Организация развития и воспитания ребенка

Организация жизни и воспитания детей

Режим дня

Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение су ток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, том лучше его настроение и выше активность.

Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует це только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом ие следует превращать чтение в обязательное занятие — ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога—сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием.

В разделах Программы по возрастам представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

Предметно-развивающая образовательная среда

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда— это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей» игрушки         обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать и нтересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития могут выступать:

уголок для ролевых игр;

книжный уголок;

зона для настолько-печатных игр;

выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

уголок природы (наблюдений за природой);

спортивный уголок;

уголок для игр с песком;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Интеграция образовательных областей

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Поясним принцип интеграции образовательных областей на примере физического развития.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской де- мтельности через (физкультминутки, дидактические игры с элементами диижения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а отпет и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);

проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);

игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);

привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);

ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Аналогично реализуется интегративиый подход при решении образовательных задач по остальным образовательным направлениям: социально- личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту —«организованная образовательная деятельность»);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В с таршем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжет- но-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми; наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования; проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование; оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

викторины, сочинение загадок;

инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки; подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные

действия детей, совместное составление плясок иод народные мелодии, хороводы;

физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

туристические прогулки;

физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

соревнования;

дни здоровья;

тематические досуги;

праздники;

театрализованные представления;

смотры и конкурсы;

экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настоль- но-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

художественно-эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукций картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Взаимодействие с семьями детей

Возможные формы работы с семьей даны в разделе «Работа с родителями».

Проектирование

воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».1 Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

‘Рематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период-2 3 недели.

Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.

В Программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Формы работы и задачи развития культурно-досуговой деятельности, примерные перечни развлечений и праздников даны для каждой возрастной группы в разделах по возрастам.

Источник

Ирина Ворожбитова
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе

Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка в школу в научных исследованиях называют «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы, прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Как показала практика нашей работы, грамотный подход к этой ситуации помогает не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимают суть проблемы.

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.

Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной,методической работы стоят следующие задачи:

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

— обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Работа по преемственности педагогов МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» даёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Основная цель взаимодействия детского сада и школы — обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группе и первом классе прогимназии.

Содержание преемственности отражено в плане о сотрудничестве. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения, непрерывность воспитательного и образовательного процесса, начиная с раннего возраста.

Система работы психолога включает: проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:

— методическая работа с педагогами;

— работа с родителями;

— работа с детьми.

Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов прогимназии и детского сада:

-семинаров (“Формирование портрета выпускника дошкольного учреждения”, “Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы”, “Роль сюжетно — ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности”, “Совместная деятельность прогимназии и детского сада, как условие успешной реализации требований ФГОС в вопросах воспитания и обучения”);

— круглого стола (“Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе”, “Изучение программ и новых педагогических технологий для дошкольников и младших школьников”, “Проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ”);

— открытых показов образовательной деятельности в ДОУ и прогимназии (занятие по ИЗО “Снегурочка”, занятие по математике «Путешествие в страну Математики», урок по обучению грамоте “Звук и буква Б” в 1б классе, урок математики в 1а классе);

— заседаний МО (“Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе”, “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”).

Работа с родителями осуществляется через:

— совместные родительские собрания с педагогами, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе;

— информационные стенды, сайт детского сада и прогимназии “Первые шаги ребёнка к школе”. “Как научить ребёнка думать”, “Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму”);

— индивидуальные консультации с педагогами прогимназии;

— день открытых дверей в прогимназии.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность развита на будущего школьника и это необходимо для осуществления новой учебной деятельности, например, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Непрерывность дошкольного и начальногообразования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Работа с детьми заключается:

— в проведении экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; — праздников “Золотая осень”, “В гостях у деда Мороза”, “Нашим мамам”, “Скоро в школу!”, “До свидания детский сад”;

— в посещении школьных музеев “Боевая слава”, “Очаг мой, Дагестан”, “Русская изба”, “Семейные реликвии”;

— в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;

— в участии игровых программ (“Игра по станциям “Путешествие в школу”, спортивных состязаниях “Весёлые старты”; “Весёлые эстафеты ”;

— в проведении выставки рисунков “Что нам осень подарила”, «Зимушка – зима», “Космос и человек”, “Спорт глазами детей”, “Спички детям не игрушка ”.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование — это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой цель — развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

В процессе исследовательской работы (детского проекта, после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Актуальные темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять, использовать как темы для конкурса «Я исследователь». Главное, чтобы у ребенка возник интерес именно к выбранной теме проекта. Воспитатель средней группы Карпенко Наталья Николаевна работала с детьми над проектом «Наши пернатые друзья». Конечным продуктом проекта были различные по форме кормушки и скворечники, которые родители воспитанников развесили на деревьях на территории детского сада и прогимназии. Дети имеют возможность на прогулке наблюдать за птицами, которые поселились в их скворечниках. Родители воспитанников старшей группы, воспитатель Магомедова Мадинат Абдулаевна, организовали поездку на рыбный завод, где дети имели возможность увидеть, как разводят мальков в искусственно созданной среде. Так появилась идея создания исследовательской работы «Живой мир рыбы». В процессе проведения исследовательской деятельности воспитатели развивают экологическую грамотность детей, воспитывают активную природоохранную позицию. Воспитатель подготовительной группы Магомедэминова Эльвира Османовна с группой воспитанниковвыполнила исследовательскую работу на тему: «Помни корни свои». Отправляясь в прошлое своего рода, детям хочется узнавать больше и больше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Каждый человек должен знать о своем роде. Педагоги учат детей помнить своих предков, чтить их память, традиции своей семьи. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Результаты нашей работы видны. Наши ученики стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Учащиеся 3 – 4 классов готовят исследовательские работы о домашних и диких животных, о растениях, включая в них загадки и стихи для дошкольников. Таким образом, они учатся выступать перед аудиторией. Ученики прогимназии постоянно принимают участие в разных конкурсах, фестивалях на уровне города и республики. В Фестивале «Первоцвет» наши учащиеся ежегодно занимают призовые места.

Совместная деятельность психолога и педагогов детского сада и прогимназии обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников ДОУ высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации.

У дошкольниковнеобходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:

• способность действовать по образцу;

• умение слушать и выполнять инструкцию;

• умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

• умение задавать и отвечать на вопросы;

• умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.

Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Мы считаем, что сотрудничество детского сада и прогимназии в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.

Источник