Ориентация на развитие ребенка определяет основные психологической службы

Психологическая
служба образования – один из существеннейших
компонентов целостной системы образования
страны.
Основной целью
психологической службы образования
является обеспечение психического и
психологического здоровья детей
дошкольного и школьного возрастов.
Психологическая
служба образования – интегральное
явление, представляющее собой единство
четырех его составляющих, или аспектов,
— научного, прикладного, практического
и организационного. Каждый из аспектов
имеет свои задачи, решение которых
требует от исполнителей специальной
профессиональной подготовки.
Научный аспект —
проведение научных исследований по
проблемам методологии и теории
практической психологии образования
– нового научно-практического направления
психологии развития, изучающего
индивидуальные проявления возрастных
закономерностей психического развития,
условия становления личности и
индивидуальности как предпосылок
психологического здоровья в дошкольном
и школьном возрастах. Одна из задач –
научное обоснование и операциональная
разработка психодиагностических,
психокоррекционных, психопрофилактических
и развивающих программ, способов, средств
и методов профессионального применения
психологических методов профессионального
применения психологических методов
профессионального применения
психологических знаний в конкретных
условиях современного образования.
Прикладной аспект
предполагает использование психологических
знаний работниками образования. Главными
действующими лицами этого направления
являются воспитатели, педагоги, методисты,
дидакты, которые или самостоятельно,
или в сотрудничестве с психологами
используют и ассимилируют новейшие
психологические данные при составлении
учебных программ и планов, создании
учебников, разработке дидактических и
методических материалов, построения
программ обучения и воспитания.
Практический
аспект службы обеспечивают непосредственно
практические психологи детских садов,
школ и других образовательных учреждений,
задача которых – работать с детьми,
группами, классами, воспитателями,
учителями, родителями для решения тех
или иных конкретных проблем. В их задачу
не входит создание новых методов,
исследование психологических
закономерностей и пр. Но они обязаны
профессионально грамотно использовать
все то, чет располагает наука на
сегодняшний день.
Организационный
аспект – создание действенной структуры
психологической службы образования,
обеспечивающей как взаимодействие всех
звеньев службы по содержательным и
организационным вопросам, так и контроль
за профессиональной деятельностью, и
повышение профессиональной квалификации
практических психологов. Эти звенья,
выстроенные в иерархической
последовательности, могут быть
представлены следующим образом: один
или группа практических психологов в
образовательном учреждении;
научно-методические подразделения
психологической службы (центры, кабинеты
и др.) в районных, городских областных
и краевых управлениях образования;
отделы психологической службы – в
республиканских и федеральном
министерствах образования. Только
достаточно разработанная структура,
звенья которой укомплектованы
специалистами, способна обеспечить
полноценное психологическое обслуживание
системы образования, оказывать действенную
помощь как детям, родителям, педагогам,
мак и учреждениям образования и всей
образовательной системе в целом.
Развитие прикладного,
практического и организационного
аспектов психологической службы
образования целиком и полностью зависит
от развития ее научного аспекта, который
определяет основную теоретическую базу
и формирует природу психологической
службы. Именно на основе этой базы
создается концепция психологической
службы, и решаются проблемы практическими
психологами образования.
Ориентация на
развитие ребенка определяет основные
задачи психологической службы образования:
1. реализация в
работе с детьми возможностей, резервов
развития каждого возраста
2. развитие
индивидуальных особенностей детей –
интересов, способностей, склонностей,
чувств, отношений, увлечений, жизненных
планов и др.
3. создание
благоприятного для развития ребенка
психологического климата (в детском
саду, интернате, школе и пр.), который
определяется, с одной стороны, организацией
продуктивного общения детей со взрослыми
и сверстниками, с другой – созданием
для каждого ребенка на всех этапах
онтогенеза ситуаций успеха в той
деятельности, которая является для него
личностно значимой
4. оказание
своевременной психологической помощи
и поддержки, как детям, так и их родителям,
воспитателям, учителям.
Психологическая
служба образования -один из компонентов
целостной системы образования страны.
Целью ее деятельности является
психологическое здоровье детей
дошкольного и школьного возраст, основной
задачей -содействие психическому,
психофизическому и личностному развитию
детей на всех возрастных ступенях
дошкольного и школьного детства, основным
средством -создание благоприятных
психолого-педагогических условий для
полноценного проживания ребенком
каждого возрастного периода, для
реализации заложенного в соответствующем
этапе онтогенеза возможностей развития
индивидуальности.
Структура службы
Психологическая
служба образования создается как единая
система в масштабах города, области,
региона, а в перспективе – всей страны,
Каждое звено этой системы имеет свои
четко определенные функции. Гарантией
эффективности деятельности психологической
службы служит последовательное и четкое
профессиональное взаимодействие всех
подразделений.
Детский практический
психолог работает в конкретном учебном
заведении – детском саду, общеобразовательной
школе, гимназии, детском доме и др.,
осуществляя психологическое изучение
детей для индивидуального подхода к
ним на протяжении всего периода обучения,
обеспечения полноценного развития
каждого ребенка, раннего выявления,
преодоления и профилактики неуспеваемости
и недисциплинированности детей.
Консультирует воспитателей, учителей,
администрацию образовательного
учреждения, родителей по проблемам
обучения и воспитания, способствует
повышению их психологических знаний,
решению проблем педагогов как
профессионалов.
Психологические
кабинеты – при районных, областных,
городских (в зависимости от структуры
органов управления народного образования
в конкретном регионе) ведут непосредственную
работу с психологами образовательных
учреждений, контролируют и организуют
их деятельность. Оказывают методическую
и иную профессиональную помощь,
пропагандируют психолого-педагогические
знания, проводят психодиагностику и
психокоррекцию особо сложных случаев,
участвуют в работе медико-психолого-педагогических
комиссий и комиссий по делам
несовершеннолетних. Консультируют
администрацию образовательных учреждений
по социально-психологическим проблемам
управления, создания оптимального
социально-психологического климата в
педагогическом коллективе и другим
вопросам профессиональной деятельности.
В штат кабинета помимо психологов входят
также социальные работники, педагог,
врач-психоневролог.
Центр психологической
службы образования – головная организация,
руководящая деятельностью психологов,
работающих в образовательных учреждениях,
психологических кабинетах и специалистов
всех психологических служб определенного
региона. Центр отвечает за научно-методическое
и научно-организационное обеспечение
этих служб, за профессиональный уровень
психологов, работающих в данных службах.
В Центр могут обращаться родители,
педагоги, другие работники народного
образования.
Центр состоит из
двух основных отделов – индивидуальной
помощи и психологического обеспечения
образовательных учреждений.
Руководящим органом
психологической службы образования
выступает отдел психологической службы
органов (или психолог) управления
образованием соответствующего уровня.
На федеральном уровне — отдел психологической
службы Министерства образования России.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
§ 4. Задачи психологической службы образования
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:
♦ реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;
♦ развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
♦ создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
♦ оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Подведем итог всему сказанному.
Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны.
Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
Основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы
В деятельности психологической службы образования можно выделить два направления — актуальное и перспективное.
лмети задачи психологической службы образования__________________57
дктуальное направление ориентировано на решение злободневных поблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании 0(jy4eHUU детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, лицеях, интернатах и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, воспитателям, учителям, родите-яМ _ существенная задача службы сегодняшнего дня.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога — анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.
Эти два направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям.
Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста. Приведем пример.
Психолог, занимаясь в детском саду с детьми дошкольного возраста, своей центральной задачей считает создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для продуктивного с точки зрения полноты и многогранности развития проживания детьми своего дошкольного детства. В качестве перспективы их развития он рассматривает сформированность полноценной психологической готовности к обучению в школе. Психолог как бы заглядывает в будущее ребенка и пытается определить, насколько благополучно перешагнет тот с одной возрастной ступени — дошкольной на другую — школьную, что нужно
■
58________________Часть I. Введение в практическую психологию образования
еще сделать, чтобы быть уверенным, что уровень психического и личностного развития ребенка соответствует тем новым требованиям, которые будут предъявлять ему в школе.
Школьный же психолог, участвуя в приеме ребенка в первый класс, пытается понять его прошлое, представить условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу дальнейшего поступательного движения его психического развития и становления личности.
То, что дошкольным психологом рассматривалось в качестве перспективы развития ребенка и цели своей профессиональной деятельности, для школьного психолога — это данность сегодняшнего дня. Как наиболее эффективно подойти к этой психологической данности, чтобы она стала плацдармом для развития новых, дальнейших перспектив развития ребенка, — вот проблема. И такие проблемы возникают на каждом возрастном этапе.
При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу перспективного направления деятельности психологической службы. Перспективное направление, по существу, защищает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и духовное развитие.
§ 6. Структура службы1
Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах любой административной единицы: города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена: ♦ практический психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении;
1 Здесь изложено понимание данной проблемы авторским коллективом, а не разъясняется содержание существующих нормативных документов. {Примеч. ред.)
лмет и задачи психологической службы образования
59
fрайонный (муниципальный) кабинет (отдел) психологической
службы; Центр (окружной, городской, региональный) психологической
службы.
Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Здесь он осуществляет в первую очередь следующую работу: » психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей; + консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания;
♦ повышает уровень психологических знаний;
♦ помогает решению проблем педагогов как профессионалов.
Психологические кабинеты (отделы) при районных (муниципальных), областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) сосредоточивают свою деятельность на следующем:
♦ ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений;
♦ контролируют и организуют их деятельность;
♦ оказывают методическую и иную профессиональную помощь;
♦ пропагандируют психолого-педагогические знания;
♦ проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев;
♦ участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних;
♦ консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности.
В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.
60__________________Часть I. Введение в практическую психологию образования
Центр психологической службы образования — головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.
Источник
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.
Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:
формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
- социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
- оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
- консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена общества. Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.
Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и «самосгоранию» на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.
Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Психолог изучает детей и консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению профессиональных проблем. Обязанности и права психолога-практика регламентируются соответствующими документами.
Источник