Оригами в развитии ребенка коррекция
Расуля Исхакова
Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми
Скажу вам без кокетства:
Мы все с планеты детства.
Там весело смеются,
Рисуют и поют.
Неважно кто ты, где ты.
Мы все с одной планеты,
Где маленькое счастье
Бесплатно раздают.
(Виктор Вин «Планета детства»)
У каждого из нас есть воспоминания, которые мы пронесли сквозь года из Планеты Детства. Одним из моих самых ярких воспоминаний — это о том, как папа нас учил складывать из газетной бумаги козью ножку, штанишки, кораблики, самолетики. На тот момент мне было лет пять, но эти увлекательные занятия оставили неизгладимое впечатление в моем сердце и памяти на всю жизнь. Поразило, что спустя многие десятилетия я без труда смогла вспомнить все в точности и воспроизвести все фигурки, которым меня в детстве обучал папа.
В последнее время в группах детского сада имеет тенденцию к увеличению количество гиперактивных детей, которые являются так называемыми дезорганизаторами, нарушающими дисциплину. Во время занятий они выкрикивают невпопад, крутятся, ерзают, не могут выполнить задание до конца, обижаются, если их не спрашивают. Они создают дополнительные трудности в работе логопеда, потому что очень подвижны, вспыльчивы и раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют предметы, ненароком толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя, приходиться постоянно повышать на него голос.
В работе с гиперактивными детьми главное понимать, что это не проявления характера. Этим детям трудно сдерживать свое внимание. Нужно помнить, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это. А постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а способствуют развитию конфликтов и впоследствии формированию у ребенка отрицательных черт характера. Каждый педагог понимает, что ребенок – это целый мир со своими проблемами, эмоциональными реакциями, особенностями психики. Как считает премьер-министр Д. Медведев, стандарт дошкольного образования должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей, которые помогут каждому сложиться как личности. И эта позиция понятна, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями. Детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в дошкольный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его дальнейшее развитие. Поэтому работа с гиперактивными детьми требует особого внимания.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. По мнению Л. С. Выготского, желаемый результат в логопедической работе — выбор наиболее эффективных способов коррекции несформированных компонентов речевой системы и отслеживание результативности логопедической работы. Логопед наблюдает, делает пробы, таким образом, измеряя актуальный уровень развития ребёнка предполагаемый потенциальный, с учётом Зоны Ближайшего Развития. На основании этого, вспоминая свои увлекательные занятия с отцом в детстве, я решила включить в коррекционную работу с детьми-логопатами занятия оригами в качестве одного из приемов работы с гиперактивными детьми.
Оригами –искусство складывания фигурок из бумаги: птиц, зверей, лодочек и всего чего захочешь. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения. Как показала практика, включение в коррекционную работу оригами было удачным решением. Во-первых, искусство оригамипозволяет решить одновременно множество разных задач:
— развивает абстрактное и образное мышление,
— развивает воображение и фантазию,
— снижает уровень тревожности и агрессивности,
— развивает чувство цвета, языковое чутье,
— развивает мелкую моторику пальцев рук,
— развивает различные виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную; ассоциативную и логическую,
— знакомит детей с основными геометрическими формами,
— формирует эстетический вкус,
— совершенствует речь детей,
— развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образу, заданным условиям, по операционным картам,
— развивает конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка,
— способствует концентрации внимания,
— развивает способность детей длительное время сохранять одну позу за столом.
Во-вторых, подобные занятия эффективнее, чем обычное заучивание материала. У дошкольников доминирует непроизвольная,зрительно-эмоциональная память: ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Поэтому в своих занятиях с логопатами я не даю ребенку установку «запомнить» и «учить». Он просто смотрит, слушает, представляет и играет. А если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому в моей памяти свежи воспоминания о занятиях оригами в детстве.
В-третьих, оригами делает образовательный процесс незаметным для ребенка. Это в свою очередь позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у большинства детей в процессе обучения.
В дошкольном возрасте ярко выражена познавательная деятельность детей: ребенок начинает учиться отделять одну задачу от другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное формирование приемов запоминания. Благодаря использованию оригами идет активное развитие запоминания, ведь для того, чтобы фигура получилась необходимо правильно запомнить и выполнить определенную последовательность действий.
Благодаря оригами также происходит усиленное формирование пространственного мышления (из плоского листа бумаги получается объемная модель).
Надо сказать о том, что занятия проходят не просто в форме «сложи фигуру». Оригами в моей работе с детьми – это один из способов попасть в волшебный мир фантазии и воображения. Несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Многие фигурки как бы оживают, машут крыльями, топают ножками.
Приведу один из примеров использования оригами в процессе работы с логопатами. Детям раздается желтый квадрат из цветной бумаги. Обязательно обсуждается его цвет, форма, материал.После чего я тихим таинственным голосом предлагаю: «Ребята, а вы хотите попасть в волшебную страну?». Безусловно, дети соглашаются и, затаив дыхание,ждут продолжения: «Для этого мы с вами должны сложить фигуру из желтого квадрата и узнать, что же у нас получится.Но сначала нужно произнести волшебные слова: кручу — верчу, в Волшебный мир попасть хочу».
Начинаем складывать, попутно вспоминая,что бумага — материал очень непрочный: легко мнётся и рвётся, поэтому работать с ним надо очень аккуратно. Логопаты с удовольствием выполняют все действия за мной. В процессе складывания (создания фигуры) проговариваются используемые геометрические формы (например, «берем квадрат», «получился треугольник» и др.).
Живое детское воображение позволяет логопатам верить в то, что мы действительно попадем в интереснейший волшебный мир. Занятие проходит в атмосфере таинственности и загадочности. Дети, соблюдая дисциплину, старательно спокойно выполняют мои указания. А все потому, что боятся нарушить волшебный ритуал. После всех манипуляций с бумагой в итоге получается фигура рыбки. Мы все вместе рассматриваем получившуюся «рыбку»,обсуждаем ее: называем части тела, вспоминаем где рыбы живут / обитают, как они перемещаются (плавают).
Но чтобы не обмануть ожидания детей (ведь мы хотели попасть в Волшебный мир)в конце занятия все тем же загадочным голосом нужно сообщить детям: «Ребята, а вы знаете, что это за рыбка? Мы же в волшебной стране и рыбка наша не простая, а золотая. Она исполняет желания. Вы можете взять с собой свою рыбку. И каждый раз, когда вы будете шепотом говорить ей о своем добром и хорошем желании, оно исполнится». Дети уходят с занятия изумленные, бережно держа своих волшебных рыбок. Но для чего это нужно? Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия — это возможность восстановить свое душевное состояние. Каждому из нас, а детям, быть может, и больше, нужна свобода в собственных мыслях. Фантазия помогает ребенку освободиться от постоянного контроля и вмешательства извне. И мы должны быть чуткими, понимая, что иногда им надо побыть наедине с собой, погрузившись в собственные мысли.
На занятиях с использованием оригами гиперактивные дети находят в себе силы сконцентрировать свое внимание до конца, проявляя при этом учебную активность и повышенную заинтересованность. Такое занятие насыщено самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Все дети уходят в хорошем настроении, бодрые, но при этом спокойные, с уверенностью, что мы просто играли.
Видя поделки, как правило,родители присоединяются к своим детям: вместе начинают увлекаться искусством оригами, находят новые схемы, пробуют самостоятельно изготовить дома разные фигуры.
Этот факт меня всегда радовал, потому что только тесный контакт логопеда, ребенка и его родителей способствует не только устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, но и полноценному развитию ребенка в целом. Поэтому для родителей логопатов проводятся консультации, «пятиминутки» и мастер-классы по изготовлению фигур посредством оригами.
Основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по использованию оригами в коррекционной работе можно с уверенностью утверждать, что применение указанного приема в процессе обучения, и в частности – на этапе повторения знаний, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний логопатами, повышения количества и качества подготовленности дошкольников.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым еще не удавалось никому, но описанный прием позволяет создать у ребенка дополнительную мотивацию на овладение своим поведением. В результате у гиперактивных детей появляется способность к усидчивости, внимательной работе, к сдерживанию собственных импульсивных желаний. И в конечном итоге, это приводит к успеху не только в дошкольном учреждении в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни.
Источник
Татьяна Береза
Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами
«Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами».
Береза Т. И
Рылова В. П.
Детский сад – это первое учреждение, в которое ребёнок попадает, выходя из родительского дома. Последующие несколько лет, которые он проведёт в нём, во многом станут определяющими для его дальнейшей жизни. И очень важно, чтобы ребёнок окончил его здоровым и подготовленным к последующему интенсивному обучению в школе.
В настоящее время мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, наблюдаем постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу — 75–80 % от всех детей 4–6 лет — сегодня составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии, поэтому более значимыми и приоритетными являются оздоровительная и коррекционная направленности деятельности ДОУ.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки — общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Ведь ещё работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. [1]
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии дефектов речи у ребенка особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев. В этом как нельзя лучше может помочь оригами,потому как:
развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания;
способствует созданию игровых ситуаций — драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей. [2]
К дошкольникам нужен особый подход. Удерживать их внимание – это целое искусство. Для комплексного решения коррекционных задач стараемся использовать методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей.
На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Имея некоторый опыт обучения детей оригами, решили применить его в работе с детьми логопедической группы. Нас, как педагогов, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости.
Для наших воспитанников такие занятия очень интересны, так как дети очень быстро видят результат своего труда, следовательно, занимаются с удовольствием. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, мы демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи, младших дошкольников. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.
В группе созданы условия, при которых в доступном для детей месте находится всёнеобходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности.
Фигуры, сложенные из бумаги, мы эффективно применяем в театрализованной деятельности. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке сказок. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Ребята любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Именно то, что они сделали фигурку сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы.
Во время обучения детей оригами используем показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Для создания мотивации — игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Загадки, как и сказки, направлены на развитие связной речи детей, При угадывании слова или предмета, нужно дать обоснованный ответ. Подсказкой ребёнку в данной ситуации могут стать фигурки из оригами, так как загадка указывает на характерные признаки (внешний вид, повадки, место обитания, цвет, размер и т. п., а отгадку можно отыскать из имеющегося набора таких фигурок.
Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях. [3]
Изготовленные детьми и совместно с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию в экспериментальной, игровой деятельности. Ребята стали лучше ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными.
Для успешной реализации программных задач в речевой группе необходимо тесное взаимодействие воспитателей и логопеда. Без комплексного подхода трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. С целью работы в едином направлении, соблюдая общие требования, был разработан календарно-тематический план с опорой на лексические темы. Созданные поделки используем при проведении индивидуальной работы с детьми по развитию речи (по рекомендациям логопеда).
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.
Нам, как педагогам хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка.
Используемая литература:
1. Кирсанова С. В. «Оригами для детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. –6с.
2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»: Ярославль «Академия развития», 1997. – 224с.
3. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64с.
Источник
Наталья Козырева
Оригами и его влияние на развитие ребёнка
Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети, получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. А именно такой вид декоративно-прикладного искусства, как оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
Оригами — это древнее японское искусство складывания бумаги. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, японцы первыми стали складывать из ее удивительные по красоте фигурки. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.
По мнению специалистов, занятие оригами способствуют выявлению и укреплению природных способностей человека к конструктивной деятельности, образному и логическому мышлению и воображению. Не случайно, что в Японии, одной из ведущих стран мира, оригами занимается буквально каждый школьник.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтоб сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т д, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Детям с расстройством аутистического спектра довольно сложно овладеть всеми приемами этого искусства, ввиду слабой мелкой моторики. Поэтому работу следует начинать поэтапно, от самого простого к более сложному. Можно начать с такого простого приема как сминание бумаги, как только ребенок овладеет этим навыком самостоятельно можно переходить к базовым элементарным приемам таким как «книжка», то есть складывание бумаги пополам, «дверь» — складывание к середине боковые стороны, «треугольник» — складывание квадрата пополам и т. д. Для детей, которые овладели данными базовыми приемами можно переходить к такому приему как «гармошка», главной особенностью этой модели оригами является многократное повторение одних и тех же действий, это складка или сгиб.
Ребенку, особенно ребенку с нарушением интеллекта, для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Подводя итоги,хочется полностью согласиться с высказыванием выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской
ладошке, тем умнее ребенок».
Источник