Оптимальный педагогический маршрут ребенка с нарушением в развитии

Дарья Сулаберидзе
Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год

Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика

Задачи:

• обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,

• создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;

• оказание методической помощи родителям.

Месяц: сентябрь

Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Месяц: октябрь

Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков

Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»,

Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

развитие навыков самообслуживания;

• умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,

• правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• благодарить.

Полученный результат:

• сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,

• во время приёма пищи правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• умение складывать разбросанные игрушки по местам

Месяц: ноябрь

Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков

Основное содержание: игры и упражнения,направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

• установление доброжелательных отношений со сверстниками;

• возникновение потребности в совместных играх

Полученный результат:

• сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,

• в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.

Месяц: январь

Направление работы: развитие речи

Основное содержание: игры на развитиефонематического слуха: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Повторяй за мной».Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Встали пальчики»,игры — потешки, игры с сюжетными игрушками и др.

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

• обогащение, закрепление и активизация словаря.

Полученный результат:

• понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;

• вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;

• задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.

Месяц: февраль

Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности

Основное содержание:сюжетно — отобразительные и обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., «Зайка заболел», «Белочка обедает » и т. п. ; дидактические игры на развитиеинтереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

развитие пространственно-образного мышления;

• улучшение координации глаз-рука

Полученный результат:

• проявляется интерес к изобразительной деятельности;

• совершенствуется мелкая моторика руки.

Месяц: март

Направление работы: развитие мелкой и общей моторики

Основное содержание: игры на развитиемелкой моторики и навыков классификации:

» Волшебная шкатулка» (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);

«Волшебные шнурки» (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);

«Угости кукол» (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.

Для развития общей моторики разучивание физкультминуток «Налетел ветерок, закачался колосок», «В зоопарке мы гуляем и животным подражаем».

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие всех двигательных качеств.

Полученный результат:

• наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;

• исчезла скованность движений.

Месяц: апрель

Направление работы: формирование представлений об окружающем мире

Основное содержание:рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;

чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;

чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;

дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

• формирование представлений о диких и домашних животных,

• об их строении,

• среде обитания.

Полученный результат:

• узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;

• называет и показывает части туловища животного игрушки,

• подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).

• проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.

Месяц: май

Направление работы:

• формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,

• формы, величины

Основное содержание:игры по формированию представлений о цвете предметов:

«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»

Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Источник

Татьяна Сунцова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.

Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь компенсации трудностей в обучении,а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский)

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:

• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);

• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;

• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;

• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.

Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника,следует соблюдать следующие принципы:

• Принцип опоры на обучаемость ребенка.

• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа — это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы — это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Структура индивидуального образовательного маршрутадолжна включать следующие компоненты:

• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?

• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?

• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); какими способами, играми, технологиями, занятиями и др. ?

• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?

• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?

Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:

Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат

Индивидуальный образовательный маршрутдолжен включать основные направления:

• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);

• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);

• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• познавательное развитие (развитие академических навыков).

В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).Основные направления работы ПМПК следующие:

• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);

• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;

• гигиеническое нормирование нагрузок;

• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.

На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ.При этом необходимо учитывать следующее:

индивидуальный режим посещения ДОУ;

• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;

• нарушение коммуникативных навыков;

•особенности моторного развития:

1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);

2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);

3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).

Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка –заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Приложение 1.

Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*

с ОВЗ и нежелательным поведением

(на месяц, полугодие, учебный год):

Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание

Педагог-психолог Коррекция нежелательного поведения.

Снижение уровня психо -эмоционального напряжения. 1 раз в неделю

1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.

2. Пескотерапия, арт-терапия. 1. Консультация для воспитателей «Использование визуальных расписаний в коррекции проявлений нежелательного поведения», «Как работать с гиперактивными детьми», «У ребенка истерические проявления. Что делать?»

2. Проектирование проблемных ситуаций.

3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме

Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.

Коррекция нежелательного поведения

Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме

Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Коррекция нежелательного поведения.

Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».

2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».

3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.

. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.

2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.

3. Консультирование родителей

Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.

2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.

Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.

Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.

2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.

Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. 1.Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.

2.Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.

3.Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.

2. Контроль на занятиях физкультурой.

3. Контроль уровня учебной нагрузки.

4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.

2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Источник

Марина Елистратова
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии.

Для воспитанника Ашихмина Кирилла

Возраст ребенка 4 года

Проблема Слабо развит фонематический слух, неумение выговаривать звуки, слова, слоги. Слова заменяет жестами, испытывает трудности в общении с детьми.

Цель индивидуального маршрута Помощь в адаптации к коллективу детей, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребёнка, вовлечение родителей в педагогический процесс.

Задача Овладение ребёнком коммуникативными навыками, становление фонематического слуха; помочь овладеть правильным произношением гласных и согласных звуков.

Периодичность занятий 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.

План на октябрь, ноябрь, декабрь года.

Используемые на занятиях игры и упражнения

Сентябрь

Цель: учить правильно произносить гласные и согласные звуки. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

1. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

Предложив ребёнку поиграть, воспитатель знакомит его с правилами:

-Когда услышишь звук «А», стукни мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук. А-У-О-У-А-А-О-У…

2. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

— Я буду называть гласные звуки. Подбрось мяч, когда услышишь звук «У».

А-У-И-О-У-А-О-У-И-А-О-У…

3. «Слова».

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: Будем с тобой слова подбирать. Тебе начинать, а мне продолжать.

Ребенок Воспитатель

и-и-и — скра

и-и-и — гла

и-и-и — зба

и-и-и — зюм

и-и-и — ндеец

и-и-и — ней

и-и-и — гра

и-и-и — ндюк

и-и-и — менинник

и-и-и — риска

и-и-и — нструмент и т. д.

4. «Пильщики».

Воспитатель с ребёнком встают друг против друга, подают друг другу правую руку и начинают «пилить» взад и вперёд, произнося при этом слова:

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

Ж-ж-ж-ж…

Треснула и стала,

Начинай сначала!

Октябрь

Цель: учить правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные (р, л) звуки.

1. «Угадай, что свистит».

Воспитатель показывает картинку, на которой изображен насос, и просит ребенка сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. (С-с)

— Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: с-с…Как он свистит? («Сердито»: с-с).

— А теперь послушай, как свистит тоненькая струйка воды, когда льётся из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: сьсь… Давай посвистим вместе, как тоненькая струйка воды. Затем с ребёнком закрепляется произношения, опираясь на картинки.

2. «Выдели слово».

Воспитатель произносит слова и предлагает ребёнку хлопать в ладоши тогда, когда он слышит слова, в которых есть звук З («песенка комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.

3. «Что в мешочке?».

Воспитатель показывает ребёнку мешочек, в котором лежит много интересных вещей. Ребёнок вытаскивает из мешочка одну игрушку и называет её. Затем педагог сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук Ц («песенка синички»). Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук Ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) и предлагает ребёнку перечислить их.

4. «Угадай чего не стало».

Воспитатель кладёт на стол 3-4 предмета (картинки, например, кошка, мишка, мышка, лошадка. Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано. Воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок правильно произносил звук Ш в словах.

Ноябрь

1. «У кого кто?».

Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит ребенка сказать, кто это. Затем спрашивает, как называют детёныша медведя, ежа и т. д. Воспитатель следит, чтобы ребенок четко произносил звук Ж в словах, выделяя его голосом: медвеж-ж-жата, ж-ж-же-ребята. Аналогично проводится упражнение на закрепление правильного произношения ребёнком звука Ч: волк-волчата, зайка-зайчата, кролик-крольчата, белка-бельчата, галка-галчата и т. д. Нужно, чтобы ребёнок называл детёнышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребёнок, зайчонок, волчонок и т. д.

2. «Отгадай, что взял Петрушка».

Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названии которых есть звук Щ, просит ребёнка назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с ребёнком. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы ребёнок видел, что он возьмёт. Ребёнок закрывает глаза, а воспитатель убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, который взял Петрушка. Воспитатель спрашивает ребёнка зачем Петрушке нужна щётка? (Петрушке нужна щётка, чтобы чистить одежду; зубы, если щётка зубная). Постепенно воспитатель убирает все предметы, а ребёнок угадывает и говорит, зачем они нужны.

3. «Найди игрушку».

Воспитатель предлагает ребёнку посмотреть вокруг и назвать игрушки и предметы со звуком Л (Ль). Слушая ответы ребёнка, воспитатель просит его выделять в словах голосом звук Л (Ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например, л-л-лампа, стол-л-л.

4. «Доскажи слово».

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Ребёнок должен закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинатся иг… (ра).

Ры-ры-ры – у мальчика ша… (ры).

Ро-ро-ро – у нас новое вед… (ро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы иг… (ру).

Ре-ре-ре – стоит до на го… (ре).

Ри-ри-ри – на ветках снеги… (ри).

Вар-вар-вар – кипит наш само… (вар).

Дор-дор-дор – созрел красный поми… (дор).

Дир-дир-дир – мой папа коман… (дир).

Нарь-нарь-нарь – на стене висит фо… (нарь).

Ра-ра-ра – у мышки есть но… (ра).

Ре-ре-ре – носив воду в вед… (ре) и т. д.

Результаты индивидуальной работы Ребёнок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми, взрослыми и детьми. Понимает обращённую к нему речь. Отвечает на вопросы. Улучшается фонематический слух. С удовольствием участвует в словесных дидактических играх.

Рекомендации родителям Рекомендуется проговаривать чистоговорки, проводить беседы, выполнять упражнения для развития артикуляционного аппарата, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Поддерживать устойчивый интерес к словесным играм. Рекомендовано, чтобы ребенок регулярно посещал ДОУ, слушать сказки на аудионосителях.

Источник