Основные этапы и закономерности развития ребенка
Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
1.
Цикличность
развития.
Под циклом понимают возраст как стадию
развития. Темп и содержание развития
изменяется на протяжении детства.
Периоды подъема интенсивного развития
сменяются периодами затухания.
2.
Неравномерность
развития. Разные
психические функции развиваются
неравномерно, не пропорционально.
Существуют наиболее оптимальные сроки
для становления и роста отдельных
психических процессов, такие периоды
называют сенситивными. Возрастная
сенситивность – присущее определенному
сенситивному периоду, оптимальное
сочетание условий для развития и
становления определенных психических
свойств и процессов.
3.
Метаморфозность
детского развития. Л.С. Выготский отметил
цепь превращения одной качественной
формы в другие.
4.
Сочетание
процессов
эволюции и инволюции. То, что развивалось
на предыдущем этапе, отмирает или
преобразуется (эволюция). Инволюционный
эффект возникает если не были созданы
условия для развития функции – обратное
развитие (инфантилизм).
5.
Интеграция
психики – перерастание отдельных
психических состояний в черты личности.
6.
Пластичность
психики и возможность компенсации. При
слабости или дефиците одной психической
функции усиленно развивается др.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе
Обучение
(воспитание)
— это целенаправленный процесс передачи
общественно-исторического опыта.
Обучение может рассматриваться как
формирование ЗУНов, а воспитание – как
формирование ценностей, установок,
стереотипов.
Проблема
соотношения обучения и развития была
поставлена в 20-30 годы 20-го века. Л.С.
Выготский выдвинул три точки зрения на
данную проблему:
1.
Независимость процессов детского
развития от процессов обучения («Обучение
плетется в хвосте у развития»).
2.
Обучение
и есть развитие, шаг в обучении
соответствует шагу в развитии («Развитие
следует за обучением, как тень за
предметом»).
3.
С
одной стороны, обучение и развитие
независимы, с др. обучение тождественно
с развитием. Выготский решил проблему
соотношения, определив зоны
и уровни развития психики: УАР (уровень
актуального развития) —
сложившаяся в результате определенных
уже завершившихся циклов развития (то,
что ребенок может делать самостоятельно)
УПР
(уровень потенциального развития) — те
задачи, которые ребенку еще не доступны
для решения.
Расстояние
между УАР
и УПР = ЗБР (зона ближайшего развития,
обучаемость);
эта зона свидетельствует о ходе процессов
еще не созревших, но находящихся в стадии
становления. ЗБР
обнаруживается в решении тех задач, с
которыми ребенок не может справиться
самостоятельно, а только с помощью
взрослого по образцу или подражанию.
УПР постоянно переходит в УАР и тогда
появляется новый уровень УПР1.
Обучение
тогда будет развивающим, когда оно идет
впереди развития, опираясь на ЗБР, тем
самым, обучение создает новую ЗБР, а
она, в свою очередь, переходит в сферу
актуального развития.
Проблема периодизации психического развития
Взгляды
Л.С.
Выготского
на стадиальность развития
Л.С.
Выготский
придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского
развития. Для стабильного периода
характерно плавное течение процесса
развития, без резких сдвигов и перемен
в личности ребенка. Кризисы же, в свою
очередь, это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии и ребенок резко
меняется в своих чертах.
1.
Кризис новорожденности (0-2мес)
2
. Младенчество
(2-12мес)
3.
Кризис 1 года жизни
4.
Раннее детство (1-3 лет)
5.
Кризис 3 лет
6.
Дошкольное детство (3-7 лет)
7.
Кризис
7 лет
8.
Школьный возраст (7-12лет)
9.
Кризис 13 лет
10.
Пубертатный возраст (14-17 лет)
11.
Кризис 17 лет
Особенности
кризисов:
1.
Неотчетливость границ отделяющих начало
и конец кризиса от смежных периодов.
Кульминация кризиса наблюдается примерно
в середине периода и в этот момент
становиться заметным.
2.
Трудновоспитуемость детей в кризисные
периоды.
3.
Конструктивность критических периодов
(позитивность). Создается новая система
отношений, а старая рушится.
4.
Инволюционный характер развития
(распадается и исчезает то, что образовалось
на предыдущей стадии)
Периодизация
Д.Б.
Эльконина
Д.Б.
Эльконин
рассматривает ребенка как целостную
личность, активно познающую окружающий
мир — мир предметов и человеческих
отношений, включая его при этом в две
системы отношений: «ребенок-предмет»
и «ребенок-взрослый». Среди видов ведущей
деятельности, оказывающей наиболее
сильное влияние на развитие ребенка,
Д.Б. Эльконин выделяет две группы:
1)
система «ребенок-взрослый»:
непосредственно-эмоциональное общение
младенца (0-1г), сюжетно-ролевая игра
дошкольника (3-7л), интимно-личностное
общение подростка (11-15л).
Мотивационно-потребностная
сфера развития (в
деятельности данного типа системы);
2)
система «ребенок-предмет»:
предметно-манипулятивная деятельность
ребенка (1-3г.), учебная деятельность
младшего школьника (7-11л.) учебно-профессиональная
деятельность старшего школьника
(15-17л.). Интеллектуально-познавательная
– сфера развития (в
деятельности данного типа системы)
Периоды
1.
Младенческий возраст (0-1 год). Ведущий
вид деятельности – непосредственно-эмоциональное
общение. Внутри и на фоне его формируются
ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные
действия, т.е. действия, сопровождаемые
и в какой-то мере регулируемые зрительными,
слуховыми, мышечно-двигательными и
другими ощущениями, восприятиями. Важным
новообразованием этого возраста является
формирование потребности в общении с
другими людьми и определенное эмоциональное
отношение к ним.
2.
Раннее
детство (1-3 года). Ведущая деятельность
— предметно-орудийная. В ней ребенок
овладевает общественно-выработанными
способами действий с предметами в
сотрудничестве с взрослыми. Новообразованием
возраста является развитие речи и
наглядно-действенного мышления.
3.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая
деятельность — ролевая игра, в процессе
которой ребенок овладевает «фундаментальными
смыслами человеческой деятельности».
Здесь же формируются такие новообразования,
как стремление к общественно значимой
и общественно — оцениваемой деятельности,
что характеризует готовность ребенка
к начальному обучению.
4.
Младший
школьный возраст (7-11 лет). Ведущая
деятельность-учение. В процессе учения
формируется намять, усваиваются знания
о предметах и явлениях внешнего мира.
Новообразованиями возраста являются
произвольность психических явлений,
внутренний план, рефлексия.
5.
Подростковый
возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность
— общение в системе общественно полезной
деятельности (учебной, общественно —
организационной, трудовой и др.). В этом
процессе подросток овладевает навыками
общения в разных ситуациях. Важнейшими
новообразованиями являются формирование
самооценки, критическое отношение к
окружающим людям, стремление к «взрослости»
и самостоятельности и умение подчиняться
нормам коллективной жизни.
6.
Старший школьный возраст (15-17 лет).
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная,
в процессе которой формируются такие
новообразования, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание,
мечты и идеалы.
Интегральная
периодизация развития
В.И.
Слободчикова и Г.А. Цукерман
В
основу теории общего психического
развития В.И. Слободчиков ввел понятие
событийной общности, внутри которой и
образуются человеческие способности,
позволяющие индивиду:
1)
входить в различные общности и приобщаться
к определенным формам культуры;
2)
выходить из общности, индивидуализироваться
и самому творить новые формы, т.е. быть
само-бытным.
Каждая
человеческая общность осуществляет
определенную совместную деятельность.
В построении любой человеческой общности
участвуют, по крайней мере, двое, и смена
формы и содержания общности сопровождается
сменой партнера. Новая общность строится
с новым человеком.
На
первой ступени
ребенок вместе с родным взрослым начинает
строить общение. Эта общность названа
ступенью оживления.Ребенок
осваивает собственную телесную,
психосоматическую индивидуальность,
вписывая себя в пространственно-временную
организация общей жизни семьи. Кардинальное
приобретение данной ступени это подлинный
синтез человеческого тела, его оживление
в сенсорных, двигательных, общительных,
действенных измерениях.
На
второй ступени
ребенок вместе с близким взрослым
осваивает предметно-опосредованные
формы общения. Два события: прямохождение
и речь, как способы первичного
самоопределения во внешнем и внутреннем
пространстве субъективности. Названа
ступенью одушевления
– ребенок впервые открывает для себя
свою собственную самость («Я сам!»).
На
третьей ступени
партнером растущего человека становится
общественный взрослый. Человек впервые
осознает себя потенциальным автором
собственной биографии, принимает
персональную ответственность за свое
будущее. Имя этой ступени – персонализация.
Кульминационный момент личностного
развития – появление способности к
саморазвитию.
На
четвертой ступени
партнером молодого человека становится
человечество, с которым взрослеющий
человек вступает в деятельностные
отношения, опосредованные системой
общественных ценностей и идеалов. Эта
ступень названа индивидуализацией
–
человек становится ответственным за
собственную самость.
Пятая
ступень
называется универсализацией
— вход
в пространство в пространство обще- и
сверхчеловеческих, экзистенциальных
ценностей. Вхождение в новую общность
на каждой ступени развития подобно
новому рождению и сопровождается
сдвигом, качественным преобразованием
в системе отношений с миром, с людьми и
с собой. Поэтому, период вхождения в
новую общность и назван кризисом
рождения.
Этап принятия партнерами друг друга и
новых обстоятельств своей совместности
назван стадией
принятия.
К концу стадии принятия индивид осваивает
новые способы взаимодействия с партнером
до такой степени, что обнаруживает
способность самостоятельно строить и
налаживать данное взаимодействие.
Кризис развития со-бытийной общности
обнаруживается как разрыв между
индивидуальной и совместной формами
деятельности и сознания. В кризисах
развития взрослый ориентирует ребенка
на поиск новых способов самоопределения,
на освоение нового слоя своей самости.
Пост кризисная стадия развития общности
– эта стадия освоения
субъектом собственной отдельности и
единичной самости внутри данной общности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Рассматривая
развитие психических функций, отметим,
прежде всего, что раннее детство
сензитивно к
усвоению речи.
Автономная
речь ребенка довольно быстро (обычно в
течение полугода) трансформируется и
исчезает. Необычные и по звучанию, и по
смыслу слова заменяются словами
«взрослой» речи.
Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят
из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его
действие («мама идет»), действие и
объект действия («дай булку», «хочу
конфету»), или действие и место действия
(«книга там»). К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка. В речи ребенка встречаются почти
все части речи, разные типы предложений.
Речь становиться полноценным средством
общения.
Помимо речи, в раннем возрасте
развиваются другие психические функции
— восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия ребенка
Раннее
детство интересно тем, что среди всех
психических функций доминирует
восприятие. В этом возрасте наблюдаются
элементарные формы воображения, такие
как предвосхищение, но творческого
воображения еще нет. Маленький ребенок
не способен что-то выдумать, солгать.
Только к концу раннего детства у него
появляется возможность говорить не то,
что есть на самом деле. Эксперимент:
Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня
идет». Ребенок не способен отрешиться
от ситуации и всегда говорит неправильно.
В
этом возрасте каждая вещь для ребенка
имеет либо притягивающее, либо
отталкивающее значение. У него нет
равнодушного или «бескорыстного»
отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая
вещь имеет свою валентность.
Внимание и память
непроизвольны.
Мышление является
наглядно-действенным, оно основано на
восприятии и действии с предметами
Этапы
развития личности:
Для раннего возраста
характерны яркие эмоциональные
реакции,
связанные с непосредственными желаниями
ребенка. В конце этого периода, при
приближении к кризису 3 лет, наблюдаются
аффективные реакции на трудности, с
которыми сталкивается ребенок. Он
пытается что-то сделать самостоятельно,
но у него ничего не получается или рядом
в нужный момент не оказывается взрослого
— некому прийти на помощь и сделать это
вместе с ним. В такой ситуации вполне
вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные
вспышки лучше всего гасятся тогда, когда
взрослые достаточно спокойно на них
реагируют, а по возможности — вообще
игнорируют. В противном случае, особое
внимание взрослых действует как
положительное подкрепление: ребенок
быстро замечает, что уговоры и прочие
приятные моменты в общении с родственниками
следуют за его слезами или злостью, и
начинает капризничать чаще, чтобы этого
добиться. Кроме того, ребенка раннего
возраста легко отвлечь. Если он
действительно расстроен, взрослому
достаточно показать ему любимую или
новую игрушку, предложить заняться с
ним чем-то интересным — и ребенок, у
которого одно желание легко сменяется
другим, мгновенно переключается и с
удовольствием занимается новым
делом.
Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием.
Примерно в 2 года ребенок начинает
узнавать себя
в зеркале. Узнавание себя — простейшая,
первичная форма самосознания. Новый
этап в развитии самосознания начинается,
когда ребенок называет себя — сначала
по имени, в третьем лице: «Тата»,
«Саша». Потом, к трем годам, появляется
местоимение «я». Более того, у
ребенка появляется и первичная
самооценка —
осознание не только своего «я», но
того, что «я хороший», «я очень
хороший», «я хороший и больше
никакой». Это чисто эмоциональное
образование, не содержащее рациональных
компонентов (поэтому трудно назвать
его самооценкой в собственном смысле
этого слова). Оно основывается на
потребности ребенка в эмоциональной
безопасности, принятии, поэтому самооценка
всегда максимально завышена.
Сознание
«я», «я хороший», «я сам»
и появление личных действий продвигают»
ребенка на новый, уровень развития.
Начинается
переходный период — кризис 3 лет.
Ранний
возраст – период интенсивной ориентации
в сфере ребенок – общественный предмет,
опережающее развитие операционно-технической
сферы деятельности.
Распад прежних
отношений пра-мы, ребенок приобр относит
самостоятельность, свободу передвиж и
автономию намерений. Но овладение
предметами требует сотр со взрослыми
и овладения речью.
Ведущая
деят-ть – предметно
– орудийная. Ребенок
пытается привлечь внимание к своей
деят-ти, уклоняется от чистой ласки, но
с удовольствием принимает ее как
поощрение.
Центр линия умств
развития – овладение речью.
1-1.6 года – интенс
равитие поним-я, речь почти не разв,
речь многозн по значению (ква-ква это
и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)1.6 – 3 года –
практич овл речью, быстрый рост словаря,
вопросы кто это, что это.
Мышление синкретами,
в комплексах.
Формирование
привязанности, зарождение моральных
чувств, эмпатии, эстетич чувств…
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник