Опыт работы физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Ирина Леготина
Опыт работы по физическому развитию детей дошкольного возраста
Здравствуйте! Я, Леготина Ирина Валерьевна, являюсь инструктором по физической культуре МБДОУ «Иланского детского сад №50». Хотела бы с Вами поделиться своим опытом работы по физическому развитию детей дошкольного возраста. В связи с модернизацией образования — внедрением в практику инновационной оздоровительной технологии.
В соответствии с Законом об образовании РФ от 29.12.12 № 273 ФЗ, Глава 2 статья 10, детский сад – первая ступень общей системы непрерывного образования, главной целью которой является всестороннее гармоничное развитие ребенка.
В целевых ориентирах образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 п. 4.6)сказано : «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Проблема:
А практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре не достаточно для полноценного двигательного режима и эмоционального подъёма детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Сохранение и укрепление здоровья ребенка в стенах дошкольного учреждения всегда являлось и является приоритетным направлением.
Назрела проблема в поиске эффективных оздоровительных технологий для формирования у ребенка развитой крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости, владения основными движениями, умения контролировать свои движения и управлять ими.
Аэробика давно известна в России и привлекла меня своей доступностью, эмоциональностью, возможностью изменить содержание занятия в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся.
Добавьте, пожалуйста, к слову АЭРОБИКА слово «Step», которое в переводе с английского буквально означает «шаг», что у Вас получилось?. пауза (предлагают свои варианты). Действительно, Степ аэробика — один из самых простых и эффективных стилей в аэробике, который, к сожалению, россияне узнали совсем недавно. А в наших дошкольных учреждениях это вообще редкий вид физической деятельности.
Степ-аэробика — это спортивно-танцевальные занятия при помощи специальной платформы. Для дошкольников я использую степ-платформу высотой – 10см, шириной – 20см, длиной – 40см.
Степ-аэробика интересна и разнообразна. В движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывает красивые, выразительные и точные движения. Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, улучшает гибкость, пластику, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. «Изюминкой» этой технологии является то, что в отличии от многих подвижных фитнес-методик, направленных на развитие мышечного корсета, данная методика укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат, являющийся стержнем всего организма.
Решив применять Степ-аэробику в своей практике, я перед собой поставила цель. (слайд)
Цель: формирование координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, развитие и совершенствование возможностей опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
— развивать чувство ритма движений, координационные способности, ориентацию в пространстве и физические качества: выносливость, скорость, точность, гибкость;
— способствовать проявлению у детей инициативы, творческих способностей, воображения, умения контролировать свои движения и управлять ими;
— формировать умения и навыки использования современных оздоровительных средств сохранения и укрепления собственного здоровья.
Применение
«Иланский детский сад № 50» в соответствии с установленным государственным статусом реализует Основную образовательную Программу. В соответствии с п. 2.9. ФГОС ДО Программа состоит из о инвариативной и вариативной части. В нашем ДОУ я применяю Степ-аэробику в работе с детьми по реализации вариативной части основной образовательной программы, а именно программы «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной. (танцевально-игровая гимнастика)
Для внедрения инновационной технологии «Степ-аэробика» в учебно-
воспитательный процесс детского сада я организую свою работу в несколько этапов: (слайд)
1. Подготовительный.
— изучение, анализ методической литературы;
— прохождение курсовой подготовки по теме : (слайд)
«Методика использования фитнес-программ (базовая аэробика, стретчинг, степ-аэробика, пилатес, йога, силовой тренинг) на уроках физкультуры» в ИПК г. Красноярска;
— создание РППС (развивающей предметно-пространственной среды) для занятий Степ-аэробикой
: изготовление степ – платформ (с помощью родителей,
оформление наглядного материала, подбор музыкального сопровождения, технического оборудования.
2. Основной.
Применение технологии Степ-аэробика:
— в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 минут;
— как часть занятия основной образовательной программы (продолжительностью от 10 до 15 минут);
— в форме утренней гимнастики;
— в форме показательных выступлений детей на праздниках, родительских собраниях, конкурсах;
— в форме степ-развлечения;
— в ходе режимных моментов (самостоятельная деятельность, на прогулке).
3. Заключительный.
Анализ результатов (2 раза в год: промежуточный — декабрь, итоговый — май).
Ожидаемые результаты наметила в соответствии с целевыми ориентирами: (пауза пока читают) (слайд)
— укрепление здоровья детей;
— формирование устойчивого равновесия, улучшение координации движения;
— повышение физических качеств;
— формирование устойчивого интереса к занятиям степ-аэробикой.
Слайд-диаграммы Промежуточная диагностика показала, что Степ-аэробика — эффективная технология работы с дошкольниками на степ – доске для развития чувства ритма, координационных способностей, физических качеств.
Мы, видим что при применении Степ-аэробики результаты улучшились.
Я проанализировала все моменты в моей инновационной работе по Стэп-аэробике, способствующей положительной динамике в развитии физических способностей детей, на которые она направлена.И выделила как наиболее значимые:
— Подборка музыкального сопровождения.
Музыка обязательно звучит у нас на каждом занятии степ-аэробикой.
Основное требование — это ритмичность и эмоциональность. Лучше использовать знакомую для детей мелодию, как инструментальную,так и вокальную: песни, музыку из кинофильмов, мультфильмов, потому что даже на подсознательном уровне ребенок невольно следует музыкальному ритму. Я подобрала знакомые детям подвижные игры и включила в них использование степ-доски. Это дало положительный результат, дети проявляют большой интерес.
— Провела семинар — практикум для педагогов ДОУ с целью ознакомила их с основными формами занятий степ-аэробикой, предложила использовать эту технологию для организации самостоятельной деятельности детей в группах, проведениях физминуток.
— В своей работе я использую как групповые так и индивидуальные формы работы работы с родителями (консультации, беседы, родительские собрания, тематические досуги, праздники,совместные проекты). Я уверенна, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если она не решается совместно с семьей; за короткое время степ-аэробика стала одним из любимых занятий для детей.
Повысился интерес и родителей к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни.
— Сетевое взаимодействие осуществляется через общение с коллегами из г. Бородино Красноярского края, которые реализуют программу «Шаг к слову» для детей с нарушениями речи с использованием технологии Степ-аэробика. Я считаю, что сочетание музыки, движений и речи, которое используют на занятиях, является эффективным методом преодоления затруднений, связанных с речью дошкольника, так же актуально и для нашего садика.
— На занятиях, по физическойкультуре степ доска использовалась на каждом этапе:
1. во вводной части дети, выполняя строевые упражнения, огибают степ – доски (ходят и бегают «змейкой»);
2. в общеразвивающих упражнениях, которые выполняются в виде степ – аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лежа, что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;
3.в основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами;
4. в подвижных играх и эстафетах.
— Продумывая содержание занятий, я учитываю морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития.Придерживалась следующих принципах: слайд
• рациональный подбор упражнений;
• равномерное распределение нагрузки на организм;
• постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
-Упражнения степ – аэробики также использую в утренней гимнастике. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включала только хорошо знакомые им физические упражнения, так как использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения особенно у детей, не справляющихся с заданиями.
— В спортивные соревнования, включаю эстафеты с использованием элементов степ-аэробики, это такие как «Пройди по болоту», «Пробеги и не задень» и т. д., и конечно же, подвижные игры. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики.
Выводы:
Таким образом, использование степ-аэробики в работе с дошкольниками, влияет на развитие и совершенствование координационных способностей, таких как динамическое равновесие, ориентировку в пространстве, музыкально-ритмическую способность.
Я считаю, что повысился уровень педагогической компетенции педагогов, т. к. они начали овладевать новой для них технологией.
На занятиях степ-аэробикой,использую разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснения, наглядность, повторение, закрепление, поощрение, которое вызывает у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения, поддерживаю инициативу и творчество.
Я приобщаю к работепо технологии Степ-аэробика всех участников образовательного процесса:
— детей — на занятиях;
— педагогов — через консультации и участие в утренней гимнастике;
— родителей (законных представителей) — через выступление на родительских собраниях, папки-передвижки, памятки.
Эта технология привлекательна своей новизной, реалистичностью ресурсного обеспечения, тиражируемостью.
Планирую в дальнейшей работать по данной технологии со всеми возрастными группами.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду – одна из ключевых в системе дошкольного образования. Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие! И Степ-аэробика мне в этом помогает.
Спасибо за внимание!
Источник
Ольга Кутявина
Опыт работы «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 пос. Николаевка»
Составила: Кутявина Ольга Александровна —
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 пос. Николаевка»
Уважаемые коллеги! Поделюсь опытом работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Обобщила его, когда работала воспитателем. Может быть кому то пригодится в работе.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Особое внимание я стала уделять работе по физическому воспитанию, после того как прошла в течение месяца курс лекций в при институте физкультуры, по специализации — инструктор физического воспитания.
Работаю по теме: «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста».
Всю работу с детьми провожу в комплексе, на каждом занятии помню о физическом здоровье каждого ребенка,преследуя цель: дать ребенку почувствовать радость движений.
Важную роль в физическом воспитании и самовоспитании человека играет освоение им всей суммы знаний, необходимых для его правильной реализации.
Я стараюсь дать детям элементарные знания, т. е. сведения о физической активности: об утренней гимнастике, о необходимости участвовать в физкультурных занятиях так же, как и в любых других. С детьми стараюсь осваивать знания, непосредственно связанными с физическими упражнениями, правила подвижных и спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и закаливания. Иногда дети переоценивают свои силы, поэтому я очень внимательно слежу за их состоянием, вовремя снижаю нагрузку, или создаю условия для восстановления сил.
В своей работе использую разнообразные формы организации физической активности детей, внедряю инновационные методы обучения.
От того, как организована работа с детьми по физическому воспитанию, зависит здоровье будущего человека. Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольника — утренняя гимнастика.
В нашем детском саду есть все необходимые условия для проведения работы по физическому воспитанию. Утреннюю гимнастику я провожу в музыкальном зале, в комплекс, включаю упражнения для формирования правильной осанки, на развитие разных групп мышц, специфические упражнения с предметами, которые дети очень любят использовать (платочки, флажки, кубики, погремушки, гимнастические палки, обручи, мячи и т. д.).
Применяю различные виды перестроений: в колонне по одному, по два, тройками, в шеренге, в кругу.
Провожу утреннюю гимнастику, построенную на подвижных играх.
В теплое время года гимнастику провожу на свежем воздухе в виде оздоровительных пробежек по дорожке, вдоль участка, используя природное окружение.
На других занятиях и в повседневной жизни провожу физкультурные минутки для снятия усталости, повышения продуктивности умственной работы. Физкультурные упражнения для физкультурных минуток подбираю с учетом содержания занятий. Упражнения выполняются сидя за столом и стоя, а так же с выходом из-за стола, провожу их во второй половине дня, когда замечаю утомление детей. Упражнения подбираю знакомые и простые по выполнению, это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника,для мышц кистей рук: сгибание и разгибание, отведение и привидение, круговые движения в лучезапястных суставах.
Занятия физической культурой в ДОУ являются основной формой обучения детей движениям, т. к. занятия носят обучающий характер, провожу их в игровой форме, постепенно усложняю, стараюсь больше использовать природное окружение и нестандартное оборудование.
Занятия провожу согласно сетке занятий, в утренние часы. Третье физкультурное занятие провожу на свежем воздухе, закрепляю основные виды движений, элементы спортивных игр и упражнений. Занятия провожу по общепринятой структуре (классическая форма, состоящей из трех частей,использую литературу:
«Воспитание здорового ребенка» автор — М. Д. Маханева;
«Какая физкультура нужна дошкольнику» автор — В. А. Шишкина, М. В. Мащенко;
«Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» автор — Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин.
Так же провожу занятия, состоящие из основных движений, исключая обще-развивающие упражнения, занятия в игровой форме.
В занятия по физической культуре включаю коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия.
Кроме этого в работе с детьми использую элементы футбола,баскетбола в играх: «Слушай сигнал», «Ножной мяч в кругу» и т. д.,упражнения для баскетбола в повседневной жизни: «Вращение мяча вокруг туловища», передавая его с руки на руку, подбросить мяч вверх, сесть и сидя поймать.
Всю работу, проводимую мной по физическому воспитанию, я закрепляю во время спортивных праздников и развлечений, в них участвуют дети, родители и сотрудники детского сада.
В программу праздников и развлечений включаю любимые игры и упражнения, интересные спортивные номера, аттракционы, шутки, веселые хороводы с учетом постепенно возрастающей нагрузки. Спортивные праздники в яркой, запоминающейся форме, показывают успехи детей в овладении ими всеми видами движений, их ловкость, силу, выносливость. Это красочное представление, подготовку к которому я провожу в процессе всей воспитательной работы. Их содержание, организация, место проведения выбираю самые разнообразные. Часто в таких мероприятиях у меня участвуют и родители, что является прекрасным средством пропаганды физического воспитания. Проводя всю эту огромную работу, я стараюсь принять все меры, чтобы уберечь нервную систему детей, предупредить утомление, переутомление.
На физкультурных занятиях, утренней гимнастике применяю нестандартное оборудование, материал. Летом — листья, камушки, шишки для выполнения обще-развивающих упражнений. Зимой – снежные комья для перешагивания через них, снежки для метания вдаль, в цель; снежные постройки для перепрыгивания, прокатывания, скольжения (ледяная горка, дорожка и т. д.).
Применяю нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей – мячи, веревочки с петельками и пуговками.
В свободное от занятий время провожу индивидуальную работу с детьми по физическому развитию для того, чтобы дети, которые не усвоили на занятии материал или пропустили по болезни или другим причинам смогли его освоить.
Беседую с родителями об организации спортивного уголка дома, о приобретении спортивного оборудования, чтобы дети занимались дома и закрепляли движения.
Помещаю в родительский уголок консультации на тему: «Физкультура дошкольника», «Значение дыхательной гимнастики».
Работу по физическому развитию и воспитанию провожу в контакте с другими воспитателями и младшим воспитателем.
Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, ребенка в особенности. Поэтому, осуществляя работу по физическому развитию ребенка в комплексе с другими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, я добилась того, что она проходит не эпизодически и не по принуждению, а по доброй воле и пониманию необходимости детьми моей группы. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то эту работумы рассматриваем широко: организация предметной и социальной среды, уют в оформлении интерьера групповых комнат, все виды занятий провожу так, чтобы дети больше двигались.
Для того чтобы мне было легче работать я много раз посещала в разные отрезки дня своего второго педагога, с которым работаю на группе. После чего мы обговаривали те или иные задачи и приемлемые формы их выполнения. И мы решили, что нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками занятий, а для этого необходимо правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность, т. к. она является неотъемлемой частью всей физкультурно-оздоровительной работы.
Для этого я отвожу время для самостоятельной деятельности детей, они самостоятельно организуют подвижные игры, игры в классики, с мячами, скакалками, обручами.
Создан мини спортивный уголок в группе: мячи, массажеры, скакалки, кегли, атрибуты для подвижных игр.
Провожу диагностику с детьми на тему: «Физическое развитие». На основании диагностики провожу индивидуальную работу с детьми и родителями. В конце года вижу результативность работы. Дети осваивают движения, у них повышается интерес, эмоциональный настрой к занятиям по физической культуре, вырабатываются такие качества, как ловкость, сила, умение и стремление сопереживать друг за друга, радоваться успехам.
Я считаю, что в своей работе я иду по правильному пути, в тесном контакте с семьей.
Источник