Основные факторы творческого развития ребенка

Основные факторы творческого развития ребенка thumbnail

В исследованиях по проблеме одаренности (наиболее яркой форме проявления творческих способностей) выявляются особенности интеллектуального, творческого и личностного развития одаренного ребенка. Однако, при этом в ряде исследований показано, что для реализации творческого потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий (Торренс, Фельхасен, Монкс и др.). Проведенные исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на развитие креативности ребенка, значительная роль среди которых отводится его окружению — семье, сверстникам, школе.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое условие успешного развития творческих способностей — это ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Шестое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей в такого рода школах, но тот факт, что учить надо, не вызывает сомнений.

Исследовав методологические основы разных научных школ, изучив результаты практического опыта применения их концепций в области психолого-педагогического основания развития творческих способностей, а также сравнив, проанализировав и обобщив данные, нам удалось выделить ряд основных, самых существенных факторов, влияющих на развитие творческого мышления ребенка и динамику развития его творческих способностей.

На наш взгляд, навыки продуктивного творческого мышления, являющегося основой развития и реализации творческих способностей, приобретаются и становятся устойчивыми только при условии наличия совокупности следующих факторов:

— Сохранение и развитие задатков творческих способностей, что зависит как от состояния физического и психического здоровья ребенка, так и от образа жизни, режима труда и отдыха, а также — уровня профессионализма педагогов и воспитателей и качества содержания образовательных программ.

Вывод: базовой основой создания условий для комплексного развития личности является совокупность грамотного и творческого обучения, правильного воспитания и крепкого здоровья, что необходимо учитывать при создании образовательных концепций и программ.

— Наличие благоприятных условий для проявления творческих задатков личности, что происходит при грамотной организации социально-педагогической среды и требует, в свою очередь, дополнительного образования педагогов и родителей.

Вывод: необходимо, чтобы в каждой школе работал социальный-педагог, направив свою деятельность на развитие интеллектуальных и творческих ресурсов личности.

— Сохранение мотивации к творческому труду и повышение его результативности, что происходит при условии результативности труда и общественного одобрения его плодов.

Вывод: необходимо специально обучать детей целеопределенным формам успешной деятельности, а также одобрять и поощрять ребенка за результативность и общественную полезность его труда.

— Развитие у детей стремления к постоянному совершенствованию и самообразованию, что требует специальных мер по повышению уровня осознанности личности ребенка и качества его мышления, а также — воспитание психологической, нравственной и деятельностной культуры личности. Это, в свою очередь, требует мер по реформированию системы общешкольного образования, направленных на создание условий для гармоничного развития человеческих ресурсов.

Учитывая высокий уровень значимости данного аспекта для решения рассматриваемой нами проблемы угасания творческих способностей с возрастом, мы уделили особое внимание в своей дипломной работе изучению большого наследия многообразных подходов и школ, имеющих достижения по данной проблематике.

Основной целью изучения литературы по данной теме является попытка определить основные направления и наиболее приоритетные психолого-педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление в младшем школьном возрасте.

Источник

1.
Первым шагом к успешному развитию
творческих способностей является раннее
физическое развитие малыша: раннее
плавание, гимнастика, раннее пол­за­ние
и хождение. Затем раннее чтение, счет,
раннее знакомство с различными
инструментами и материалами.

2.
Вторым важным условием развития
творческих способностей ребенка является
создание обстановки, опережающей
развитие детей. Необходимо, на­сколько
это возможно заранее окружить ребенка
такой средой и такой системой отношений,
которые стимулировали бы его самую
разнообразную творческую деятельность
и исподволь развивали бы в нем именно
то, что в соответствую­щий момент
спо­собно наиболее эффективно
развиваться.

3.
Третье, чрезвычайно важное, условие
эффективного развития творческих
способностей вытекает  из  самого 
характера  творческого  процесса, 
который  требует  максимального
напряжения сил.
Дело в том, что
способности разви­ваться тем успешнее,
чем  чаще в своей деятельности человек
добирается «до потолка» своих
возможностей и по­степенно поднимает
этот потолок все выше и выше. Такое
условие максимального напряжения сил
легче всего достигается, когда ребенок
уже ползает, но еще не умеет говорить.
Процесс по­знания мира в это время
идет очень интенсивно, но воспользоваться
опытом взрослых малыш не может, так как
объяснить такому маленькому еще ничего
нельзя. Поэтому в этот период малы
вынужден больше, чем когда-либо,
зани­маться творчеством, решать
множество совершенно новых для него
задач самостоя­тельно и без
предварительного обучения (если,
разумеется взрослые позволяют ему это
де­лать, они решают их за него).

4.
Четвертое  условие  успешного 
развития  творческих  способностей 
за­ключается  в предоставлении
ребенку большой свободы  в выборе
деятельно­сти
, в чере­довании
дел, в продолжительности занятий одним
каким-либо делом, в выборе способов и
т.д. Тогда желание ребенка, его интерес,
эмоциональный подъём послужат надежной,
гарантией того, что уже большее напряжение
ума не приведет к переутомлению, и пойдет
ребенку на пользу.

5.
Но предоставление ребенку такой свободы
не исключает, а, наоборот, предполагает
не­навязчивую, умную, доброжелательную
помощь взрослых
– это и есть пятое
условие успешного развития творческих
способностей. Самое главное здесь — не
превращать свободу во вседозволенность,
а помощь в под­сказку. К сожалению,
подсказка — распространенный среди
родителей способ «помощи» детям,
но она только вредит делу. Нельзя делать
что-либо за ребенка, если он может сделать
сам. Нельзя думать за него, когда он сам
может доду­маться.

Воспитание
творческих способностей детей  будет
эффективным лишь в том случае, если оно
будет представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе ко­торого решается
ряд частных педагогических задач,
направленных на достиже­ние конечной
цели.

основные
направления в развитии творческих
способностей детей дошкольного возраста:

1.
Развитие воображения.

2.
Развитие качеств мышления, которые
формируют креативность.

Главной
педагогической задачей
по развитию
творческого мышления в дошкольном
возрасте является формирование
ассоциативности, диалектично­сти и
сис­темности мышления.  Так  как 
развитие  именно  этих  качеств 
делает мышле­ние  гибким, оригинальным 
и продуктивным

Воображение— это умение конструировать в уме из
элементов жиз­нен­ного опыта
(впечатлений, представлений, знаний,
переживаний) посредством новых их
сочетаний к соотношений что-либо новое,
выходящее за пределы ра­нее
вос­принятого.  Воображение является
основой всякой творческой деятельности.
Оно по­могает человеку освободиться
от инерции мышления, оно преобразует
пред­ставление памяти, тем самым
обеспечивая, в конечном счете создание
заведомо нового. В этом смысле, все, что
окружает нас и что сделано руками
человека, весь мир культуры, в отличие
от мира природы – все это является
продуктом творческого вообра­жения. 
Дошкольное детство является сензитивным
периодом для развития вооб­ражения..

Огромное
значение для развития детей имеет игра,
которая является основным видом
деятельности дошкольников. Именно в
игре ребенок делает первые шаги творческой
деятельности. Взрослые должны не просто
наблюдать за детской игрой, а управлять
её развитием, обогащать ее включать в
игру творческие элементы. На раннем
этапе игры детей носят предметный
характер, то есть это действие с различными
предметами. 

Роль
игры в развитии психики ребенка.

1)
В игре ребенок учится полноценному
общению со сверстниками.

2)
Учиться подчинять свои импульсивные
желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов — «хочу»
начинает подчинятся «нельзя» или
«надо».

3)
В игре интенсивно развиваются все
психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо,
а что хорошо).

4)
Формируются новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы,
потребность в самостоятельности).

5)
В игре зарождаются новые виды продуктивной
деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Сюжетно-ролевая
игра является ведущим видом деятельности
в дошкольном возрасте, а сам возраст
считается классическим возрастом игры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Елена Бойко
Факторы развития художественно-творческих способностей

Факторы развития художественно-творческих способностей

[/b]

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему.Данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка: в отношении к природе, рукотворному миру, в том числе искусству — во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т. п. должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей — организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально — интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности. Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важнейших условий развития изобразительных способностей. Другое условие развития изобразительных способностей — обучение, как организованный взрослым процесс передачи и активного усвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия, всей сложной системы изображения) т. е. в сферу обучения входит, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потреб-ности выражать свое мировосприятие в художественной форме.

Еще одно условие развития изобразительных способностей — это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность (игровая мотивация усиливает творческое состояние детей). Учет индивидуальных особенностей ребенка — одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения, и даже настроение ребенка в этот день.

Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению.Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение [34,c.74].

Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии.Следует чаще водить детей на экскурсии: в лес, на озеро, на дачу. Обязательно надо привлекать ребенка к ее

красоте, животному миру, растительности, к явлениям природы (снег, дождь). При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности.Для осуществления желания ребенка отобразить увиденную красоту природы понадобится не многое: альбомный лист, карандаши, краски или даже ручка [18,с. 84].

Для обогащения знаний ребенка о природе (животных, явлениях природы, о поведении в ней человека и т. д.Следует использовать: слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи, наглядные пособия и многое другое. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону. Яркие цвета могут вызвать у ребенка большой психологический настрой, вдохновение. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

1.3 Особенности развития творческих способностей детей младшего возраста

С психологической точки зрения дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности», а так же тесно связанные с ними такие понятия как «творческое мышление», «фантазия», «воображение».

«Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью».

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Способности — продукт развития, формирования в процессе какой-либо деятельности. Способности нужно развивать в совокупности, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни из которых играют ведущую роль, другие — вспомогательную, вместе обеспечивающие результативность и успешность деятельности.

Различают способности разного уровня — учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. «Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности»[11,с. 38].

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.

Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх — ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповто-римая личность.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются, прежде всего, в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, игре и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

Для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других [28,с. 31].

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность — это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;

2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление — это системность.

Системность — это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Согласно ФГОС и примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Художественное творчество» предусматривает для детей младшего дошкольного возраста развитие детского творчества,а именно:

-Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости от их созерцания.

-Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

-Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые

предметы и явления, передавая их образную выразительность.

-Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

-Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

-Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Задачи обучения рисованию во второй младшей группе

Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы

(голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.Приобщать к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др., и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «на деревья, на лужок тихо падает снежок», «дождик, дождик, кап, кап, кап.).Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Учить создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют, или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.) [7,с. 64].

Как уже говорилось, детское творчество является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Однако далеко не каждую детскую продукцию, будь-то песенная импровизация или рисунок, стихотворение или лепка, можно назвать творчеством.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно — творческой деятельности является выразительный образ. Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим

вниманием подойти к тематике работ.

Занятия изобразительной деятельностью как результат продуктивного освоения действительности направлены на формирование целостного представления о мире природы и рукотворном. На этом этапе для ребенка важно открытие необычного в обычном, неизвестного в известном. В этот возрастной период педагог знакомит ребенка с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все,что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Педагогический вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и разнообразнее будут результаты его продуктивной деятельности.

Источник