Основа развития ребенка с нарушением зрения

Основа развития ребенка с нарушением зрения thumbnail

Светлана Озимчук
«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Дошкольное детство — период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.

Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

В нашем ДОУ работают шесть групп для детей с нарушением зрения. Наиболее часто встречающееся заболевание у наших воспитанников – это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия.

При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:

•структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;

•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

То есть, в учреждении созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны.

Рассмотрим те элементы среды,которые отвечают выше перечисленным требованиям:

1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.

«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.

При оформлении групповых комнат, спален, кабинетов учтена возможность размещения зрительных тренажёров: схемы Базарного, различных лабиринтов.

Основа развития ребенка с нарушением зрения

При прохождении лабиринтов используются гимнастические катки; дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся выше уровня глаз; работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а так же имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.

Основа развития ребенка с нарушением зрения

Органично вписываются в интерьере групп, кабинетов заслоненные и силуэтные изображения предметов, выполненные на ватмане или потолочных плитках, такие изображения позволяют учить воспитанников чтению заслонённых и зашумлённых изображений в свободное от занятий время, изображения могут меняться в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена, зрительное восприятие у них происходить на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагог и воспитателей и конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития

•Зрительного восприятия;

•Тактильного восприятия;

•Слухового восприятия;

•Обоняния.

К сожалению, вопрос о развитие обоняния, классификации и идентификации запахов недостаточно изучен в методической литературе, и в нашем ДОУ нет достаточного количества пособий для решения этой задачи.

Проблема, возникающая при подборе игр и пособий для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормальновидящих детей.Поэтому при покупке и изготовлении игр и пособий обращаем внимание на следующее:

1. Цветовое изображение;

2. Чёткий контур изображений;

3. Отсутствие лишних деталей;

4. Игрушки должны быть похожи на реальные объекты и по внешнему виду и по цветовой гамме.

В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры.

Основа развития ребенка с нарушением зрения

роме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию восприятия формы и величины.

Основа развития ребенка с нарушением зрения

Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки,как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера с цветными альбомами по возрасту детей (используем приём наложения, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур.

Основа развития ребенка с нарушением зрения

Палочки КЮЕЗЕНЕРА. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности – абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, цвет, математические понятии в доступной малышам форме. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппой в зависимости от цели задания. Палочки могут использоваться для выполнения дидактических заданий.Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация.

Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал “Логические блоки” состоят из 48 объемных геометрических фигур, различающих по форме, цвету и толщине. В процессе, разнообразных действии с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важных как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстракция, сравнения, классификация, обобщения, кодирования. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа скатывания шара с горки по жёлобу, «продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран.

Лото «Птицы», дидактический набор «Моторика» развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.

Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. У них наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев. Вследствие малоподвижности детей в разных видах детской деятельности, у многих отмечаются вялость мышц рук или слишком большая их напряжённость. Поэтому особое внимание мы обращаем на развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Через разные формы двигательной активности ребёнка с нарушением зрения мы стараемся обогатить коррекционно-познавательную и двигательную деятельность. С этой целью нами разработаны комплексы коррекционно-развивающих занятий, которые содержат большое разнообразие движений, пальчиковую и зрительную гимнастику, физкультминутки, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия. Для этого создаётся предметно-развивающая среда, направленная на развитие общей и мелкой моторики и ориентировку в пространстве.

Для развития общей моторики и зрительно-двигательной координации используем материал с учётом зрительного диагноза:

«Кольцеброс» и «Шароброс» — для детей с расходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вниз;

«Кегли» и «Дарц» — для детей со сходящимся косоглазием, взор таких детей должен быть направлен вверх или вдаль;

•Крупные и средние мячи — для детей с близорукостью;

•Мелкие мячи — для детей с дальнозоркостью.

Для развитияи стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, локализацией, фиксацией, аккомодацией, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазии способствует закреплению успехов ортоптического лечения.

Основа развития ребенка с нарушением зренияОснова развития ребенка с нарушением зренияОснова развития ребенка с нарушением зрения

Источник

Ирина Никулина
Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения

Никулина И. В.

Воспитатель ГБОУ №36 компенсирующего вида

Приморского района города Санкт-Петербурга

Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения.

Как известно. дети с раннего возраста воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Всё ,что ребёнок видит,слышит и осязает, отражает мозг. Даже хорошо видящие дети не всегда усматривают в предмете то, что нужно,а для восприятия детей с нарушением зрения это особенно характерно. Зачастую взгляд ребёнка скользя по предмету,останавливается лишь на том,что «бросается в глаза». Часто ребёнок не улавливает различительных,цветовых и других признаков. У детей со зрительной патологией наблюдается низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах, создаются нечёткие,неполные, а подчас и искажённые зрительные образы. Поэтому формирование предметных представлений у детей со зрительной патологией имеет большую практическую значимость.

Формирование предметных представлений особенно нуждается в целенаправленной специальной организации т. к. нарушения зрения разнообразны по клиническим формам, степени выраженности дефекта, структуре нарушенных функций. Основной контингент нашего сада составляют дети с косоглазием, близорукостью, амблиопией и астигматизмом.

Для детей с косоглазием и амблиопией характерно отсутствие бинакулярного зрения. При наличии монокулярного же зрения страдает точность и полнота зрительного восприятия, дефференциация направлений. При этом ребёнку трудно определить местонахождение предмета в пространстве, его объём и удалённость. Как следствие, знания детей с нарушением зрения о предметном мире имеют частичный,неполный, фрагментарный характер.

На основе анализа трудов ведущих российских тифлопедагогов можно сделать следующие выводы:

-дети с нарушением зрения испытывают трудности при предметном восприятии (при определении величины предмета, его объёма, насыщенности его цвета,его оттенков);

-восприятие объектов замедленное, фрагментарное,

-уровень предметных представлений у детей с нарушением зрения ниже, чем у сверстников с с нормальным зрением.

Поэтому необходимо создавать условия для преодолевания этих трудностей,вырабатывать систему работы по фомированию правильных предметных представлений. В основу работы дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения положен диагностический материал по восприятию предметов и их изображений, разработанный Л. В. Фомичёвой, который предусматривает :узнавание,называние предмета; выделение его частей,признаков, обобщение в понятиях, классификацию.

Можно сформулировать следующие задачи для преодоления недостатков восприятия предметов у детей с нарушениями зрения:

формирование приёмов восприятия объекта на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов;

-обучение узнаванию и выделению предмета среди других, определение его свойств и назначения.

-формирование приёмов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации;

-обогащение знаний и формирование представлений об эталонах (цвет, форма, величина, расположение в пространстве);

-обучение приёмам классификации, группировки и обобщения знаний о предмете с целью формирования понятий.

Предметные представления и понятия формируются по следующим темам:

-овощи-фрукты;

-одежда;

-транспорт;

-посуда, мебель;

-животные;

-птицы;

-цветы;

— насекомые;

-деревья.

В результате работы выяснилась необходимость использования нестандартных методов развития познавательной сферы у детей с нарушением зрения.

Содержание занятий по формированию предметных представлений предусматривает

— рассматривание,

— описание,

— сравнение предметов.

При этом очень эффективно использование алгоритмов. С опорой на алгоритм детям детям проще описать предмет, сравнить его с другим.

Затем осуществляется составление таблиц (карточек, по типу мнемотаблиц, с последовательным внесением сведений о предмете. В 9 или 12 клетках схематично изображаются те или иные данные об объекте. Изображения рассматриваются слева направо по рядам.Затем дети воспроизводят таблицу: на раннем этапе –по образцу, затем по памяти. Итогом работы является составление рассказа об изучаемом предмете.

Следующим этапом работы является придумывание описательных загадок. Вначале педагог предлагает образец,с опорой на самые характерные признаки предмета.

В старших группах загадки составляется по принципу сравнения («как…», «но не»).

Следующий этап- игра под названием «Да-нетка». Это последовательное загадывание ведущему вопросов по алгоритму,предусматривающее использование ответов «да» или «нет», что в конечном итоге, приводит к отгадыванию детьми, задуманного ведущим предмета. На начальном этапе роль ведущего отводится педагогу.

Заключительным этапом служит составление творческого рассказа о предмете.Рассказ составляется по алгоритму: место, время, сюжет.

Как показывает опыт,описанные технологии ускоряют процесс усвоения детьми знаний, способствуют повышению познавательного уровня, обогащению словарного запаса, формированию речевых умений и навыков.

Принимая во внимание недостатки зрительного восприятия, влияющие на мыслительные операции, необходимо при обучении детей с нарушением зренияучитывать нижеизложенные условия :

1. При знакомстве с объектом снижать темп ведения занятия.

2. Наглядный материал должен быть крупным, точным по форме и деталям,с чётким контуром (обвести чёрным цветом).

3. Необходимо выбирать правильный фон. (наиболее благоприятен чёрный или белый; зелёный – успокаивающий или оранжевый- стимулирующий.)Предмет и фон должны быть контрастны по цвету.

4. На доске должно быть не больше 8-10 предметов при размере 10- 15 см,

или 3-5 предметов при размере 20-25см.

5. Материал для рассматривания должен находится не далее 1 метра от глаз;

размер натуры — 20-25 см;

раздаточный материал -2-5 см.

6. Свет должен падать слева сверху.

7. Педагог находится у доски справа, лицом к детям.

8. Необходимо использовать указку с красным наконечником (возможно использовать лазерную)

Таким образом, поскольку ребёнок с нарушением зрения испытывает трудности в процессе обучения,это требует от педегога специальной поддержки данной категории детей и использовании в работе новых методов и технологий.

Источник

Юлия Алейникова
Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание глаз у детей, сопровождающиеся выраженным падением зрения, иногда вплоть до полной слепоты, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в очень раннем возрасте и имеет выраженный характер.

К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы.

В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основных группы детейс разными формами аномального развития: дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы; дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга, антенатальной интоксикацией,последствием перенесенных органических заболеваний: недоразвитие или нарушение интеллекта, нарушение речи, нарушение слуха, отклонения в развитии двигательной сферы.

Одно из особенностей детей с нарушением зрения является нарушение зрительного восприятия.

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие играет большую роль в психическом развитии ребенка, имеет большое информационное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л. С. Выгодского. В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий. Таким образом, зрительное восприятие – это сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Одним из средств компенсации нарушенного зрительного восприятия является сенсорное развитие. У детей с нарушением зрения восприятие происходит на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности социальной адаптации. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду. Сенсорное развитие предполагает овладение детьми определенными перцептивными действиями (идентификация, соотнесения, перцептивного моделирования, а также освоение системы сенсорных эталонов. Специфика работы с детьми с нарушением зрения заключается в том, что наряду со зрительным восприятием необходимо развивать и все остальные виды чувствительности (осязание, слух, вкус и обоняние).

Другой, не менее важной, проблемой у детей с нарушениями зрения являются трудности в ориентировке в пространстве. Это одна из актуальных проблем входящих в сферу социальной адаптации таких детей. Своеобразие психофизического развития дошкольников проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности. Нарушение глазодвигательных функций у ребенка с косоглазием и амблиопией вызывает ошибки при выделении им таких пространственных признаков предметов, как форма, величина, объем. Большое внимание следует уделять зрительной оценке расстояния между предметами или удаленности их «от себя». Сложность заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от детей они находятся.

Дети, в особенности те, кто страдает глубокими нарушениями зрения, спонтанно, независимо от взрослых, не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. В частности, страдает формирование мелкой моторики. У многих детей с нарушением зрения — низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Среди детей с нарушением зрениячасто отмечают две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое нарушенное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения опираются, в основном, на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

Для таких детей необходимо создавать различные условия, что будет способствовать их более полноценной социализации в современном обществе. Социализация дошкольников c различными нарушениями зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения их в школе.

Источник