Ослабленный ребенок развитие и оздоровление

Елизавета Хакимова
Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми

Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с ослабленными детьми в детском саду.

В основе оздоровительно-воспитательной работы лежит особое междисциплинарное научно-практическое направление — педагогика оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его основоположников был российский ученый-педиатр, педагог, психолог Ю. Ф. Змановский.

Основные идеи педагогики оздоровления реализуются в программе «Развивающее дошкольное образование» В. Т. Кудрявцева в программной области «Развитие культуры движений и оздоровительная работа».

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии соблюдения следующих принципов.

1. Организация оздоровительного режима.

2. Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.

3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.

4. Реализация системы эффективного закаливания.

5. Обеспечение полноценного лечебного питания

6. Обеспечение психологического комфорта.

7. Использование развивающих форм оздоровительно-воспитательной работы.

Оздоровительный режим

Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в детском саду является оздоровительный режим.

Известный ученый ЕЛ. Аркин считал, что, когда мы имеем дело с ослабленными детьми, этот вопрос требует огромного внимания.

С одной стороны, ослабленный ребенок в большей степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе и полном покое. С другой — только деятельное состояние может усилить обмен веществ, оживить кровообращение, вызвать бодрое настроение, т. е. создать условия, необходимые для укрепления здоровья всего организма.

Неправильно понимать режим как жесткий распорядок с обязательным, специальным повторением определенных моментов в строго установленное время. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим — это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды.

Организация оздоровительного режима исходит, прежде всего, из особенностей этого профиля, выявленного по показателям сравнительных характеристик умственной, физической работоспособности в течение дня, эмоциональной реактивности детей с последующим их разделением на представителей преимущественно «утреннего» («жаворонки») или «вечернего («совы») типов. В соответствии с этим регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания.

Наряду с околосуточными ритмами важную роль в определении состояния здоровья детей играют сезонные ритмы.

Ряд исследований показал, что рост респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушениями слаженности ритмов и, как следствие этого, со снижением устойчивости организма к болезнетворным воздействиям.

Оказывается, в период биологической весны значительно возрастает амплитуда биоритмов большинства функций организма, так как весной резко ускоряется ход внешних астрологических часов: увеличиваются продолжительность светового дня, солнечная активность, а также напряжение магнитного поля Земли. Внутренние биологические часы детского организма активно реагируют на это: резко возрастает амплитуда большинства биоритмов. Как следствие, повышается возбудимость нервной системы, сокращается количество гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта.

Поскольку весной происходит резкая эндокринная перестройка, ребенок становится менее устойчивым к различного рода неблагоприятным воздействиям, в том числе и к перепадам температуры.

Все это в итоге ведет к снижению иммунитета, поэтому весной отмечается рост различного рода болезней верхних дыхательных путей и легких, желудочно-кишечного тракта, а также аллергических заболеваний.

Для решения этой проблемы рекомендуется разработать четыре типа сезонных оздоровительных режимов дня. При сравнении их выявляется много различий — например, продолжительность прогулок в зависимости от ряда факторов: непосредственного воздействия погодных условий и непрямого воздействия климата.

Среди ритмических процессов жизнедеятельности особое место занимает состояние бодрствования и сна.

Особое беспокойство вызывают дети, которые не спят днем, но по состоянию нервной системы нуждаются в таком отдыхе. Часто причинами нарушения сна являются отсутствие четкого режима, а также несоблюдение единства воспитательных приемов в семье и детском саду.

О важнейшей роли полноценного сна в воспитании здорового ребенка неоднократно писал Ю. Ф. Змановский. Он считал, что индивидуальные различия в продолжительности сна у детей очень велики. Поэтому необходимо определить индивидуальную продолжительность дневного и ночного сна, а также «управлять сном» детей, добиваясь, чтобы ребенок ежедневно (и днем, и вечером) засыпал в одно и то же время.

Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки’ на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность.

В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и хороший сон.

В любое время года желательно организовывать пешеходные прогулки за пределы участка детского сада. В связи с этим появляется возможность использовать природные факторы для развития движений, совершенствования физических качеств — ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве, координации движений.

Нельзя забывать также и об основных правилах ходьбы: после 30—40 минут движения старшим дошкольникам следует устраивать 10—15-минутный отдых (летом в тени, младшим — чаще. Во время отдыха хорошо организовать спокойные игры, провести интересную беседу, почитать книгу.

Режим можно считать правильным тогда, когда в нем предусмотрена рациональная двигательная деятельность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения, которая способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма.

Двигательная активность

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Анализ полученных М. Н. Алиевым данных показывает, что на протяжении года суточные объемы двигательной активности у ослабленных детей значительно ниже, чем у здоровых дошкольников. Это позволяет еще раз подтвердить сделанный нами вывод о необходимости иметь в детском саду четыре сезонных

оздоровительных режима.

Одним из основных условий организации двигательной активности ослабленного ребенка является систематическое использование циклических упражнений. Их ценность для жизнедеятельности растущего организма подтверждается выводами гигиенистов, рассматривающих этот вид физических нагрузок как наиболее важную в оздоровительном отношении часть двигательного режима. Если учесть соображения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения активного долголетия, фундамент которого закладыва-ется в период роста и развития, необходимы циклические физические упражнения, повторяемые многократно и систематически, то станет ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспитании ослабленных детей.

Равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках и т. д., как считает Ю. Ф. Змановский, способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Однако, планируя данные циклические движения, необходимо соблюдать определенные требования:

регулировать нагрузку не увеличением дистанции, а путем систематического повторения движений;

научить детей правильному дыханию;

не допускать физической и эмоциональной перегрузки и вместе с тем нормировать положительный эмоциональный настрой.

Формирование и коррекция. Профилактика нарушения осанки.

Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по физической культуре с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы еще не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создает возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития.

Различают два вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребенка.

Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Источник

Анна Вольхина
Организация оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми

Цель: познакомить родителей с основными принципами организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми

План:

1)Основные условия эффективности достижения комплексности оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми

2)Целостная модель и приоритеты оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми

а)приоритетность развивающих форм оздоровительно-развивающей работы

б)необходимость развития двигательной активности на основе преобладания циклических упражнений

в)формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки

г)использование системы эффективного закаливания

д)организация оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка

е)применение психо-гигиенческих и психо-профилактических средств

3) Виды специальных мер закаливания

-босохождение;

-хождение по мокрым дорожкам;

-умывание лица и рук прохладной водой;

4)Проведение гимнастики после дневного сна

5)Проведение упражнений для профилактики простудных заболеваний и ангины

6)Дыхательная гимнастика по М. Стрельниковой

7)Гимнастика Воробьёва

8)Закаливание воздухом

9)Режим проветривания

10)Регулярность проведения прогулок

Содержание работы по укреплению и здоровью детей

1)Выполнение режима дня в соответствии сезону и возрасту

2)Утренняя гимнастика в соответствии комплекса упражнений гимнастики возрасту детей

3)Соответствие внешнего вида детей гигиеническим требованиям сезона

4)Использование физминуток на занятии:

-снижают ли усталость,мышечное напряжение

Работа с родителями по ознакомлению с результатами физического развития детей и пропаганде здорового образа жизни

1)наличие наглядно-стендовой информации в группе

2)эстетичность оформления информации

3)наличие информации о физических показателях, по которым можно следить за правильным развитием ребенка

4)наличие и доступность для ознакомления родителей с информацией по листам здоровья детей Проект «Движение+движен

ие=формула здоровья»

Дошкольный возраст- один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ и родитеями, является воспитание здорового подрастающего поколения. Для решения этой задачи в дошкольном учреждении имеется физкультурный зал, спортивная площадка, групповые уголки здоровья.

Детский сад работает по единому плану физкультурно-оздоровительной работы, включающему совместную деятельность медицинского персонала, инструктора по ФИЗО, воспитателей, специалистов, родителей. К сожалению, неорганизованные дети (то есть не посещающие дошкольное учреждение) и дети-инвалиды лишены возможности регулярно заниматься физическими упражнениями.

В последнее время мы действительно наблюдаем снижение уровня здоровья, увеличение количества ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, увеличение количеств неорганизованных детей, а также детей-инвалидов и семей, находящихся в социально опасном положении, дети в которых тоже не посещают дошкольные учреждения.

Анализ этих данных способствовал поиску новых форм организации педагогического процесса, оказывающего положительное влияние на физическое и психическое состояние неорганизованных детей микрорайона, детей-инвалидов и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

В результате был разработан проект «Движение+движение=формула здоровья», который поможет организовать дополнительную секционную работу на детских тренажёрах, направленную на удовлетворение естественной потребности в движении неорганизованных детей микрорайона, детей инвалидов и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

Цели и задачи проекта.

Цель: создание тренажерного центра «Движение+движение=формула здоровья».

Задачи:

1) Приобщать детей к здоровому образу жизни через удовлетворение их естественных потребностей в движении, познании в общени

2) Расширить возможности участия детей, в том числе и детей-инвалидов, в совместных спортивно-массовых мероприятиях, проводимых спортивным клубом по месту жительства

3) Укрепить материально-техническую базу для реализации намеченных планов

Источник

Валентина Безматенная
Особенности оздоровительно-воспитательной работы с ослабленными и часто болеющими детьми в ДОУ

На протяжении нескольких лет я углубленно работаю по теме :

«Взаимодействие родителей и воспитателей в формировании у детей здорового образа жизни».

Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

Актуальность.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Я создала в группе такую здоровье сберегающую среду, которая обеспечивает воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду. Умело использую в работе с детьми здоровье сберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Всю свою педагогическую деятельность строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

В 2014 году я набрала детей в возрасте от 2х до 3х лет. Адаптационный период дети перенесли удовлетворительно. На каждого ребенка я завела карту здоровья и получились следующие результаты.

Из 22 человек (100%) списочного состава группы, были выявлены дети

I группа здоровья 7 человек (32%) – это дети здоровые, ранее закаливаемые. Для здоровых детей можно использовать любые виды закаливания (контакт обнаженного тела с интенсивными холодовыми, тепловыми факторами).

II группа здоровья 15 человек (68 %) – дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию или дети имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья. Можно пользоваться очень многими рекомендациями.

III группа дети имеющие хронические заболевания, после длительных заболеваний, часто болеющие. Такие дети есть и в нашем д/саду которые представляют 30% из 250 человек.

Исходя из этого, перед собой я поставила следующие задачи.

1. Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.

3. Создать модели учебно-воспитательного процесса на основе введения в практику здоровья сберегающих технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста.

Применение в работе ДОУ здоровье сберегающих педагогических технологий, повышает воспитательно – образовательный процесс, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направление на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В своей работе я использую информационно – аналитическое направление — выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами семьи т. е с помощью анкетирования, для согласования воспитательных взаимодействий на детей. (Для родителей были изготовлены буклеты, памятки проводятся консультации, папки – раскладушки, проводила презентации на родительских собраниях).

В познавательном направление – обогащение родителей знаниями в вопросах оздоровления, закаливания и профилактики болезней детей дошкольного возраста (были проведены дни открытых дверей, индивидуальные беседы, и так -же было проведено анкетирование).

— Наглядно – информационное – пропагандирование технологий, методик

(была проведена деловая игра «О здоровье всерьез», семинар практикум для педагогов по теме «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» оформлен в приемной комнате уголок по здоровому образу жизни; изготовленны стенгазеты).

— Досуговое направление – реализация полученной информации в совместных мероприятиях (проводились совместные праздники с родителями «День здоровья», развлечения ко дню семьи «Папа, мама я, спортивная семья»).

Здоровье сберегающие технологии в ДОУ.

1. Медико-профилактические – обеспечивающие, сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (для профилактики простудных заболеваний во время осенне – зимних эпидемий, ежедневно во время обеда на столах лук, чеснок, обязательное сквозное проветривание без присутствия затей, используем так называемые в народе «киндеры», в которые закладываем нарезанный чеснок, (ежедневно во время эпидемического периода).

2. Физкультурно- оздоровительные направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные в спортзале, в группе, на воздухе, занятия проводятся в сюжетной игровой форме и включают в себя такие элементы: оздоровительная аэробика, массаж и упражнения на коррекцию осанки и стоп. Дыхательные упражнения – играет значительную роль в процессе оздоровления повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.

3. Обеспечивание социально – психологического благополучия ребенка:

(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечении эмоциональной комфортности (совместно с родителями оформили на участке ДОУ «Дорожку здоровья», непосредственно в группе имеется физкультурный уголок который богат своим оснащением для свободной деятельности (мячи, скакалки, кегли, дуги, шнуры). Разработала рекомендации по содержанию двигательных центров в соответствии с возрастными особенностями детей, чтобы они стали основной для их самостоятельной двигательной деятельности.

Обучение З. О. Ж – в своей практике я использую здоровый сон без маек и подушек, релаксационные паузы, сказкотерапию прививаю культурно гигиенические навыки (мыть руки перед едой, полоскать рот после приема пищи, ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтей)

В непосредственной образоательной деятельности по валеологии и обеспечении. Безопасности и жизнедеятельности, помогает вырабатывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Такие занятие проводятся по формуле «помоги осознать р-ку, зачем ему это нужно, научи в увлекательной форме, приучай выполнять эти действия ежедневно.

Перед собой планировала предполагаемые результаты, которые ставила в своей работе перед началом этой проблемы.

1. Снизилась заболеваемость каждого р-ка.

2. Дети с удовольствием выполняют различные движение на открытом воздухе, в любую погоду.

3. Повысила уровень физической подготовки.

4. Дети самостоятельно организуют несложные подвижные игры, используют свой двигательный опять в проживании своей жизни как в д/с так и дома.

5. Оформлен уголок для физического развития детей, индивидуальной работы по рекомендациям врача.

6. Правила для здоровья, родительские собрания.

В результате работы я получила след. Показатели: в своей группе:

Ослабленных детей в 2014 г было 57% а здоровых детей 43 %

2015г ослаблен. Детей составило 32% а здоровых 68%.

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровье сберегающие технологии, я способствую сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Работу в данному направлении непрерывно продолжаю, расширяю и углубляю, и она дает неплохие результаты.

Источник