Определяет проблемы всестороннего развития личности ребенка
Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.
Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты принципа всестороннего развития
- Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
- Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
- Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
- Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
- Творческое развитие: реализация творческих навыков.
- Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.
Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.
Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
- Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
- Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.
Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.
Как создать условия для развития ребенка?
Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | · Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка. · Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. · Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | · Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. · Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. · При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы. · Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | · Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. · Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. · Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие
- Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
- Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
- Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.
Творческое развитие
- Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
- Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
Духовное развитие
- Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
- Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность
Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:
- Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
- Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
- Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.
Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.
Источник
Всестороннее
развитие личности учащихся
Развитие
личности — многоплановый процесс. Он
определяется сложным сочетанием
внутренних и внешних условий и неотделим
от ее жизненного пути, от социального
контекста ее жизнедеятельности, от
системы отношений, в которые личность
включена.
Развитие
современного общества характеризуется
еще более интенсивным совершенствованием
машинного производства и повышением
его технического уровня и, следовательно,
предъявляет более высокие требования
к подготовке и развитию членов общества.
Новые задачи перед воспитанием ставит
развертывание компьютерной революции,
информационных технологий.
Все
это приводит к тому, что формирование
всесторонне и гармонично развитой
личности выступает не только как
объективная потребность, но и становится
основной целью, т.е. идеалом современного
воспитания.
В
развитии и формировании личности большое
значение имеет прежде
всего
физическое воспитание, укрепление ее
сил и здоровья, выработка правильной
осанки и санитарно-гигиенической
культуры. Нужно иметь в виду, что в народе
недаром сложилась пословица: в здоровом
теле — здоровый дух. Без крепкого здоровья
и надлежащей физической закалки человек
теряет необходимую работоспособность,
не в состоянии проявлять волевых усилий
и настойчивости в преодолении трудностей,
что может мешать ему развиваться в
других областях личностного становления.
В этом смысле физическое воспитание
выступает как исключительно важное
условие всестороннего развития учащихся
вообще.
Ключевой
проблемой в процессе всестороннего и
гармоничного развития личности является
умственное воспитание. Только благодаря
уму человек выделился из животного мира
как общественное существо, создал все
богатства материальной и духовной
культуры и обеспечивает непрерывный
социально-экономический прогресс. Вот
почему развитие пытливости, овладение
знаниями, совершенствование мышления,
памяти и сообразительности учащихся
должно выступать в качестве сердцевины
всестороннего развития личности.
Расширение кругозора особенно важно в
современную эпоху, характеризующуюся
мировыми процессами интеграции.
Не
менее существенной составной частью
всестороннего и гармоничного развития
личности является техническое обучение,
или приобщение ее к современным
достижениям техники, в том числе и
бытовой, овладение умениями и навыками
труда на наиболее распространенных
машинах, а также обращения с различными
инструментами и техническими
приспособлениями. Это создает предпосылки
для подготовки учащихся к работе на
современном производстве и профессиональной
ориентации, а также для жизни в современном
обществе, все сферы которого пронизывает
все более усложняющаяся техника.
Весьма
велика роль моральных принципов в
развитии и формировании личности. И это
понятно: прогресс общества могут
обеспечивать только люди с совершенной
моралью, с добросовестным отношением
к труду и собственности, что обусловливает
необходимость действенного морального
воспитания.
Вместе
с тем огромное значение придается
духовному росту членов общества,
приобщению их к сокровищам литературы,
искусства, формированию у них высоких
эстетических чувств и качеств. Все это,
естественно, требует эстетического
воспитания.
Есть
и еще два содержательных компонента,
которые органически входят в состав
всестороннего развития личности.
Первый
из них касается склонностей, творческих
задатков и способностей. Они есть у
каждого здорового человека. Вот почему
целенаправленная работа по их выявлению
и развитию является важной частью
всестороннего формирования учащихся.
Школа должна воспитывать у них
индивидуальную красоту, личностное
своеобразие, творческий подход к
выполнению любого дела.
Второй
компонент относится к производительному
труду и его роли в формировании личности.
Только он позволяет преодолеть
односторонность личностного развития,
создает предпосылки для полноценного
физического формирования человека,
стимулирует его умственное, нравственное
и эстетическое совершенствование.
Все
это позволяет сделать вывод об основных
структурных компонентах всестороннего
развития личности и указать на его
важнейшие составные части. В качестве
таких составных частей выступают:
умственное воспитание, техническое
обучение, трудовое обучение, физическое
воспитание, нравственное и эстетическое
воспитание, которые должны сочетаться
с развитием творческих склонностей,
задатков и способностей личности и
включением ее в производительный труд.
Однако
выше отмечалось, что воспитание должно
быть не только всесторонним, но и
гармоничным. Это означает, что все
стороны личности должны формироваться,
одновременно и в тесной взаимосвязи
между собой.
Важно,
чтобы воспитание способствовало и
умственному, и техническому, и
нравственному, и эстетическому, и
физическому формированию.
Будучи
идеалом воспитания, к которому стремится
общество, всестороннее и гармоничное
развитие личности определяет общее
направление учебно-воспитательной
работы. В этом смысле оно выступает как
общая цель воспитания. Для школьного
воспитания необходимо, чтобы этот идеал
был конкретизирован в соответствии с
теми социально-экономическими условиями,
в которых оно осуществляется. Это требует
более детальной разработки его содержания
и методов на каждом этапе развития
общества и школы с тем, чтобы не забегать
вперед и учитывать меру возможного в
его осуществлении.
В
статье «Всех начал начало», народный
учитель Галина Данилова пишет: «В
детстве особенно важно воспитание
чувств. Маленького человека необходимо
научить любить, жалеть, сострадать
человеку, чтить память, быть благодарным
людям за их труд».
К.
Д. Ушинский считал, что совершенствование
воспитания значительно раздвинет
пределы развития личности. «Мы уверены,
— писал он, — что воспитание, совершенствуясь,
может далеко раздвинуть пределы
человеческих сил: физических, умственных
и нравственных».
Формирование
личности происходит на основе всех
аспектов: физического, нравственного,
трудового, умственного, аскетического
воспитания, а так же духовного развития
человека.
Вся
эта работа начинается еще в младшем
дошкольном периоде и продолжается всю
человеческую жизнь. Человек вечный
познаватель нового. В старшем возрасте
этот процесс скорее самопознание мира.
Но наибольшая активность становления
личности происходит в подростковом
возрасте. Подростковый период — это один
из сложнейших этапов жизни человека.
Большое внимание можно уделить проблеме
экологии. Внедрение в воспитание этого
раздела убеждает воспитанника в нужности
этой проблемы. Наряду с этим, много
внимания уделяют педагоги развитию
гуманных, нравственных и эстетических
чувств человека.
Образовательный
процесс — как фактор развития личности
учащихся.
Обучение
неразрывно связано с воспитанием и
является средством воспитания учащегося.
Содержание
основных направлений развития человека
(интеллектуального, личностного и
деятельностного) показывает, что они
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без
их совместного осуществления не могут
произойти эволюционные изменения ни в
познавательном, ни в личностном развитии
человека. Особая роль в этом едином
процессе развития отводится обучению.
Оно должно быть развивающим и воспитывающим
по своей сути, так как «включается в сам
процесс развития ребенка, а не
надстраивается лишь над ним»*.* Рубинштейн
С.Л. Проблемы общей психологии. — М.,
1973.-С. 192.
Обучение
делает процесс личностного развития
более целенаправленным и менее
напряженным, помогает «смягчить»
протекание известных кризисов развития
(кризис новорожденности, кризис первого
года жизни, трех, семи лет и кризис
подросткового возраста). Каждый из этих
кризисов несет с собой много проблем,
вызывает беспокойство и создает сложности
как субъектам развития, так и родителям
и учителям.
Наиболее
полно принципы обучения были сформулированы
К.Д. Ушинским:
—
обучение должно начинаться своевременно
и быть постепенным (пусть дети приобретают
понемногу, но не теряют ничего из
приобретенного и пользуются им для
приобретения нового);
—
обучение должно вестись природосообразно
в соответствии с психологическими
особенностями учащихся;
—
порядок и систематичность — одно из
главных условий успеха в обучении;
—
школа должна давать достаточно глубокие
и основательные знания;
—
обучение должно всячески развивать у
детей самодеятельность, активность,
инициативу;
—
обучение должно быть посильным для
учащихся, не чрезмерно трудным и не
слишком легким;
—
преподавание всякого предмета должно
непременно идти таким путем, чтобы на
долю воспитания оставалось ровно столько
труда, сколько могут одолеть его молодые
силы.
Дидактика
выделяет три функции процесса обучения:
образовательную, развивающую и
воспитательную Баранов С. П. Сущность
процесса обучения: — М.: Прометей, 1981.
-357с. . Образовательная функция состоит
в том, что процесс обучения направлен,
прежде всего, на формирование знаний,
умений и навыков, опыта творческой
деятельности, что является основой
интеллектуального развития школьников.
Знание в педагогике определяется как
понимание, сохранение в памяти и
воспроизведение фактов науки, понятий,
правил, законов, теорий. В процессе
обучения ученики получают необходимые
фундаментальные сведения по основам
наук и видам деятельности, представленные
в определенной системе, упорядоченные,
при условии, что учащиеся осознают объем
и структуру своих знаний и умений ими
оперировать в учебных и практических
ситуациях. Современная дидактика
считает, что знания обнаруживаются в
умениях ученика и что, следовательно,
образование состоит не столько в
формировании “абстрактного” знания,
сколько в развитии умений использовать
его для получения новых знаний и решения
жизненных задач. Поэтому образовательная
функция обучения предполагает, что
обучение направлено, наряду со знанием,
на формирование умений и навыков, как
общих, так и специальных. Под умением
надо понимать владение способом
деятельности, способность применять
знания. Специальные умения относятся
к способам деятельности в отдельных
отраслях науки, учебного предмета
(например, работа с картой, лабораторная
научная работа). К общим умениям и навыкам
относятся владение устной и письменной
речью, информационными материалами,
чтение, работа с книгой, реферирование
и пр.
Так
же как воспитывающая функция, развивающий
характер обучения объективно вытекает
из самой природы этого социального
процесса. Правильно поставленное
обучение всегда развивает, однако
развивающая функция осуществляется
более эффективно при специальной
направленности взаимодействия учителей
и учащихся на всестороннее развитие
личности. Эта специальная направленность
обучения на развитие личности ученика
получила закрепление в термине
«развивающее обучение». В контексте
традиционных подходов к организации
обучения осуществление развивающей
функции, как правило, сводится к развитию
речи и мышления, поскольку именно
развитие вербальных процессов нагляднее
других выражает общее развитие ученика.
Таким
образом, развивающий характер обучения
предполагает ориентацию на развитие
личности как целостной психической
системы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник