Организация математического развития ребенка как способ реализации
Математика сегодня — это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений.
Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Проблема создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы более чем актуальна.
На сегодняшний день существует не менее пятнадцати учебников по математике для начальных классов, и почти все они рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе.
Последнее десятилетие XX в. характеризуется значимыми изменениями в подходах к определению целей начального математического образования. Эти изменения были порождены сменой приоритетных целей обучения: их обусловленностью на современном этапе проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельностного подхода.
Рассмотрим эти изменения. С этой позиции целесообразным будет тот курс математики для младших школьников, который позволял бы средствами данного предмета реализовать идею развивающего обучения, и в то же время обеспечивал усвоение соответствующих знаний и умений, готовил и позволял бы уже с первых шагов творчески использовать их при решении разнообразных задач как практического, так и теоретического характера.
Базовым положением упомянутой выше концепции является положение о том, что начальное звено в системе школьного образования обладает своей собственной непреходящей ценностью, и поэтому обязано предоставить ребенку возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ведущими в этом возрасте. Полагая учебную деятельность ведущим видом деятельности в этом возрасте, необходимо при построении системы (содержание, методы, средства, формы организации обучения) предусмотреть возможность самореализации ребенка при изучении конкретного содержания. Иными словами, ребенок младшего школьного возраста должен всегда видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности.
Иными словами, на данном этапе жизни ребенка образовательная система обязана предоставить ему возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ведущими в этом возрасте.
В «Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» обозначены общие цели:
— воспитание нравственного человека;
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
В интервью с академиком А.А. Леонтьевым, приведенном после текста «Концепции», особо отмечено то, что «Концепция» не имеет целью обозначать чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образование и каким мы ожидаем видеть ребенка на пороге начальной, а затем средней школы.
Поскольку «Концепция» не уходит от содержательной характеристики образования, целесообразнее было бы предположить, что средством развития ребенка должно стать это содержание, а усвоение знаний умений и навыков — следствием достижения ребенком определенного уровня развития познавательной деятельности.
Применяя свои знания и умения в различных видах значимой для него деятельности, ребенок будет самоутверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребенка, т. е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми ее проблемами, используя свои знания и умения. При этом, чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае возможно достижение ребенком эмоционального благополучия, стимулирование активности детей в различных видах деятельности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; будут решаться обозначенные в «Концепции» приоритетные задачи непрерывного образования детей на ступени начальной школы:
— осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
— готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
— желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
— инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
— совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
— индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
С этой точки зрения создание системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени имеет цель:
— сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
— формирование у дошкольника готовности к школьному обучению не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований, что обеспечит психологическую готовность ребенка к школе;
— освоение ребенком разных форм взаимодействия с окружающим миром;
— обеспечение индивидуализации процесса обучения и развития ребенка.
Все обозначенные выше цели создания системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубокой аналитической исследовательской деятельности от специалистов, разрабатывающих проблему преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учиться как психологических новообразований в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в теории дошкольного воспитания. Отсутствие преемственности между дошкольным и начальным школьным образовательным звеном в этом вопросе порождает как для ребенка, так и для учителя начальных классов сложнейшую проблему адаптации ребенка к условиям школьного обучения в первом классе. Многие психологи и специалисты коррекционного обучения полагают, что негативные последствия адаптационного стресса могут в дальнейшем оказать влияние на весь процесс обучения ребенка в начальной школе. То же самое можно сказать об уровне разработки одной из сложнейших на сегодняшний день проблем процесса организации обучения – его индивидуализация (как на дошкольном, так и на школьном этапе), особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Содержательный объем начального математического образования ребенка определяется не столько количеством (перечнем) понятий и способов действий с ними, определенным программой обучения, сколько той ролью, которую может и должно сыграть это содержание в развитии личности ребенка в этот период. Традиционно учитель всегда был более озабочен процессом формирования знаний и умений младшего школьника. На это нацеливали программы, непременно снабженные перечнями четко обозначенных знаний и умений школьников на всех этапах обучения. На это всегда были негласно ориентированы требования преемственности обучения, понимаемой как наличие, главным образом, предметных знаний и умений школьников при переходе в среднее звено. И сегодня, на вопрос: «Что вы хотите от выпускника начальной школы?» абсолютное большинство предметников-математиков отвечает: «Умения считать, знания таблиц сложения и умножения письменных алгоритмов действий и умения решать арифметические задачи». К сожалению, могут пройти еще годы и годы, пока новая образовательная парадигма будет осознанна и принята педагогами всех ступеней образования.
Как же на сегодня формулируются цели начального образования в общем и начального математического образования в частности в рассматриваемой «Концепции» и насколько это соотносите с традиционными требованиями средней школы к уровню мате магической подготовки выпускника начальной школы?
В «Концепции» отмечается, что начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования.
Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации.
Во-вторых, это становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я — ученик, школьник»).
В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счетом и т. д. невозможно образование на следующих этапах.
В-четвертых, предполагается, что в начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.
Специфика начальной школы как самоценного звена общей системы образования проявляется и в том, что каждый компонент его содержания способен «обслуживать» различные образовательные области и предметы, их составляющие, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Таким образом, содержание начального образования, выполняя одну из важнейших функций — формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, — может рассматриваться как пропедевтическое по отношению к содержанию образования в основной школе.
Исходя из сказанного, авторы «Концепции» считают, что нельзя прямо проецировать в содержание начального образования систему образовательных областей, принятых в основной школе. Применительно к начальной школе целесообразно говорить не об образовательной области, а о введении в образовательную область. Такое уточнение оправданно, так как, во-первых, определяет целевую направленность образования в начальной школе на общее развитие ребенка, во-вторых, подтверждает его непрерывность и преемственность с основной школой, в-третьих, подчеркивает специфику начального образования и необходимость ее учитывать при отборе содержания образования.
В таблице 1 показана предлагаемая в «Концепции» преемственность между конкретным Введением в образовательную область, предложенным для начальной школы, и конкретной Образовательной областью, изучаемой в основном звене школы.
Таблица 1
Введение в образовательную область (начальная школа) | Образовательная область (основное звено школы) |
Словесность | Филология |
Математика | Математика |
Человек и окружающий мир | Естествознание, обществознание, технология |
Искусство и художественный труд | Искусство, технология |
Физическая культура | Физическая культура |
Следует иметь в виду, что пропедевтическая роль каждого компонента начального образования по отношению к другим образовательным областям отражается на уровне содержания образования.
Рассматривая математику как образовательную область, прежде всего следует определить вклад данной образовательной области в развитие умения учиться как основного новообразования младшего школьника в результате его обучения в начальной школе.
Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии как центрального механизма, лежащего в основе изменений мышления, деятельности, коммуникации и самосознания, предполагает развитие:
— интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка;
— элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации и др.);
— умений оперировать знаково-символическими средствами, выражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, преобразования) в разных знаково-символических формах, переходить от одного языка к другому, отделять содержание от формы его представления;
— начал творческой деятельности (пространственного воображения, способов решения задач, представления информации и др.).
В соответствии с этими целями развития проектируется предметное содержание учебной деятельности. Образовательные цели обучения математике младших школьников, достижение которых должно одновременно обеспечить перечисленные цели развития, могут быть сформулированы следующим образом:
1) овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий по двум ведущим содержательным линиям: «Число и вычисления» и «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»;
2) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании;
3) формирование общего умения решать задачи.
Содержательная линия «Число и вычисления»дает учащимся возможность получить представления о натуральном числе как результате счета и измерения величин, понять особенности построения натурального ряда чисел, освоить принцип позиционной системы записи чисел, овладеть арифметическими действиями с натуральными числами и величинами.
Реализация в обучении второй линии «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»предоставляет школьникам возможность осознать геометрические формы как образы предметов окружающего мира; познакомиться с различными геометрическими фигурами, открыть некоторые их свойства через преобразование, конструирование, изображение, выполнение простейших дедуктивных умозаключений и измерений.
В процессе освоения данного содержания дети не только получают первоначальные представления о математическом моделировании, о структуре задачи и этапах ее решения, но происходит и развитие их логического мышления, мыслительных процессов, умений оперировать знаково-символическими средствами.
Математика изучается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе, в базисном учебном плане она обозначена как часть федерального компонента. Нетрудно заметить, что первая из указанных образовательных целей определяет содержательное наполнение программы, а вторая и третья – характеризуют виды деятельности с математическими понятиями, включенными в программу.
Таким образом, важнейшим итогом начальной математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического (и любого другого) содержания.
Рассмотренные тенденции изменения взглядов на цели и задачи начального математического образования порождают ряд проблем, которые становятся актуальными как для педагогов-практиков, так и для методической науки. Эти проблемы связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучающих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организации деятельности детей в процессе их изучения.
Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 2149; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10527 — | 7749 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Математика
сегодня — это одна из жизненно важных
областей знания современного человечества,
необходимая для существования
человека в цивилизованном обществе.
Широкое использование
техники, в том числе и компьютерной,
требует от индивида определенного
минимума математических знаний и
представлений.
Существуют
различные взгляды на объем и качество
этого необходимого
для социализации минимума. Проблема
создания оптимального
курса математики для общеобразовательной
школы более чем
актуальна.
На
сегодняшний день существует не менее
пятнадцати учебников
по математике для начальных классов, и
почти все они рекомендованы
Министерством образования и науки РФ
к использованию
в учебном процессе.
Последнее
десятилетие XX
в. характеризуется значимыми изменениями
в подходах к определению целей начального
математического
образования. Эти изменения были порождены
сменой
приоритетных
целей обучения: их
обусловленностью на современном
этапе проблемой воспитания личности
ребенка на основе
личностно-ориентированного
деятельностного подхода.
Рассмотрим
эти изменения. С этой позиции целесообразным
будет
тот курс математики для младших
школьников, который позволял бы средствами
данного предмета реализовать идею
развивающего
обучения, и
в то же время обеспечивал усвоение
соответствующих
знаний и умений, готовил и позволял бы
уже с
первых шагов творчески использовать
их при решении разнообразных
задач как практического, так и
теоретического характера.
Базовым
положением упомянутой выше концепции
является положение
о том, что начальное звено в системе
школьного образования
обладает своей собственной непреходящей
ценностью, и
поэтому обязано предоставить ребенку
возможность и условия самореализации
в тех видах деятельности, которые
являются ведущими
в этом возрасте. Полагая учебную
деятельность ведущим видом деятельности
в этом возрасте, необходимо при построении
системы
(содержание, методы, средства, формы
организации обучения)
предусмотреть возможность самореализации
ребенка при изучении
конкретного содержания. Иными словами,
ребенок младшего
школьного возраста должен всегда видеть
и понимать применимость
своих знаний и умений в значимой для
него практической
деятельности.
Иными
словами, на
данном этапе жизни ребенка образовательная
система обязана предоставить ему
возможность и условия самореализации
в тех видах деятельности, которые
являются ведущими
в этом возрасте.
В
«Концепции непрерывного образования
детей дошкольного и
младшего школьного возраста» обозначены
общие цели:
—
воспитание
нравственного человека;
—
охрана
и укрепление физического и психического
здоровья детей;
—
сохранение и поддержка индивидуальности
ребенка, физическое
и психическое развитие детей.
Знания,
умения и навыки рассматриваются в
системе непрерывного
образования в качестве важнейшего
средства
развития
ребенка.
В
интервью с академиком А.А. Леонтьевым,
приведенном после текста «Концепции»,
особо отмечено то, что «Концепция» не
имеет
целью обозначать чему и как учить, а
призвана обозначить, что
именно
в развитии ребенка должно обеспечить
образование и
каким
мы ожидаем видеть ребенка на пороге
начальной, а затем средней
школы.
Поскольку
«Концепция» не уходит от содержательной
характеристики
образования, целесообразнее было бы
предположить, что средством
развития ребенка должно стать это
содержание, а усвоение
знаний умений и навыков — следствием
достижения ребенком определенного
уровня развития познавательной
деятельности.
Применяя
свои знания и умения в различных видах
значимой
для него деятельности, ребенок будет
самоутверждаться и
самореализовываться как личность.
А
задача педагога – сделать этот
процесс успешным для ребенка, т. е. таким
образом организовать
условия этой деятельности, чтобы ребенок
сумел справиться
со
всеми ее проблемами, используя свои
знания и умения. При этом, чем
выше методическое мастерство педагога,
тем незаметнее для ребенка
становится его помощь в преодолении
возникающих трудностей.
Именно в этом случае возможно достижение
ребенком эмоционального
благополучия, стимулирование активности
детей в
различных видах деятельности, развитие
компетентности в сфере отношений
к миру, к людям, к себе; будут решаться
обозначенные в
«Концепции» приоритетные
задачи
непрерывного образования детей
на ступени начальной школы:
—
осознанное принятие ценностей здорового
образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии с ними;
—
готовность к активному взаимодействию
с окружающим миром (эмоциональная,
интеллектуальная, коммуникативная,
деловая и др.);
—
желание и умение учиться, готовность к
образованию в основном
звене школы и самообразованию;
—
инициативность,
самостоятельность, навыки сотрудничества
в
разных видах деятельности;
—
совершенствование достижений дошкольного
развития (на протяжении
всего начального образования); специальная
помощь по
развитию несформированных в дошкольном
детстве качеств;
—
индивидуализация процесса обучения,
особенно в случаях опережающего
развития или отставания.
С
этой точки зрения создание системы
непрерывного образования
на дошкольной и начальной ступени имеет
цель:
—
сохранение самоценности каждого
возрастного периода развития
ребенка;
—
формирование
у дошкольника готовности к школьному
обучению
не на содержательном, а на деятельностном
уровне, т.е. наличие
сформированности умений учиться как
фундаментальных
новообразований, что обеспечит
психологическую готовность ребенка
к школе;
—
освоение ребенком разных форм
взаимодействия с окружающим
миром;
—
обеспечение индивидуализации процесса
обучения и развития ребенка.
Все
обозначенные выше цели создания системы
непрерывного образования на дошкольной
и начальной ступени требуют глубокой
аналитической исследовательской
деятельности от специалистов,
разрабатывающих проблему преемственности
между дошкольным
и начальным звеном, поскольку вопросы
формирования
умений
учиться как психологических новообразований
в дошкольном
возрасте являются практически не
разработанными в теории
дошкольного воспитания. Отсутствие
преемственности между дошкольным и
начальным школьным образовательным
звеном в
этом вопросе порождает как для ребенка,
так и для учителя начальных
классов сложнейшую проблему адаптации
ребенка к условиям
школьного обучения в первом классе.
Многие психологи и
специалисты коррекционного обучения
полагают, что негативные
последствия адаптационного стресса
могут в дальнейшем оказать
влияние на весь процесс обучения ребенка
в начальной школе. То
же самое можно сказать об уровне
разработки одной из сложнейших
на сегодняшний день проблем процесса
организации обучения
– его индивидуализация (как на дошкольном,
так и на школьном
этапе), особенно в случаях опережающего
развития или отставания.
Содержательный
объем начального математического
образования
ребенка определяется не столько
количеством (перечнем) понятий
и способов действий с ними, определенным
программой обучения,
сколько той ролью, которую может и должно
сыграть это
содержание в развитии личности ребенка
в этот период. Традиционно
учитель всегда был более озабочен
процессом формирования
знаний и умений младшего школьника. На
это нацеливали программы,
непременно снабженные перечнями четко
обозначенных
знаний и умений школьников на всех
этапах обучения. На это всегда
были негласно ориентированы требования
преемственности обучения, понимаемой
как наличие, главным образом, предметных
знаний и умений школьников при переходе
в среднее звено. И
сегодня, на вопрос: «Что вы хотите от
выпускника начальной школы?»
абсолютное большинство предметников-математиков
отвечает:
«Умения считать, знания таблиц сложения
и умножения письменных
алгоритмов действий и умения решать
арифметические задачи». К сожалению,
могут пройти еще годы и годы, пока новая
образовательная парадигма будет
осознанна и принята педагогами
всех ступеней образования.
Как
же на сегодня формулируются цели
начального образования
в общем и начального математического
образования в частности
в рассматриваемой «Концепции» и насколько
это соотносите с
традиционными требованиями средней
школы к уровню мате магической
подготовки выпускника начальной школы?
В
«Концепции» отмечается, что начальное
образование имеет свои характерные
особенности, резко отличающие его от
последующих этапов
систематического школьного образования.
Во-первых,
это
первоначальное формирование
учебно-познавательной
деятельности детей и, в частности,
познавательной мотивации.
Во-вторых,
это
становление самосознания и самооценки
ребенка как
субъекта новой для него деятельности
(«Я — ученик, школьник»).
В-третьих,
это
особое значение начального образования
как базы
всего последующего обучения применительно
ко всем образовательным
областям. Без овладения чтением, письмом,
счетом и
т. д. невозможно образование на следующих
этапах.
В-четвертых,
предполагается,
что в начальной школе закладываются
основы обобщенного и целостного
представления о мире, человеке,
его творческой деятельности, которые
развиваются и
дифференцируются в основной школе.
Специфика
начальной школы как самоценного звена
общей системы
образования проявляется и в том, что
каждый компонент его содержания способен
«обслуживать» различные образовательные
области и предметы, их составляющие,
вносит свой вклад в развитие
ребенка и его подготовку к дальнейшему
образованию. Таким образом,
содержание начального образования,
выполняя одну из важнейших
функций — формирование
готовности к дальнейшему образованию
и самообразованию, — может
рассматриваться как пропедевтическое
по отношению к содержанию образования
в основной школе.
Исходя
из сказанного, авторы «Концепции»
считают, что нельзя прямо проецировать
в содержание начального образования
систему образовательных областей,
принятых в основной школе. Применительно
к начальной школе целесообразно говорить
не об образовательной
области, а о введении в образовательную
область. Такое
уточнение оправданно, так как, во-первых,
определяет
целевую
направленность образования в начальной
школе на общее развитие
ребенка, во-вторых,
подтверждает
его непрерывность и
преемственность с основной школой,
в-третьих,
подчеркивает
специфику
начального образования и необходимость
ее учитывать при
отборе содержания образования.
В
таблице 1 показана предлагаемая в
«Концепции» преемственность
между конкретным Введением в образовательную
область,
предложенным для начальной школы, и
конкретной Образовательной
областью, изучаемой в основном звене
школы.
Таблица 1
Введение в | Образовательная (основное звено |
Словесность | Филология |
Математика | Математика |
Человек и | Естествознание, |
Искусство и | Искусство, |
Физическая | Физическая |
Следует
иметь в виду, что пропедевтическая роль
каждого компонента начального
образования по отношению к другим
образовательным областям
отражается на уровне содержания
образования.
Рассматривая
математику как образовательную область,
прежде
всего следует определить вклад данной
образовательной области в
развитие умения учиться как основного
новообразования младшего
школьника в результате его обучения в
начальной школе.
Применительно
к математическому содержанию формирование
умения
учиться, помимо рефлексии как центрального
механизма,
лежащего
в основе изменений мышления, деятельности,
коммуникации
и самосознания, предполагает развитие:
—
интуитивного и логического мышления и
соответствующего им
математического
языка;
—
элементарных мыслительных операций
(анализа, синтеза, сравнения,
сериации, классификации и др.);
—
умений
оперировать знаково-символическими
средствами, выражать
содержание (объекты, явления, признаки,
отношения, действия,
преобразования) в разных знаково-символических
формах,
переходить от одного языка к другому,
отделять содержание
от формы его представления;
—
начал
творческой деятельности (пространственного
воображения,
способов решения задач, представления
информации и др.).
В
соответствии с этими целями развития
проектируется предметное
содержание учебной деятельности.
Образовательные
цели обучения
математике младших школьников, достижение
которых должно
одновременно обеспечить перечисленные
цели развития, могут быть сформулированы
следующим образом:
1)
овладение определенной системой
математических понятий и
общих способов действий по двум ведущим
содержательным линиям:
«Число и вычисления» и «Пространственные
отношения. Геометрические
фигуры. Измерение геометрических
величин»;
2) овладение
первоначальными представлениями о
ведущем математическом
методе познания реальной действительности
– математическом
моделировании;
3) формирование
общего умения решать задачи.
Содержательная
линия «Число
и вычисления»дает
учащимся
возможность
получить представления о натуральном
числе как результате счета и измерения
величин, понять особенности построения
натурального ряда чисел, освоить принцип
позиционной системы
записи чисел, овладеть арифметическими
действиями с
натуральными числами и величинами.
Реализация
в обучении второй линии «Пространственные
отношения.
Геометрические фигуры. Измерение
геометрических величин»предоставляет
школьникам возможность осознать
геометрические
формы как образы предметов окружающего
мира; познакомиться
с различными геометрическими фигурами,
открыть некоторые
их свойства через преобразование,
конструирование, изображение,
выполнение простейших дедуктивных
умозаключений
и измерений.
В
процессе освоения данного содержания
дети не только получают
первоначальные представления о
математическом моделировании,
о структуре задачи и этапах ее решения,
но происходит и
развитие их логического мышления,
мыслительных процессов, умений
оперировать знаково-символическими
средствами.
Математика
изучается в течение всех четырех лет
обучения в
начальной школе, в базисном учебном
плане она обозначена как часть федерального
компонента. Нетрудно заметить, что
первая из указанных
образовательных целей определяет
содержательное наполнение
программы, а вторая и третья – характеризуют
виды деятельности
с математическими понятиями, включенными
в программу.
Таким
образом, важнейшим итогом начальной
математической подготовки
ребенка является не только и не столько
накопление определенного
запаса предметных знаний и умений,
сколько умственное
развитие ребенка, формирование у него
необходимых специфических
познавательных и умственных умений,
которые являются
базовыми для успешного усвоения в
дальнейшем математического
(и любого другого) содержания.
Рассмотренные
тенденции изменения взглядов на цели
и задачи начального математического
образования порождают ряд проблем,
которые
становятся актуальными как для
педагогов-практиков, так и
для методической науки. Эти проблемы
связаны с разработкой теоретических
концепций, лежащих в основе построения
обучающих
курсов, с отбором их содержания, методов
и форм организации
деятельности детей в процессе их
изучения.
Лекция
2. Предмет, задачи и цели изучения курса
методики преподавания математики в
вузе
Методика
обучения математике младших школьников
как учебный предметМетодика
обучения математике младших школьников
как педагогическая наука и как сфера
практической
деятельности
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник