Основные характеристики возрастного периода развития ребенка младенчество

Основные характеристики возрастного периода развития ребенка младенчество thumbnail

(0—2
месяца) Новорожденностъ как кризисный
период

В
постнатальный период происходит
коренное изменение образа жизни ребенка,
связанное с физическим отделением от
материнского организма: это новый тип
дыхания (включаются легкие ребенка),
новый способ питания, новые температурные
условия и т.п. Поэтому новорожденность
с физиологической точки зрения — это
переходный период, когда происходит
приспособление к внеутробному образу
жизни, становление собственных систем
жизнеобеспечения организма.

Характерные
особенности периода новорожденности
:
У ребенка первых двух недель жизни
единственным очевидным выражением
эмоций
является реакция неудовольствия на
дискомфорт или насильственное
пробуждение. Сигналы неудовольствия,
издаваемые ребенком, привлекают внимание
ухаживающих взрослых, которые и помогают
ребенку избавиться от неприятных
ощу­щений. Положительные
эмоциональные

реакции в ранний период новорожденности
отметить не удается, поскольку
удовлетворение потребностей приводит
к успокоению и засыпанию ребенка.

Новорожденный
обладает пределенным набором безусловных
рефлексов, облегчающих приспособление
к новым условиям жизни:


рефлексов, обеспечивающих работу
основных систем организма (дыхания,
кровообращения, пищеварения и др.), в
частности сосательного рефлекса,
пищевого и вестибулярного сосредоточения
(затихание, торможение движений);

— защитных
рефлексов (глаза, зажмуривается при
ярком свете);

— ориентировочных
рефлексов (поворот головы к источнику
света);

— атавистических
рефлексов (хватательный рефлекс; рефлекс
спонтанного ползания).

Новорожденный
обладает разными видами чувствительности
— тактильной, температурной, болевой,
вкусовой. Хотя чувствительность у
новорожденного ниже, чем у более старших
детей, однако она заметно возрастает
в течение первых недель жизни. Зрительная
и слуховая функции у новорожденных
довольно примитивны, но быстро
совершенствуются. На второй неделе
жизни появляется слуховое сосредоточение.
К концу первого месяца жизни появляется
возможность кратковременной фиксации
взгляда на блестящем предмете.

С точки зрения Эльконина, новорожденный
не имеет ни одного готового акта
поведения, ни одной сложившейся формы
движений. Биологическая беспомощность
человека увеличивает количество
степеней свободы в выборе направления
развития и обеспечивает гибкость
адаптации. На начальном этапе развития
решающее условие выживания новорожденного
— это уход взрослого человека,
удовлетворение им всех жизненных
потребностей ребенка. Любое отношение
к предмету осуществляется только через
и посредством взрослого человека. В
противоречии между максимальной нуждой
во взрослом и минимальными средствами
взаимодействия заложена основа всего
психического развития ребенка в
младенческом возрасте.

В
конце первого — начале второго месяца
жизни ребенок начинает отчетливо
выделять взрослого из окружающей
обстановки
.
Взрослый с первых дней жизни выступает
по отношению к ребенку с опережающей
инициативой, он приписывает ребенку
качества субъекта общения — обращается
к нему, о чем-то спрашивает, комментирует
собственные действия. Постепенно
ребенок улавливает коммуникативные
послания взрослого, на
третьей — четвертой неделе у ребенка в
состоянии спокойного бодрствования
можно наблюдать так называемое
ротовое
внимание
в
ответ на обращенный к нему ласковый
голос и улыбку взрослого — ребенок
губы слегка вытягиваются вперед,
происходит глазной контакт
.
В возрасте 4—5
недель
вслед за этим возникает попытка
улыбнуться

и, наконец, настоящая, так называемая
социальная
улыбка
,
или улыбка общения.

Возникновение
ответной реакции ребенка — улыбки
на обращение матери (близкого взрослого)
— важнейшее психологическое новообразование
кризисного периода новорожденности.

Комплекс
оживления
.
В последующие недели складывается
комплекс оживления, который служит
границей критического периода
новорожденности и показателем перехода
к младенчеству как периоду стабильного
развития
.

Комплекс
оживления — особая
эмоционально- двигательная реакция,
обращенная к взрослому
.
Начавшись с замирания, сосредоточения
на лице взрослого и улыбки, в последующие
недели эта реакция приобретает
действительно развернутый комплексный
характер. В
8 недель

компоненты реакции радостного оживления
сопровождаются громким
коротким вздохом
;
в 10—12
недель

он включает в себя серию
глубоких вздохов, вскидывание ручек,
перебирание ножками, радостное
повизгивание, разнообразные вокализации

(гуление, вскрики). Возникновение
инициативы ребенка в общении выражается
в использовании им крика, плача для
привлечения внимания к себе.

Младенчество
как период стабильного развития

Младенческий
возраст от 2 месяцев до 1 года.

Кризисный период новорожденности
заканчивается, и начинается период
стабильного Развития — младенчество.
Ведущая деятельность младенческого
периода — непосредственно
эмоциональное общение

по Д. Б. Эльконину, или ситуативно-личностное
общение

(по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности
другой
человек
.
Основное содержание общения между
взрослым и ребенком составляет обмен
выражениями внимания, радости, интереса
и удовольствия посредством мимики,
жестикуляции, телесного контакта
поглаживаний, тормошения, объятий),
звуков и слов. О решающей роли общения
в психическом развитии ребенка
убедительно свидетельствуют так
называемые явления госпитализма.

Развитие
речи и общения

В
первом полугодии жизни потребность
ребенка во внимании и доброжелательности
взрослого удовлетворяется в ходе
ситуативно-личностного
общения
,
выполняющего функцию ведущей
деятельности
.

Ребенок
особо выделяет и узнает свою мать,
беспокоится при ее уходе, позже (в 6 —
8 месяцев) — различает более широкий
круг «своих» и «чужих». При приближении
незнакомого взрослого четырехмесячный
ребенок настораживается, внимательно
всматривается в его лицо, широко
открывает глаза, притормаживает
движения, иногда у него возникает
реакция страха. В 7—10 месяцев
ориентировочная реакция на новое лицо,
сменяющаяся реакцией страха или
познавательного интереса, является
возрастной нормой. В ситуациях общения
ребенок начинает использовать жесты
(протягивать руки, показывая, что хочет
на руки; тянуться руками к далекому
предмету, показывая свое желание
получить его).

К
концу первого года комплекс оживления
закономерно исчезает. Теперь на
незнакомое лицо ребенок реагирует чаще
не страхом, а Робостью, стеснением,
интересом. Важно, что отношение к
взрослым избирательное и дифференцированное.

Во
втором полугодии ребенок начинает
испытывать нужду
в сотрудничестве
,
соучастии со взрослым, чтобы достичь
желаемого при ограниченных возможностях.
Общение приобретает форму ситуативно-делового
взаимодействия
.
К концу первого года желание быть
понятым делает необходимым речевой
контакт. Становление
предпосылок речи
.
Период от рождения до одного года —
доречевой, подготовительный этап
развития речи. Формируется речевой
слух и дыхание, артикулирование звуков
и интонирование, речевое подражание.
Можно выделить развитие понимания
чужой речи и развитие произносительной
стороны речи.

Голосовые
проявления проходят ряд последовательных
этапов; крик,
гукание, гуление, лепет.

Основная голосовая реакция новорожденного
— крик (плач) как выражение отрицательных
эмоций. Начиная с
восьмой недели
,
происходит дифференциация
видов плача
.
Крик имеет различный характер в
зависимости от того, чем он вызван
(голод, боль в животе, ограничение
движений или прекращение общения) и
чего хочет добиться ребенок, о чем и
догадывается его мать.

В
возрасте от 1,5
до 4

месяцев выделяются короткие звуки,
носящие характер спокойного повествования
гукание.
От 4
до 6

месяцев ребенок издает протяжные
гласные звуки, сочетания губных, язычных
и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа»,
«лааа» и др.) — это истинное, или певучее,
гуление.
Для гуления характерно прислушивание
ребенка к собственному голосу,
самоподражание, произношение цепочек
певучих звуков, что тренирует речевое
дыхание. В 6
— 7

месяцев появляется лепет
— повторные слоги, цепочки слогов в
ответ на голосовое общение взрослого,
когда ребенок приглядывается к
артикуляции взрослого, прислушивается
к нему и к самому себе.

К
9
месяцам

в условиях общения со взрослым наступает
«расцвет»
лепета
,
обогащение его новыми звуками и
интонациями, воспроизведением
мелодической стороны знакомых фраз,
приветствии, восклицаний.

Общение
со взрослым оснащается новыми средствами.
Складывается так называемая автономная
речь
.
Ребенок начинает использовать устойчивые
звукосочетания, интонационно-выразительные
и по смыслу равные предложению, понять
значение которые можно, только
ориентируясь на наличную ситуацию в
целом. Достижения в самостоятельном
произношении к
концу первого года

от 5
— 6

до 10—30
лепетных слов
.

Другая
сторона развития речи — пассивное
владение словом
,
понимание
обращенной к нему речи
.
Пассивная речь опережает в своем
развитии активную. Если в первые месяцы
жизни речь взрослого воспринимается
ребенком как передача эмоционального
состояния, то во втором полугодии
складываются условия для ситуационного
понимания обращенной к нему речи
.
В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое
понимание словесных инструкций:
обхватывает руками шею на предложение
«Обними маму», отыскивает глазами
настенные часы на вопрос «Где часики,
тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами
названного предмета, выполнения просьбы
-инструкции) — первоначальная форма
понимания речи. К концу года ребенок
понимает и выполняет пять — десять
обращений типа: «Дай ручку», «Принеси
мяч».

Вторая
половина младенчества характеризуется
расширением границ общения. Разрывается
слитность взрослого и ребенка, ребенок
из потенциального становится реальным
субъектом общения. Следовательно,
изменяется социальная ситуация. В ее
изменении — суть кризиса конца первого
года жизни ребенка.

Развитие
восприятия и интеллекта

В
первом полугодии жизни (1-й подпериод
младенчества) наиболее стремительными
темпами совершенствуется восприятие
ребенка, интенсивно развиваются
сенсорные системы. Ярко проявляется
закономерность опережающего развития
сенсорики по сравнению с моторикой.

Уже
к
3—4 месяцам зрительные и слуховые
способности младенцев почти не отличаются
от таковых у взрослых людей
.
К этому возрасту ребенок, как правило,
свободно следит за предметами, движущимися
в любом направлении, на любом расстоянии
и с любой скоростью; способен длительно
сосредоточиваться при разглядывании;
правильно связывает слуховые и зрительные
впечатления (локализует звук в
пространстве — поворачивает голову и
отыскивает глазами источник звука).
Исследования показали, что младенцы
хорошо различают цвета, формы, весьма
чувствительны к новизне.

Во
втором полугодии

постепенно складываются особые
ориентировочные действия, направленные
на обследование окружающего пространства
и предметов. В состоянии спокойного
бодрствования ребенок проявляет интерес
к игрушкам, он не только длительно
рассматривает их, но и приближает к ним
руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая
задача зрения — направлять и регулировать
поведение, так что формирование
самостоятельных двигательных актов
происходит под контролем зрения
.
Развивается тактильная чувствительность.

Согласно
Пиаже, ребенок первого года жизни
находится в первом периоде умственного
развития — сенсомоторном.
Знания о людях и окружающих предметах
складываются у них на основе информации,
полученной от собственных органов
чувств и случайных движений.

Сенсомоторный
период включает шесть стадий, из которых
на первый год приходятся четыре.

1)
Упражнение рефлексов. Дети «упражняют»
все навыки, которыми обладают в данный
период развития.

2)
Первичные круговые реакции (1—4 месяца).
Ребенок начинает приспосабливаться к
своему окружению, используя аккомодацию
(приспособление старых схем к новой
информации).

3)
Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев).
Дети произвольно повторяют те формы
поведения, которые доставляют им
удовольствие; у них развивается
способность восприятия постоянства
объекта. С этим качеством связано
появление к 7 — 8 месяцам первых страхов
(страх «чужого»), восприятие постоянства
объектов составляет основу привязанности
к значимым для ребенка людям.

4)
Координация вторичных схем (8—12 месяцев).
Происходит дальнейшее развитие всех
упомянутых способностей ребенка. Малыши
проявляют первые признаки умения
предвосхитить события (например, плачут
при виде йода).

К
8 —10 месяцам за меняющимися впечатлениями
ребенок начинает воспринимать предметы
как нечто постоянно существующее’ в
пространстве, о чем свидетельствует
поиск исчезнувшего из поля зрения
объекта. Критерий
появления наглядно-действенного
интеллекта

использование
одних действий в качестве средства для
достижения других (цели
).
Так, к концу первого подпериода ребенок
открывает связи между собственным
действием и результатом (подтянув
пеленку, можно достать лежащую на ней
игрушку), даже изобретает новые решения
проблем (открывание коробочки).

Развитие
двигательных функций и действий с
предметами

Выделяют
прогрессивные движения и действия
ребенка (способствующие получению
новых впечатлений) и тупиковые
(отгораживающие от внешнего мира).

Наиболее
важные прогрессивные
движения
:
хватание,
манипулирование предметами, овладение
активным передвижением в пространстве

(удерживание головы, переворачивание
на бок, хватая сидение, ползание,
ходьба), они рассматриваются как
показатели уровня развития ребенка,
формируются под пристальным вниманием
и стимулируются воздействием взрослого.

Хватание
начинается с обнаружения, ощупывания
собственных ручек примерно в 3 — 3,5
месяца. Формирование и совершенствование
захвата происходит в совместной
деятельности ребенка и взрослого.

В
5—5,5 месяца ребенок самостоятельно
может свободно достать, захватить и
удерживать игрушку.

В
6—7 месяцев у ребенка складываются
простые манипулятивные действия с
предметами. Предметные манипуляции
одинаковы по отношению к любому предмету:
малыш сосет его, царапает, размахивает
им, стучит, бросает и т.д.

В
начале второго
полугодия

жизни происходит принципиальное
изменение качества подражания.
Ребенок начинает воспроизводить то,
что еще не было в его собственном опыте.
Появляется истинное
подражание
.

Подражание
важно для усложнения и обогащения
средств лингвистической коммуникации.
Набор характерных жестов, которым
намеренно обучают ребенка: «поздоровайся,
покивай», «иди сюда», «попрощайся,
помаши ручкой», «обними», «поцелуй»,
«покажи глазки, ротик», «ладушки».

В
конце первого года жизни предметы
окружающего мира перестают быть
изолированными

в восприятии ребенка, он все чаще сам
или с помощью взрослого начинает
устанавливать между ними различные
отношения
и связи
.
Возникают орудийно
— предметные действия

действия с предметами согласно их
социальной функции: пить из чашки,
укрываться одеялом, копать совочком.
Малыш уже умеет обращаться с игрушками,
которые заключают в себе специальное
правило, способ употребления: собирает
пирамидку и матрешку, катает мяч,
складывает башню из двух-трех кубиков.

Психологические
новообразования младенческого периода
Кризис одного года

Самые
главные приобретения — ходьба
и первые слова
.
К концу первого года ребенок приобретает
способность самостоятельного
передвижения: появляется ползание,
затем вертикальная походка (ходьба).
Ходьба дает возможность отделения
ребенка от взрослого, превращения
ребенка в субъекта действия. В конце
первого года происходит раздробление
эмоциональной
общности с родным взрослым и перекройка
социальной ситуации развития
.
Появление первых слов, имеющих характер
указательного жеста, понятных только
близким (но понятных!), представляет
новый прогрессивный способ общения со
взрослым.

Увеличение
двигательных возможностей (сначала
ползание, затем ходьба) приводит к
возрастанию доступности многих вещей
часто небезопасных для ребенка. Регулярно
сталкиваясь с противодействием взрослого
в реализации некоторых своих устремлений,
ребенок начинает понимать, что его
желания не всегда совпадают с желаниями
и чувствами другого человека.

Поведенческим
симптомом наступления кризиса одного
года Выготский считал появление особых
аффективных состояний — гипобулических
реакций, протекающих по типу эмоционального
взрыва
.
Ребенок требует желаемого и наталкивается
на сопротивление взрослых, он разочарован,
заливается слезами, бросается на пол.
Ребенок обнаруживает собственное
желание, становится его субъектом;
появляется Я желающий.

Кроме
того, кризис характеризуется общим
регрессом деятельности ребенка, как
бы обратным развитием. При этом
наблюдаются различные нарушения:
нарушение биоритма (например, соотношение
сна — бодрствования); нарушение
удовлетворения витальных потребностей
(чувства голода); эмоциональные аномалии
(плаксивость, обидчивость).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник