Основные факторы продвижения ребенка с отклонениями в развитии
Основные факторы, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями: 1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка; 2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами — пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).
Слайд 17 из презентации «Этиопатогенетическая классификация олигофрении по г сухаревой»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Этиопатогенетическая классификация олигофрении по г сухаревой.pptx» можно
в zip-архиве размером 308 КБ.
Педагогика
краткое содержание других презентаций о педагогике
«Педагогическое мастерство» — Педагогические пути воздействия: Способность к самоанализу, рефлексии. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Образование педагогов и повышение квалификации. Психологические критерии успешности учителя: Умение вызвать интерес, повысить мотивацию. Педагогические критерии успешности учителя: Уровень обученности наших учеников.
«Педагогический процесс» — Логика выделения законов педагогики в системе отношений. 2.2.Развитие субъективных компонентов культуры. Индивидуальные знания. Существуют две различные тенденции развития. Управленческая деятельность педагога. Виды и особенности внимания. Приоритет отдан знаниям. Цикл управленческой деятельности. Все три составляющих образования: воспитание, обучение и развитие взаимосвязаны.
«Педагогический коллектив» — Анкета 2. Информационная готовность педагогического коллектива. Анкета 5. Уровень новаторства учителей в школьном коллективе. Заместитель директора по увр редько и.А. Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива. Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.
«Педагогическая культура» — Адаптивный Репродуктивный Эвристический Креативный. Критерии оценки уровня сформированности ППК. Профессиональная культура педагога. Уровни сформированности ППК. Модель профессионально-педагогической культуры. Аксиологический компонент технологический компонент личностно-творческий компонент. Функциональные компоненты ППК.
«Педагогический труд» — Задачи и цели с указанием сроков их реализации. Научная организация труда. Важные дела. Задача в педагогической деятельности. Направления НОТ. Научная организация педагогического труда. НОТ на уроке и дома. Цель педагогического труда. Мудрые мысли. Интерпретация. Направления работы. Организационное занятие.
«История педагогики» — Идея. Экскурсию проводит Исаев Александр. Экскурсия по музею. Музейный предмет Музейная культура Музейная коммуникация. Воспитание культуры поведения. Определение. Развитие речи и расширения словарного запаса. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Идет урок истории. Ключевыми понятиями музейной педагогики.
Всего в теме
«Педагогика»
14 презентаций
Источник
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:
♦ цикличность психического развития;
♦ неравномерность психического развития;
♦ развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
♦ пластичность нервной системы;
♦ соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:
♦ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
♦ трудность словесного опосредования;
♦ замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
♦ риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому),
В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием деления стало учение об основных нарушениях психического развития человека:
♦ ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;
♦ дисфункция созревания;
♦ поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
♦ асинхрония — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
Итак, к основным видам дизонтогенеза относят:
♦ отклонения по типу ретардации и дисфункцию созревания (УО, ЗПР);
♦ отклонения по типу повреждения (органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем);
♦ отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений (ранний детский аутизм, психопатии).
На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие параметры, как:
♦ время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;
♦ этиология (причины и условия возникновения нарушений);
♦ локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);
♦ степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития.
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения — это нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, речи, движений.
Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному снижению работоспособности. На этом же уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций —беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т. д.
При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.
Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявления недоразвития психики. При более поздних поражениях характерны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наибольшей интенсивностью развития, но в этот же период данная функция является наиболее уязвимой.
Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до 3 лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лексико-грамматических конструкций. В это же время психические травмы, соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести к возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие воздействия в этот период могут способствовать возникновению органической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и проявляются психопатические особенности характера: злобность, раздражительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма.
Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления. В подростковом возрасте происходит сложная гормональная перестройка организма и развивается ряд весьма существенных функций.
В сфере мышления — развитие абстрактно-логического мышления, способность к установлению отдаленных связей.
В сфере эмоций — прохождение стадии платонической любви, расширение сферы чувств и эмоций.
В сфере мотиваций — изменение ведущих мотивов деятельности, формирование самостоятельной самооценки, шкалы ценностей, решение проблем общения со сверстниками и установление взрослого стереотипа отношений с родителями.
В физиологическом плане подростковый возраст характеризуется большой интенсивностью влечений, сильным влиянием гормонального фона на деятельность головного мозга. За счет значительного разнообразия функций, бурно развивающихся в подростковом возрасте, неблагоприятные социальные и биологические воздействия в этот период приводят к разнообразным отклонениям. Это могут быть значительные изменения и искажения со стороны мышления, выступающие как начало шизофренического процесса. Нарушения со стороны эмоций и влечений закладывают фундамент будущих сексуальных девиаций. Недостаточная помощь со стороны взрослых при формировании мировоззренческих установок может привести к тяжелым личностным кризисам утраты смысла жизни. Трудности общения со сверстниками либо избыточные реакции группирования также могут наложить свой отпечаток на последующую жизнь человека в обществе. Возможно появление характерных для подросткового возраста невротических реакций в виде нервной анорексии, дисморфомании.
В детском возрасте психические функции еще не стабилизировались. Недостаточная устойчивость психических функций может обусловить явления регресса — возврата функции на более ранний возрастной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее навыков.
Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произносить слова. У детей старшего возраста, школьников явления временного регресса затрагивают прежде всего интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечался возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возраста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте и т. д. Стойкий регресс — это устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции. Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболеванием — ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата навыков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема пищи.
Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:
1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;
2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами — пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).
Дата добавления: 2015-05-14; просмотров: 2133; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10881 — | 8142 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Любое
нарушение психического развития имеет
свою причину. Познание причин и механизмов
нарушенного развития представляет
собой ключевой момент предупреждения.
Лечения и коррекции самых разнообразных
вариантов отклонений в развитии у детей.
Для психолога и педагога знание причин
нарушений в развитии имеет несколько
иной смысл, чем для клинициста, и, прежде
всего, в плане просветительской и
профилактической работы, а также, в ряде
случаев, в определении прогноза.
Классификации
нарушений.
1.Основание
– характер нарушения. Выделяют
следующие категории лиц с ограниченными
возможностями:
неслышащие,
слабослышащие, позднооглохшие;незрячие,
слабовидящие;лица
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;лица
с нарушениями эмоционально-волевой
сферы;лица
с нарушениями интеллекта;дети
с задержкой психического развития;лица
с тяжелыми нарушениями речи;лица
со сложными недостатками развития.
2.Основание
– локализация нарушений в системе
организма:
телесные;
сенсорные;
нарушения
деятельности мозга.
3.
Основание – причина нарушения:
врожденное
нарушение развития;несчастный
случай, стихийное бедствие;производственная
травма;профессиональное
заболевание;участие
в боевых действиях;дорожно-транспортное
происшествие;экологические
преступления;болезнь;
прочие
причины.
Круг
патогенных причин весьма широк и
разнообразен. Условно их можно разделить
на биологические по природе факторы и
социально-психологические.
Биологические:
патология наследственного аппарата,
неблагоприятное протекание беременности,
токсикозы, инфекционные и вирусные
заболевания матери, сердечно — сосудистые
и эндокринные патологии, иммунологическая
несовместимость крови матери и плода.
Кроме того: термический фактор
(перегревание или переохлаждение),
стрессовые состояния во время беременности,
радиация, неконтролируемое применение
лекарственных препаратов, алкоголь,
табак, наркотики. В период родов –
тяжёлые травмы и асфиксии. В постнатальный
период и в раннем детстве – многообразные
инфекционные и вирусные заболевания,
черепно-мозговые травмы.
Социально-психологическиефакторы: отрыв ребёнка от матери или
лиц её заменяющих, недостаток эмоционального
тепла, бедная в сенсорном отношении
среда, неправильное воспитание, бездушное
и жестокое обращение и т.д.
Во
многих случаях встречается сочетание
биологических и социально-психологических
факторов, что существенно усугубляет
нарушения в развитии ребёнка.
Кроме
того, одна и та же причина способна
приводить к разным вариантам нарушений
в развитии. Вместе с тем, разные патогенные
факторы могут стать причиной одного и
того же нарушения. То есть, связь между
патогенным фактором (причиной) и
нарушением в развитии (следствие) носит
не прямой, а опосредованный характер.
Следовательно, следует выделить факторы
опосредования данной связи. К ним
относят:
-фактор
локализации патогенного воздействия
(какие структуры организма и, прежде
всего, ЦНС, оказались подвержены
воздействию;
-сила
патогенного воздействия и его
повторяемость;
-фактор
экспозиции, т.е. длительности действия
патогенного воздействия.
-возрастной
фактор (чем младше ребёнок, тем тяжелее
последствия одного и того же заболевания);
-т.н.
«компенсаторный» фактор, т.е. те
ответные меры, которыми организм
реагирует на факт неблагоприятного
воздействия;
-фактор
своевременности и квалифицированности
оказанной ребёнку помощи;
-психолого-педагогический
фактор.
Сложность
проблемы причинности нарушений не
ограничивается выявлением факторов.
Исходный патогенный фактор, действуя
через систему опосредования, в конечном
счёте, не сам по себе приводит к отклонениям
в развитии. В результате этого воздействия
формируются т.н. анатомо-физиологические
предпосылки отклонений в развитии,
которые представляют собой относительно
устойчивые, резидуальные нарушения
органического характера, выступающие
в качестве непосредственной причины
отклоняющегося развития.
Подобная
цепь причинно-следственных связей чётко
вписывается в идею В.В. Ковалёва о том,
что психический дизонтогенез можно
рассматривать лишь как сторону или
следствие общего дизонтогенеза ребёнка.
2.2.Классификация
отклонений в развитии (типология
нарушений).
Отклонения
в развитии многообразны и вариативны.
Природа необыкновенной множественности
нарушений в развитии кроется, прежде
всего, в многообразии самих причин,
способных вызвать эти нарушения. Кроме
того, психика и, соответственно, процесс
её развития имеют бесконечное количество
сторон и свойств, каждое из которых
может быть нарушено. Пересечение и
взаимодействие этих двух бесконечных
рядов и дают множество вариантов
отклонений в развитии, как уже описанных,
так и ещё неизвестных.
Классификации
отличаются друг от друга тем признаком
или признаками, которые укладываются
в качестве основы.
Признак
времени возникновения нарушения:
врождённые и приобретённые. Внутри
врождённых выделяют группу наследственных,
ибо наследственные нарушения всегда
врождённы, но не все врождённые нарушения
являются наследственными. Приобретённые,
в свою очередь, разделяются на рано и
поздно приобретённые.
Признак
обратимости нарушений – обратимые,
необратимые и частично обратимые.
Характер
психического дизонтогенеза: ретардация
(замедление, отставание психического
развития любого происхождения): общая
(тотальная) и частичная (парциальная);
асинхрония: сочетание неравномерности
в развитии (гетерохронности), как вполне
нормального его свойства, с несвоевременностью
формирования тех или иных психических
функций и сторон психики.
Выделяя
разные стороны психического
функционирования, мы тем самым получаем
определённые критерии для классификаций
отклонений от нормального развития.
Так, можно говорить о регуляторных и
исполнительских функциях психики и,
соответственно, о преимущественных
нарушениях в той и другой сферах.
Помимо
научных, теоретических классификаций,
не менее популярны т.н. эмпирические
классификации, в основу которых
укладывается не заранее заданный
критерий, а наиболее часто встречаемые
признаки, которые группируются по
степени сходства. Эмпирические
классификации множественны в силу своей
практической направленности. В современной
литературе одной из известнейших
является классификация, предложенная
В.В. Лебединским. В ней выделяется 6 форм
дизонтогенеза:
Недоразвитие
– общее стойкое отставание в развитии
всех функций вследствие раннего
органического поражения головного
мозга (прежде всего — коры больших
полушарий). Имеет либо наследственную
(эндогенную) природу, либо является
результатом воздействия внешних
(экзогенных) факторов, действующих во
внутриутробный, природовой периоды или
в раннем детстве. Наиболее характерный
пример недоразвития– олигофрения,
самая распространённая форма умственной
отсталости (УО).
Задержанное
развитие – замедление темпа всего
психического развития в результате
парциального слабо выраженного
органического поражения коры головного
мозга или в результате длительных и
тяжёлых соматических заболеваний.
Повреждённое
психическое развитие, представленное
органической деменцией – нарушение
психического развития в конце раннего
возраста или уже после трёх лет вследствие
массивных травм мозга, нейроинфекций,
наследственных дегенеративных
заболеваний. Во многих случаях органическая
деменция имеет прогрессирующий характер.
Дефицитарное
психическое развитие. Наиболее ярко
его представляют нарушения психического
развития при недостаточности анализаторных
систем: зрения, слуха и мышечно-кинестетической
системы (т.е. опорно-двигательного
аппарата).
Искажённое
психическое развитие – разные варианты
сложных сочетаний общего недоразвития,
задержанного, ускоренного и повреждённого
развития. Причины – некоторые
процессуальные наследственные
заболевания, например, шизофрения,
врождённая недостаточность обменных
процессов. Ранний детский аутизм (РДА)
– наиболее яркий пример этого типа
нарушений психического развития.
Дисгармоничное
психическое развитие, связанное с
нарушениями эмоционально – волевой
сферы. К нему относятся психопатии и
случаи патологического развития личности
вследствие крайне неблагоприятных
условий воспитания.
Среди
представителей каждого типа нарушенного
развития наблюдаются значительные
индивидуально – групповые различия,
которые зависят от причин нарушения,
периода действия и интенсивности
фактора, вызвавшего нарушение.
В
настоящее время существуют восемь типов
специальных школ для детей с нарушениями
развития, в которых реализуются 15
различных учебных планов и программ:
Школы
первого вида – для глухих;
Школы
второго вида – для слабослышащих;
Школы
третьего вида – для слепых;
Школы
четвёртого вида – для слабовидящих;
Школы
пятого вида – для детей с недостатками
речи;
Школы
шестого вида – для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата;
Школы
седьмого вида – для детей с задержкой
психического развития;
Школы
восьмого вида – для умственно отсталых.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник