• Основные этапы развития слуховой функции у ребенка

 

                       IV. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. 

               Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточ­ной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные ре­акции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляю­щиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосатель­ных движений и пр. В конце первого и начале второго месяца жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуко­вые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начи­нает различать звуки по их качеству (по тембру, по высоте). По исследованиям, первичное различение звуков, резко от­личающихся друг от друга по характеру, например шумов и сту­ков от музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав можно наблюдать даже у новорожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возмож­ность определения направления звука. 
               
              В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на го­лос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспринимаются им на первых порах недостаточно расчленено. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формирова­нием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слухо­вой функции, характеризующееся постепенным уточнением вос­приятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритми­ческому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированно­го слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаи­модействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слу­ховой функции, а с другой стороны, умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следу­ет, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференци­ации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ре­бенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо каран­даш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в про­изношении взрослого. 
               
           Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершен­ствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, способность к различению всякого рода шумов, связанных с ра­ботой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не толь­ко у детей, но и у взрослых в связи с различными видами дея­тельности и под влиянием специально организованных упражне­ний.