Основное направление развития ребенка по фгос дошкольного образования
Елена Лыкова
Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Возрастные особенности
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия
В процессе игры роли могут меняться. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО
Цель и задачи деятельности ДОУ
по реализации основной образовательной программы определяются по ФГОС ДО, Уставом, реализуемой программой «От рождения до школы», приоритетного направления – физического развития и художественно –эстетического развития с учётом регионального компонента, на основе результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума в котором находится дошкольное учреждения.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Условия реализации: сюжетно-ролевые и дидактические игры ; наблюдения; экспериментирование; беседы, разговоры, чтение, просмотр мультфильмов; решение проблемных ситуаций; совместная деятельность педагога и ребёнка; самостоятельная деятельность ребёнка.
Познавательное развитие предполагает:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Условия реализации: занятия по познавательному развитию; тематические прогулки, наблюдения, экскурсии; оборудование уголков по познавательному развитию; наличие наглядного материала; проведение экспериментальных занятий; наличие программного обеспечения по познавательному развитию; интеллектуальные игры, дидактические игры; уголок наблюдения за природой.
Речевое развитие включает
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Условия реализации: занятия по развитию речи;
музыкально-речевые игры и занятия;
наличие программного обеспечения по развитию речи;
наличие наглядного материала;
пальчиковые и дыхательные гимнастики;
оборудована уголки по развитию речи;
участие в праздниках, конкурсах и спектаклях.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Условия реализации: занятия по художественно-эстетическому развитию; наличие программного обеспечения; наличие наглядного материала (картины, портреты, иллюстрации и т. д.); дидактические игры; организация уголков продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, уголка ряженья и театрального уголка; проведение вечеров досуга и тематических вечеров; участие в конкурсах и выставках, в театральных постановках и праздниках.
Физическое развитие включает
— приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Условия реализации: режим дня, приём и зарядка (с весны по осень) на улице; комплексные занятия по подгруппам; НОД по физкультуре (в физ. зале и на прогулке); насыщение физкультурного уголка спортинвентарём; подвижные игры на прогулках; физкультминутки; физ. досуги, игры-забавы, спортивные праздники; закаливание, витаминотерапия.
«Социально-коммуникативное развитие»
Консультации для родителей: «Адаптация детей к условиям детского сада».
Помощь родителей в организации дня Театра, в оформлении уголка «Папа, мама, ты и я – называемся семья»,
в организации экскурсии по детскому саду. Семейная акция по посадке многолетних цветов «Аленький цветочек».
«Познавательное развитие»
Консультации: «Погода, организм и здоровье», «Прогулка зимой», «Живая природа и дети», «Ребёнок познаёт мир», «Лето красное идёт и здоровье всем несёт».
Родительские собрания на темы: «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста», «Хочу знать о талантах своего ребёнка».
Вечер досуга «День Защитника Отечества».
«Речевое развитие»
Участие в конкурсе чтецов.Пополнение книжного уголка книгами: А. Барто., русские народные сказки.
«Художественно-эстетическое развитие»
Участие во всех праздниках сада: «Новый год», «Масленица», «Мамин день 8 марта»,
Изготовление поделок на выставки: «Подарки Осени», «Зимняя карусель», «Для любимых наших мам!», «День молока», «Птичий хоровод», «Папины уроки».
Изготовление декоративных кормушек, птиц (ворона, снегирь, синица, зимних построек на участке, «Мастерим скворечник с папой».
Участие в конкурсе театральных афиш.
«Физическое развитие»
Работа родителей по благоустройству прогулочного участка.Снежные постройки: лабиринт, дорожка для скольжения, снежная горка. Пополнение физкультурного уголка новыми атрибутами (кегли, мячи) и на участок (мячи, мыльные пузыри).
Источник
Хуторная Татьяна
Приоритетные направления работы ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька»
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
Ведение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связан с рядом преобразований:
— появление новых условий (Запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
— появление новых нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность дошкольной организации (Закон об образовании, ФГОС);
— привлечение родителей к активным партнерским отношениям.
«Дошкольное образование – развивающее и развивающееся» — эти слова как нельзя лучше отражают жизнь сегодняшних детских садов Крыма. Новый закон об образовании, новый устав, новые инструкции, новые образовательные программы нацеливают нас на новые задачи, а значит и на новые направления работы, которые обеспечивают целостное содействие личностному развитию ребенка. В нынешних условиях образование не только видоизменяется, но и придает импульс инновационным процессам. Педагогами нашего детского сада ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
Приоритетными направлениями работы нашего дошкольного учреждения являются: физическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Реализация новых требований к качеству дошкольного образования предполагает пристальное внимание к физическому воспитанию, результативность которого достигается благодаря использованию всей системы средств — это оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения. Широко используем игры и занятия на свежем воздухе. Работа физпроцедурного кабинета способствует снижению заболеваемости.
В работе с детьми используются разнообразныеформы физкультурных занятий: сюжетные, игровые, тематические, комплексные, учебно-тренирующего характера, развивающие занятия «театра физического воспитания» (стретчинг-гимнастика, раздельные физкультурные занятия для девочек и мальчиков). В рамках сетевого взаимодействия наше дошкольное заведение сотрудничает с Телерадиокомпанией «Керчь». Дети стали участниками телепередачи «Островок», где представлена утренняя гимнастика в стихах «Путешествие по Африке» и развлечение «Зимнее утро». Эти передачи способствуют пропаганде здорового образа жизни и созданию духа единой команды с родителями. Результат нашей работы – это призовые места в соревнованиях среди команд ДОУ «Веселые старты», которые стали традицией и ежегодно проводятся в нашем городе к 11 апреля Дню освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нашей работы с детьми. В ДОУ сложилась система работы по ознакомлению детей с родным городом, его славной, героической историей, по формированию гражданственности и патриотизма.
Воспитанию гуманной, духовно-нравственной личности способствует работа дошкольного учреждения по поликультурному воспитанию. В течение ряда лет педагогический коллектив работает над проблемой формирования социальной компетентности дошкольника в условиях поликультурного пространства. Видим необходимость продолжения экспериментальной работы. С учетом национально-культурных особенностей региона определены задачи работы:
— воспитание любви к Крыму, осознание его многонациональности;
— формирование общей культуры с учетом этнокультурного образования;
— воспитание толерантных взаимоотношений.
Формированию поликультурной компетентности способствует социальное партнерство с обществом Таврика, с ДОУ «Золотая рыбка» ПГТ Щелкино. Творческая группа в рамках экспериментальной деятельности работает над созданием календаря праздников народов Крыма с методическими рекомендациями по их проведению.
Художественно-эстетическое направление работы охватывает несколько направлений: музыкальная деятельность, художественно-речевая и изобразительная. В ходе реализации задач художественно-эстетического воспитания особое внимание мы уделяем поддержке талантливых детей. Реализация данного направления обеспечена на основе федеральной целевой программы «Дети России», где предусматривается «Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей». Работа подкреплена приказом управления образования о подготовке и проведении ежегодного конкурса «Веселые нотки». В ДОУ созданы условия для обучения и развития творческих способностей дошкольников. Результатами реализации этого направления является создание системы поддержки одаренных детей через сеть конкурсов, соревнований и других мероприятий различных уровней. Ребята принимают участие в городских конкурсах, дистанционно — региональных. В конкурсе «Созвездие дошколят» как юная художница отмечена Камнева Оля (преподаватель Дегтярук Алексей Алексеевич, как вокалистка Ткачук Эвелина (преподаватель Ткачук Елена Петровна). В этом учебном голу проведен конкурс рисунков «Наш друг светофор», «Осень золотая» и конкурс поделок из природного материала «Подарки осени» с участием родителей. Фестиваль осенних развлечений удивил педагогов и родителей сиянием новых маленьких одаренностей, которым теперь нужно дать возможность осознать собственное «Я», поддержать и помочь. В детском саду созданы условия для занятий творчеством в изостудии, музыкальной и спортивной деятельностью в музыкальном и спортивном залах. Обеспечено социальное партнерство с муниципальными организациями «Школой искусств», «спортивной и музыкальной школами».
Для успешного вхождения в ФГОС ДО и реализации приоритетных задач в ДОУ разработана дорожная карта, где предусмотрены
Психолого-педагогическое
Методическое
Кадровое сопровождение
Ведущую роль в этом отводится кадровому вопросу.
Использование разнообразных форм работы с педагогами (семинары, семинары-практикумы, деловые игры, банк идей, мастер-класс, союз единомышленников, кружок качества) определяет успешное вхождение в Федеральный государственный образовательный стандарт.
В условиях динамических процессов для реализации выбранных направлений важна компетентность и педагогическая мобильность педагогов, что предусматривает
— постоянное повышение педагогической культуры;
— навыки самообразовательной работы;
— владение приемами переработки информации;
— ИКТ компетентность.
Объединенные усилия педагогического коллектива позволяют нам решить поставленные задачи, обеспечить взаимодействие субъектов образовательного процесса, открытость дошкольной образовательной организации, вовлечь в управление педагогическим процессом родителей с тем, чтобы увидеть возможности целостного содействия личностному развитию каждого конкретного ребенка.
Источник
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года
Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт образования (далее Стандарт) представля6ет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)
В основе ФГОС заложены следующие основные принципы:
— поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без сяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
— личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,
— уважение личности ребёнка,
— реализация Программы дошкольного образования в формах специфических для детей дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования учитываются:
— индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,
— возможности освоения каждым ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
— полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; при котором см ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничество ДОУ с семьёй;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
— учёт этнокультурной ситуации развития детей
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
— повышение социального статуса дошкольного образования;
— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
— сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования
Стандарт направлен на решение следующих задач:
— охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования , реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
— создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурых ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
— формирование социокультурной среды соответствующей возрастным и индивидуальным, биологическим и физическим особенностям детей;
— обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи, повышение компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Стандарт является основой для:
— разработки Программы;
— разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее-примерные программы);
— разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
— объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта;
— формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а так же проведения их аттестации;
— оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт включает в себя требования к:
— структуре Программы и её объёму;
— условиям реализации Программы;
— результатам освоения Программы
Требования к условиям реализации Программы:
— требования к психолого-педагогическим условиям;
— к кадровым условиям;
— материально-техническим условиям;
— финансовым условиям;
— к развивающей предметно-пространственной среде
Указанные требования направлены на создание ситуаций развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— способствует профессиональному развитию педагогических работников;
— создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования;
— создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
— уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
— формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
— использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям;
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
— поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;
— поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
— возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
— защита детей от всех форм психического и физического насилия;
— поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность
При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей:
— оценка индивидуального развития ребёнка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью изучения индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или для профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизация работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития, т.е. выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты – педагоги-психологи. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения, проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
— непосредственное общение с каждым ребёнком;
— уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности (игровой, проектной, познавательной и т.д.);
3.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
— развитие умения детей работать в группе сверстников.
4. Построение вариативного развивающего образования через:
— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
— поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
— оценку индивидуального развития детей.
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Должна быть:
— содержательно- насыщенная,
— трансформируемая,
— функциональная;
— вариативная,
— доступная,
— безопасная
Требования к кадровым условиям реализации программы
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей работников образовании утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства здравоохранение и социального развития РФ от 31 мая 2011 года № 448
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
— требования, определяемые в соответствии с СанПиН;
— требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
— требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
— оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой;
— требования к оборудованию, оснащению учебно-методическими комплектами.
Требования к финансовым условиям реализации Программы
Финансовые условия реализации Программы должны:
— обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
— обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность и индивидуальность траекторий развития детей;
— отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а так же механизм их формирований.
Требования к результатам освоения Программы
Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе уровня завершения дошкольного образования.
Источник