Основные этапы развития ребенка раннего детства

Основные этапы развития ребенка раннего детства thumbnail

Ребёнок делает первые в жизни шаги

Играющая девочка в возрасте двух лет

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

Место раннего возраста в возрастных периодизациях[править | править код]

В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1] и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:

В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.

В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

Физическое развитие в раннем возрасте[править | править код]

Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается), иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).

Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.

С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность[править | править код]

Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития «ребёнок — предмет — взрослый»). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности — предметно-орудийной.
Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:

  1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
  2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
  3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
  4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

Форма общения в раннем возрасте[править | править код]

Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:

  1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
  2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
  3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
  4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

Развитие предметной игры[править | править код]

Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра.
Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:

  1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
  2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
  3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.

Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

Основные психологические новообразования[править | править код]

Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:

  1. от 1 до 1,8 года — переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
  2. от 1,8 года до 3 лет — практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).

В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка).
В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 — 1,6 года), комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 — 3 года).

Эмоционально-личностное развитие[править | править код]

В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению).
Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.

Примечания[править | править код]

  1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 — 123.
  2. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  3. 1 2 О. А. Карабанова. Возрастная психология. — Москва: Айрис-Пресс, 2005.
  4. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. — Москва, 1986.

См. также[править | править код]

  • Анальная стадия
  • Кризис трёх лет
  • Дошкольный возраст
  • Детство
  • Возрастная периодизация
  • Возраст
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие

Источник

           Малыш родился… Он начал жизненный путь, встретил свой первый рассвет, ощутил свой первый луч солнца. Он такой маленький и беспомощный, но если вы будете правильно за ним ухаживать и воспитывать, он сможет показать неограниченные возможности развития. Необходимо создавать ребенку условия, при которых он сможет реализовать свои возможности. Для этого необходимо установить с малышом двусторонний контакт, слушать и понимать его. Чему надо научить ребенка? 

Начало жизни ребенка – годы родительского творчества. Именно в эти годы родители помогают становлению личности малыша. Развивающие игры, общение, занятия с малышом являются очень важным этапом развития. Малыш должен знать, что он любим родителями.

Каждый период отличается друг от друга и имеет свои особенности.

    В период развития малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев поведение малыша заметно меняется. Малыш, как губка, впитывает в себя всю информацию. Происходит качественный скачок в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Значительно повышается интерес к окружающим предметам. Ребенка уже интересует, не как они выглядят, а что с ними можно делать. Увеличивается длительность занятия с одной игрушкой. Малыш меньше отвлекается во время занятий и игр. Если малыш чего-то не понимает, он вглядывается в лицо взрослого, пытается сопереживать, ждет от родителей объяснений чего-либо.

Ребенок очень подвижен, умеет взбираться на высоту, спускаться, передвигаться в разных направлениях. «Я – сам!» — вот лозунг этого периода жизни малыша. Ребенок не теряет ни минуты времени, ведь столько еще непознанного. Взрослым необходимо уделять как можно больше внимания, ведь малыш многого ждет от родителей.

Появляется  относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. Теперь ребенок, желая потрогать какой-либо незнакомый предмет, сначала исследует его пальчиком, а потом уже всей рукой. И обязательно следит за реакцией родителей, если они спокойны, то все в порядке.

Малыш становится более разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Прекрасно понимает слова «можно» и «нельзя». Кроха не идет на прямой конфликт с родителями, но стоит вам отвернуться, как он берется за свое. Появляются такие слова, как «хочу» и «не хочу», малыш заявляет о своих правах.

Активно развивается речь. Малыш говорит на «своем языке», понять который могут только родители. Дитя все так же использует лепетную речь, может объединять слова, возможно даже не очень по смыслу. Конечно, каждый ребенок индивидуален, некоторые уже болтают без умолку, другие произносят всего несколько слов. Создавайте условия для развития активной речи малыша, ведь это один из показателей развивающего интеллекта.

Задачи воспитания развития малыша 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

·         создайте благоприятную обстановку на улице и дома для развития малыша

·         учите ходьбе по ограниченной поверхности (узкой дорожке, доске)

·         учите малыша ходить в разных направлениях

·         учите двигаться в быстром и замедленном темпе

·         учите подниматься и спускаться, перешагивать через препятствия

·         развивайте глазомер

·         проводите предметные игры (строительные, сюжетные, метание шариков, ловить рыбок и т.д.)

·         показывайте как надо использовать те или иные предметы

·         знакомите с окружающим миром

·         обогащайте словарный запас малыша

·         учите общаться с другими детьми и взрослыми

·         знакомьте ребенка с песнями, стихами, сказками

·          

В период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет малыш учится по-новому мыслить. Зависит от вас, родители, насколько полезно пройдут эти месяцы. Оценив уровень развития малыша, проанализируйте (если есть какие-либо отставания) причины недочетов. Главное трепетно и бережно относитесь к крохе, это и будет залогом успеха.

В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет особую значимость приобретает социальное развитие, малыш начинает исполнять требования взрослых, высказывает свое мнение. Начинает понимать слово «надо». Поведение становится более управляемым. К ребенку приходит послушание, которое строится не на страхе, а на уважении и любви к родителям. Дитя радуется любой похвале в его адрес.

К 2 годам ребенок все меньше отвлекается,  играет с игрушками более долгое время, может сосредоточиться на практическом задании. Кроха уже умеет подбирать предметы, подходящие друг другу (например, крышка к соответствующей коробке), выбирать из кучи предметы одинаковые по названию, цвету, форме. Со всеми игрушками малыш проводит более сложные манипуляции.

Развивается интеллект. Теперь малыш знает, что дом – это, где живут люди, дупло – там живет белочка. Понимает, что люди и животные едят, спят. Рассматривая картинки, узнает сюжеты из виденных им. Ребенок уже не воспринимает картинку, как игрушку, а именно, рассматривает ее. К 2 годам начинает понимать сказки. Читать сказки с превращениями ребенку двух лет не рекомендуется, он не понимает этих превращений, что это «понарошку».  Лучшие сказки, описывающие бытовые ситуации.

Малыш продолжает безобразничать? Всему этому есть объяснение. Например: почему он кормил кота из ложки, потому что вчера он кормил игрушечного кота; надел собаке свою шапочку, да потому что он знает, что без шапочки выходить на улицу нельзя. Ситуация требует от родителей аккуратного руководства и никаких строгих замечаний. Ребенок экспериментирует. На смену любопытству пришла любознательность. У родителей должно найтись терпение, ведь это интеллектуальная потребность ребенка.

Малыш нуждается во внимании родителей. Мама и папа должны осознавать, что малыш полностью копирует их поступки. Необходимо призадуматься, что отражает дитя в своем поведении, чем будет наполнена его жизнь в плане подражания.

Развитие речи. Словарный запас возрастает в 10 раз. Общайтесь с ребенком, делая паузы и объясняя понятным языком. Новое в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет– умение строить предложения из двух — трех слов. Речевые возможности детей очень разные и это удается не каждому ребенку. Поощряйте все попытки повторять слова за взрослыми.

Задачи воспитания в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

·         обеспечить ребенку общение со взрослыми и сверстниками, развивающие виды деятельности

·         показывайте ребенку своим примером хорошее отношение к окружающим

·         формируйте отношение к своему поступку (хорошо, плохо, молодец)

·         развивайте и поощряйте самостоятельность во всем

·         знакомьте с культурой поведения, послушанием

·         учите понимать слова такие, как устал, замерз и т.д.

·         вводите новые слова, обозначающие предметы и действия с ними

·         приучайте малыша к труду, гимнастике

·         развивайте речь ребенка, расширяйте активный словарный запас

·         развивайте интеллект малыша, воспитывайте интерес к книгам

·         играйте в сюжетные игры

·         развивайте все виды ходьбы, удерживанию равновесия, практикуйте быструю ходьбу

·         формируйте навыки в быту: правильно сидеть за столом, мыть руки, последовательно одеваться, знать свои индивидуальные принадлежности

Казалось, это было вчера – первая улыбка малыша, первое слово, первый шаг. И вот кроха уже полностью самостоятельный, способен на различные эмоции, с ним можно вести беседы, помогает родителям по дому.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет делится на два этапа: от двух лет до двух лет шести месяцев и от двух лет шести месяцев до трех лет.

Вам кажется, что в этот период жизни ребенка будет легче воспитывать, потому что он повзрослел и с ним можно договориться? Нет, вы ошибаетесь. Это период формирования личности. Ребенок заявляет о своих правах и ждет от вас общения на равных. К концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Не лишайте ребенка самостоятельных действий, учите его всему, поощряйте его достижения. Кроха по-прежнему чувствителен и эмоционален, привязан к родителям.

На что же нужно обратить внимание в период развития ребенка, чтобы обеспечить его психофизическое благополучие:

·         прежде всего, предоставьте малышу полную самостоятельность в тех вещах, с которыми он сможет справиться без вашей помощи

·         относитесь ко всем его действиям с полной серьезностью

·         проявляйте терпение к малышу и ко всему, что он делает, даже если у ребенка что-то не получается

·         не допускайте негативных высказываний в адрес крохи

·         доверяйте своему малышу, показывайте, что вы уверенны в том, что он справится с заданием

·         поддерживайте и хвалите ребенка (только, если он этого заслуживает, похвала должна быть адекватной)

·         дайте понять малышу, что все что он делает вам очень важно

·         создавайте условия, чтобы ребенок преодолевал какие-либо сложности

·         добивайтесь, чтобы действия малыша приводили к положительному результату

·         исключайте ситуации, где малыш может выступить в роли неудачника

·         не завышайте и не занижайте самостоятельные возможности ребенка

·         если у крохи что-то не получается, скажите – «завтра или позже обязательно получится»

·         развивайте интерес к играм, занятиям

·         не давайте слишком много легких заданий

·         формируйте у малыша интерес к другим людям, их занятиям, отношениям

·         не прерывайте резко игры и занятия ребенка назойливыми указаниями

·         относитесь к малышу, как к формирующейся личности

Развитие малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев должно строиться на индивидуальном подходе, учитывая особенности ребенка. Дети этого возраста по-разному развиваются и это нормально. Ниже мы приведем примеры задач воспитания и показатели развития ребенка. К ним надо стремиться, но не быть фанатом – во что бы то ни стало выполнить все в срок. Не старайтесь опережать события. А если ребенок сам по себе идет вперед по показателям, не тормозите его.

Задачи воспитания в период развития малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев:

·         учите ребенка более тонко различать предметы по цвету, форме, их применению, учитывать особенности каждого

·         учите ориентироваться на два свойства одновременно

·         учите собирать и разбирать более сложные пирамидки, совмещать рисунки на кубиках

·         развивайте координацию, мелкую моторику пальцев

·         разыгрывайте различные игровые сюжеты, давайте малышу роли

·         конструируйте с малышом

·         учите играть с другими детьми

·         развивайте и поощряйте самостоятельность

·         учите общению с другими детьми и взрослыми

·         прививайте хорошие привычки, отношение ко всему окружающему

·         знакомьте ребенка с окружающим миром

·         развивайте речь малыша, вступайте с ним в диалог

·         познакомьте малыша с такими видами деятельности, как рисование, музыка, лепка, пение, танцы

·         обеспечьте малышу активный образ жизни

·         воспитывайте культурно – гигиенические навыки у ребенка

К периоду развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет кроха научился уже очень многому. Сам собирает матрешки, любит книги, строит предложения. А главное слово в его жизни – «Я сам!».

Этап развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет – формирование личности малыша. Он начинает воспринимать все по-другому. Поэтому ему будет непонятно, если вы говорите одно, а делаете другое. Думайте о том, как малыш воспримет ваши слова и поступки.

Задачи воспитания в развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет:

·         учите не только действовать с предметами физически, но и развивайте действия в уме (находить решения, прогнозировать)

·         продолжайте обучение с различными развивающими игрушками

·         продолжайте конструировать

·         продолжайте сюжетно-ролевые игры

·         способствуйте осознанию малышом своего «Я»

·         формируйте культуру поведения во всем

·         продолжайте знакомство с окружающим миром

·         развивайте речь, поддерживайте общение

·         учите запоминать, а потом рассказывать

·         учите грамматике

·         учите рисовать, лепить, делать аппликации

·        

Источник