Основные этапы развития ребенка педагогика

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Педагогика как наука о воспитании человека.

План

1. Основные этапы развития педагогики.

2. Предмет педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

Прочитайте!

Свое название педагогика получила от греческих слов «раida — пайдос» — ребенок и «gоgоs — аго» — вести. Прямой перевод слова «пайдагогос» означает «проводник ребенка». Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин «педагогика». Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.

Некоторое время бытовало мнение, что педагогика — это искусство воздействия воспитателя на воспитанников, но педагогика — это не только искусство, но и наука, имеет свои объективные законы и закономерности. До недавнего педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучение и образование подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.

Итак, распространенным в современной педагогике является определение: педагогика — это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее кратко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.

Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда беспокоиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовленной к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.

Законспектируйте!

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно -воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.

II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения отождествление понятий «воспитание», «обучение», «образование», возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.

III этап, системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категорийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.

Прочитайте и кратко законспектируйте!

Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. До этого периода она была составной частью философии.

Воспитания возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.

Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.

Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы — спартанская и афинская — свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы — презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.

В Древней Греции зародились первые педагогические теории о развитии личности. Среди их авторов — Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Протагор и другие.

Античном идеала физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на принципах христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучению Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.

Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, есть любовь и уважение к человеку, которая рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.

Прочитайте и законспектируйте информацию о деятельности выдающихся педагогов разных эпох!

Развитие общества, появление на исторической арене нового класса — буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика выходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге «Великая дидактика» теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, которые стали основой классно-урочной системы, которая действует и сегодня.

В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения. Среди них особое внимание проблемам воспитания уделяли Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).

Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) — основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др..

Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д. Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.

Во второй половине XIX — начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просвитяне — Т.Г. Шевченко (1814-1861) — «Букварь южнорусский» (1861), Грабовский (1864-1902), Леся Украинский (1871-1913), О.В. Духнович (1803-1865), Х.Д. Алчевська (1841-1902) и др..

Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т. Шацького (1878-1934), П.П. Блонського (1884-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ. О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др..

Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 50500; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9784 — | 7481 — или читать все…

Читайте также:

Источник

 1. Этапы
развития педагогической науки

 2. Педагогика
– наука или искусство

 3. Предмет,
объект и функции педагогики

4. Задачи
и методы педагогики

ЛЕКЦИЯ
№ 1. Педагогика как наука, ее объект

Предваряя
знакомство с каким-либо новым словом,
понятием, явлением, необходимо выяснить
значение, этимологию этого словообразования.
Термин «педагогика» образовался от
греческих слов paides – «дитя» и gogos –
«вести». Таким образом, дословный перевод
paidagogike означает «детовождение». Постепенно
слово «педагогика» стало обозначать
искусство «вести ребенка по жизни»,
т. е. воспитывать и обучать, направлять
его духовное и физическое развитие.
Таким образом, во всех изданиях
справочного, научного и учебного
характера педагогика рассматривается
как наука о воспитании и обучении, но
не только. Более подробное определение
педагогики нам предстоит вывести чуть
позже, а пока интересно проследить
историческое развитие и становление
педагогики, как на протяжении веков
менялось значение и отношение к
воспитанию, образованию, какие цели
преследуются и средства применяются.

Педагогика
– очень интересная наука. Интересна
история ее развития, становления, с
ошибками, заблуждениями, драматическими
судьбами, с прозрениями и открытиями,
а также заслуживает отдельного внимания
предмет изучения педагогики. Развитие
общества, потребность в образовании и
воспитании привели к тому, что создавались
специальные воспитательные и учебные
заведения, которые отвечали за осмысление
теоретических знаний, опыта обучения
и внедрение в процесс воспитания. Все
это привело к тому, что педагогика как
наука сформировалась и обособилась в
отдельную отрасль.

Именно
поэтому в определенный момент развития
цивилизации, когда получили развитие
производство и наука, это было в поздний
период рабовладельческого строя,
образование превратилось в определенный
институт воспитания, появились
воспитательные учреждения, специалисты,
главной задачей которых стало воспитание
и обучение детей. Такие школы появились
в Древнем Египте, в странах Ближнего
Востока, Древней Греции. Необходимо
добавить, что уже в древнем мире некоторые
ученые умы осознавали значение воспитания
и передачи положительного опыта
поколениям. Даже в Библии есть указания
на педагогическую и образовательную
деятельность. Так, царь Соломон в своих
высказываниях делал акцент на
воспитательной роли отцов, которые
должны были позаботиться об обучении
своих сыновей в том или ином труде.
Постепенно, усложняясь и расширяясь,
воспитание стало развиваться более
интенсивно и эффективно. Сначала это
происходило в сфере философии.

Уже
в трудах древнегреческих философов –
Гераклита
(530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 –
нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг.
до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.),
Аристотеля(384–322 гг. до н. э.)

и др. – содержалось немало глубоких
мыслей по вопросам воспитания. Итак,
исторические этапы развития педагогики.

Первобытно-общинный
строй

На
заре цивилизации в первобытно-общинном
строе цель воспитания состояла в
приобретении жизненного опыта и трудовых
умений и навыков.

Поскольку
было развито животноводство и земледелие,
то, соответственно, детей учили ухаживать
за животными и выращивать растения.
Девочки помогали женщинам готовить
пищу, делать одежду, посуду. Вместе с
отцами сыновья учились охоте и рыбной
ловле, учились бороться. Образ жизни
первобытного человека был тесно связан
с природой, поэтому существовало много
обрядов, традиций, языческих праздников,
в которые посвящали и детей. Дети должны
были знать историю рода, обычаи и т. д.
Детей учили участвовать в праздниках,
играх, обрядах, а также они изучали
устное народное творчество: сказки,
песни, предания и др. Воспитание в этот
период было тесно связано с бытом, и
человек еще не был способен выделить
этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная
Греция (Спарта и Афины)

Вследствие
того что Спарта – это город, где
главенствующую роль играл спорт, то и
целью воспитательного и педагогического
процесса считалось воспитание и
подготовка мужественных и выносливых
воинов, которые позже могли стать
рабовладельцами.

В
Спарте готовили воинов, поэтому занимались
воспитанием мальчиков в специализированных
учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались
из семьи, подготовка состояла из
военно-физической тренировки: необходимо
было научиться быстро бегать, прыгать,
бороться, метать диск и копье, быть
неприхотливыми в еде, не бояться темноты,
легко переносить трудности, голод, жажду
и другие неудобства. Самое главное, чему
учили мальчиков, – беспрекословно
подчиняться старшим, уметь четко и
кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет
юноши проходили специальную военную
подготовку, а затем зачислялись в войско.
Основная направленность воспитания в
Спарте – презрение к рабам и физическому
труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки
воспитывались дома, но, так же как и
мальчики, должны были быть физически
развитыми, подготовленными к управлению
рабами. Образование ограничивалось
обучением письму и счету. Так же как и
мужчины, девушки участвовали в спортивных
состязаниях и празднествах. В то время,
когда мужчины-воины участвовали в
военных действиях и отсутствовали дома,
женщинам-хозяйкам приходилось самим
охранять свое жилище и свой город, а
также держать рабов в строгом подчинении.

Афины

В
отличие от Спарты, целью воспитания в
Афинах становится умственное, нравственное,
эстетическое и физическое развитие
человека, поскольку считался идеальным
тот, кто прекрасен и в физическом, и в
нравственном отношении. До 7 лет все
дети воспитывались в семье. Огромное
внимание уделялось физическому развитию
детей. Чтобы дети развивались умственно,
им читали сказки, литературные
произведения, играли с ними, слушали
музыку. Дети с малых лет участвовали в
торжествах, праздниках, спортивных
состязаниях, учились играть на музыкальных
инструментах. Одним словом, развитие
детей отличалось эмоциональной
направленностью, а воспитание носило
эстетический характер. Сначала в школе
грамматиста дети обучались чтению,
письму и счету, затем в школе кифариста
учились литературе и здесь специально
получали эстетическое воспитание –
учились петь, декламировать, играть на
музыкальных инструментах. Следующий
этап обучения – палестра, где подростки
овладевали пятиборьем (бег, борьба,
метание копья и диска, плавание),
занимались спортом, а также беседовали
на нравственные и политические темы с
наиболее уважаемыми гражданами.

Для
богатых рабовладельцев Афин существовали
гимназии – школы, где изучались такие
науки, как философия, литература,
управление государством. С 18 лет в
течение двух лет юноши, так же как и в
Спарте, проходили военно-физическую
подготовку.

Таким
образом, процесс поэтапного и
разностороннего обучения, воспитания
и образования был возможен и доступен
только детям состоятельного сословия.
Для остального бедного населения –
народа – образование заканчивалось в
палестре, рабы вообще не имели права
учиться, а образование девушек было
ограничено семейным кругом.

Древний
Рим и Римская империя

В
древнем Риме существовала практика
семейного образования, когда все обучение
велось в стенах дома. Но, так же как и в
Афинах, характер образования зависел
от материального достатка и социального
положения семьи.

Учителя
на дому занимались с детьми богатых и
знатных родителей литературой. Воспитание
мальчиков и девочек проводилось совместно
до достижения ими возраста 4–5 лет, затем
их разделяли. Воспитанием девочек
занимались матери, кормильцы, няни.
Главное их занятие – рукоделие, музыка,
танцы. Так продолжалось до замужества.
Прослеживается очень характерное
светское воспитание.

Мальчиков
воспитывали отцы, воспитатели. Их учили
владеть оружием и приучали к мужским
занятиям.

Дети
небогатых граждан могли получить
образование в платных и частных школах.
Возникают грамматические школы, где
обучались сыновья богатых родителей.
Основным дисциплинами, которые преподавали
в таких школах, были: риторика, греческий
язык, литература, история. Таким образом,
благодаря появлению общественных
структур, можно было проводить
образовательные занятия. Так постепенно
образование и воспитание в Риме выходят
из круга семьи и становятся общественным
явлением.

Целью
воспитания становится умственное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие человека.

Школы
ораторов появляются в годы республиканского
Рима, где юноши, чьи родители принадлежали
к высшим слоям общества, получали
образование за высокую плату, и их
готовили к высшим государственным
должностям. Обучение велось таким
наукам, как: риторика, греческий язык,
правоведение, математика, философия.

Во
времена Римской империи все школы
получили статус государственных и
готовили чиновников, преданных
императорской власти. Во времена
христианства учителями назначались
представители духовенства. Воспитание
все больше приобретало религиозный
характер.

Средневековье
(ХIV—ХVIII вв.)

Ярко
выраженный религиозный характер носило
воспитание в период Средневековья,
образование во многом потеряло
прогрессивную направленность.

Поэтому
целью воспитания являлось воспитание
смиренного, терпеливого, покорного
человека.

Духовенство
очень негативно и агрессивно относилось
к античной культуре, школе, искусству,
наукам. Основная идея религиозного
католичества в то время – это воспитание
«в страхе божьем». Так как ребенок
рождается во грехе и имеет отношение к
«первородному греху», то грех следует
побеждать только смирением. Монахи и
священники, которым доверялось воспитание
детей, обучали в духе христианской
религии, учили читать и писать на
латинском языке. Дети зазубривали
молитвы, подвергались тяжелым физическим
наказаниям и все время помнили о тяжести
греха и божьей каре за неповиновение.

Более
светское воспитание получали дети
феодалов и рыцарей. Семь рыцарских
добродетелей общеизвестны: ездить
верхом, фехтовать, плавать, владеть
мечом, копьем и щитом, охотиться, играть
в шахматы, слагать и петь стихи для дамы
своего сердца. Дочери феодалов
воспитывались в монастырях и обучались
рукоделию, чтению, письму.

С
развитием ремесел, ростом городов стала
возрождаться светская культура и
образование. В городах ремесленники
открывали для своих детей цеховые школы,
а купцы – гильдейские школы, где обучение
велось на родном языке, обучали детей
письму, счету, чтению, а религия вытеснялась
на второстепенный план и переставала
быть основой обучения. Такие городские
начальные школы подрывали монополию
церкви в области обучения.

Возрождение
(ХIV—ХVI вв.)

В
эпоху Возрождения многие сторонники
гуманистического движения в науке
стремились критиковать распространенную
в Средневековье строгую и ограниченную
палочную дисциплину. Гуманисты
проповедовали бережное и внимательное
отношение к ребенку, предлагали уважать
ребенка и видеть в нем личность. Большое
внимание уделялось физическому и
умственному воспитанию детей, при
котором, как считали педагоги-гуманисты,
происходит развитие творческой
активности, самостоятельности,
эмоциональной свободы, самодеятельности.
В конечном итоге, подобное воспитание
способствовало развитию и проявлению
светских знаний.

Во
время эпохи Возрождения выделился ряд
выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов,
которые выступали под лозунгом античного
изречения: «Я – человек, и ничто
человеческое мне не чуждо».

Труды
ранних социалистов-утопистов Т.
Мора (1478–1535)

и Т.
Кампанеллы(1568–1639)

стали прекрасным проявлением возрождения
человеческого духа. Томас Мор предложил
идею обучения детей на родном языке, а
также большое значение Мор придавал
физическому воспитанию. Томазо Кампанелла
считал, что «изучение наук следует
сочетать с регулярным посещением
различных мастерских, чтобы дать
воспитанникам технические знания и
возможность сознательного выбора
будущей профессии».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник