Основные факторы и условия психического и личностного развития ребенка

Основные факторы и условия психического и личностного развития ребенка thumbnail

Проблема развития — центральная проблема современной психологии. Ученые всегда задавались вопросом, как беспомощный младенец за сравнительно короткий промежуток времени превращается в сознательную личность, что лежит в основе этого процесса.

Долгое время эта проблема рассматривалась в русле метафизической теории двух факторов: наследственности и внешней среды, которые в качестве неизменных сил якобы фатальным образом предопределяли ход развития детской психики. Причем, не вдаваясь в анализ природы и специфики самого изучаемого процесса, одни авторы решающим фактором считали наследственность (Ж. Руссо), другие называли среду (Джон Локк), третьи полагали, что эти два фактора взаимодействуют, конвергируют друг с другом (В. Штерн).

Современный взгляд на процесс развития психики сложился в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, они установили, что психика человека, в отличие от индивидуального развития психики животного в онтогенезе, имеет свои специфические особенности и условия развития. В процессе развития психики животного основное значение имеет проявление двух форм опыта: видового — передаваемого генетически и индивидуального — приобретаемого на основе научения. В развитии психики ребенка, наряду с названными видами опыта, возникает и начинает играть ведущую роль особая форма опыта — социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Согласно вышеизложенной теории, человек рассматривается как биосоциальное существо, как продукт истории и одновременно как часть природы. Отсюда следует вывод: на его развитие влияют два основных фактора — биологический (природный) и социальный (социальная среда).

Биологический фактор — объединяет два понятия: наследственные качества, заложенные в генетической программе каждого человека, а также некоторые соматические и психические заболевания, дефекты, возникшие при жизни, в период внутриутробного развития и обусловленные не наследственностью, а инфекциями, травмами, болезнью матери, воздействием на плод алкоголя, наркотических веществ или других интоксикаций.

Носителями наследственности являются гены. Гены — это устойчивые биологические структуры. Однако под влиянием некоторых факторов (радиационное облучение, сильно воздействующие вещества) структура генов может изменяться, происходит их мутация. В результате на свет появляются дети с физическими недостатками в виде отсутствия пальцев или их большего числа на руках и ногах, с дефектами лица или ротовой полости типа «заячья губа», «волчья пасть», с нарушениями мозговых структур и др.

Вместе с тем, врожденные и наследственные свойства организма человека не определяют содержание и структуру психики. Они являются лишь анатомо-физиологическими предпосылками для формирования новых видов психической деятельности. Решающую роль в развитии личности играют социальные факторы, т. е. социальная среда, окружающие нас люди, с которыми мы взаимодействуем. Жизнь в обществе людей — основное условие психического и личностного развития ребенка. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт обращения с предметами быта и труда, овладевает речью, нравственными нормами и правилами человеческого поведения. Причем, развитие ребенка осуществляется как под влиянием непосредственного окружения (родители, родственники, сверстники), так и под воздействием различных средств массовой информации, социальных, экономических, политических условий жизни и других факторов. Подчеркивая решающую роль наследственности и среды в развитии психики ребенка и в формировании его как личности, надо иметь в виду, что эффект этого воздействия не может быть реализован, если ребенок не проявит собственной активности. Только в процессе активной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми ребенок будет испытывать ее влияние, и лишь тогда в этой деятельности смогут проявиться его наследственные особенности.

Формы проявления активности детей отличаются большим многообразием: от манипулятивных действий с предметами до созидательной, творческой активности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир, проявляет себя и развивается. Но социальным опытом дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых. Эффект развития ребенка во многом зависит от умения взрослых управлять активностью ребенка. Развивающие возможности каждого вида деятельности зависят от особенностей ее организации, условий протекания, понимания взрослым целей, задач и способностей ребенка, необходимых для ее выполнения, способов и приемов ее осуществления.

Так, если ребенок страдает нарушениями слуха и имеет сохранный интеллект, полезно подобрать такие виды деятельности и организовать их таким образом, чтобы учитывались его физическое состояние, потребности в познании окружающего мира и общении, чтобы они были интересны и полезны для развития. Для ребенка с названным видом нарушения будут представлять интерес: работа на компьютере, игра в шахматы, познавательные игры, игры со сверстниками, работа в мастерских различного профиля, просмотр телепередач и т. д. Таким образом, развитие психики и формирование личности ребенка, усваивающего социальный опыт, происходят не автоматически, а путем активного взаимодействия со средой, в процессе обучения и воспитания.

Вместе с тем, рассмотренные факторы, имея важное значение для понимания сущности психического и личностного развития ребенка, его общих и индивидуальных особенностей, являются лишь условием, необходимыми предпосылками, а не движущими причинами формирования человеческой психики. Развитие психики ребенка можно представить в виде постепенных количественных накоплений, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. Под развитием понимается не только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств. Например, обучаясь письму, ребенок сначала пишет палочки, затем кружочки, буквы, слоги, слова, а через определенное время у него появляется способность записывать мысли, не задумываясь над правописанием букв. Это пример того, как сформировалась функция письма, т. е. возникло новое качество..

Согласно диалектико-материалистической традиции, развитие психики рассматривается как борьба противоположностей, как борьба старых отживающих форм с нарастающими прогрессивными. Источником развития выступает сам жизненный процесс, сама жизнь. В ходе этого процесса возникают противоречия, которые в нем и преодолеваются. В основе возникающих у ребенка внутренних противоречий лежит конфликт между личностью и окружающей средой, нарушение равновесия между ребенком и взрослыми, между ребенком и сверстниками и т. п.

Однако внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер, сами еще не становятся двигателем развития. Источником активности они становятся лишь тогда, когда вызывают в самом индивиде противоположные тенденции, вступают между собой в борьбу, приводящую к образованию новых свойств личности. Например, у ребенка к концу первого года жизни возникает потребность общаться с взрослыми. Однако ограниченный запас слов не позволяет ему высказывать свои желания. Активное овладение словарным запасом приводит постепенно к возникновению новой формы общения — речевому общению, что позволяет ребенку не только лучше понимать других в процессе взаимодействия, но и осваивать окружающий мир на новом символическом уровне. Если же противоречия не находят разрешения, то это приводит к задержке развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, — и к болезненным ее нарушениям. Таким образом, движущей силой психического развития ребенка является постоянное разрешение противоречий между возникающей потребностью в новых формах общения, взаимоотношений с людьми и старыми способами их разрешения.

2 Методы исследования особенностей памяти детей с отклонениями в развитии ???????

Образная память — память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Методы: 1. Назвать 10 цифр. Реб. должен запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5.

2. Запоминание картинок и предметов. (Разложить 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом реб. должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе, можно попросить его описать детали предметов. Вариант методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось).

3. Рисование по памяти (Реб. предъявляется для запоминания на 1мин. несложная картинка, затем ее убирают, и реб.должен нарисовать картинку по памяти. Вариант задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка).

4. Срисовывание картинки.

5. Составление картинки по памяти из кусочков (Две одинаковые картинки, одну показывают в течение 30 сек., вторую надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания), образец убирают, и реб. по памяти составляет картинку из отд. фрагментов).

Словесная память — память на информацию, представленную в словесной форме, — развивается у дошкольника параллельно с развитием речи.

Припоминания слов ребенком: названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом, важно для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не понятен, но они запечатлеваются в памяти благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений — в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также осуществлению мысленных действий с персонажами.

Методы: 1). Прочитать реб.с интервалом в 5 секунд 10 слов. Он должен их запомнить и воспр. в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

2). «Запомни пару». (1. Запоминания две пары слов, м/у котр сущ.смысловая связь: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать. 2. Две пары слов, м/у словами смысловые связи отсутствуют: жук – кресло, колокольчик – стрела, синица – трамвай).

3. Перечислите структурные компоненты занятия по обучению детей пересказу, составьте вопросы для проведения беседы на этапе анализа и запоминания содержания текста.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1553 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник

25

Условия
и движущие силы психического развития

Развитие
— постоянный процесс количественных и
качественных изменений природных и
социальных сторон личности, трансформация
строения и функций организма, появление
новых качеств в сознании, совершенствование
различных видов деятельности.

Психическое
развитие личности обусловлено разными
факторами, предпосылками и движущими
силами. От того, насколько мы их знаем
и учитываем специфику их проявления,
зависит эффективность правильного
понимания всех индивидуальных и
социальных действий и поступков человека.

Это
то объективно существующее, что с
необходимостью определяет ее
жизнедеятельность в самом широком
смысле этого слова. Факторы психического
развития личности могут быть внешними
и внутренними.

  1. Внешними
    факторами выступают природно-географическая
    среда, макросреда, микросреда и
    общественно-полезная деятельность.

Природно-географическая
среда

оказывает большое влияние на развитие
личности. Известно, например, что выросшие
на Крайнем Севере люди более выдержанны,
более организованны, умеют ценить время
и правильно относиться к тому, чему их
обучают.

Макросреда,
т. е. общество в совокупности всех его
проявлений, также оказывает большое
влияние на формирование личности. Так,
человек, выросший в тоталитарном
обществе, как правило, развит и воспитан
не так, как представитель демократического
государства.

Микросреда,
т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д.,
также является важной детерминантой
формирования личности. Именно в микросреде
закладываются важнейшие нравственные
и морально-психологические характеристики
человека, которые, с одной стороны,
необходимо принимать во внимание, а с
другой — совершенствовать или
трансформировать в процессе обучения
и воспитания.

Общественно-полезная
деятельность

— это труд, в условиях которого развивается
человек и формируются его важнейшие
качества.

  1. Внутренними
    факторами развития личности выступают
    биогенетические особенности личности
    и ее психики (анатомо-физиологические
    и задатки).

Анатомо-физиологические
особенности

личности — это: •специфика функционирования
ее нервной системы, выражающаяся в самых
разнообразных характеристиках:
своеобразии работы всей нервной системы,
соотношении процессов возбуждения и
торможения в коре головного мозга,
проявлении темперамента, эмоций и
чувств, поведения и поступков и т. д.; •
Задатки

это врожденные анатомо-физиологические
особенности организма, которые облегчают
развитие способностей. Такой, например,
задаток, как подвижная нервная система,
может способствовать развитию многих
способностей в любом виде деятельности,
связанной с необходимостью адекватно
реагировать на смену ситуаций, быстро
перестраиваться на новые действия,
менять темп и ритм работы, устанавливать
взаимоотношения с другими людьми.

Закономерности

В
психологии отмечаются общие тенденции,
закономерности
психического развития
,
но они вторичны
по отношению к воздействию среды (в
широком смысле слова), так как их
своеобразие зависит от условий жизни,
деятельности и воспитания.

  1. Неравномерность
    — о при любых даже самых благоприятных
    условиях обучения и воспитания различные
    психические функции, психические
    проявления и свойства личности не
    находятся на одном и том же уровне
    развития. По-видимому, существуют
    оптимальные сроки для становления и
    роста отдельных видов психической
    деятельности. Такие возрастные периоды,
    когда условия для развития тех или иных
    психических свойств и качеств будут
    оптимальными, называют сензитивными
    (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).Причиной
    такой сензитивности являются и
    закономерности
    органического созревания мозга
    ,
    и то обстоятельство, что некоторые
    психические процессы и свойства могут
    формироваться лишь на основе других

    сформировавшихся психических процессов
    и свойств (например, математическое
    мышление может формироваться на основе
    сформировавшейся до известной степени
    способности к абстрактному мышлению),
    и жизненного
    опыта
    .

  2. Интеграция
    психики.

    По мере развития психика человека
    приобретает все большую ценность,
    единство, устойчивость, постоянство.
    Маленький ребенок, по мнению Н. Д.
    Левитова, в психическом отношении
    представляет собой малосистематизированное
    сочетание психических состояний.
    Психическое развитие представляет
    собой постепенное перерастание
    психических состояний в черты личности.

  3. Пластичность
    и возможность компенсации.

    На величайшую пластичность нервной
    системы указывал И. П. Павлов, отмечая,
    что все можно изменить к лучшему, лишь
    бы были осуществлены соответствующие
    воздействия. На этой пластичности
    основаны возможности целенаправленного
    изменения психики ребенка, школьника
    в условиях обучения и воспитания.
    Пластичность открывает возможности и
    компенсации:
    при слабости или дефектности развития
    одной психической функции усиленно
    развиваются другие. Например, слабую
    память можно компенсировать
    организованностью и четкостью
    деятельности, дефекты зрения отчасти
    компенсируются обостренным развитием
    слухового анализатора и др.

Итак,
развитие ребенка – сложный диалектический
процесс.

Источник

Возрастными
потребностями этого возраста является
потребность в самоопределении, потребность
выделении «я» из окружающего мира, а
также потребность познании мира
межличностных отношений и смысловой
основы деятельности взрослых людей.
Социальная ситуация психического
развития определяется обострением
противоречия отмеченных потребностей
и возможностей их удовлетворения и
характеризуется изменением отношений
ребенка с взрослыми. Это обострение
противоречий и обозначается кризисом
трех лет. Его проявление обуславливает,
с одной стороны, изменение позиции
ребенка, связанное со стремлением его
к самостоятельности, а с другой,
неготовность взрослых перестроить свои
отношения к ребенку, принять его
эгоцентрические устремления. В результате
обострения противоречий у ребенка
могут наблюдаться бурные эмоциональные
реакции. Так, В. Келлер выделил семь
основных проявлений кризиса трех лет:
негативизм, упрямство, строптивость,
своеволие, обесценивание требований
взрослых, протест-бунт, деспотизм.
Разрешение противоречий возможно при
удовлетворении возрастных потребностей,
оптимального расширения «зоны
самостоятельности в разумных пределах.

Ведущим видом
деятельности в психическом развитии
дошкольника является сюжетно-ролевая
игра. В этом виде деятельности дети в
игровой форме подражают взрослым,
воспроизводят деятельность и отношения
взрослых, распределяя между собой
соответствующие роли. Структура
сюжетно-ролевой деятельности включает
сюжет и содержание, роли, игровые
действия, игровой материал и правила.

При условии
удовлетворения возрастных потребностей
в сюжетно-ролевой игре у дошкольников
проявляются возрастные новообразование.
Важнейшей из них, это возникают социальные
эталоны поведения. Иначе говоря, возникают
стереотипы межличностного взаимодействия.
В трансактном анализе (Э. Берн) об этом
же говорится, «… складываются жизненные
сценарии».

В деятельностном
подходе считается, что важнейшим
психическим новообразованием дошкольного
возраста является потребность в
общественно-значимой и оцениваемой
деятельности. Кроме этого, в отечественной
детской психологии новообразованием
этого возраста считается соподчинение
мотивов и развитие самосознания.

По Э. Эриксону
у детей этого возраста усиливаются
устремления ребенка к познанию
окружающего мира и, особенно, познание
отношений между людьми. При благоприятном
развитии, если эти устремления реализуются,
то формируется у ребенка инициатива. В
случае, когда активность ребенка
сдерживается, любопытство ребенка
пресекается необоснованно, у него может
сформироваться пассивность и чувство
вины.

Проявившиеся
возрастные психические новообразования
способствуют возникновению и проявлению
новых возрастных потребностей –
потребности в новых переживаниях,
потребности в новых знаниях. Эти
потребности и лежат в основе возникающего
возрастного кризиса семи лет которым
завершается дошкольный возраст и
начинается младший школьный возраст.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник