Основное условие психического развития ребенка
Существуют следующие условия психического развития: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.
Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.
Общение — не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Потребность в общении — это стремление к познанию себя и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого.
На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем — стремление к сотрудничеству с ним, затем — потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения.
Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.
Ситуативно-предметное, деловое — к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.
Вербальное, познавательное общение — вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов — появляется с развитием речи.
Внеситуативно-личностное, оценочное общение -обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.
Внеситуативно-деловое — в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.
Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.
Активность личности — также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:
- беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;
- манипуляции ребенка с предметами;
- ориентировочная исследовательская активность;
- активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;
- виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.
Нормально развивающийся ребенок активен. Пассивность — базовый дефект патологического мозга. Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности.
Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С. Макаренко, желая повысить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскурсию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше — там исторические места, памятники искусства, а у моря — пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание. Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Макаренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой — Ленинград. Желание убедить, активная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности. С этими ребятами можно было идти в поход.
Источник:
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Источник
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности.
Ведущая деятельность — это
— деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития, деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;
— деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре — воображение, в учении — логическое мышление);
— деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
Таким образом, ведущая деятельность — та, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Григорьев С.В., Казанский О.А., Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Спиваковская А.С., Шмаков С.А. и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.
Кроме того, игра является необходимым фактором сформированности произвольности поведения ребенка, что является неотъемлемым элементом его готовности к дальнейшей учебной деятельности.
Все важнейшие новообразования ребенка в дошкольном возрасте зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре.
Важность игровой деятельности заключается и в том, что игра — это определенное средство гуманизации. В игре приходит понимание ценности другого человека, значения собственных действий, как действий, направленных на другого человека. Поэтому очень часто в игре одного ребенка можно увидеть нацеленность его поведения (пусть и игрового) на другого человека (например, кормление куклы, хождение «в гости»).
Социальная ценность игры заключается в наличии у игры сюжета. Игру принято разделять на несколько видов. И сюжетно-ролевая игра — есть один из таких видов игры, многими специалистами считающийся как наиболее развитая форма игры.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка-дошкольника. В игре он делает только то, что хочет сам. Непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, “правильного” использования.
Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.
Сюжетно-ролевая игра выступает деятельностью, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней. Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной.
Таким образом, огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1245; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 — | 7406 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Одной из важнейших проблем детской
психологии является проблема условий
и движущих причин развития психики
ребенка. Долгое время эта проблема
рассматривалась в плане метафизической
теории двух факторов (наследственности
и внешней среды), которые в качестве
внешних и неизменных сил якобы роковым
образом предопределяют ход развития
детской психики. При этом одни авторы
считали, что решающее значение имеет
фактор наследственности, другие
приписывали ведущую роль среде. И
наконец, третьи предполагали, что оба
фактора взаимодействуют, «конвергируют»
друг с другом (В. Штерн). Психологи
(Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др.),
опираясь на ряд теоретических и
экспериментальных исследований, заложили
основы теории психического развития
ребенка и выяснили специфическое отличие
этого процесса от онтогенеза психики
животного. В индивидуальном развитии
психики животных основное значение
имеет проявление и накопление двух форм
опыта: видового (который передается
последующим поколениям «по наследству»)
и индивидуального (приобретенного
отдельной особью путем приспособления
к наличным условиям существования). А
в развитии ребенка наряду с двумя
предыдущими возникает и приобретает
доминирующую роль еще одна, совершенно
особая, форма опыта. Это – опыт социальный,
воплощенный в продуктах материального
и духовного производства, который
усваивается ребенком на протяжении
всего его детства. В процессе усвоения
этого опыта не только происходит
приобретение детьми отдельных знаний
и умений, но и осуществляется развитие
их способностей, формирование их
личности. Ребенок приобщается к духовной
и материальной культуре, создаваемой
обществом, не пассивно, а активно, в
процессе деятельности. От характера
этой деятельности и от особенностей
взаимоотношений, складывающихся у
ребенка с окружающими людьми, во многом
зависит процесс формирования его
личности.
Соответственно такому пониманию
онтогенеза человеческой психики,
появляется возможность различать ранее
смешавшиеся понятия движущих причин и
условий развития.
18. Движущие силы психического развития детей
Изучение роли врожденных свойств
организма и его созревание являются
необходимым условием, но не движущей
причиной рассматриваемого процесса.
Оно создает анатомо-физиологические
предпосылки для формирования новых
видов психической деятельности, но не
определяет ни их содержания, ни их
структуры.
Признав влияние общечеловеческих и
индивидуальных органических особенностей
ребенка на его развитие, а также ход их
созревания в онтогенезе, необходимо
вместе с тем подчеркнуть, что эти
особенности представляют собой лишь
необходимые предпосылки, а не движущие
причины формирования человеческой
психики. Л. С. Выготский утверждал, что
ни одно из специфически человеческих
психических качеств, таких как логическое
мышление, творческое воображение,
волевая регуляция действий, не могут
возникнуть лишь в результате вызревания
органических задатков. Для формирования
такого рода качеств требуются определенные
социальные условия жизни и воспитания.
Социальная среда (и преобразованная
человеческим трудом природа) является
не просто внешним условием, а подлинным
источником развития ребенка, поскольку
в ней содержатся все те материальные и
духовные ценности, в которых воплощены
способности человеческого рода и
которыми отдельный индивид должен
овладеть в процессе своего развития.
Социальным опытом, воплощенным в языке,
орудиях труда, произведениях науки и
искусства, дети овладевают не
самостоятельно, а при помощи взрослых,
в процессе общения с окружающими людьми.
В связи с этим возникает важная и мало
изученная в детской психологии проблема
– проблема общения ребенка с другими
людьми, а также роль этого общения в
психическом развитии детей на разных
генетических ступенях. Развитие общения,
усложнение и обогащение его форм
открывают перед ребенком все новые
возможности усвоения от окружающих
различного рода знаний и умений, что
имеет первостепенное значение для всего
хода психического развития. Усвоение
детьми общественного опыта происходит
не в результате пассивного восприятия,
а в активной форме.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
План.
1.Понятие психическое развитие. Показатели
психического развития. Биогенетические
и социогенетические теории развития.
2.Предпосылки психического развития:
наследственные особенности, природные
свойства организма, процессы созревания.
3.Условия психического развития,
социальная среда ( жизнь среди людей),
собственная активность ребенка.
Психическое развитие и деятельность.
Что такое развитие?
Развитие человека- это созревание,
количественные и качественные изменения
врожденных и приобретенных свойств.
В процессе психического развития
происходят существенные изменения в
познавательных, волевых, эмоциональных
процессах, в формировании психических
качеств и черт личности.
От понимания значения термина «психическое
развитие» зависит определение путей
обучения и воспитания, подхода к ребенку,
понимание особенностей его развития.
На психическое развитие ребенка влияют
2 основных фактора: биологический
(природный) и социальный (условия жизни,
окружающая среда).
Л.С. Выготский определил развитие как
«непрерывный процесс самодвижения,
характеризующийся в первую очередь
возникновением и образованием нового,
не бывшего на прежних ступенях».
Поэтому критерием психического развития
он считал возрастные новообразования.
Выготский Л.С. указывал, что детская
жизнь состоит из эпох, характеризующихся
медленным эволюционным развитием,
отдельных друг от друга кризисами.
Кризисы характеризуются следующими
особенностями:
1.Наступает и завершается незаметно, в
середине достигает максимума.
2.Негативными явлениями.
3.Потребности опережают возможности.
Д.Б. Эльконин связал периоды с ведущей
деятельностью.
Теории детского развития.
Психоаналитическая теория появилась
раньше других. Ее предмет- человеческие
эмоции и межличностные отношения.
Когнитивная теория- касается проблем
мышления, процесса усвоения знаний.
Теория поведения- пытается объяснить,
почему, когда и каким образом дети и
взрослые обучаются вести себя так . а
не иначе.
Биологическая теория- акцентирует
внимание на сравнении поведения людей
и животных в естественных условиях и
на определении общего и специфического
в их поведении, а также зависимости его
от этих условий и других факторов.
Гуманистическая теория- рассматривает
ребенка как уникального индивида,
целостную личность, стремящуюся к
полному самоосуществлению (самореализация).
Предпосылки психического развития.
1..Строение и работа головного мозга.
У животных большая часть мозгового
вещества уже занята к моменту рождения.
В нем закреплены механизмы инстинктивных
форм поведения, передаваемых по
наследству. У ребенка часть остается
«чистой», готовой к тому, чтобы закрепить
, что дает жизнь и воспитание. Пр. Может
закрепить и волчьи повадки. В животном
мире достигнутый уровень развития,
поведения передается из поколения в
поколение, так же как и строение организма-
путем биологического наследования, а
у человека все виды деятельности, знания.
Умения, психические качества путем
социального наследования.
2. Природные свойства организма:
способность к прямохождению, ориентировочные
рефлексы, наследственные особенности.
Природные свойства не порождая психических
качеств создают условия для их образования.
Пример: речевой слух дает возможность
различать и узнавать звуки речи. Ни одно
животное им не обладает, так как от
природы ребенок получает строение
слухового аппарата и соответствующих
участков нервной системы.
Условия психического развития.
1.Жизнь среди людей (воспитание и
обучение).
2.Собственная психическая активность
ребенка.
Психическая активность проявляется в
деятельности стать человеком – значит
научиться действовать.
4.Психическое развитие и деятельность.
Стать человеком, значит действовать
так как свойственно человеку, правильно
пользоваться предметами, общаться с
другими людьми, поступать в соответствии
с требованиями морали. В процессе
овладения человеческими действиями и
поведением ребенок приобретает
необходимые человеческие свойства и
качества личности.
Ребенок усваивает разнообразные
действия.
Практические – это получение определенного
результата (внешнего) , вместе с ними
формируются внутренние при помощи
которых рассматривается предмет,
выясняются их свойства, запоминает
картинки.
2. Формирование внутренних действий
составляет основное содержание
психического развития ребенка. Это
действия восприятия, мышления, воображения,
памяти, т.е. психические действия.
С возрастом внешние действия переходят
во внутренние (складывает в уме).
Процесс перехода внешних действий во
внутренние называется интериоризацией.
В дошкольном возрасте существует 3
основных вида деятельности: эмоциональное
общение, предметная деятельность и
игра.
Психическое развитие и обучение.
С раннего возраста ребенок начинает
учиться у взрослых. Обучение будет
успешным если оно приспосабливается к
уровню психического развития. Обучение
учитывает достигнутый уровень развития,
но не для того чтобы на нем остановиться,
а для того чтобы сделать следующий шаг.
Обучение опережает психическое развитие.
Разница между тем, что ребенок может
сделать сам совместно со взрослым и тем
что может сделать самостоятельно
называется зоной ближайшего развития.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Понятие обучения. Значение обучения в
развитии ребенка.
Понятие «зоны ближайшего развития».
Установить логическую связь: развитие-
деятельность- обучение.
На любом примере показать «зону
ближайшего развития» по развитию
речи, математике, формирование культурно-
гигиенических навыков.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ.
Развитие каждой психической функции,
каждой формы поведения, подчиняется
своим закономерностям. Они проявляются
во всех сферах психики и сохраняются
на протяжении всего онтогенеза. Это не
случайные факты, а главные, существенные
тенденции.
1. Неравномерность и гетерохронность.
Каждая функция идет своим особым темпом
и ритмом становления. Что впереди, что-
то отстает, затем функции, которые
отстали, становятся приоритетными в
развитии и создают основу для дальнейшего
усложнения психической деятельности.
Первые месяцы наиболее активно
развиваются органы чувств, позднее на
их основе формируются предметные
действия, затем речь, наглядно- действенное
мышление.
Периоды наиболее благоприятные для
развития той или иной стороны психики,
когда обострена чувствительность
называются СЕНЗИТИВНЫМИ.
Функции развиваются наиболее успешно
и благоприятно.
2. Стадиальность.
Психическое развитие происходит
стадиально, имея сложную организацию
во времени. Каждая возрастная стадия
обладает своим темпом и ритмом времени
и изменяющимся в разные годы жизни. Год
младенчества не равен году в отрочестве.
Стадии следуют одна за другой, подчиняясь
своей внутренней логике, их последовательность
нельзя перестроить или изменить по
желанию.
Каждая стадия имеет собственную ценность.
Поэтому как подчеркивал А.В. Запорожец
«важно не ускорять психическое
развитие, а обогащать, расширять
возможности ребенка в присущих данному
возрасту видах жизнедеятельности»
Это обеспечивает переход к новой стадии
развития.
Характеристиками стадий психического
развития выступают:
Социальная ситуация развития.
Ведущая деятельность.
Основные новообразования.
Под социальной ситуацией развития
Л.С.Выготский понимал соотношение
внешних и внутренних условий развития
психики. Она определяет отношение
ребенка к другим людям, предметам, вещам,
самому себе.
Возрастные новообразования. Выступает
новый тип строения личности, психические
изменения, позитивные приобретения,
которые позволяют перейти к новой стадии
развития.
Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев,
говорил, что эта деятельность обеспечивает
кардинальные линии психического развития
именно в этот период. В этой деятельности
формируются основные личностные
новообразования, происходит перестройка
психических процессов и возникновение
новых видов деятельности.
Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая
деятельность обусловливает главнейшие
изменения особенностей ребенка в том
или ином периоде развития. Ее характеризуют
следующие признаки: 1) от нее ближайшим
образом зависят основные психические
изменения ребенка в данный возрастной
период, 2) в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, 3) в ней
формируются и перестраиваются частные
психические процессы (1981, с. 514—515).
Несмотря на то что каждому возрастному
периоду свойственна определенная
ведущая деятельность, это не значит,
что в данном возрасте отсутствуют
или ущемлены» другие виды деятельности.
Например, известно, что для дошкольника
ведущая деятельность — игра. Но в
дошкольный период в жизни детей можно
наблюдать элементы учения и труда.
Однако они не определяют характера
основных психических изменений в данном
возрасте — их особенности в наибольшей
мере зависят именно от игры. Хотя игровая
деятельность свойственна детям и других
возрастных периодов, однако ведущим и
определяющим типом деятельности в этих
периодах она не является (так, для младших
школьников ведущей будет уже учебная
деятельность).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,
Рассмотрим периодизацию детства, которая
была разработана Д. Б. Элькониным на
основе трудов Л. С. Выготского и А. Н.
Леонтьева. Эта периодизация соответствует,
на наш взгляд, тому общему характеру
психического развития детей. В основу
данной периодизации положено представление
о том, что каждому возрасту как
своеобразному и качественно специфическому
периоду жизни человека соответствует
определенный тип ведущей деятельности;
его изменение характеризует смену
возрастных периодов. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются
соответствующие психические
новообразования, преемственность
которых создает единство психического
развития ребенка’.
Приведем указанную периодизацию.
Непосредственно эмоциональное общение
присуще ребенку от рождения до года.
Внутри него у ребенка формируется
потребность в общении с другими
людьми, эмоциональное отношение
к ним, хватание как основа человеческих
действий с вещами, ряд перцептивных
действий.
2. Предметно-маннпулятнвная деятельность
является ведущей ^для ребенка от 1 года
до 3 лет. Осуществляя эту деятельность
(первоначально в сотрудничестве со
взрослыми), ребенок воспроизводит
общественно выработанные способы
действия с вещами;
у него возникает речь, смысловое
обозначение вещей, обобщенно-категориальное
восприятие предметного мира и
наглядно-действенное мышление.
Центральным новообразованием этого
возраста является возникновение у
ребенка сознания, выступающего для
других в виде собственного детского
<я».
3. Игровая деятельность наиболее
доминирует у ребенка от 3 до 6 лет. В
процессе ее осуществления у него
формируются воображение и символическая
функция, ориентация на общий смысл
человеческих отношений и действий;
происходит выделение в них моментов
соподчинения и управления, а также
складываются обобщенные переживания
и осмысленная ориентация в них.
4. Учебная деятельность формируется у
детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших
школьников возникает теоретическое
сознание и мышление, развиваются
соответствующие им способности
(рефлексия, анализ, мысленное планирование);
в этом возрасте у детей происходит также
становление потребности и мотивов
учения.
5. Целостная общественно полезная
деятельность в качестве ведущей присуща
детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя
такие виды, как трудовая, учебная,
общественно-организаторская, спортивная
и художественная деятельности. В процессе
осуществления этих видов деятельности
у подростков возникает стремление
участвовать в любой общественно
необходимой работе, умение строить
общение в различных коллективах с учетом
принятых в них норм взаимоотношений,
появляется рефлексия на собственное
поведение, умение оценивать возможности
своего <я», т. е. самосознание.
6. Учебно-профессиональная деятельность
характерна для старшеклассников и
учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17— 18
лет. Благодаря ей у них формируются
потребность в труде, профессиональное
самоопределение, а также познавательные
интересы и элементы исследовательских
умений, способность строить свои
жизненные планы, идейно-нравственные
и гражданские качества личности,
устойчивое мировоззрение.
Отдельные типы ведущей деятельности
нельзя сформировать у ребенка в
произвольной последовательности.
Подлинным содержанием психического
развития является борьба внутренних
противоречий, борьба между отживающими
формами психики и новыми нарождающимися
(Выготский, Леонтьев, Рубенштейн).
Внутренние противоречия выступают
движущими силами психического развития.
Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.
4. Дифференциация и интеграция процессов,
свойств и качеств.
Дифференциация состоит в том, что они
отделяясь друг от друга превращаются
в самостоятельные формы или деятельность
(память выделяется из восприятия).
Интеграция обеспечивает установление
взаимосвязи между отдельными сторонами
психики. Так познавательные процессы
пройдя дифференциацию устанавливают
взаимосвязи друг с другом на более
высоком качественном уровне. Так память,
речь, мышление обеспечивают
интеллектуализацию.
Кумуляция.
Накопление отдельных показателей,
подготавливающих качественные изменения
в разных областях психики.
5. Смена детерминант (причин).
Меняется взаимосвязь биологических и
социальных детерминант. Становится
иным и соотношение социальных детерминант.
Складываются особые отношения со
сверстниками и взрослыми.
6. Психика отличается пластичностью.
Это способствует усвоению опыта.
Родившейся ребенок может овладеть любым
языком. Одно из проявлений пластичности
состоит в компенсации психических или
физических функций (зрения, слуха,
двигательной функции).
Другое проявление пластичности-
подражание. В последнее время оно
рассматривается как своеобразная форма
ориентировки ребенка в мире специфически
человеческих видов деятельности,
способов общения и личных качеств путем
уподобления, моделирования их в собственно
деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).
Вопросы для студентов:
Различные точки зрения на процесс
развития ребенка в целом.
Подходы к представлению о периодизации
психического развития (стихийный,
нормативный).
Эмпирическая периодизация по Д.Б.
Эльконину.
Периоды, характеристика периодов (по
параметрам).
Возрастные кризисы, поведение взрослых
в кризисные
Литература.
1.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.
М. Академ 1997 г.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник