Организация и условия развития ребенка

Организация жизни ребенка. Условия развития
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с него формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Игра. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
В современном детском саду игра используется лишь как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определенных программными требованиями. Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятия, — определяет тему, отводит каждому участнику роль и место, предписывает и регламентирует действия, оценивает их правильность. В результате игра в детском саду приобретает деформированный вид, напоминая фронтальное занятие или навязанную активность.
Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Все это осуществимо при отказе от сложившегося в настоящее время стереотипного представления об игре как регламентированном процессе «коллективной проработки знаний» и изменении позиции воспитателя при руководстве игрой. Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнера, создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.
Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий — прямое воздействие педагога на ребенка, вопросо-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия — сочетается с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.
В этих условиях обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель. Большая часть знаний не связана с условиями жизни детей в детском саду и с непосредственным окружением и должна быть усвоена «впрок». Вместе с тем овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жесткими формами контроля. Интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются эрзацем знаний, преподносимым в готовой форме. Естественная любознательность детей при этом подавляется, а развивающий эффект обучения оказывается ничтожным и неучтенным.
Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности.
Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция — внимание, память, воображение — за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение ее недостающих звеньев путем гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников — своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.
Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.
Предметно-практическая деятельность. Традиционно относится к области трудового воспитания. При этом зачастую игнорируются собственные интересы ребенка в угоду формированию ответственности, настойчивости, дисциплинированности. В результате либо не формируется, либо угасает интерес к деятельности взрослых людей, выхолащивается суть ценностного отношения к труду и людям труда. Ребенок приобщается не к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. Отсюда — мало чем оправданное отношение к малышу как «трудолюбивому» или «ленивому» уже на четвертом году его жизни; формирование у ребенка на основе этих ярлыков эмоционального неблагополучия и негативного отношения к трудовым заданиям.
Необходимо преодолеть узкобытовую ориентацию в организации предметно-практической деятельности детей, в корне изменить методы вовлечения детей в эту деятельность и формы ознакомления их с трудом взрослых. Расширить спектр практических дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых; стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. Не специфически трудовые умения и навыки составляют содержание трудового воспитания и обучения в детском саду, а развитие способности использовать вещи и орудия по собственной воле в предметно-практической деятельности.
Для педагогической практики типичны детализация и увеличение объема знаний о производстве (технологии, трудовых операциях, сырье и т. п.), в которых «тонет» человек труда. Вместо этого детей нужно знакомить с его целями, трудностями, решениями, успехами, поражениями и победами, с переживаниями, которые вызваны этими сторонами жизни взрослого. Путь к этим представлениям — совместная практическая деятельность детей со взрослыми, сюжетно-ролевая игра, искусство.
Именно в этих видах деятельности и общения развиваются индивидуально-личностные свойства ребенка, которые не могут быть «переданы» в процессе прямого воспитания и обучения.
В современной практике общественного дошкольного воспитания преобладает поверхностно понятый возрастной подход. Правильная по своей сути, эта ориентация сводится лишь к идее комплектования групп по возрастному принципу и жесткой возрастной адресованности программно-методической документации. Все это ориентирует воспитателя не на возрастные особенности конкретного ребенка, а на некий абстрактный унифицированный стандарт, закрывая путь любым проявлениям индивидуального подхода. Ребенок живет будто в аквариуме — все моменты жизнедеятельности протекают в окружении взрослых или сверстников. Воспитателю приходится искусственно ограничивать время детей даже на самые элементарные нужды. Режим превращается в самоцель. Существенно обеднена социальная среда детей. Ребенка все время «ставят в угол» — «игровой уголок», «уголок природы». Оснащение детских учреждений находится на крайне низком уровне.
Позиция личностно ориентированной педагогики предполагает, что ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные. Таким образом, альтернативным к существующему положению выступает необходимость смещения акцента на индивидуальный подход. Возникает необходимость в резком изменении ориентации воспитателя, который должен видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые у него есть (или отсутствуют) как у обобщенного «пятилетки», «шестилетки» и т. д.
Перестройка организации жизни детей в детском саду начинается с комплектования групп. Необходимо уменьшить их наполняемость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию «спаренных» групп, когда (как это есть в других странах) с детьми работают одновременно два воспитателя, один из которых проводит игры или занятия поочередно с небольшими подгруппами детей, а другой в это время наблюдает за свободной деятельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается.
Возрастная группа будет являться в детском учреждении основной организационной единицей (общая игровая комната, спальня и пр.). В группе проводится часть занятий и отдельные режимные моменты. В то же время группа является открытой системой (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям), когда большую часть времени, включая занятия, дети могут проводить в разновозрастных сообществах, формирующихся внутри детского сада. Систематические контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывая дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими. Таким образом, в дошкольном учреждении складывается полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искусственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка.
Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада. Родители в детском саду не посторонние! Время, в которое родители могут приводить и забирать детей, четко не регламентируется.
Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.
Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах — своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения «развивающей среды». Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.
Источник
Маргарита Иванова
Опыт работы «Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет»
«Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста»
В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Перед дошкольной организацией ставятся задачи поиска внутренних источников своего развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг и доступности дошкольного образования в целом.
В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием получили развитие новые формы работы, в том числе и группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Ранний возраст – один из важнейших этапов развитие ребенка. В данный период развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивные становление и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действий с предметами, закладывается основы для развития психических процессов и личности. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Учитывая специфику развития детей раннего возраста к условиям ДОУ, мы направляем свое внимание на использование методов, ориентированных на взаимодействие со взрослыми, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребенка в группе детского сада.
Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация и в дальнейшем социализация детей раннего возраста.
Согласно ФГОС были созданы условия для раннего развития детей.
• Кадровые (1. Укомплектованность педагогическими кадрами. 2. Образовательный ценз педагогических работников. 3. Уровень квалификации педагогических кадров 4. Непрерывность профессионального образования, участие в конкурсах различного уровня (муниципальный уровень) 5. Удовлетворенность родителей присмотром и уходом за детьми.)
• Материально – технические (1. Состояние и содержание территории, зданий и помещений 2. Пожарная безопасность 3. Создание условий для успешного перехода ребенка на следующий этап детства (развивающая предметно – пространственная среда — РППС) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 4. Контроль организации питания)
• Психолого-педагогические (1. Психолого-педагогическое сопровождение. 2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных особенностей воспитанников. 3. Работа с родителями. Удовлетворенность родителей наличием в образовательной организации условий для комфортного пребывания детей в ДОУ)
На период адаптации нами разработан проект «В детский сад без слез» с элементами песочной арт-терапии (использование кинетического песка). План реализации проекта учитывает особенности детей раннего возраста и включает игры с воздушными шарами, мячами, мыльными пузырями, игры с песком и водой,и другие. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
В групповой комнате размещается центр сенсорики и развития мелкой моторики. Особое предпочтение дети раннего возраста отдают сенсорным играм и упражнениям. В непринужденной форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствие от достигнутого результата. Пространство центра художественного чтения и театрализованной деятельности, специально оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной деятельности.
Свобода выбора для детей присутствует и в процессе развития у них предпосылок к сюжетно-ролевым играм. Также предпочтения детей отдается играм со строительным материалом. Различные виды наборов строительного материала делают развивающую среду особенно привлекательной. Знакомство с транспортом и ПДД проходит в центре «Юного пешехода». Рисуют, лепят малыши в центре ИЗО. Несмотря на то что в здании детского сада находится только один зал, в нем грамотно организованы центры двигательной активности и музыкального развития. Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Целью работы с семьё в нашем Доу является:
— Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями
— Установление доверительных, партнерских отношений с родителями
— Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
В век новых технологий мы как и все образовательные учреждения ведем работу на сайте нашего ДОУ, где родители наших воспитанников могут ознакомится с интересующей их информацией и узнать новости детского сада, получить онлайн консультацию. Также проводятся родительские собрания, мастер-классы, консультации, выставки и конкурсы, дни открытых дверей, недели здоровья и другие формы работы.
Таким образом, развивающая среда МДОУ может служить примером того как грамотно организованная окружающая обстановка способствует своевременному развитию у детей раннего возраста необходимых умений и навыков, а также способствует эффективному взаимодействию педагогов с членами семей воспитанников.
Источник