Основные факторы которые влияют на физическое развитие ребенка

Факторы влияющие на физическое здоровье ребенка.

Консультация для родителей.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Одним из наиболее важных показателей здоровья детей, является  физическое развитие детей. В показатель физического развития ребенка входят так же такие показатели уровня здоровья, как функциональные и морфологические свойства организма, которые характеризуют его процессы роста и развития. Для определения физического развития детей, используют методику антропометрических исследований. Здоровье и физическое развитие детей является очень важным аспектом, которому необходимо уделять акцентированное внимание родителям с самого раннего детства.

Развитие организма ребёнка происходит гармонично, каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создаёт необходимые возможности адаптации к действительности. Таким образом, важной особенностью физического развития ребёнка является не только определение всех его возрастных изменений, но и учёта диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.

На физическое развитие детей оказывают влияние самые разнообразные факторы. Ведущими формирующими факторами, влияющими на физическое здоровье и развитие детей считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

В первую очередь физическое развитие зависит от питания, от обеспеченности организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и множества других веществ, соблюдается ли режим занятий и отдыха, верно ли дозируются физические и умственные нагрузки. Резкие отклонения от нормы физического развития — сигнал для родителей: они здесь упускают что-то важное, необходимо предпринять все меры к оздоровлению ребенка.

Экологические факторы, атмосферное давление, температура окружающей среды постоянно взаимодействуют на организм ребенка. Под влиянием нагрузки и положительных эмоций от физических упражнений, занятий спортом на свежем воздухе, организм ребенка функционально изменяется.

Один из главных факторов, влияющих на физическое развитие ребенка – это фактор развития физической культуры  в семье. Спорт – это ключ к здоровью.

Ребенок, приученный с детства к физкультурным занятиям, занимается ними охотно, с радостью и удовольствием. Такой ребенок будет расти не только крепким физически, но и лучше развит интеллектуально, ведь эти два развития неразрывно соединены друг с другом. Отлично, если ребенок в будущем достигнет высоких спортивных достижений, но, даже просто занимаясь физическими упражнениями, он сможет избежать многих заболеваний, вырасти активным и здоровым.

Также одним из важных факторов являются ультрафиолетовые лучи. Именно поэтому нарастание массы тела и роста изменяются в зависимости от времени года. Определенно, набор массы тела и роста в какой-то мере зависят от географического и климатического местонахождения. Увеличение роста костей и усиление обмена веществ происходит за счет совершаемых движений ребенком. Отсюда значение воспитательной педагогической работы и особенно в области физического воспитания и организации образа жизни ребенка (достаточное пребывание на свежем воздухе, нормальный сон, активный двигательный режим). Физическое развитие организма в целом служит для измерения функциональной зрелости всего организма.

Взрослые, конечно же, мечтают о том, чтобы любимые дети выросли здоровыми, крепкими, спортивными. Бесспорно, много зависит от врожденных данных ребенка, но основное значение в физическом развитии имеет: внимание и помощь родителей,  педагогов.

Гармоничное взаимоотношение ребенка с окружающей средой формирует гармонично развитого, здорового ребенка, который  в состоянии выполнить свои общественные функции.

Источник

Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма — физического развития.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой — степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, то есть имеет, как минимум, два значения: совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.

Физическое развитие — один из важнейших критериев в оценке состоянии здоровья детей, тесно связанный с моторным (двигательным) развитием и половым созревание организма.

Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста средней школы № 69 города Гомеля.

Практическое значение работы заключается в том, что на основании полученных результатов можно планировать объем и характер оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Физическое развитие детей и подростков

Факторы, влияющие на физическое развитие

Все факторы, влияющие на рост и развитие ребенка условно делятся на эндогенные и экзогенные.

К эндогенным факторам относятся: здоровье родителей, течение беременности и родов, питание беременной женщины, наличие врожденных аномалий развития и др. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, является маточный кровоток и плацентарная перфузия. Отклонение в состоянии здоровья матери во время беременности, самая разнообразная патология беременности и родов могут оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребенка.

Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, с конца первого года жизни — щитовидной железы, с 3-4 лет — гипофиза. На ранних стадиях полового созревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата наиболее активными становятся половые гормоны (андрогены — у юношей, эстрогены — у девушек). Соматотропный гормон гипофиза (СТГ) стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном возрастах. Действие андрогенов как стимуляторов роста определяет начало препубертатного «ростового скачка» и является кратковременный. Следом за пубертатным ускорением роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и таким образом способствуют его прекращению. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста, и чувствительность тканей к их действию определяются генотипом. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100.

Генетические факторы. Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у детей. Наследственность определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания.

Экзогенные факторы: климатические и географические условия жизни, организация питания и ухода за ребенком, заболевания, двигательная и умственная активность и т.д. могут оказывать большое влияние на интенсивность ФР. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, обуславливает важность качественного питания, особенно содержание в нем достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Дефицит некоторых пищевых компонентов — витамина А, цинка, йода — избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревание, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функции ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни.

Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна — именно во сне осуществляется основные метаболические и дифференцировочные процессы, определяющие рост детского скелета. Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета является физические нагрузки, особенно подвижные игры, соответствующие возрасту. Эмоциональное состояние ребенка — психическая напряженность, травмы, депрессия, тревога могут привести к торможению роста. Хроническое заболевание неблагоприятно влияет на рост и развитие ребенка.

Таким образом, физическое развитие ребенка зависит как от генотипа, функций нервной и эндокринной систем, климатогеографических и экологических влияний, питания, так и от сложного комплекса социальных условий [1].

Источник

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность груди, входят так­же показатели развития основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей к овладению двигательными на­выками. Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большей сте­пени зависят от условий жизни и воспитания.

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной
и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физическою развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды; в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

При занятиях физическими упражнениями необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящих под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражаются ещё и такие количественные показатели, как: ЧСС, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируе­мых упражнений, выполнение тестов, спортивные результаты и др. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм и вносить коррек­тирующие поправки в процесс тренировочных занятий. В качестве примера рассмотрим росто — весовые показатели.

Длину тела, или рост, можно измерить, встав спиной к стене (ка­саясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками) и воспользовав­шись сантиметровой лентой. Регулярно контролируя длину своего тела (например, раз в месяц), можно определить темпы своего роста (например, за полгода). Следует обратить внимание на то, что изме­рение надо проводить в одно и то же время суток, так как утром дли­на тела может быть на 1-2 см больше, чем вечером.

Массу тела, или вес, нужно контролировать, измеряя её хотя бы раз в месяц с помощью напольных весов или весов в медицинском кабинете. Большие приросты массы тела происходят в подростко­вом и юношеском возрасте. Вес человека должен соответствовать его росту. Одно из самых распространённых росто — весовых несоответ­ствий — лишний вес. Он создаёт дополнительную нагрузку на сердеч­но-сосудистую и дыхательную системы, осложняет работу опорно-двигательного аппарата, провоцирует появление многих серьёзных заболеваний. Для профилактики появления избыточного веса следует регулярно заниматься физическими упражнениями.

Физическое развитие сочетается с сопротивляемостью организ­ма, особенно простудным заболеваниям. Умело используя законы физического развития человека, можно в принципе воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совер­шенствование форм и функций организма, повысить работоспособ­ность, необходимую для творческого труда, и даже «отодвинуть» сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие человека.

Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 15625; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8855 — | 8374 — или читать все…

Читайте также:

Источник