Организация работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии

Организация работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Теоретические аспекты работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

Т.В. Гумерова

МОУ СКШИ г.Нерюнгри

Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические вопросы, раскрывающие современное состояние проблемы изучения особенностей развития детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены и обоснованы основные направления работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: семья, педагоги, дети с нарушением интеллекта.

Результативность воспитания и обучения ребенка во многом зависит от качества взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений и семьи. Такая взаимосвязь увеличивается многократно в том случае, если ребенок имеет нарушения развития. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни. Помощь детям с умственной отсталостью требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной психолого-социальной поддержке.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители, педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают специфику работы, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной психологической социальной поддержке.

Следует отметить, что семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, имеет свои особенности. Вопросы, решаемые данной категории семей на определенных стадиях жизненного цикла, отличаются от тех, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивается обычная семья. Отдельные указания на наличие специфических проблем функционирования семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями, можно встретить в работах отечественных и зарубежных исследователей: Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина [8].

Семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, — это «особая» семья, в которой помимо типичных семейных вопросов, возникающих перед семьей на рассматриваемой фазе развития, имеется еще ряд своих специфических. Есть специфические проблемы возникающие при появлении в семье ребенка-инвалида: получение точного диагноза; эмоциональное привыкание (адаптация) к больному ребенку; проблема информирования других членов семьи. Когда ребенок достигает школьного возраста, появляются проблема определения формы обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение, обучение на дому); хлопоты по устройству в школу; переживание реакций сверстников; заботы по внешкольной деятельности ребенка.

В научных исследованиях Р.Б. Дарлинг, М. Селигман, Э.Г. Эйдемиллер семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии, рассматривается как негармоничная, обладающая типичными дисфункциями [1].

Исследователи отмечают, что родители не всегда находят адекватные воспитательные стратегии и могут искаженно воспринимать индивидуальные особенности ребенка, нереалистично оценивать перспективы его дальнейшего развития. Физическая и эмоциональная перегруженность родителей нередко приводит к повышению уровня тревожности и даже усилению патохарактерологических черт их личности [4] .

После рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты семьи с окружающим социумом искажаются, что связано с психологическими особенностями больного ребенка и с эмоциональной нагрузкой на членов его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными, их положение можно определить как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Качественные изменения отношений в таких семьях проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается родителями как величайшая трагедия, является сильнейшим стрессом для родителей, в первую очередь — для матери. Стресс деформирует психику родителей и оказывает травмирующее изменение жизненного уклада семьи.

Фрустрация детей и родителей, является одним из факторов детско-родительских отношений. У детей они проявляются дефицитарностью положительных эмоциональных отношений с родителями и полноценного общения с ними, повышенным уровнем агрессивности и тревожности. У родителей также отмечается повышенный уровень тревожности и агрессивности, на фоне которого часто формируется нарушенный стиль воспитания по типу эмоционального отвержения, неуверенность в своих воспитательных возможностях [2].

Надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается на длительный период, по многим причинам: психологическим особенностям личности родителей; способностью родителей принять больного ребенка; комплексом расстройств аномалии развития ребенка; отсутствием позитивной поддержки окружающих семьи с больным ребенком и т.д. Травмирующее воздействие стресса на родителей ребенка неравнозначно.

Жизненный стереотип отца обычно не меняется, он не оставляет работы, не исключается из привычных социальных отношений, проводит большую часть времени в той же социальной среде, гораздо меньше времени, чем мать, проводит с ребенком, его психика не подвергается столь интенсивно патогенному воздействию, как психика матери, а многие отцы вообще отстраняются от проблем ребенка.

Анализируя исследования Н.В. Жутиковой, Д.Н. Исаева, Л.М. Шипицыной, можно сказать, что для большинства современных отцов такие дела как участие в уходе за ребёнком и воспитании, представляются нормой. Таким образом, современные отцы демонстрируют не меньшую, чем матери готовность к успешному родительству, и это, скорее всего, зависит от комплекса факторов: во-первых от состояния здоровья ребёнка, во-вторых от полоролевого типа отца, и в- третьих от занятости вне дома и семьи [3].

Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно она произвела на свет больное существо, заставляет мать невыносимо страдать. У матерей часты истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, порождают чувство одиночества, потерянности, ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми постоянно, жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, на повышенную физическую и моральную нагрузку, подтачивающую силы и вызывающую утомление. Рождение больного ребенка, его воспитание, обучение и общение с ним являются постоянным патогеннным психологическим фактором, и личность матери претерпевает значительные изменения [4]. Депрессивные переживания матери могут трансформироваться в невротическое развитие личности и нарушить ее социальную адаптацию.

Социальный уровень качественных изменений: после рождения больного ребенка его семья становится малообщительной, избирательной в контактах, сужает круг знакомых и даже родственников из-за особенностей больного ребенка и установок самих родителей (страха, стыда).

Существует мнение о том, что «больные» дети рождаются лишь в семьях с низким социальным и культурным уровнем является неверным. Анализ исследования Жукова Д.Е. показывает, что большинство отцов детей с ограниченными возможностями здоровья росли в полных семьях, их образовательный уровень выше, жилищные условия и материальный достаток выше, чем у контрольной группы отцов, воспитывающих здоровых детей. В целом образовательный, материальный и культурный уровень выше у отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

Соматический уровень: стресс, возникший в результате необратимых расстройств у ребенка, является пусковым механизмом процесса различных заболеваний матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, стресс вызывает соматические или психические заболевания самой матери (колебания артериального давления, бессонницу, сильные головные боли, нарушения терморегуляции).

Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий — эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма. Нервно-психическая реактивность организма родителей может меняться вследствие повышения психогенной «ранимости», возможны возникновения резидуальных невротических состояний.

Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.

2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все [8].

Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что при воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта возникает множество различных трудностей, которые должны преодолеваться при тесном взаимодействии семьи со специалистами различных сфер: медицины, социальных служб и особенно психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Результативность воспитания и обучения ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.

Контингент родителей, воспитывающих ребенка-инвалида неоднороден: одни при поступлении ребенка в коррекционное учреждение считают, что теперь вопросы обучения и воспитания становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность. Другие родители ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании такого ребенка, третьи же, наоборот, считают, что они все знают, а коллектив учебного учреждения не компетентен.

Соответственно, каждая семья, воспитывающая ребенка с нарушением интеллекта, нуждается в индивидуальной социально-педагогической поддержке, которая позволит повысить уровень знаний родителей, их уверенность в себе и своем ребенке. Поэтому работа с семьей – один из основных видов профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Индивидуальная педагогическая работа может заключаться в том, что педагог проводит анкетирование, беседы, консультации, а так же приглашает родителей на занятия, где помогает:

-сформировать у родителей установку на положительные формы общения со своим ребенком;

-учит приемам адекватного взаимодействия с ним;

-предлагает игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию речи, познавательной деятельности, двигательной сферы;

-обучает приемам привития ребенку навыков самообслуживания и гигиены, культуры поведения;

-обучает их методам и приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома.

Результатом индивидуальной работы является уверенность родителей в собственных силах, адекватное восприятие возможностей развития своего ребенка, доверие к школе и педагогам.

Для повышения педагогической компетентности родителей учитель-дефектолог проводит родительские собрания с использованием различных форм организации совместной деятельности: дискуссии, обучающие семинары, с приглашением узких специалистов, работающих с детьми: логопеда, психолога, социального педагога. Учитель дает рекомендации, предлагает материалы по актуальным проблемам, знакомит со специальным инструментарием обучения и развития детей.

Важным направлением в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта, является организация учителем общения и совместной деятельности родителей и детей. Эта работа включает в себя: организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев, театров.

Присутствие родителей на концертах, праздниках, в которых принимают участие их дети, формирует положительный эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к школе. Цель таких мероприятий – эмоционально поддержать родителей, дать возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести объективно-адекватное отношение к ребенку и к самим себе.

Таким образом, только при объединении усилий и взаимном сотрудничестве родителей и педагогов школы возможно эффективное решение задач развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и их успешная интеграция в общество.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6 т./ АПН СССР. — М.: Педагогика, 1984.

2. Демор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. — М., 1989.

3. Жуков Д.Е. Центральные личностные функции у родителей детей с синдромом РДА // Биопсихосоц. парадигма медицины и её влияние на развитие психоневрологич. науки и практики: Мат-лы науч.-практ. конф. молодых ученых, СПб, 28 февраля — 3 марта 2002 г. — СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004.

4. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители. Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.

5. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008.

6. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. – М. : Педагогика – Пресс, 2007

7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.

Источник

Организация работы реабилитационного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха.

                                                                                                        Алексеева Т.В.

Педагог — Психолог

ГБУРС (Я) РРЦ «Суваг»

г. Нерюнгри

Педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха, имеет целью: оказание квалифицированной поддержки родителям;

помощь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка с нарушением слуха семейную среду;

создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка с нарушением слуха.

Для повышения эффективности педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушением слуха в Республиканском центре реабилитации слуха и речи «СУВАГ», г. Нерюнгри используются следующие направления:

Работа медицинского персонала с родителями.

При поступлении ребенку в Центр, проводится сбор анамнестических данных, глубокое обследование, которое в последствии проводится 3 раза в год. Помимо этого, родителям ребенка с нарушением слуха поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных медицинских знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, «слуховая работа», закапывание ребенка капель в нос, прием препаратов.

Просветительская работа осуществляется через консультации, беседы, Например, цикл бесед «Здоровый образ жизни»:

— «Адаптационный период в жизни ребенка»;

— «Болезни уха»;

— «Профилактика ОРВИ, гриппа. Профилактика кишечных инфекций»;

— «Кохлеарная имплантация»;

— «Основы полового воспитания и гигиенических навыков подростков» и др.

Родителей знакомят с результатами реабилитации и лечения на консультациях, мини педсоветах, групповых собраниях.

Родители являются основными участниками педагогической реабилитации, особенно если ребенок находится не в стационаре. Задача родителей — помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и, в перспективе, к самостоятельной жизни. Важным моментом в воспитании

■’ ребенка с нарушением слуха дошкольного возраста является тщательное наблюдение за его развитием, выявление всех трудностей и положительных мельчайших сдвигов.

Работа психолога с родителями.

Так как работа с родителями по Верботональной методике — это активное включение семьи в процесс реабилитации, одним из важных моментов данной работы необходимо выделить психологическую реабилитацию родителей имеющих детей с нарушением слуха. Работа психолога с семьей состоит:

-в комплексном глубоко профессиональном изучении детей на основе медицинских данных, характеризующих первичное нарушение.

-в определении индивидуальных возможностей каждого ребенка.

-в профилактике отклонений психического развития и предупреждении углубления уже имеющихся патологий.

-в преодолении родительских комплексов и переживаний, связанных с дефектом ребенка.

-в   формировании   социальной   готовности   и   зрелости   специфических   знаний   для вхождения в мир слышащих.

-в психологической помощи воспитателям и родителям в решении сложных проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.

-в   разработке   и   адаптации   тестов   для   психологического   обследования   детей   с нарушением слуха, а также в психологическом просвещении коллектива и родителей.

— Диагностика показа во всех случаях, когда речь идет о реабилитации ребенка с

нарушением слуха.

— Собрания: общие, по запросу, групповые.

На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания ребенка в детском саду и в кругу семьи. На первых родительских собраниях педагоги совместно с родителями вырабатывают единую линию воспитания ребенка, а также родителям предлагается первичная информация о существующих формах работы с семьей в Центре (родительский клуб, совет отцов, консультации юриста и т.д.). На общих собраниях ставятся темы, представляющие интерес для всех родителей.

Индивидуальные консультации. Как правило, выделяют два основных этапа консультирования:

1.         Подготовка к консультации.

2.         Сеанс консультирования.

С помощью такого консультирования достигается (под руководством психолога) выработка внутрисемейных позиций и принятие оптимальных семенных ролей каждым членом семьи.

Таким образом, своевременное психологическое консультирование ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволяет подобрать адекватные условия и методы обучения   ребенка, снизить   трудности   воспитания, а   также   улучшить   внутрисемейные отношении

Родительские конференции. Совместные мероприятия (родители, дети, педагоги).

Проведение конференций для родителей имеющих детей с особенностями в развитии, в    том числе и нарушение слуха, имеет большую теоретическую и практическую значимость для создания условий успешной социально-психологической адаптации, как детей, так и семьи в целом.

16 апреля 2004 года была проведена первая городская родительская конференция «Если мой ребенок не такой, как другие…», это стало хорошей традицией, фактически каждый год проводятся. В конференции принимают участие специалисты -консультанты, получают рекомендации и консультации огромное количество родителей.

Зафиксированная специалистами после проведения конференции положительная динамика в реабилитации семьи, говорит о необходимости систематически проводить городские конференции и семинары для родителей.

Родительский клуб. (Школа для родителей).

Программа Родительского клуба создана для общения и взаимодействия родителей детей с нарушением слуха. Клуб дает таким семьям возможность:

познакомиться и поговорить друг с другом для взаимопомощи; выразить и обосновать свои чувства;

выяснить полезные и бесполезные действия, полагаясь на опыт других родителей; получить психологическую поддержку и помощь в основных семейных проблемах по воспитанию и введению в жизнь ребенка с нарушением развития.

Основные цели программы — психологическая и информационная поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха, помощь семье в решении эмоциональных проблем в развитии ребенка, формирование у детей социальной компетентности, расширение запаса представлений об окружающем мире, подготовка к последующему обучению в дошкольном отделении Центра, и, как следствие, интеграция семьи в общество. Важно отметить, что занятия для детей и родителей являются групповыми. План занятий строится с учетом запроса и интересов сформированной группы. Работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с нарушением слуха.

Родительский комитет.

Родительский комитет Центра избирается на общем собрании родителей Центра сроком на один год. Главной задачей родительского комитета является оказание помощи администрации и преподавательскому составу Центра в организации жизни, быта, учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы в Центре.

Родительский комитет:

 принимает участие в разработке предложений и рекомендаций по организации учебного процесса, оборудованию учебных помещений, в приобретении необходимых учебников и учебно-методических пособий;

организует родителей на проведение единой с руководством Центра линии в воспитательной работе с детьми путем проведения различного рода методических занятий и совещаний, а также индивидуальной работы;

оказывает содействие руководству Центра в организации жизни и быта детей с нарушением слуха, групп, классов;

принимает участие в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, в том числе связанных с посещением театров, концертных залов, музеев, выставок и пр.;

организует и координирует работу родительских комитетов групп и классов;

осуществляет  контроль за использованием ИСА (своевременная замена вкладышей, батареек, уход за ИСА);

Помимо этого Родительский клуб осуществляет работу с семьями группы риска.

1.       Выявление семей, в которых существуют неблагоприятные условия для жизни и реабилитации ребенка.

2.       Ведение картотеки на неблагополучные семьи.

3.       Посещение неблагополучных семей на дому (1 раз в месяц), с целью контроля и помощи.

4.       Организация консультаций родителей с детьми у специалистов Центра.

5.       Приглашение родителей уклоняющихся от воспитания детей, на заседание родительского комитета по профилактике правонарушений.

6.       Организация    встреч    родителей   с    представителями    правоохранительных    органов, инспектором по делам несовершеннолетних.

7.       Привлечение родителей к административной ответственности в соответствии с законом, за невыполнение условий договора родителями Центра.

8.       Работа с верующими родителями совместно с ВОГ.

Совет отцов.

Цель — привлечение отцов к работе направленную на социально-педагогическую адаптацию детей с нарушением слуха; участие отцов в формировании нравственной волевой сферы детей с нарушением слуха и т.д.

Работа юриста.

Цель — ознакомление и использование родителями прав и льгот, гарантированных законодательством. «Юридическая подкованность» в некоторой степени также оказывает влияние на процесс реабилитации в целом, так родители, получившие консультацию, обретали уверенность отношении своих прав.

Дистанционное обучение родителей.

Цель – помочь родителям, которые по тем или иным причинам не могут приехать на реабилитацию в Центр, получить необходимую первичную информацию о работе с ребенком в домашних условиях. Получение педагогами и родителями информации о работе с ребенком возможно через распространение методических рекомендаций.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что одной из основных характеристик данной категории семей является «закрытость семьи». В процессе анализа реабилитационного центра с семьей мы отметили, что ограничение методов работы до родительских собраний, круглых столов дней открытых дверей, оформление стендов по проблемам воспитания и т.д. по нашим наблюдениям не доказали своей эффективности, т.к такая работа затрагивает лишь верхнюю часть «айсберга воспитания», тогда как настоящие проблемы, волнующие данных родителей, остаются без внимания.  При этом координация работы с родителями в реабилитационном учреждении способствует более тщательному обследованию семьи, более глубокой работы с ней и, наконец, решению некоторые медицинских, юридических, социальных, психологических проблем.

Особенно важно то, что реализация планов педагогической работы с детьми с нарушениями слуха может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов, участвующих в этом процессе — педагогов, юриста, социальных педагогов, психологов, врачей — с родителями такого ребенка. В тесной связи с данной работой необходимо определение и точное выполнение предъявляемых требований ко всем участникам реабилитационного процесса.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что педагогическая работа ориентированна не только на решение некоторых проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Источник