Организация работы по музыкальному воспитанию и развитию ребенка
Главная страница =>библиотека=>оглавление
ГЛАВА XII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Содержание работы заведующего детским садом и старшего воспитателя по организации музыкального воспитания детей
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Однако общее руководство всей работой по музыкально-эстетическому воспитанию детей является одной из важных функций заведующего детским садом и старшего воспитателя.
Эта работа ведется в двух направлениях.
Во-первых, заведующий совместно со старшим воспитателем обеспечивает руководство планированием всего процесса музыкального воспитания. Они систематически контролируют выполнение требований «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Во-вторых, заведующий и старший воспитатель создают необходимые условия для успешного осуществления работы по музыкально-эстетическому воспитанию, оснащая педагогический процесс необходимым оборудованием, техническими средствами, пособиями, методической и научно-педагогической литературой.
В соответствии с годовым планом намечается объем работы с музыкальным руководителем, воспитателями, родителями. В годовом плане отражаются определенные вопросы, касающиеся организации музыкального воспитания. Эти вопросы выносятся на обсуждение на собраниях всего педагогического коллектива.
Заведующий и старший воспитатель оказывают помощь музыкальному руководителю в организации семинаров, практикумов для воспитателей, периодически осуществляют контроль за регулярностью их проведения.
Тематика и содержание семинаров и практикумов определяются с учетом актуальности того или иного вопроса музыкального воспитания детей для данного дошкольного учреждения и зависят от опыта и подготовленности самого музыкального руководителя. Это могут быть теоретические вопросы музыкального воспитания, овладение воспитателями конкретными практическими навыками в области музыкально-ритмических движений, пения, игры на детских музыкальных инструментах и т. д. Во время практикумов музыкальный руководитель разучивает с воспитателями игры с пением, хороводы, музыкально-дидактические игры; обучает навыкам в изготовлении необходимых дидактических пособий, костюмов, атрибутом для театрализованной деятельности детей; организует прослушивание детского музыкального репертуара и т. д.
Заведующий и старший воспитатель следят также за тем как музыкальный руководитель осуществляет работу с родителями. Важную роль здесь играет проведение тематических собраний групповых консультаций по вопросам музыкального воспитания, организация тематических выставок, изготовление совместно с воспитателями папок-передвижек и т. д.
Музыкальный руководитель привлекается к активному участию в педагогических советах, на которых заслушиваются и обсуждаются его доклады о выполнении программы по отдельным видам музыкальной деятельности или по отдельным формам музыкального воспитания.
С целью контроля за осуществлением задач музыкального воспитания и оказания методической помощи педагогу заведующий и старший воспитатель периодически посещают музыкальные занятия. Каждое такое посещение намечается заранее и с определенной целью, например: проверить, как дети овладели навыками в области пения или музыкально-ритмических движений, как в условиях музыкальных занятий решаются задачи нравственного, умственного, физического воспитания и т. д.
Замечания необходимо делать в корректной форме, одновременно оказывая помощь и поддержку музыкальному руководителю конкретными предложениями по улучшению качества его работы. Помощь руководству детского сада в организации работы по музыкальному воспитанию оказывают районные и городские методические кабинеты, которые проводят специальные консультации, семинары.
Таким образом, только содержательная и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения обеспечивает необходимые условия для организации процесса музыкального воспитания, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями.
Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах).
Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.
Функции и обязанности музыкального руководителя
За общую постановку музыкального воспитания в детском саду отвечает музыкальный руководитель Он выполняет следующее:
1. Проводит занятия в каждой возрастной группе два раза в неделю соответственно графику работы.
Это требует большой предварительной подготовки: отбирается и разучивается музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно исполнить детям. Разрабатывает и планирует усвоение программных навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает грамзаписи. Намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми.
2. Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение.
3. Посредством консультаций и групповых занятий руководит работой воспитателей в области музыкального развития детей.
На консультациях музыкальный руководитель знакомит воспитателей с планом работы, разучивает детские произведения, обращая внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, обсуждает проведенное занятие (учитывает успехи, затруднения ребят, которым нужна помощь), подбирает пластинки для проигрывания на утренней гимнастике, других занятиях, прогулке и т. д.
На групповых занятиях музыкальный руководитель систематически обучает воспитателей, совершенствуя их навыки в области пения и движения. Разучивает с ними произведения для индивидуального и коллективного исполнения на праздниках и развлечениях. При этом учитывает способности каждого: один имеет хороший голос, другой прекрасно танцует, третий красиво выполняет упражнения, четвертый выразительно декламирует и может стать активным ведущим праздника.
4. Регулярно проводит педагогические совещания, на которых решаются методические вопросы, обсуждается программа праздничных утренников и развлечений, намечаются дополнительные задачи в целях совершенствования учебного процесса.
5. Проводит работу с родителями, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребенка. В индивидуальной беседе, на консультации, собрании музыкальный руководитель дает советы: какие радио- и телепередачи можно слушать с детьми, какой песенный репертуар использовать в семье и т. д.
Функции и обязанности воспитателя
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей на
Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений тем самым активизируя малышей.
В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
4. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Источник
Елена Титова
Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми и родителями
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, в том числе музыкальных.
Для того чтобы говорить о системе музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с задачами музыкального воспитания ребенка.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, что является основной задачей музыкального воспитания наряду с
развитием музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
формированием начал музыкальной культуры, как составляющей общей духовной культуры;
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
Таким образом, система музыкального воспитания в ДОУ включает в себя следующие направления деятельности педагогического коллектива:
• Организация предметно-развивающей среды: наличие музыкального зала, уголков музыки в группах с необходимым набором практического и дидактического материала
• Программно-методическое обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, программа «Радуга» Т. Н. Дороновой, программа «Ладушки», авторы: И. Каплунова и И. Новоскольцева. Последняя из названных программ является оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В этой программе в занятиях выделен особо раздел развития чувства ритма. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме, игры проводятся постоянно и неоднократно повторяются. К концу учебного года дети способны чувствовать и понимать ритм. Развитие чувства ритма происходит посредством движения.
• Работа с детьми
• Взаимодействие с семьями воспитанников
• Повышение профессиональной компетентности педагогов.
• Работа с социумом
Основная цель музыкального воспитания ребенка — получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Для успешного достижения данной цели нами используются различные формы работы с детьми:
• Аналитико-прогностические (наблюдения, опросы, определение уровня развития музыкальных способностей)
• Занятия.
Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.
В содержании занятий должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.
1. Структура традиционного занятия не позволяет в равной степени решить все поставленные задачи по всем видам музыкальной деятельности. Кроме того, этот тип занятия при постоянном применении снижает интерес детей, активность на занятии, тормозит самостоятельность и творчество, делает процесс обучения стереотипным, что недопустимо.
Но использование в работе с детьми традиционных занятий оправдано. Они обусловливают систематичность в обучения, позволяет в определенной пропорции развивать отдельные способности детей.
2. Анализ монотематических («радужных») занятий с точки зрения их эффективности показал, что их применение ведет к коррекции отставаний в различных видах музыкальной деятельности. На таких занятиях при помощи одного доминирующего вида музыкальной деятельности решатся и все остальные сопряженные с ними задачи в других видах.
3. Тематические занятия дают возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия, активность детей при этом повышается. Смена видов музыкальной деятельности позволяет поддерживать высокий темп занятия, а сквозная тема, способствует более быстрой ориентации детей при определении характера музыки, восприятии ее содержания и средств музыкальной выразительности.
4. Проведение комплексных занятий показало, что необычные по своему содержанию и структуре, они увлекают детей, повышают их активность во всех видах художественной деятельности, способствуют ориентации детей в окружающем, симулируют их эмоциональные переживания. Переход от одного вида художественной деятельности к другому делает их динамичными — часто меняются позы детей, их движения, что соответствует их возрастным особенностям.
5. Интегрированные занятия позволяют решить задачи социализации.
• Развлечения и досуги (в форме концертов, театрализованных представлений, спектаклей, музыкально-литературных праздников, конкурсов и т. п.)
• Тематические дни
• Кружковая работа
• Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как «Музыкальные занятия», «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин», «День рождения Мишки (куклы)» и т. д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.
Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.
Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие направления в организации взаимодействия с семьями воспитанников:
• Аналитико-диагностическое (выявление запросов и потребностей, оценка деятельности ДОУ, планирование совместной работы)
• Информационно-просветительское
• Практическое
При этом используются такие формы, как анкетирование, консультирование, всеобучи, конкурсы, фотогазеты, совместные праздники, непосредственное участие родителей в практической деятельности групп и ДОУ
Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло. На процесс музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы педагог в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.
Чтобы решить эти задачи, необходим высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, который обеспечивается своевременным прохождением курсов повышения квалификации, участием в методической работе ДОУ и города, самообразованием.
Коллектив детского сада также сотрудничает со специалистами общеобразовательных и музыкальной школы микрорайона, что помогает в работе по музыкальному воспитанию дошкольников в плане преемственности задач, принципов, методов и средств, форм обучения.
Система музыкального воспитания в ДОУ позволяет дошкольнику получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это открывает для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.
Источник