Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при использовании учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»
В этом году я начала работать по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».
Основная идея УМК «ПНШ»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Где ученик выступает то в роли обучающего, то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при котором обучение идет впереди развития, т. е в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.
То, что ученик не может сделать индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. То, что представляет сложность для малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможность его индивидуального продвижения.
Ребенок в течение 4-х лет живет в состоянии интриги. Интрига дана через героев — брата и сестру. Они являются конкретными детьми, имеющих конкретных родителей и конкретное место проживания. Ребенок растет, развивается вместе с Машей и Мишей. Герой учебника делают ошибки, сомневаются, что снимает у детей дискомфорт, они видят, что ошибки делают не только они.
Герой представляют несколько точек зрения, с которыми учащиеся могут согласиться, а могут и высказать свое мнение. Формируется понятие: «Одного мнения не бывает, надо уважать чужое мнение».
Только тот ученик сможет чувствовать себя комфортно, который умеет работать с любым источником информации, в том числе и любым учебником. На уроке ученик учится работать над страничкой «Содержание» или «Оглавление» каждого учебника. Формируется система заданий, обучающая детей листать учебник вперед и назад, возвращаясь к рисунку, а затем к прочитанным строчкам. Например: с. 72 учебника Литературное чтение: Посмотрите еще раз текст небылицы, колыбельных песен и последней прибаутки. Найди на выставке Васнецова иллюстрации к этим произведениям.
Идет обучение специальным приемам цель, которых формирование умения читать язык условных обозначений.
Например: «Материал для любознательных», «Трудные задачи», «Материал для повторения», «Вспомни, что ты уже знаешь». Материал, который поможет интересно организовать урок — «А здесь ты просто улыбнись», «Ты знаешь, что происходило давным-давно», «Дополнительный материал», «Запомни слово», «Готовимся к олимпиаде».
Цель этих пиктограмм обратить внимание на смену видов деятельности, и призвать учащихся к выполнению тех или иных видов деятельности в процессе изучения материала параграфа. Например, «Работа в парах», «Выскажи предположение», «Будь осторожен», «Повтори пройденное», «Проведи наблюдение», «Напиши мне письмо», «Загляни в картинную галерею» и т.д.
40% программы 2-го класса по окружающему миру, изучается на основе проведения опытов самими детьми. Это свойства воды, свойства воздуха, условия, необходимые для развития растения, выращивание гриба на кусочке хлеба.
Формирование умения работать со словарями6 толковый словарь, обратный, терминологический, орфографический, энциклопедический и т.д.
В качестве базовых цветов для маркировки текста используют голубой и желтый.
С помощью этих полосок организуется чтение по ролям, что немаловажно для 1-2 классов. Этот прием чтения методически оправдан.
Во-первых, ученики вынуждены следить за читающим вслух. Формируется внутреннее чтение- чтение про себя. Во-вторых, необходимость смотреть на текущую читаемую строчку и на боковую цветную планку раздвигает угол зрения, развивает навыки периферического зрения.
Ребенок 7 лет может сохранять внимание и продуктивно работать 5-7 минут. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет детям чувствовать себя на уроке свободно и раскованно.
Например, на уроке одно из заданий может быть таковым, что все дети должны по очереди подойти к доске, а экспериментальное задание выполняется стоя, работа в паре или в группе также позволяет детям двигаться.
Например, игра в мяч. Дети задают вопрос тому ученику у кого мяч. Игра: «Знают ли дети свой адрес». Встают в круг, и передаю чистый конверт, у кого конверт тот сообщает свой адрес. Или на уроке окружающего мира дети рисуют: «Дом, в котором я живу», рисовать можно и стоя.
На занятиях создают условия для понимания значимости мнения каждого.
Дети на уроках:
— наблюдают,
— высказывают свою точку зрения,
— привлекают свой жизненный опыт,
— фантазируют,
— советуются,
— выслушивают чужое мнение,
— соотносят его со своим.
Изменяется и позиция учителя на уроке.
Учитель:
— слушает,
— перефразирует,
— напоминает другие мнения,
— уточняет смысл высказывания.
Если ребенок высказывает свои мысли, основанные на увиденном и почувствованном, если обосновывают свою точку зрения, вслушиваются в ответ собеседников, то работа получается интересной и творческой.
Что и необходимо воспитывать в учащихся для развития в них стремления плодотворно учиться и узнавать новое.
Источник
Презентация на тему: » Основная идея программы оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов,» — Транскрипт:
1
2
Основная идея программы оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации самостоятельное обучение под руководством учителя оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации самостоятельное обучение под руководством учителя
3
Особенности данной программы Комплектность Инструментальность Интерактивность(взаимодействие с компьютером) Интеграция Единая система условных обозначений Единые сквозные герои Пошаговое введение терминологии Работа в тетрадях на печатной основе Контроль в виде тестов
4
Проверка знаний учащихся Безотметочное обучение (по 10 бальной системе) Пятибальная система цифровых оценок
5
Оценивание учебных достижений младших школьников Словесная оценка Баллы% выполню. задания Уровни Сущ. шкала Великолепно 10100%В5 баллов Отлично %В5 баллов Очень хорошо %В. С.4 балла Хорошо %В. С.4 бала Почти хорошо %С4 балла Удовлетворит %С3 балла Средне %Н. С.3 балла Посредственно %Н. С.3 балла Слабо %Н2 балла Очень слабо %Н2 балла
6
Контрольные работы разработаны в виде тестов по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру Представлены в двух вариантах Проводятся в конце каждой четверти После проведения выполнюяется качественный и количественный анализ результатов
7
Источник
Основные
концептуальные положения о педагогической
поддержке были разработаны
членом-корреспондентом Российской
академии образования Олегом Семеновичем
Газманом и представлены им в октябре
1995 года на Всероссийской научно-практической
конференции в докладе «Потери и обретения
в воспитании после десяти лет перестройки».
Несколько позже этот доклад был полностью
опубликован на страницах газеты «Первое
сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года).
После смерти О. С. Газмана разработку
концепции продолжили его ученики и
коллеги Т.В. Анохина В.П. Бедерханова,
Н.Б. Крылова. Н.Н. Михайлова, СД. Поляков,
С.М. Юсфин, которые совместно с работниками
Центра «Педагогический поиск» (генеральный
директор В.М Лизинский) подготовили
специальный выпуск: журнала «Классный
руководитель» (2000, № 3) о педагогической
поддержке ребенка в образовании.
Понятие
«воспитание».
При разработке концепции педагогической
поддержки О.С. Газман исходил из того,
что развитие ребенка протекает наиболее
успешно тогда, когда возникает гармония
двух сущностно различных процессов —
социализации и индивидуализации. Первый
процесс способствует, усвоению ребенком
принятых в обществе ценностей, норм и
способов поведения и деятельности
(формирование в растущем человеке
социально-типичного), а второй становлению
его индвидуальности (развитие
индивидуально-неповторимого в конкретном
человеке). Анализируя практику обучения
и воспитания, сложившуюся в образовательных
учреждениях России к концу 80-х и началу
9О-х годов, Олег Семенович приводит к
выводу, что школы и их педагогические
коллективы выполняют лишь социализирующую
функцию и крайне слабо обеспечивают
процесс индивидуализации. Не случайно
он определяет воспитание
как специально
организованный процесс предъявления
социально одобряемых ценностей
нормативных
качеств личности и образцов поведения,
а обучение – как передачу и усвоение
системы знаний о природе, обществе,
человеке и способах человеческой
деятельности. Он называет воспитание
и обучение процессами приобщения
человека к общему и должному. А
следовательно, в системе образования,
по его мнению, не существует процесса,
направленного на развитие индивидуальности
ил субъектности
ребенка. Вот таким процессом и должна
стать педагогическая поддержка.
Под педагогической
поддержкой
О.С. Газман понимал
превентивную и оперативную помощь детям
в решении их индивидуальных проблем,
связанных с физическим и психическим
здоровьем, социальным и экономическим
положением, успешным продвижением в
обучении, в принятии школьных правил;
с эффективной деловой и межличностной
коммуникацией; с жизненным, профессиональным,
этическим выбором (самоопределением).
Продолжая разработку
теоретических и технологических основ
педагогической поддержки, ученики и
коллеги этого известного ученого внесли
некоторые коррективы концептуального
характера. Во-первых,
в последних
работах педагогическая поддержка не
противопоставляется воспитанию.
Например, Н.Б. Крылова пишет «…В целом
придерживаясь позиции О.С. Газмана, я
все же рассматриваю поддержку в более
широком социокультурном контексте как
элемент любого сотрудничества и
взаимодействия, поскольку она является
проявлением позитивного отношения к
деятельности человека и готовности
содействия его начинаниям и самореализации».
Во-вторых,
предлагается
рассматривать педагогическую поддержку
как важнейший принцип личностно-ориентированной
(гуманистической) системы воспитания.
Этот принцип и отличает Педагогику
свободы от Педагогики необходимости
(насильственного формирования). В-третьих,
под педагогической
поддержкой нередко понимается мягкая
педагогическая технология, направленная
на содействие процессам самоопределения,
самостроительства и самовыражения
личности ребенка, раз вития его
неповторимой индивидуальности.
Раскрывая сущность
явления «педагогическая поддержка»,
разработчики концепции подчеркивают,
что семантический и педагогический
смысл поддержки заключается в следующем:
поддерживать можно лишь то, помогать
можно лишь тому, что уже имеется в
наличии, но на недостаточном уровне,
количестве, качестве. Основными предметами
поддержки педагогов являются субъектность
(«самость», самостоятельность) и
индивидуальность т.е. уникальное
сочетание в человеке общих, особенных
и единичных черт, отличающее его от
других индивидов.
Цель и принципы
воспитания.
О.С. Газман считал, что в воспитании
должны быть два вида цели — щель как
идеал и реальная цель. Целевую установку
на формирование гармоничной, всесторонне
развитой личности он рассматривал в
качестве идеальной цели. «Без представления
об идеале» — по его мнению, — невозможно
строить воспитательную работу даже в
условиях, далеких от идеальных». А
реальную цель воспитания он сформулировал
следующим образом: дать каждому школьнику
базовое образование и культуру и на их
основе предоставить условия для развития
тех сторон для которых есть наиболее
благоприятные субъективные условия
(желание индивида) и объективные
возможности семьи, школы, общественности
государственной власти на местах.
Будучи приверженцем
гуманистических идей, О.С. Газман считал,
что воспитательное взаимодействие
между педагогом и ребенком следует
строить на основе гуманистических
принципов. Он советовал воспитателям
соблюдать в, педагогической деятельности
следующие правила.
1. Ребенок
не может быть средством в достижении
педагогических целей.
Самореализация
педагога — в творческой самореализации
ребенка.Всегда принимай
ребенка таким, какой он есть, в его
постоянном изменении.
4. Все трудности
не приятия преодолевай нравственны мы
средствами.
Не унижай достоинства
своей личности и личности ребенка.Дети — носители
грядущей культуры. Соизмеряй свою
культуру с культурой растущего поколения.
Воспитание — диалог культур.
7. Не сравнивай
никого ни с кем, сравнивать можно
результаты действий.
Доверяя — не
проверяй!Признавай право
на ошибку и не суди за нее.Умей признать
свою ошибку.
11. Защищая ребенка,
учи его защищаться.
Уточняя и корректируя
правила деятельности педагога и контексте
педагогической поддержки, Н.Б. Крылова
называет нормы поддержки, которые должны
быть заложены и
профессиональной
позиции учителя (воспитателя). К ним она
относит:
а) любовь к ребенку,
безусловное принятие его как личности,
душевная теплота, отзывчивость, умение
видеть и слышать, сопереживать, милосердие,
терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность
к диалоговым формам общения с детьми,
умение говорить по-товарищески (без
сюсюканья и без панибратства), умение
слушать, слышать и услышать;
в) уважение
достоинства и доверие, вера в миссию
каждого ребенка, понимание его интересов,
ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха
в решении проблемы, готовность оказать
содействие и прямую помощь при решении
проблемы, отказ от субъективных оценок
и выводов;
д) признание права
ребенка на свободу поступка, выбора,
самовыражения; признание воли ребенка
и его права на собственное волеизъявление
(право «хочу» и «не хочу»)
е) поощрение и
одобрение самостоятельности, независимости
и уверенности в его сильных сторонах,
стимулирование самоанализа; признание
равноправия ребенка в диалоге и решении
собственной проблемы;
ж) умение быть
товарищем для ребенка, готовность и
способность быть на стороне ребенка
(выступая в качестве символического
защитника и адвоката), готовность ничего
не требовать взамен;
з) собственный
самоанализ, постоянный самоконтроль и
способность изменить позицию и
оценку/самооценку.
Содержание
воспитательного процесса.
Основу содержания воспитания, по мнению
О.С. Газмана, может составить базовая
культура личности как некоторая
целостность включающая в себя минимальное,
а точнее, оптимальное наличие свойств,
качеств ориентаций личности позволяющих
индивиду развиваться в гармонии с
общественной культурой (т.е. не только
не вступать в конфликт с ней, но и вносить
в ее развитие посильный вклад)».
Приоритетными направлениями базовой
культуры являются следующие:
культура жизненного
самоопределения;культура семейных
отношений;экономическая
культура и культура труда;политическая,
демократическая и правовая культура;интеллектуальная,
нравственная и коммуникативнаяэкологическая
культура;художественная
культура;физическая
культура.
Центральное звено
базовой культуры — культура жизненного
самоопределения личности учащегося в
четырех важнейших сферах: человек,
общество, природа, ноосфера интегративные
продукты человеческой деятельности).
Сфера «Человек»
предполагает самоопределение в понимании
самоценности человеческой жизни,
индивидуальности, самобытности ее
процесса, смысла деятельности, в понимании
человека как вершины эволюции.
Самоопределение
в сфере «Общество» происходит через
освоение ценностей такого порядка, как
Родина, народовластие, демократия,
гласность, правовое государство, семья,
труд, гражданская ответственность.
Самоопределение
в сфере «Природа» может строиться через
осознание себя как части природы и через
природосообразное совершенствование
себя (здоровья, эстетического начала,
духовных устремлений). Оно включает
также овладение экологической культурой,
понимание собственной ответственности
перед будущими поколениями в процессе
освоения и преобразования природы,
«Ноосфера» (продукты
человеческой деятельности) как сфера
самоопределения предполагает осознание
нравственной ответственности в
использовании продуктов научно-технического
прогресса, формирование у человека
представлений о возможных последствиях
его некомпетентного взаимодействия с
техникой, освоение учащимися мира
духовной культуры во всем ее многообразии,
т.е. формирование гражданского отношения
к историческим, духовным, нравственным
завоеваниям народа, восстановление и
охрана памятников культуры, воссоздание
наци опальных традиций и их развитие
как части мировой духовной и материальной
культуры.
Таким образом,
самоопределение личности ребенка и
связанные с ним процессы самореализации,
самоорганизации и самореабилитации
являются главным предметом воспитательной
деятельности педагога. Для проведения
более целенаправленной работы воспитателя
по оказанию помощи детям в их развитии
и саморазвитие О.С. Газмана предлагал
разрабатывать и осуществлять пять
целевых программ: «Здоровье», «Общение».
«Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде
учебных заведений эти программы стали
разделами планов работы классных
руководителей.
Целевые | Декабрь | ||
I | И | III | |
Здоровье | |||
Общение | |||
Учение | |||
Досуг | |||
Образ |
Механизм
воспитания.
Главным постулатом данной концепции
выступает тезис о том, что воспитание
есть не что иное, как помощь школьнику
в его саморазвитии. «Воспитание, — по
глубокому убеждению Олега Семеновича,
без желания самого ребенка совершенствовать
себя невозможно». Педагог может и должен
оказать поддержку ребенку в решении
его проблем по укреплению здоровья,
формированию нравственности, развитию
способностей — умственных, трудовых,
художественных, коммуникативных,
являющихся, в свою очередь, базой для
становления способности к самоопределению,
самореализации, самоорганизации и
самореабилитации. Ученики О.С. Газмана
разработали и описали механизм
педагогической поддержки ребенка в
решении жизненно важных проблем. Он
складывается из взаимосвязанных действий
школьника и педагога, выполняемых ими
на следующих пяти этапах:
I
этап (диагностический) — фиксация
факта, сигнала проблемности, диагностика
предполагаемой проблемы, установление
контакта с ребенком, вербализация
постановки проблемы (проговаривание
ее самим школьником), совместная оценка
проблемы сточки зрения значимости се
для ребенка;П этап (поисковый.—
организация совместно с ребенком поиска
причин возникновения проблемы
(трудности), взгляд на ситуацию со
стороны (прием «глазами ребенка»);
-III
этап (договорный) — проектирование
действий педагога и ребенка (разделение
функций и ответственности решению
проблемы), налаживание договорных
отношений и заключение договора в любой
форме;
-IV
этап (деятельностный) — действует сам
ребенок и действуёт педагог (одобрение
действий ребенка, стимулирование его
инициативы и действий, координация
деятельности специалистов в школе и за
ее пределами, безотлагательная помощь
школьнику);
-V
этап (рефлексивный) — совместное с
ребенком обсуждение успехов и неудач
предыдущих этапов деятельности,
констатация факта разрешимости проблемы
или переформулирование затруднения,
осмысление ребенком и педагогом нового
опыта жизнедеятельности.
Решение проблем
жизнедеятельности ребенка, формирование
качеств его личности происходит тогда,
когда воспитателями создаются
благоприятные условия для развития
школьника в доступных ему видах
деятельности (учебной, производственной,
досуговой); в общении со средствами
массовой коммуникации, с искусством,
со взрослыми и сверстками; в обыденной
(бытовой) сфере. «Деятельность, общение
и бытие ребенка, — по утверждению О.С.
Газмана, — являются теми сферами и теми
основными средствами, окультуривая
которые воспитатель осуществляет
физическое, нравственное воспитание
содействует развитию способностей».
Критерии и
показатели эффективности воспитательного
процесса. В
публикациях О.С. Газмана и его учеников
нам не удалось обнаружить перечисления
критериев и показателей эффективности
процесса воспитания школьников. Но
анализ ключевых идей концепции делает
их очевидными. Поэтому к основным
критериям результативности воспитательного
процесса возможно отнести такие, как:
готовность ребенка
к самоопределению, самореализации,
самоорганизации и самореабилитацииразвитость
индивидуальных способностей ученика;нравственная
направленность личности;физическое и
психическое здоровье школьника;сформированность
базовой культуры учащегося;защищенность и
комфортность ребенка в классной и
школьной сообщности.
Эти критерии
позволяют рассматривать и оценивать
эффективность процесса воспитания и
как фактора самореализации ребенка, и
как важнейшего условия становления
индивидуальности школьника.
Источник