Основные факторы семьи влияющие на социальное развитие и воспитание ребенка
Факторы воспитания ребенка в семьеСемейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью. В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми. Семья как социальный институтОсновная, первая функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: А) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; Б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; В) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; Г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; Д) духовного общества – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; Е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; Ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; З) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются: на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Механизмы социализации ребенка в семьеСоциализация – это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым. Как темперамент ребенка влияет на родителей, так и особенности характера родителей отражаются на способах обращения с ним. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников, школу. Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание. 1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть. Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность. 2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям. Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх. Факторы воспитательного потенциала семьиБольшинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные. Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал. Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего. Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетны. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях. В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. В семье систематическое пьянство, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют. Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики: Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу. Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношения родителей. Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Семья – «третий лишний» — родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности. «Семья с кумиром» — в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения. «Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает конфликт и нервное перевозбуждение. Особенности семейного воспитанияЗначительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д. Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: — родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком; — власть используется лишь в меру необходимости; — в ребенке ценится как послушание, так и независимость; — родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; — он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна. |
Источник
Основные вопросы:
функции
семьи;благополучны
и неблагополучные семьипринципы
семейного воспитания;факторы,
влияющие на семейное воспитание;авторитет
родителей;
Роль семьи в обществе несравнима по
своей силе ни с какими другими социальными
институтами, так как именно в семье
формируется и развивается личность
человека, происходит овладение им
социальными ролями, необходимыми для
безболезненной адаптации ребенка в
обществе.
Именно в семье закладываются основы
нравственности человека, формируются
нормы поведения, раскрываются внутренний
мир и индивидуальные качества личности.
Семья способствует не только формированию
личности, но и самоутверждению человека,
стимулирует его социальную, творческую
активность, раскрывает индивидуальность.
Семьей называется социальный
институт, характеризующийся устойчивой
формой взаимоотношений между людьми,
в рамках которого осуществляется
основная часть повседневной жизни
людей: сексуальные отношения, деторождение
и первичная социализация детей,
значительная часть бытового ухода,
образовательного и медицинского
обслуживания и т.д. При всех различиях
семейных отношений, зафиксированных в
истории, есть нечто общее, что объединяет
все семьи. Это семейный образ жизни, в
котором человечество нашло единственную
возможность существовать, выражая свою
социально-биологическую природу.
Функции семьи
Ученые выделяют различные функции
семьи. Мы остановимся на тех, которые
касаются, прежде всего, воспитания и
развития ребенка.
Репродуктивная функция (от лат.
productjo – самовоспроизведение,
размножение, производство потомства)
обусловлена необходимостью продолжения
человеческого рода.
Установка на бездетность, к сожалению,
не просто имеется, она все больше
распространяется на супругов детородного
возраста. Это обусловлено растущими
материально-экономическими трудностями,
духовно-материальным кризисом, в
результате которого в системе ценностей
приоритетными становятся престижные
вещи (машина, породистая собака, вилла
и пр.), и другими причинами. Можно выделить
ряд факторов, обусловливающих сокращение
величины семьи: падение рождаемости;
тенденция к отделению молодых семей от
родительских; увеличение доли семей с
одним родителем в результате роста
разводов, овдовений, рождения детей
одинокими матерями; качество здоровья
населения и уровень развития здравоохранения
в стране.
Экономическая и хозяйственно-бытовая
функция. Исторически семья всегда
была основной хозяйственной ячейкой
общества. Традиционно женщины вели
домашнее хозяйство, мужчины занимались
ремеслами. Социально-экономические
изменения, происходящие в нашем обществе,
вновь активизируют экономическую
функцию семьи в вопросах накопления
имущества, приобретения собственности,
приватизации жилья, наследования и т.д.
Функция первичной социализации.
Она обусловлена тем, что семья является
первой и главной социальной группой,
которая активно влияет на формирование
личности ребенка, психики и первичную
социализацию детей на самом раннем
этапе их развития. Роль семьи состоит
в постепенном введении ребенка в
общество, чтобы его развитие шло сообразно
природе ребенка и культуре страны, где
он появился на свет. Обучение ребенка
тому социальному опыту, который накопило
человечество, культуре той страны, где
он родился и растет, ее нравственным
нормам, традициям народа – прямая
функция родителей.
Воспитательная функция. Важную роль
в процессе первичной социализации
играет воспитание ребенка в семье,
поэтому мы эту функцию выделим отдельно.
Родители были и остаются первыми
воспитателями ребенка. Возможность
воспитательного взаимодействия на
ребенка заложена уже в самой природе
отношения родителей к детям, сущность
которого заключена в разумной опеке,
сознательной заботе старших о младших.
Отец и мать проявляют заботу, внимание,
ласку к своему ребенку, защищают от
жизненных невзгод и трудностей. Существуют
различные по характеру требования
родителей и особенности взаимоотношений
родителей и детей.
Требования родителей реализуются в их
сознательной воспитательной деятельности
с помощью убеждения, определенного
образа жизни и деятельности ребенка и
т.д. Личный пример родителей – важнейшее
средство влияния на воспитание ребенка.
Его воспитательное значение основывается
на присущей детскому возрасту склонности
к подражанию. Не имея достаточных знаний
и опыта, ребенок копирует взрослых,
подражает их действиям. Характер
отношений родителей, степень их взаимного
согласия, внимания, чуткости и уважения,
способы решения различных проблем, тон
и характер разговоров – все это
воспринимается ребенком и становится
образцом для его собственного поведения.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный
в семье, в младшем возрасте становится
подчас единственным критерием отношения
ребенка к окружающему миру, людям. Но и
в условиях семьи воспитание может быть
деформированным, когда родители больны,
ведут аморальный образ жизни, не обладают
педагогической культурой и т.д. Семья
воздействует на развитие личности детей
не просто самим фактом своего существования,
а благоприятным морально-психологическим
климатом, здоровыми отношениями между
ее членами.
Рекреационная и психотерапевтическая
функция. Смысл ее заключается в том,
что семья должна быть той нишей, где
человек мог бы чувствовать себя абсолютно
защищенным, быть абсолютно принятым,
несмотря на его статус, внешность,
жизненные успехи, финансовое положение
и т.д. Выражение «мой дом – моя крепость»
хорошо выражает ту мысль, что здоровая,
неконфликтная семья – наиболее надежная
опора, наилучшее убежище, где можно хоть
на время укрыться от всех тревог внешнего
мира, отдохнуть и восстановить свои
силы. Наблюдения показывают, что полнее
всего силы восстанавливаются в семейной
обстановке, в общении с близкими, детьми.
Совместный отдых вместе с детьми –
фактор, благотворно влияющий на крепость
семьи.
Таким образом, существование человека
в настоящее время организовано в форме
семейного образа. Каждая из функций
может быть с большим или меньшим успехом
реализована вне семьи, но совокупность
их может выполняться только в семье.
Соседние файлы в предмете Педагогика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник