Основные концепции психического развития ребенка

Основные концепции психического развития ребенка thumbnail

Биогенетические: в ходе внутриутробного развития человек кратко проходит те стадии, которые он проходит в своем филогенезе.

Фактором психического развития является – НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

Опираются на идею ПРЕФОРМИЗМА – заданы основные стадии и результат (развитие эмбриона).

Теория Рекапетуляции Стена Холла: психологическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества. Связь между историческим и индивидуальным процессом развития.

Теория трех ступеней детского развития Карла Бюллера: Инстинкт – дрессура – интеллект: созревание мозга и усложнение отношений с окр. средой, но и развитие аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

Теория нормативного подхода Газела – развитие ребенка как форма адаптации к среде. Зависимость психического развития(от моторики до личности) от созревания нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Генетически заданное созревание (преформизм).

Социогенетические:

Фактор психического развития – СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА.

Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с чистой как восковая доска душой. Наэтой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастает таким каким его хотят видеть взрослые. Противовес «биологизаторам» — социальный фактор, авторы социогенетической концепции полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – это лишь продукт внешней стимуляции.

Теории психического развития ребенка в зарубежной психологии 20 вв. Теории Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона, концепция научения в бихевиоризме, концепция Жана Пиаже, концепции в гештальтпсихологии и гуманистической психологии

З. Фрейд: Психологический подход к развитию ребенка – основной источник психологического развития – влечение и инстинкты. Открытие бессознательного и открытие сексуального начала — составляют основу теоретической концепции психоанализа. В модели личности выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта. Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии. Оральная стадия (0—1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек. Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.

Эрик Эриксон: Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях ≪Я≫ и общества. Обратив внимание на роль ≪Я≫ в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с ≪Оно≫ на ≪Я≫. По его мнению, основы человеческого ≪Я≫ коренятся в социальной организации общества. Он посвящает свои исследования главным образом процессам социализации. Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики — психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции — ≪групповой идентичности≫ и ≪эго-идентичности≫.

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те, изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Младенчество (оральная ст.) — доверие — недоверие. Ранний возраст (анальная ст.) — автономия — сомнение, стыд. Возраст игры (фаллическая ст.) — инициативность — чувство вины. Школьный возраст (латентная ст.) — достижение — неполноценность. Подростковый возраст (латентная ст.) — идентичность — диффузия идентичности. Молодость — интимность — изоляция. Зрелость — творчество — застой. Старость — интеграция — разочарование в жизни. Формирование всех форм идентичности сопровождается кризисом развития.

Читайте также:  Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Концепция научения в бихевиоризме: Предмет изучения – ПОВЕДЕНИЕ. В центре теории СРЕДА, воздействие которой формируют человека и являются источником его психического развития. Механизм образования связей между Стимулом и Реакцией –положен в основу объяснения поведения.

Жан Пиаже: Когнитивная теория развития – состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации. Выделил механизмы приспособления к окружающей среде: ассимиляцию — это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию — механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы.

Четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторная (0 до 2 лет); дооперационная (2 -7 -8 лет); конкретных операций (7-8 до 11-12 лет); Период конкретных операций (2—11/12 лет); период формальных операций (11-12 до 15 лет). В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы ≪прокручивая≫ в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.

Концепции в гештальтпсихологии и гуманистической психологии:

Гештальтпсихология исходила из понятия «гештальта», целостной структуры, причем «возникновение структуры — есть спонтанная, мгновенная самоорганизация материала» в процессе восприятия или припоминания материала в соответствии с действующими независимо от человека принципами сходства, близости, «замкнутости», «хорошего продолжения», «хорошейформы» самого объекта восприятия. Поэтому главной задачей вобучении является обучение пониманию, охвату целого, общего соотношения всех частей целого, причем такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения — «инсайта». Многократное бессмысленное повторение может принести только вред, доказывал гештальтпсихолог К. Коффка, необходимо вначале понять суть действия, его схему или гештальт, а потом уже повторять это действие. Даже обучение путем подражания происходит не методом слепого бессмысленного копирования, а у человека преимущественно «понимание образца предшествует подражательному действию». Коффка считал, что такие навыки, как речь и письмо, могут быть усвоены только с помощью подражания, и ситуация обучения улучшается при наличии четкого образца для подражания.

7. Культурно-историческая концепция психического развития человека в трудах Л.С. Выготского. Влияние образования на развитие. Закономерности психического развития.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

В результате освоения данной главы студент должен: знать

  • • основные концепции и теории психического развития ребенка;
  • • основания построения различных периодизаций психического развития; уметь
  • • анализировать периодизации психического развития;
  • • давать психологический портрет дошкольника в различных подходах; владеть
  • • критериями сравнительного анализа концепций психического развития ребенка.

Основные положения концепции психического развития 3. Фрейда

Зигмунд Фрейд в психологии стал наиболее противоречивой фигурой, которую или яростно критиковали, или восхищенно хвалили. Его влияние на психологию, в том числе психологию ребенка, колоссально. Фактически теория Фрейда открывает ряд научных периодизаций психического развития, где авторы определяют логику развития психики, обоснованно выделяют этапы ее становления и обозначают механизмы психического развития в онтогенезе.

Оценка

Из послания к 80-летнему юбилею Фрейда, подписанного Томасом Манном, Роменом Ролланом, Гербертом Уэллсом и множеством других видных интеллектуалов:

«Этот смелый провидец и целитель на протяжении двух поколений ведет людей в неведомые области человеческой души… Пусть даже будущее придаст другую форму и изменит тот или иной результат его исследований, никогда больше не удастся замолчать вопросы, поставленные 3. Фрейдом перед человечеством; его вклад в знания не может быть оспорен или скрыт… Если какое-нибудь деяние нашей расы останется незабвенным, это будет его проникновение в глубины человеческой психики»[1].

Вот как охарактеризовал вклад Фрейда в мировую культуру один из историков психологии: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме». Главным достижением концепции Фрейда применительно к детскому возрасту является открытие детской сексуальности и пристальное внимание к той роли, которую играют отношения с родителями в становлении личности.

Основные концепции психического развития ребенка

Зигмунд Фрейд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Создатель теории психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д.

Наиболее важные работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

Лечение психиатрических больных и изучение причин отклонений в эмоциональных переживаниях пациентов позволили Фрейду сначала выделить факторы неврозов, коренящиеся в раннем детстве, а затем проанализировать и описать общую логику психического развития и становления личности как процесс трансформации энергии либидо и зарождения различных структурных компонентов личности (эго и супер-эго). Переживания детства, такие как любовь и ненависть к родителям, чувства вины и стыда, чувственное влечение, — становятся основой формирования личности и влияют на ее последующее развитие, а неразрешенные детские конфликты запускают механизм развития неврозов. Таким образом, родительско-детские отношения и сексуальные переживания оказываются неотъемлемой частью становления личности, определяя влечения и подсознательные мотивы.

Читайте также:  Развитие ребенка на новый год

Рассматривая психику как имеющую три уровня функционирования: сознание, предсознание и бессознательное, Фрейд сосредоточился на феноменологии и логике функционирования бессознательного. Он не открывал бессознательное, вопреки традиционному представлению, но наполнил знания о бессознательном совершенно новым содержанием. До Фрейда бессознательное обычно понималось как некое хранилище неактуальных опыта и информации. Благодаря клинической практике великий австрийский аналитик выявил активную и наиболее влиятельную роль бессознательного в психической жизни человека в сравнении с другими структурным компонентами. Бессознательное оказалось вовсе не мирным хранилищем, а ареной баталий страстных и примитивных импульсов, желаний и побуждений, которые непрерывно оказывают влияние на сознание.

Вызвавшая взрыв в венском обществе работа Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» раскрывает взгляды автора на сексуальность как доминирующую причину поведения человека и указывает, что все люди изначально рождаются с мощным сексуальным влечением, во многом извращенным. Соответственно, задача общества — правильно воспитать личность и направить сексуальные импульсы на адекватные объекты и социально приемлемые способы удовлетворения потребности в удовольствии1.

Современная психология уже не оспаривает некогда радикальный вывод Фрейда об инфантильной сексуальности. Фрейд писал: «Кажется несомненным, что новорожденный приносит с собой на свет зачатки сексуальных стремлений, которые в течение некоторого времени развиваются дальше»[2][3]. Однако следует понимать, что сексуальность, или энергия либидо, для Фрейда представляет общее стремление к чувственному удовольствию любого рода и является базовой энергией организма, определяющей его стремление к жизни (Эрос). Так, переживание удовольствия младенцем связано с ласковыми прикосновениями к любой части тела, а сосредоточено в области рта.

В дальнейшем анатомию психики Фрейд представил как динамическую модель взаимодействия трех компонентов: ид, эго и супер-эго. Ид полностью принадлежит бессознательному, а эго и супер-эго располагаются на всех трех уровнях психики: сознании, предсознании и бессознательном.

Супер-эго и ид ведут личность в противоположных направлениях, а эго — «слуга двух господ» — регулирует конфликт между ними и обеспечивает удовлетворение желаний ид социально приемлемыми способами, которые не вызывали бы отторжения со стороны супер-эго.

В качестве примера такого внутриличиостного конфликта можно привести ситуацию, когда воспитатель сердится, скажем, на гиперактивного, неугомонного ребенка, который мешает ей вести занятие. Его непослушание и разрушительное поведение выводят педагога из себя настолько, что у нее возникает желание ударить ребенка, чтобы компенсировать негативные эмоции. Это желание ид. Но супер-эго взрослого человека говорит воспитателю, что детей бить нельзя, напоминает все профессиональные ценности и жестко налагает запрет на агрессию в отношении детей. В свою очередь, эго, руководствуясь принципом реальности, ищет рациональный выход и подсказывает допустимые формы удовлетворения импульсов ид не нарушая запреты супер-эго — постучать указкой по столу или строгим голосом сделать ребенку замечание. Возможно, остаточные импульсы педагог выразит чуть позже в эмоциональной беседе с коллегой или в физической активности в спортзале. Здоровая личность функционирует в разумном равновесии всех компонентов психики.

Фрейд полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития (табл. 3.1) и каждая из них воздействует на формирование личности. Кроме того, фиксация на любой из стадий (неспособность или невозможность решить задачи конкретного периода) ведет к формированию определенного патологического характера.

Источник

Наименование
теории, авторы

К
какому направлению, подходу относится

Характеристика

1

2

3

Теория
рекапитуляции (С.Холл, Д. Болдуин, К.
Гросс)

Натуралистическое,
биологический, человек- предмет

Теория
основывается на биогенетическом
законе Э.Геккеля, который гласит –
онтогенез является кратким повторением
филогенеза. По мнению авторов теории,
процесс индивидуального развития
человека задан генетически, ребенок
в сокращенном виде проходит этапы
эволюционного и культурного развития,
которые прошел человеческий род. С.
Холл выделил стадии развития: рытья
и копания (0-5 лет); охоты и захвата (5-11
лет); пастушества (8-12 лет), земледельчества
(11-15 лет); промышленности и торговли
(15-20 лет). Переход от одной стадии к
другой осуществляется в игре. (С.Холл).
Онтогенез не полностью повторяет
филогенез (Д.Болдуин).

Концепция
нормативного подхода к детскому
развитию (А.Гезелл)

Натуралистическое,
биогенетический, человек — предмет

Возрастные
изменения предопределяются
наследственными особенностями,
основным возрастным изменением
считается темп созревания нервной
системы. Нормативный подход в детской
психологии направлен на описание
достижений ребенка в процессе роста
и развития, на построение норм развития
двигательной активности, речи,
взаимоотношений ребенка с окружающим
миром и взрослыми.

Теория
трех ступеней детского развития
(К.Бюлер)

Натуралистическое,
биогенетический, человек — предмет

Каждый
ребенок, как и человекоподобные
обезьяны, должен в процессе индивидуального
развития пройти три ступени: инстинкт,
навык, интеллект. Переход ребенка от
одной ступени к другой определяется
структурой развития головного мозга,
имеет биологические причины.

Читайте также:  Как оформить инвалидность ребенку с задержкой психического развития

Теория
конвергенции двух факторов (В. Штерн)

Натуралистическое,
биогенетический, человек — предмет

Психическое
развитие ребенка есть результат
сближения (взаимодействия) двух
факторов: внутренних данных (органические
задатки, инстинкты, врожденные влечения)
с внешними условиями (природная и
общественная окружающая среда). Теория
предполагает наследственную заданность
психического развития, социальные
факторы выступают лишь в роли условий,
реализующих его наследственно
зафиксированные особенности.

Теория
социума как объяснительного принципа
во французской социологической школе
(Э.Дюркгейм, П.Жане)

Социологическое,
социогенетический, человек — общество

Решающую
роль в развитии ребенка занимает
социальный фактор, основой которого
являются коллективные представления
больших общностей людей; они независимы
от индивида, императивны по отношению
к нему. Усвоение социального опыта
происходит путем подражания. Социальные
взаимоотношения между людьми являются
основой развития человека.

Теория
социума во французской генетической
психологии (А. Валлон, Р. Заззо)

Социологическое,
социогенетический, человек — общество

Социум
и психика ребенка неразрывно всязаны.
Наибольшее значение для психического
развития имеют отношения людей и
способы их поведения (А. Валлон).
Социальная среда осуществляет свое
влияние на трех уровнях: 1) общая
ситуация, в которой развивается индивид
(социальные, экономические, культурные
условия); 2) ближайшее окружение ребенка,
в первую очередь семья; 3) отношения
ребенка к окружающему миру, которые
формируются с раннего детства (Р.
Заззо).

Концепции
культурной обусловленности развития
сознания и личности человека в
американской школе культурной
антропологии (исследование культуры
народностей, находящихся на ранних
ступенях исторического развития
(М.Мид)

Социологическое,
социогенетический, человек — общество

Характер
и способности людей в решающей степени
зависят от того, чему они учатся, и от
устройства общества, в котором они
родились и воспитываются. Различия
между членами разных культур, как и
различия между индивидами внутри
одной и той же культуры, почти полностью
сводятся к отличиям в условиях их
жизни, особенно в раннем детстве. При
этом форма, в которой реализуются эти
условия, детерминирована культурой.

Концепция
развития познавательной деятельности
детей в условиях разных культур (Д.
Брунер)

Социологическое,
социогенетический, человек — общество

Развитие
познавательной деятельности
осуществляется путем становления
трех основных способов: предметных
действий, образов восприятий и символов,
возникающих в соответствующих
возрастах. «Наслаивание» каждого
нового способа познания на предыдущий
составляет центральную линию
интеллектуального развития ребенка.
Психическое развитие отдельного
человека происходит в процессе усвоения
средств культуры. Усвоение набора
этих средств усиливает некоторые
естественные двигательные, сенсорные
и умственные способы познания.

Теория
психоанализа (З. Фрейд)

Натуралистическое,
биогенетический, человек — взрослый

Причины
внутренних конфликтов и неврозов
взрослого человека лежат в детстве.
Восстановление особенностей развития
человека в детстве может быть
осуществлено при помощи метода познания
человеческой природы. Прихосексуальное
развитие человека представляет собой
развитие личности в целом и включает
в себя четыре стадии (оральная, ональная,
фаллическая, генитальная) и латентный
период, каждая стадия имеет свои
проявления либидо (половой энергии)
через характерные для данного возраста
эрогенные зоны. В зависимости от
удовлетворенности либидо человек
развивается, у него проявляются
определенные черты личности.

Эпигенетическая
теория развития личности человека
(Э. Эриксон)

Социологическое,
социогенетический, человек — взрослый

Эриксон
считал, что основы человеческого Я
коренятся в социальной организации
общества. Теория называется
«эпигенетической» потому что
периодизация психического развития
понимается как эпигенетический
ансамбль, в котором одновременно
присутствуют все возрасты; ни одно
кризисное противоречие возраста не
может быть окончательно прижизненно
разрешено. Основным понятием теории
является идентичность, под которого
подразумевается тождественность
человека самому себе, включающая в
себя усвоенный и субъективно принимаемый
образ себя, чувство адекватности
собственного Я, способность личности
к конструктивному решению жизненных
задач. Формирование идентичности
продолжается на протяжении всей жизни
человека и проходит восемь стадий.
Задачи и содержание развития на каждой
стадии определяются обществом. Решение
задачи на каждой стадии сводится к
установлению определенного динамического
соотношения между позитивным и
негативным вариантами развития.
Движущей силой развития является
стремление быть самим собой в глазах
значимых других, в том числе и в
собственных глазах.

Теория
развития интеллекта (Ж. Пиаже)

Натуралистическое,

психогенетическое,
человек -предмет

Основой
психического развития является
развитие интеллекта, оно происходит
в контексте общих законов развития
органической жизни. В качестве ведущих
процессов, обуславливающих развитие
интеллекта ребенка выступают адаптация,
ассимиляция, аккомодация, уравновешивание.
Ассимиляция – процесс включения
нового объекта, новой проблемной
ситуации в уже существующие у ребенка
схемы понимания и действия. Аккомодация
– изменение таких схем в соответствии
с особенностями новой ситуации. Данные
механизмы наследственно закреплены,
т.е. неизменны, не зависят от содержания
жизненного опыта. Структуры интеллекта
складываются в процессе жизни, зависят
от содержания опыта и качественно
различаются на разных стадиях развития.
В интеллектуальном развитии ребенка
выделяется несколько стадий, в основе
которых лежит смена господствующих
интеллектуальных структур. Порядок
стадий развития интеллекта соответствует
определенным возрастам, он неизменен.
Взрослые могут повлиять на процесс
психического развития, но изменить
его логику они не в состоянии, т.к.
обучение идет вслед за развитием и
использует все достижения последнего.

Источник