Организация математического развития ребенка как способ реализации
Математика сегодня — это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений.
Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Проблема создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы более чем актуальна.
На сегодняшний день существует не менее пятнадцати учебников по математике для начальных классов, и почти все они рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе.
Последнее десятилетие XX в. характеризуется значимыми изменениями в подходах к определению целей начального математического образования. Эти изменения были порождены сменой приоритетных целей обучения: их обусловленностью на современном этапе проблемой воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельностного подхода.
Рассмотрим эти изменения. С этой позиции целесообразным будет тот курс математики для младших школьников, который позволял бы средствами данного предмета реализовать идею развивающего обучения, и в то же время обеспечивал усвоение соответствующих знаний и умений, готовил и позволял бы уже с первых шагов творчески использовать их при решении разнообразных задач как практического, так и теоретического характера.
Базовым положением упомянутой выше концепции является положение о том, что начальное звено в системе школьного образования обладает своей собственной непреходящей ценностью, и поэтому обязано предоставить ребенку возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ведущими в этом возрасте. Полагая учебную деятельность ведущим видом деятельности в этом возрасте, необходимо при построении системы (содержание, методы, средства, формы организации обучения) предусмотреть возможность самореализации ребенка при изучении конкретного содержания. Иными словами, ребенок младшего школьного возраста должен всегда видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности.
Иными словами, на данном этапе жизни ребенка образовательная система обязана предоставить ему возможность и условия самореализации в тех видах деятельности, которые являются ведущими в этом возрасте.
В «Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» обозначены общие цели:
— воспитание нравственного человека;
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
В интервью с академиком А.А. Леонтьевым, приведенном после текста «Концепции», особо отмечено то, что «Концепция» не имеет целью обозначать чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образование и каким мы ожидаем видеть ребенка на пороге начальной, а затем средней школы.
Поскольку «Концепция» не уходит от содержательной характеристики образования, целесообразнее было бы предположить, что средством развития ребенка должно стать это содержание, а усвоение знаний умений и навыков — следствием достижения ребенком определенного уровня развития познавательной деятельности.
Применяя свои знания и умения в различных видах значимой для него деятельности, ребенок будет самоутверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребенка, т. е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми ее проблемами, используя свои знания и умения. При этом, чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае возможно достижение ребенком эмоционального благополучия, стимулирование активности детей в различных видах деятельности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; будут решаться обозначенные в «Концепции» приоритетные задачи непрерывного образования детей на ступени начальной школы:
— осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
— готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
— желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
— инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
— совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
— индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
С этой точки зрения создание системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени имеет цель:
— сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
— формирование у дошкольника готовности к школьному обучению не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований, что обеспечит психологическую готовность ребенка к школе;
— освоение ребенком разных форм взаимодействия с окружающим миром;
— обеспечение индивидуализации процесса обучения и развития ребенка.
Все обозначенные выше цели создания системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубокой аналитической исследовательской деятельности от специалистов, разрабатывающих проблему преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учиться как психологических новообразований в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в теории дошкольного воспитания. Отсутствие преемственности между дошкольным и начальным школьным образовательным звеном в этом вопросе порождает как для ребенка, так и для учителя начальных классов сложнейшую проблему адаптации ребенка к условиям школьного обучения в первом классе. Многие психологи и специалисты коррекционного обучения полагают, что негативные последствия адаптационного стресса могут в дальнейшем оказать влияние на весь процесс обучения ребенка в начальной школе. То же самое можно сказать об уровне разработки одной из сложнейших на сегодняшний день проблем процесса организации обучения – его индивидуализация (как на дошкольном, так и на школьном этапе), особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Содержательный объем начального математического образования ребенка определяется не столько количеством (перечнем) понятий и способов действий с ними, определенным программой обучения, сколько той ролью, которую может и должно сыграть это содержание в развитии личности ребенка в этот период. Традиционно учитель всегда был более озабочен процессом формирования знаний и умений младшего школьника. На это нацеливали программы, непременно снабженные перечнями четко обозначенных знаний и умений школьников на всех этапах обучения. На это всегда были негласно ориентированы требования преемственности обучения, понимаемой как наличие, главным образом, предметных знаний и умений школьников при переходе в среднее звено. И сегодня, на вопрос: «Что вы хотите от выпускника начальной школы?» абсолютное большинство предметников-математиков отвечает: «Умения считать, знания таблиц сложения и умножения письменных алгоритмов действий и умения решать арифметические задачи». К сожалению, могут пройти еще годы и годы, пока новая образовательная парадигма будет осознанна и принята педагогами всех ступеней образования.
Как же на сегодня формулируются цели начального образования в общем и начального математического образования в частности в рассматриваемой «Концепции» и насколько это соотносите с традиционными требованиями средней школы к уровню мате магической подготовки выпускника начальной школы?
В «Концепции» отмечается, что начальное образование имеет свои характерные особенности, резко отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования.
Во-первых, это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации.
Во-вторых, это становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я — ученик, школьник»).
В-третьих, это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. Без овладения чтением, письмом, счетом и т. д. невозможно образование на следующих этапах.
В-четвертых, предполагается, что в начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются в основной школе.
Специфика начальной школы как самоценного звена общей системы образования проявляется и в том, что каждый компонент его содержания способен «обслуживать» различные образовательные области и предметы, их составляющие, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Таким образом, содержание начального образования, выполняя одну из важнейших функций — формирование готовности к дальнейшему образованию и самообразованию, — может рассматриваться как пропедевтическое по отношению к содержанию образования в основной школе.
Исходя из сказанного, авторы «Концепции» считают, что нельзя прямо проецировать в содержание начального образования систему образовательных областей, принятых в основной школе. Применительно к начальной школе целесообразно говорить не об образовательной области, а о введении в образовательную область. Такое уточнение оправданно, так как, во-первых, определяет целевую направленность образования в начальной школе на общее развитие ребенка, во-вторых, подтверждает его непрерывность и преемственность с основной школой, в-третьих, подчеркивает специфику начального образования и необходимость ее учитывать при отборе содержания образования.
В таблице 1 показана предлагаемая в «Концепции» преемственность между конкретным Введением в образовательную область, предложенным для начальной школы, и конкретной Образовательной областью, изучаемой в основном звене школы.
Таблица 1
| Введение в образовательную область (начальная школа) | Образовательная область (основное звено школы) | 
| Словесность | Филология | 
| Математика | Математика | 
| Человек и окружающий мир | Естествознание, обществознание, технология | 
| Искусство и художественный труд | Искусство, технология | 
| Физическая культура | Физическая культура | 
Следует иметь в виду, что пропедевтическая роль каждого компонента начального образования по отношению к другим образовательным областям отражается на уровне содержания образования.
Рассматривая математику как образовательную область, прежде всего следует определить вклад данной образовательной области в развитие умения учиться как основного новообразования младшего школьника в результате его обучения в начальной школе.
Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии как центрального механизма, лежащего в основе изменений мышления, деятельности, коммуникации и самосознания, предполагает развитие:
— интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка;
— элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации и др.);
— умений оперировать знаково-символическими средствами, выражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, преобразования) в разных знаково-символических формах, переходить от одного языка к другому, отделять содержание от формы его представления;
— начал творческой деятельности (пространственного воображения, способов решения задач, представления информации и др.).
В соответствии с этими целями развития проектируется предметное содержание учебной деятельности. Образовательные цели обучения математике младших школьников, достижение которых должно одновременно обеспечить перечисленные цели развития, могут быть сформулированы следующим образом:
1) овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий по двум ведущим содержательным линиям: «Число и вычисления» и «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»;
2) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании;
3) формирование общего умения решать задачи.
Содержательная линия «Число и вычисления»дает учащимся возможность получить представления о натуральном числе как результате счета и измерения величин, понять особенности построения натурального ряда чисел, освоить принцип позиционной системы записи чисел, овладеть арифметическими действиями с натуральными числами и величинами.
Реализация в обучении второй линии «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»предоставляет школьникам возможность осознать геометрические формы как образы предметов окружающего мира; познакомиться с различными геометрическими фигурами, открыть некоторые их свойства через преобразование, конструирование, изображение, выполнение простейших дедуктивных умозаключений и измерений.
В процессе освоения данного содержания дети не только получают первоначальные представления о математическом моделировании, о структуре задачи и этапах ее решения, но происходит и развитие их логического мышления, мыслительных процессов, умений оперировать знаково-символическими средствами.
Математика изучается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе, в базисном учебном плане она обозначена как часть федерального компонента. Нетрудно заметить, что первая из указанных образовательных целей определяет содержательное наполнение программы, а вторая и третья – характеризуют виды деятельности с математическими понятиями, включенными в программу.
Таким образом, важнейшим итогом начальной математической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического (и любого другого) содержания.
Рассмотренные тенденции изменения взглядов на цели и задачи начального математического образования порождают ряд проблем, которые становятся актуальными как для педагогов-практиков, так и для методической науки. Эти проблемы связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучающих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организации деятельности детей в процессе их изучения.
Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 2149; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10527 — | 7749 — или читать все…
Читайте также:
Источник
 Математика
 сегодня — это одна из жизненно важных
 областей знания современного человечества,
 необходимая для существования
 человека в цивилизованном обществе.
 Широкое использование
 техники, в том числе и компьютерной,
 требует от индивида определенного
 минимума математических знаний и
 представлений.
 Существуют
 различные взгляды на объем и качество
 этого необходимого
 для социализации минимума. Проблема
 создания оптимального
 курса математики для общеобразовательной
 школы более чем
 актуальна.
 На
 сегодняшний день существует не менее
 пятнадцати учебников
 по математике для начальных классов, и
 почти все они рекомендованы
 Министерством образования и науки РФ
 к использованию
 в учебном процессе.
 Последнее
 десятилетие XX
 в. характеризуется значимыми изменениями
 в подходах к определению целей начального
 математического
 образования. Эти изменения были порождены
 сменой
 приоритетных
 целей обучения: их
 обусловленностью на современном
 этапе проблемой воспитания личности
 ребенка на основе
 личностно-ориентированного
 деятельностного подхода.
 Рассмотрим
 эти изменения. С этой позиции целесообразным
 будет
 тот курс математики для младших
 школьников, который позволял бы средствами
 данного предмета реализовать идею
 развивающего
 обучения, и
 в то же время обеспечивал усвоение
 соответствующих
 знаний и умений, готовил и позволял бы
 уже с
 первых шагов творчески использовать
 их при решении разнообразных
 задач как практического, так и
 теоретического характера.
 Базовым
 положением упомянутой выше концепции
 является положение
 о том, что начальное звено в системе
 школьного образования
 обладает своей собственной непреходящей
 ценностью, и
 поэтому обязано предоставить ребенку
 возможность и условия самореализации
 в тех видах деятельности, которые
 являются ведущими
 в этом возрасте. Полагая учебную
 деятельность ведущим видом деятельности
 в этом возрасте, необходимо при построении
 системы
 (содержание, методы, средства, формы
 организации обучения)
 предусмотреть возможность самореализации
 ребенка при изучении
 конкретного содержания. Иными словами,
 ребенок младшего
 школьного возраста должен всегда видеть
 и понимать применимость
 своих знаний и умений в значимой для
 него практической
 деятельности.
 Иными
 словами, на
 данном этапе жизни ребенка образовательная
 система обязана предоставить ему
 возможность и условия самореализации
 в тех видах деятельности, которые
 являются ведущими
 в этом возрасте.
 В
 «Концепции непрерывного образования
 детей дошкольного и
 младшего школьного возраста» обозначены
 общие цели:
 —
 воспитание
 нравственного человека;
 —
 охрана
 и укрепление физического и психического
 здоровья детей;
 —
 сохранение и поддержка индивидуальности
 ребенка, физическое
 и психическое развитие детей.
 Знания,
 умения и навыки рассматриваются в
 системе непрерывного
 образования в качестве важнейшего
 средства
 развития
 ребенка.
 В
 интервью с академиком А.А. Леонтьевым,
 приведенном после текста «Концепции»,
 особо отмечено то, что «Концепция» не
 имеет
 целью обозначать чему и как учить, а
 призвана обозначить, что
 именно
 в развитии ребенка должно обеспечить
 образование и
 каким
 мы ожидаем видеть ребенка на пороге
 начальной, а затем средней
 школы.
 Поскольку
 «Концепция» не уходит от содержательной
 характеристики
 образования, целесообразнее было бы
 предположить, что средством
 развития ребенка должно стать это
 содержание, а усвоение
 знаний умений и навыков — следствием
 достижения ребенком определенного
 уровня развития познавательной
 деятельности.
 Применяя
 свои знания и умения в различных видах
 значимой
 для него деятельности, ребенок будет
 самоутверждаться и
 самореализовываться как личность.
 А
 задача педагога – сделать этот
 процесс успешным для ребенка, т. е. таким
 образом организовать
 условия этой деятельности, чтобы ребенок
 сумел справиться
 со
 всеми ее проблемами, используя свои
 знания и умения. При этом, чем
 выше методическое мастерство педагога,
 тем незаметнее для ребенка
 становится его помощь в преодолении
 возникающих трудностей.
 Именно в этом случае возможно достижение
 ребенком эмоционального
 благополучия, стимулирование активности
 детей в
 различных видах деятельности, развитие
 компетентности в сфере отношений
 к миру, к людям, к себе; будут решаться
 обозначенные в
 «Концепции» приоритетные
 задачи
 непрерывного образования детей
 на ступени начальной школы:
 —
 осознанное принятие ценностей здорового
 образа жизни и регуляция своего
 поведения в соответствии с ними;
 —
 готовность к активному взаимодействию
 с окружающим миром (эмоциональная,
 интеллектуальная, коммуникативная,
 деловая и др.);
 —
 желание и умение учиться, готовность к
 образованию в основном
 звене школы и самообразованию;
 —
 инициативность,
 самостоятельность, навыки сотрудничества
 в
 разных видах деятельности;
 —
 совершенствование достижений дошкольного
 развития (на протяжении
 всего начального образования); специальная
 помощь по
 развитию несформированных в дошкольном
 детстве качеств;
 —
 индивидуализация процесса обучения,
 особенно в случаях опережающего
 развития или отставания.
 С
 этой точки зрения создание системы
 непрерывного образования
 на дошкольной и начальной ступени имеет
 цель:
 —
 сохранение самоценности каждого
 возрастного периода развития
 ребенка;
 —
 формирование
 у дошкольника готовности к школьному
 обучению
 не на содержательном, а на деятельностном
 уровне, т.е. наличие
 сформированности умений учиться как
 фундаментальных
 новообразований, что обеспечит
 психологическую готовность ребенка
 к школе;
 —
 освоение ребенком разных форм
 взаимодействия с окружающим
 миром;
 —
 обеспечение индивидуализации процесса
 обучения и развития ребенка.
 Все
 обозначенные выше цели создания системы
 непрерывного образования на дошкольной
 и начальной ступени требуют глубокой
 аналитической исследовательской
 деятельности от специалистов,
 разрабатывающих проблему преемственности
 между дошкольным
 и начальным звеном, поскольку вопросы
 формирования
 умений
 учиться как психологических новообразований
 в дошкольном
 возрасте являются практически не
 разработанными в теории
 дошкольного воспитания. Отсутствие
 преемственности между дошкольным и
 начальным школьным образовательным
 звеном в
 этом вопросе порождает как для ребенка,
 так и для учителя начальных
 классов сложнейшую проблему адаптации
 ребенка к условиям
 школьного обучения в первом классе.
 Многие психологи и
 специалисты коррекционного обучения
 полагают, что негативные
 последствия адаптационного стресса
 могут в дальнейшем оказать
 влияние на весь процесс обучения ребенка
 в начальной школе. То
 же самое можно сказать об уровне
 разработки одной из сложнейших
 на сегодняшний день проблем процесса
 организации обучения
 – его индивидуализация (как на дошкольном,
 так и на школьном
 этапе), особенно в случаях опережающего
 развития или отставания.
 Содержательный
 объем начального математического
 образования
 ребенка определяется не столько
 количеством (перечнем) понятий
 и способов действий с ними, определенным
 программой обучения,
 сколько той ролью, которую может и должно
 сыграть это
 содержание в развитии личности ребенка
 в этот период. Традиционно
 учитель всегда был более озабочен
 процессом формирования
 знаний и умений младшего школьника. На
 это нацеливали программы,
 непременно снабженные перечнями четко
 обозначенных
 знаний и умений школьников на всех
 этапах обучения. На это всегда
 были негласно ориентированы требования
 преемственности обучения, понимаемой
 как наличие, главным образом, предметных
 знаний и умений школьников при переходе
 в среднее звено. И
 сегодня, на вопрос: «Что вы хотите от
 выпускника начальной школы?»
 абсолютное большинство предметников-математиков
 отвечает:
 «Умения считать, знания таблиц сложения
 и умножения письменных
 алгоритмов действий и умения решать
 арифметические задачи». К сожалению,
 могут пройти еще годы и годы, пока новая
 образовательная парадигма будет
 осознанна и принята педагогами
 всех ступеней образования.
 Как
 же на сегодня формулируются цели
 начального образования
 в общем и начального математического
 образования в частности
 в рассматриваемой «Концепции» и насколько
 это соотносите с
 традиционными требованиями средней
 школы к уровню мате магической
 подготовки выпускника начальной школы?
 В
 «Концепции» отмечается, что начальное
 образование имеет свои характерные
 особенности, резко отличающие его от
 последующих этапов
 систематического школьного образования.
 Во-первых,
 это
 первоначальное формирование
 учебно-познавательной
 деятельности детей и, в частности,
 познавательной мотивации.
 Во-вторых,
 это
 становление самосознания и самооценки
 ребенка как
 субъекта новой для него деятельности
 («Я — ученик, школьник»).
 В-третьих,
 это
 особое значение начального образования
 как базы
 всего последующего обучения применительно
 ко всем образовательным
 областям. Без овладения чтением, письмом,
 счетом и
 т. д. невозможно образование на следующих
 этапах.
 В-четвертых,
 предполагается,
 что в начальной школе закладываются
 основы обобщенного и целостного
 представления о мире, человеке,
 его творческой деятельности, которые
 развиваются и
 дифференцируются в основной школе.
 Специфика
 начальной школы как самоценного звена
 общей системы
 образования проявляется и в том, что
 каждый компонент его содержания способен
 «обслуживать» различные образовательные
 области и предметы, их составляющие,
 вносит свой вклад в развитие
 ребенка и его подготовку к дальнейшему
 образованию. Таким образом,
 содержание начального образования,
 выполняя одну из важнейших
 функций — формирование
 готовности к дальнейшему образованию
 и самообразованию, — может
 рассматриваться как пропедевтическое
 по отношению к содержанию образования
 в основной школе.
 Исходя
 из сказанного, авторы «Концепции»
 считают, что нельзя прямо проецировать
 в содержание начального образования
 систему образовательных областей,
 принятых в основной школе. Применительно
 к начальной школе целесообразно говорить
 не об образовательной
 области, а о введении в образовательную
 область. Такое
 уточнение оправданно, так как, во-первых,
 определяет
 целевую
 направленность образования в начальной
 школе на общее развитие
 ребенка, во-вторых,
 подтверждает
 его непрерывность и
 преемственность с основной школой,
 в-третьих,
 подчеркивает
 специфику
 начального образования и необходимость
 ее учитывать при
 отборе содержания образования.
 В
 таблице 1 показана предлагаемая в
 «Концепции» преемственность
 между конкретным Введением в образовательную
 область,
 предложенным для начальной школы, и
 конкретной Образовательной
 областью, изучаемой в основном звене
 школы.
Таблица 1
|  Введение в |  Образовательная  (основное звено | 
| Словесность | Филология | 
| Математика | Математика | 
|  Человек и |  Естествознание, | 
|  Искусство и |  Искусство, | 
|  Физическая |  Физическая | 
 Следует
 иметь в виду, что пропедевтическая роль
 каждого компонента начального
 образования по отношению к другим
 образовательным областям
 отражается на уровне содержания
 образования.
 Рассматривая
 математику как образовательную область,
 прежде
 всего следует определить вклад данной
 образовательной области в
 развитие умения учиться как основного
 новообразования младшего
 школьника в результате его обучения в
 начальной школе.
 Применительно
 к математическому содержанию формирование
 умения
 учиться, помимо рефлексии как центрального
 механизма,
 лежащего
 в основе изменений мышления, деятельности,
 коммуникации
 и самосознания, предполагает развитие:
 
 —
 интуитивного и логического мышления и
 соответствующего им
 математического
 языка;
 —
 элементарных мыслительных операций
 (анализа, синтеза, сравнения,
 сериации, классификации и др.);
 —
 умений
 оперировать знаково-символическими
 средствами, выражать
 содержание (объекты, явления, признаки,
 отношения, действия,
 преобразования) в разных знаково-символических
 формах,
 переходить от одного языка к другому,
 отделять содержание
 от формы его представления;
 —
 начал
 творческой деятельности (пространственного
 воображения,
 способов решения задач, представления
 информации и др.).
 В
 соответствии с этими целями развития
 проектируется предметное
 содержание учебной деятельности.
 Образовательные
 цели обучения
 математике младших школьников, достижение
 которых должно
 одновременно обеспечить перечисленные
 цели развития, могут быть сформулированы
 следующим образом:
 1)
 овладение определенной системой
 математических понятий и
 общих способов действий по двум ведущим
 содержательным линиям:
 «Число и вычисления» и «Пространственные
 отношения. Геометрические
 фигуры. Измерение геометрических
 величин»;
 2)	овладение
 первоначальными представлениями о
 ведущем математическом
 методе познания реальной действительности
 – математическом
 моделировании;
 3)	формирование
 общего умения решать задачи.
 Содержательная
 линия «Число
 и вычисления»дает
 учащимся
 возможность
 получить представления о натуральном
 числе как результате счета и измерения
 величин, понять особенности построения
 натурального ряда чисел, освоить принцип
 позиционной системы
 записи чисел, овладеть арифметическими
 действиями с
 натуральными числами и величинами.
 Реализация
 в обучении второй линии «Пространственные
 отношения.
 Геометрические фигуры. Измерение
 геометрических величин»предоставляет
 школьникам возможность осознать
 геометрические
 формы как образы предметов окружающего
 мира; познакомиться
 с различными геометрическими фигурами,
 открыть некоторые
 их свойства через преобразование,
 конструирование, изображение,
 выполнение простейших дедуктивных
 умозаключений
 и измерений.
 В
 процессе освоения данного содержания
 дети не только получают
 первоначальные представления о
 математическом моделировании,
 о структуре задачи и этапах ее решения,
 но происходит и
 развитие их логического мышления,
 мыслительных процессов, умений
 оперировать знаково-символическими
 средствами.
 Математика
 изучается в течение всех четырех лет
 обучения в
 начальной школе, в базисном учебном
 плане она обозначена как часть федерального
 компонента. Нетрудно заметить, что
 первая из указанных
 образовательных целей определяет
 содержательное наполнение
 программы, а вторая и третья – характеризуют
 виды деятельности
 с математическими понятиями, включенными
 в программу.
 Таким
 образом, важнейшим итогом начальной
 математической подготовки
 ребенка является не только и не столько
 накопление определенного
 запаса предметных знаний и умений,
 сколько умственное
 развитие ребенка, формирование у него
 необходимых специфических
 познавательных и умственных умений,
 которые являются
 базовыми для успешного усвоения в
 дальнейшем математического
 (и любого другого) содержания.
 Рассмотренные
 тенденции изменения взглядов на цели
 и задачи начального математического
 образования порождают ряд проблем,
 которые
 становятся актуальными как для
 педагогов-практиков, так и
 для методической науки. Эти проблемы
 связаны с разработкой теоретических
 концепций, лежащих в основе построения
 обучающих
 курсов, с отбором их содержания, методов
 и форм организации
 деятельности детей в процессе их
 изучения.
 Лекция
 2. Предмет, задачи и цели изучения курса
 методики преподавания математики в
 вузе
- Методика 
 обучения математике младших школьников
 как учебный предмет
- Методика 
 обучения математике младших школьников
 как педагогическая наука и как сфера
 практической
 деятельности
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 
 