Определение психического развития ребенка 4 года

Определение психического развития ребенка 4 года thumbnail

Определение
соответствия нервно-психического
развития возрасту ребенка проводится
по 4 показателям, отражающим особенности
социальных контактов и развитие
определенных психических функций:

  • Мышление
    и речь — характеризуют развитие интеллекта
    ребенка и одновременно отражают общий
    уровень его психического развития.

  • Моторное
    развитие — характеризует развитие
    движений ребенка: общих (т.е. всего тела)
    и ручных. Косвенно моторное развитие
    отражает состояние центральной нервной
    системы: дети, имеющие отклонения в
    поведении, нередко имеют отклонения в
    моторном развитии.

  • Внимание
    и память — характеризуют способность
    ребенка к сосредоточению внимания,
    устойчивость внимания, способность к
    запоминанию и воспроизведению информации
    (кратковременная и долговременная
    память).

  • Социальные
    контакты — характеризуют способность
    ребенка к общению, умению согласовать
    свои желания и потребности с желаниями
    и потребностями других детей; способность
    к совместной деятельности с другими
    детьми.

Большинство
показателей нервно-психического развития
определяется по «Анкете для выявления
особенностей поведения детей 4-6 лет».
При наличии отклонений в разделе
«Нервно-психическое развитие» напротив
соответствующего показателя делается
запись: «с отклонением». Медицинской
сестрой и врачом определяются только
отклонения в НПР, а их квалификация
(задержка или нарушение) дается
специалистом психоневрологом.

Для
оценки показателя «Мышление» медицинская
сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок
(2-3) из книжек для старшего дошкольного
возраста, для определения умения ребенка
составить рассказ по картинке: набор
карточек с изображением зверей, птиц,
ягод, посуды, мебели; одежды или др. (5-6)
для определения умения классифицировать
предметы.

Особое
внимание следует обратить на детей,
которые предпочитают рассказы с
неблагоприятным окончанием (мальчик
погибает), т.к. это является существенным
признаком негативных тенденций в
развитии личности ребенка или о крайне
неблагополучных условиях его воспитания.
Наиболее благоприятный ответ – когда
в рассказе ребенка, герой сам находит
выход из бедственного положения или
при минимальном участии других лиц.

Для
проверки умения группировать предметы
по классам ребенку предлагается набор
карточек, относящихся к какому-то одному
классу и туда вкладывается одна карточка
другого класса.

Отклонения в
моторном развитии фиксируются независимо
от того, относятся они к общей или тонкой
(ручной) моторике.

Считается,
что ребенок развивается с отклонениями
в вегетативном, эмоциональном или
психомоторном статусе или формировании
личности, если отмечен, хотя бы один
признак по каждому из этих пунктов.

Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет

1. Эмоционально-вегетативная сфера:

При опросе-беседе
отмечать:

  • Настроение:
    преобладает хорошее, ровное, устойчивое
    или отмечаются колебания настроения,
    повышенная плаксивость, раздражительность,
    тревожность, постоянное снижение
    настроения (особенно обращать внимание
    на фон настроения у школьников).

  • Наличие
    страхов (темнота, одиночества, чудовищ,
    животных, скелетов, бабы-Яги, болезни,
    смерти, высоты, огня, воды, открытого
    пространства и т.д., ночных страхов).

Соматовегетативные
проявления:

  • Сон
    и аппетит без отклонений или нарушения
    сна: затрудненное засыпание, беспокойный
    сон, ночные кошмары, сноговорение,
    трудность пробуждения.

  • Нарушения
    аппетита: пониженный, повышенный,
    избирательный, извращенный, тошнота,
    рвота, связанные с едой.

  • Нарушение
    навыков опрятности: энурез (ночной,
    дневной), энкопрез.

Вегето-диэнцефальные
проявления:

  • Наличие
    головных болей: возникают при соматических
    заболеваниях, физических нагрузках
    или утомлении; бывают часто или редко,
    утром или вечером; боль диффузная,
    локальная, тупая, острая, приступообразная,
    чувство тяжести в голове, неопределенные
    ощущения.

  • Утомляемость:
    бывает часто или редко, связана с
    физическими нагрузками или психическими,
    снижение работоспособности.

  • Плохая
    переносимость жары, транспорта, громких
    звуков, яркого света, некоторых запахов.
    Наличие головокружений, обмороков,
    тошноты.

2.
Психомоторная сфера и поведение:

Поведение:
ровное, спокойное, уравновешенное или
отмечаются повышенная возбудимость,
агрессивность, двигательная
растороможенность, заторможенность,
моторная неловкость, замкнутость,
склонность ко лжи, жестокость,
недоброжелательное отношение к близким
людям, негативизм.

Наличие
навязчивых движений (тиков) и действий:
моргание, нахмуривание лба, гримасничание,
подергивание плечами, шмыгание носом,
приглаживание волос, навязчивый счет,
ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических
привычек: кусание когтей, выдергивание
волос, онанизм, раскачивание головы или
туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная
или наличие расстройств, заикание,
косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

3.
Интеллектуальное развитие:

Отмечается
успешность усвоения школьных программ,
наличие трудностей обучения вследствие
плохой сообразительности, памяти,
недостаточного внимания, нарушения
выработки школьных навыков (чтения,
письма, счета преимущественно у школьников
1-4 классов).

Память,
внимание, мышление – приводятся
специальные тесты.

Заключение:
отмечать наличие-отсутствие отклонений
по каждому из выделенных разделов. В
случае наличия отклонений хотя бы в
одной из психических сфер необходима
консультация детских специалистов:
детского педиатра, психоневролога,
логопеда, психолога.

  1. Учебно-методический
    материал:

Ведущие
линии НПР ребенка в различные эпикризные
сроки

Определение психического развития ребенка 4 года

Соседние файлы в папке Для преподавателей

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Определение
соответствия нервно-психического
развития возрасту ребенка проводится
по 4 показателям, отражающим особенности
социальных контактов и развитие
определенных психических функций:

  • Мышление
    и речь — характеризуют развитие интеллекта
    ребенка и одновременно отражают общий
    уровень его психического развития.

  • Моторное
    развитие — характеризует развитие
    движений ребенка: общих (т.е. всего тела)
    и ручных. Косвенно моторное развитие
    отражает состояние центральной нервной
    системы: дети, имеющие отклонения в
    поведении, нередко имеют отклонения в
    моторном развитии.

  • Внимание
    и память — характеризуют способность
    ребенка к сосредоточению внимания,
    устойчивость внимания, способность к
    запоминанию и воспроизведению информации
    (кратковременная и долговременная
    память).

  • Социальные
    контакты — характеризуют способность
    ребенка к общению, умению согласовать
    свои желания и потребности с желаниями
    и потребностями других детей; способность
    к совместной деятельности с другими
    детьми.

Большинство
показателей нервно-психического развития
определяется по «Анкете для выявления
особенностей поведения детей 4-6 лет».
При наличии отклонений в разделе
«Нервно-психическое развитие» напротив
соответствующего показателя делается
запись: «с отклонением». Медицинской
сестрой и врачом определяются только
отклонения в НПР, а их квалификация
(задержка или нарушение) дается
специалистом психоневрологом.

Для
оценки показателя «Мышление» медицинская
сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок
(2-3) из книжек для старшего дошкольного
возраста, для определения умения ребенка
составить рассказ по картинке: набор
карточек с изображением зверей, птиц,
ягод, посуды, мебели; одежды или др. (5-6)
для определения умения классифицировать
предметы.

Особое
внимание следует обратить на детей,
которые предпочитают рассказы с
неблагоприятным окончанием (мальчик
погибает), т.к. это является существенным
признаком негативных тенденций в
развитии личности ребенка или о крайне
неблагополучных условиях его воспитания.
Наиболее благоприятный ответ – когда
в рассказе ребенка, герой сам находит
выход из бедственного положения или
при минимальном участии других лиц.

Для
проверки умения группировать предметы
по классам ребенку предлагается набор
карточек, относящихся к какому-то одному
классу и туда вкладывается одна карточка
другого класса.

Отклонения в
моторном развитии фиксируются независимо
от того, относятся они к общей или тонкой
(ручной) моторике.

Считается,
что ребенок развивается с отклонениями
в вегетативном, эмоциональном или
психомоторном статусе или формировании
личности, если отмечен, хотя бы один
признак по каждому из этих пунктов.

Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет

1. Эмоционально-вегетативная сфера:

При опросе-беседе
отмечать:

  • Настроение:
    преобладает хорошее, ровное, устойчивое
    или отмечаются колебания настроения,
    повышенная плаксивость, раздражительность,
    тревожность, постоянное снижение
    настроения (особенно обращать внимание
    на фон настроения у школьников).

  • Наличие
    страхов (темнота, одиночества, чудовищ,
    животных, скелетов, бабы-Яги, болезни,
    смерти, высоты, огня, воды, открытого
    пространства и т.д., ночных страхов).

Соматовегетативные
проявления:

  • Сон
    и аппетит без отклонений или нарушения
    сна: затрудненное засыпание, беспокойный
    сон, ночные кошмары, сноговорение,
    трудность пробуждения.

  • Нарушения
    аппетита: пониженный, повышенный,
    избирательный, извращенный, тошнота,
    рвота, связанные с едой.

  • Нарушение
    навыков опрятности: энурез (ночной,
    дневной), энкопрез.

Вегето-диэнцефальные
проявления:

  • Наличие
    головных болей: возникают при соматических
    заболеваниях, физических нагрузках
    или утомлении; бывают часто или редко,
    утром или вечером; боль диффузная,
    локальная, тупая, острая, приступообразная,
    чувство тяжести в голове, неопределенные
    ощущения.

  • Утомляемость:
    бывает часто или редко, связана с
    физическими нагрузками или психическими,
    снижение работоспособности.

  • Плохая
    переносимость жары, транспорта, громких
    звуков, яркого света, некоторых запахов.
    Наличие головокружений, обмороков,
    тошноты.

2.
Психомоторная сфера и поведение:

Поведение:
ровное, спокойное, уравновешенное или
отмечаются повышенная возбудимость,
агрессивность, двигательная
растороможенность, заторможенность,
моторная неловкость, замкнутость,
склонность ко лжи, жестокость,
недоброжелательное отношение к близким
людям, негативизм.

Наличие
навязчивых движений (тиков) и действий:
моргание, нахмуривание лба, гримасничание,
подергивание плечами, шмыгание носом,
приглаживание волос, навязчивый счет,
ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических
привычек: кусание когтей, выдергивание
волос, онанизм, раскачивание головы или
туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная
или наличие расстройств, заикание,
косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

3.
Интеллектуальное развитие:

Отмечается
успешность усвоения школьных программ,
наличие трудностей обучения вследствие
плохой сообразительности, памяти,
недостаточного внимания, нарушения
выработки школьных навыков (чтения,
письма, счета преимущественно у школьников
1-4 классов).

Память,
внимание, мышление – приводятся
специальные тесты.

Заключение:
отмечать наличие-отсутствие отклонений
по каждому из выделенных разделов. В
случае наличия отклонений хотя бы в
одной из психических сфер необходима
консультация детских специалистов:
детского педиатра, психоневролога,
логопеда, психолога.

  1. Учебно-методический
    материал:

Ведущие
линии НПР ребенка в различные эпикризные
сроки

Определение психического развития ребенка 4 года

Соседние файлы в папке Для студентов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ударцева Светлана
Возрастные особенности детей 4–5 лет: развитие психических процессов, игры

Возрастные особенности детей 4 — 5

Развитие личности ребенка 4-5 лет.

Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.

Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно — чувство долга.

К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться к собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.

С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т. д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным и т. д.)

В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.

Общение ребенка 4-5 лет.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.

Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

Развитие психических процессов в 4-5 лет.

Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года, пространство (верх, низ, далеко, близко, вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

Мышление.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Воображение.

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Речь.

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).

Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы, спортивные игры (мяч, прыгалка).

Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т. д.).

Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т. д.

Творческие игры: рисование (карандашами и красками, пластилин (предпочтительно не очень мягкий, аппликация.

Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было? что случилось и почему? Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т. д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.

Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.

Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.

Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомендуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания, у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.

Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности движений.

Происходит активное развитие органов чувств.

Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.

Рекомендуемая литература для родителей:

Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».

Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»

Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»

Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».

Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»

Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя.»

Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Росс Грин, «Взрывной ребенок».

Возрастные особенности ребенка 4 — 5 лет

Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.

Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т. п.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т. д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

Вам как его родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.

Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.

Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)

Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчество и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.

Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.

Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.

Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.

Источник