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед детской возрастной психологией, относятся:
1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценность содержания и условиями психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов.
Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.
Основными, фундаментальными теориями, на которые опирается в настоящее время детская возрастная психология, и которые применяются в педагогике, являются:
- Био- и социогенетические концепции развития психики
Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально — психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми.
- Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже — психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.
Исследования привели Пиаже к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.
Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.
Формальная логика, по Ж. Пиаже, — это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.
- Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный – сензитивный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Закон развития высших психических функций. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в
том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов.
Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
- Концепция Д. Б. Эльконина
Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.
Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
— Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.
— Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.
— Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» — кризису. Кризисы — переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет — кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
- В. С. Мухина
Предлагает принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Идентификация — механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой сущности.
Обособление — механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности.
В настоящее время в педагогической психологии наиболее принята возрастная периодизация В. С. Мухиной:
Младенчество (от 0 до 12-14 мес.)
Ранний возраст (1 до 3 лет)
Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет)
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет)
Эти периоды представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах.
Особенностью концепции В. С. Мухиной является ее универсальность для любых слоев населения, географических и этнологических особенностей, социальных групп.
Таким образом, основываясь на теориях и концепциях детской возрастной психологии, с учетом особенностей развития детей с нарушениями речи, служба сопровождения коррекционной школы-интерната №2 выработала положения для работы с учащимися данного учебного заведения:
Факторы, которые необходимо учитывать при работе с детьми- логопатами:
— возрастная периодизация
— наличие сензитивных периодов
— наличие кризисов развития (7 лет, 11 лет)
— концепция о ведущшей деятельности в каждый возрастной период
— концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
— особенности развития детей с ограниченными возможностями.
— особый акцент на развитии речи у учащихся
На период обучения в школе-интернате приходятся 3 этапа психического развития:
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
К 7 годам кора больших полушарий является в значительной степени зрелой. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это:
— качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
— рефлексия, анализ, внутренний план действий;
— развитие нового познавательного отношения к действительности;
— ориентация на группу сверстников.
Согласно Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет ребенок переходит к конкретно –операциональному мышлению, возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить к конкретной ситуации логическое мышление.
У детей логопатов данный период проходит сложнее, все процессы развиваются медленнее, так как нарушения речи зачастую связаны с органическими нарушениями головного мозга, кора больших полушарий может созревать медленнее. Хуже развиваются навыки самоконтроля, задержка в развитии речи накладывает отпечаток на формирование мыслительных операций.
Данный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным):
— для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
— развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
— развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации;
— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
— усвоения социальных норм, нравственного развития;
— развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Развитие функций, которые являются сензитивными для данного периода является основными задачами работы службы сопровождения с детьми данной возрастной категории в школе-интернате.
Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет)
Появляется ряд специфических черт – стремление к общению со сверстниками, стемление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Причем общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности.
Период оптимален для развития вербальных компонентов мышления.
Центральное личностное новообразование – новый уровень самосознания, Я-концепции, стремление понять себя. Свои возможности и особенности, неповторимость.
Происходит переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Для детей логопатов этот переход особенно сложен в связи с взаимозависимостью развития логического, вербального мышления и нарушенной у них речевой функции, при этом он для них особенно важен, при успешном прохождении, учащиеся могут во многом сократить дистанцию со здоровыми сверстниками.
Также на данный возраст приходится подростковый кризис независимости, который характеризуется строптивостью, негативизмом, отрицательное отношение к требованиям взрослых и т. п. либо зависимости – напротив конформное поведение, чрезмерное послушание.
Служба сопровождения школы-интерната на данный период ставит перед собой следующие задачи:
— формирование операций вербального мышления у подростка;
— развитие речевой функции, активизация словаря;
— помощь в преодолении подросткового кризиса, коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы.
— самопознание и формирование положительной Я-концепции.
Юность (15-18 лет)
Продолжается процесс развития самосознания.
Главным новообразованием юности является готовность к личностному и жизненному самоопределению.
Детям с нарушениями речи может быть свойствен некоторый инфантилизм, отражающийся в задержке возникновения самоопределения, чувства личной идентичности. Они испытывают значительные сложности в сфере личности.
Это выражается в трудностях профориентации, склонности к вливанию в различные субкультуры, неадекватном поведении. Подросток «ищет себя».
Также появляется проблема сдачи экзаменов, психологической готовности к ним.
Основные задачи развития:
— обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
— обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
— профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
— развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Служба сопровождения школы-интерната решает данные задачи, опираясь на индивидуальный уровень развития учащихся, их особенности. Проводится профориентационная работа, консультирование, оформлен стенд для учеников.
В итоге работа службы сопровождения коррекционной школы-интерната №2 строится с учетом положений возрастной психологии и особенностей детей с логопедическими нарушениями.
Разработаны комплексные программы коррекционно-развивающей работы психолога, для речевой школы. Концепции возрастной психологии учитывают логопеды и другие специалисты учреждения. Все это позволяет добиваться оптимальных результатов в обучении, воспитании и комплексном сопровождении детей с речевыми нарушениями.
ГОУ специальная (коррекционная)
школа-интернат № 2 (V вида)
Адмиралтейского района
Основные положения и концепции детской возрастной психологии
(применительно к работе психолога и службы сопровождения школы V вида)
Выполнила: педагог-психолог
Поливина А. А.
Санкт-Петербург
2008/2009 учебный год
Источник
Биогенетические: в ходе внутриутробного развития человек кратко проходит те стадии, которые он проходит в своем филогенезе.
Фактором психического развития является – НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
Опираются на идею ПРЕФОРМИЗМА – заданы основные стадии и результат (развитие эмбриона).
Теория Рекапетуляции Стена Холла: психологическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества. Связь между историческим и индивидуальным процессом развития.
Теория трех ступеней детского развития Карла Бюллера: Инстинкт – дрессура – интеллект: созревание мозга и усложнение отношений с окр. средой, но и развитие аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
Теория нормативного подхода Газела – развитие ребенка как форма адаптации к среде. Зависимость психического развития(от моторики до личности) от созревания нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Генетически заданное созревание (преформизм).
Социогенетические:
Фактор психического развития – СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА.
Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с чистой как восковая доска душой. Наэтой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастает таким каким его хотят видеть взрослые. Противовес «биологизаторам» — социальный фактор, авторы социогенетической концепции полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – это лишь продукт внешней стимуляции.
Теории психического развития ребенка в зарубежной психологии 20 вв. Теории Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона, концепция научения в бихевиоризме, концепция Жана Пиаже, концепции в гештальтпсихологии и гуманистической психологии
З. Фрейд: Психологический подход к развитию ребенка – основной источник психологического развития – влечение и инстинкты. Открытие бессознательного и открытие сексуального начала — составляют основу теоретической концепции психоанализа. В модели личности выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта. Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии. Оральная стадия (0—1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек. Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.
Эрик Эриксон: Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях ≪Я≫ и общества. Обратив внимание на роль ≪Я≫ в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с ≪Оно≫ на ≪Я≫. По его мнению, основы человеческого ≪Я≫ коренятся в социальной организации общества. Он посвящает свои исследования главным образом процессам социализации. Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики — психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции — ≪групповой идентичности≫ и ≪эго-идентичности≫.
Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те, изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Младенчество (оральная ст.) — доверие — недоверие. Ранний возраст (анальная ст.) — автономия — сомнение, стыд. Возраст игры (фаллическая ст.) — инициативность — чувство вины. Школьный возраст (латентная ст.) — достижение — неполноценность. Подростковый возраст (латентная ст.) — идентичность — диффузия идентичности. Молодость — интимность — изоляция. Зрелость — творчество — застой. Старость — интеграция — разочарование в жизни. Формирование всех форм идентичности сопровождается кризисом развития.
Концепция научения в бихевиоризме: Предмет изучения – ПОВЕДЕНИЕ. В центре теории СРЕДА, воздействие которой формируют человека и являются источником его психического развития. Механизм образования связей между Стимулом и Реакцией –положен в основу объяснения поведения.
Жан Пиаже: Когнитивная теория развития – состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации. Выделил механизмы приспособления к окружающей среде: ассимиляцию — это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию — механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы.
Четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторная (0 до 2 лет); дооперационная (2 -7 -8 лет); конкретных операций (7-8 до 11-12 лет); Период конкретных операций (2—11/12 лет); период формальных операций (11-12 до 15 лет). В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы ≪прокручивая≫ в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.
Концепции в гештальтпсихологии и гуманистической психологии:
Гештальтпсихология исходила из понятия «гештальта», целостной структуры, причем «возникновение структуры — есть спонтанная, мгновенная самоорганизация материала» в процессе восприятия или припоминания материала в соответствии с действующими независимо от человека принципами сходства, близости, «замкнутости», «хорошего продолжения», «хорошейформы» самого объекта восприятия. Поэтому главной задачей вобучении является обучение пониманию, охвату целого, общего соотношения всех частей целого, причем такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения — «инсайта». Многократное бессмысленное повторение может принести только вред, доказывал гештальтпсихолог К. Коффка, необходимо вначале понять суть действия, его схему или гештальт, а потом уже повторять это действие. Даже обучение путем подражания происходит не методом слепого бессмысленного копирования, а у человека преимущественно «понимание образца предшествует подражательному действию». Коффка считал, что такие навыки, как речь и письмо, могут быть усвоены только с помощью подражания, и ситуация обучения улучшается при наличии четкого образца для подражания.
7. Культурно-историческая концепция психического развития человека в трудах Л.С. Выготского. Влияние образования на развитие. Закономерности психического развития.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник