Определение общего уровня развития ребенка
Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.
Общая оценка уровня умственного развития ребенка
Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.
Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.
Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:
- Когда у тебя будет день рождения, то…
- Если пойдет сильный дождь, то тогда…
- Если кусочек льда положить на ладонь, то…
- Вечером становится темно, потому что…
- Девочка весело смеялась, потому что…
- Если летом будет жарко, то…
- Если гулять зимой без варежек, то…
- Девочка заболела, потому что…
- Мама похвалила мальчика, потому что он…
- В комнате погас свет, потому что…
С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.
Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.
Первая группа:
- 3 – 8 – 6
- 6 – 1 – 2
- 3 – 4 – 1 – 7
- 6 – 1 – 5 – 8
- 8 – 4 – 2 – 3 – 9
- 5 – 2 – 1 – 8 – 6
Вторая группа:
- 5 – 7 – 4
- 2 – 5 – 9
- 7 – 2 – 9 – 6
- 8 – 4 – 9 – 3
- 4 – 1 – 3 – 5 – 7
- 4 – 7 – 8 – 5 – 2
Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.
Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:
- Кошка, собака, коза, воробей.
- Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
- Мяч, кукла, юла, мальчик.
- Апельсин, яблоко, груша, лук.
- Тарелка, чашка, стакан, стол.
- Шкаф, стул, кресло, чайник.
За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.
Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.
Задания для оценки уровня речевого развития ребенка
Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.
Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:
- Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
- Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
- Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
- Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
- Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.
Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».
Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.
Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».
Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:
- ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
- ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
- ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
- ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.
Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.
Источник
На чтение 14 мин.
Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.
Игровая диагностика детей 3-4 лет “Кто что делает”
Общие требования
Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.
Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.
К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.
Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей
У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.
Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.
Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:
- Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
- Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
- Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.
Задания для диагностики и результаты оценивания
Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.
Диагностическое обследование детей 2-3 лет
Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.
Знания предметов ближайшего окружения
«Что где?». Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»
Тест на знание названий цветов
«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:
- угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
- поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.
Знания членов семьи
Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:
- кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
- что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
- чем занята бабушка? И т.д.
В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»
Знания об объектах и явлениях природы
«Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;
Тест для детей 3-х лет: назови зверушку
«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным.
«Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.
«Кто как голос подаёт?». Ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто как подаёт голос, например, корова мычит, собака гавкает, утка крякает и т.д.
«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).
Тест для детей 2-х лет
По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:
- травах и деревьях (3-4 вида);
- домашних птицах;
- диких птицах (2-3 вида);
- овощах и фруктах (5-6 видов);
- некоторых свойствах песка и воды;
- трудовых действиях взрослых и детей;
Диагностическое обследование детей 3-4 лет
Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.
Знания о ближайшем окружении
«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.
Тест для детей 4-х лет на знание эмоций
«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».
Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями
«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.
В 4-е года ребенок уже должен быть знаком с книгами
«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.
Знания об объектах и явлениях природы
«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.
Игра “Чудесный мешочек” – угадай фрукт на ощупь
«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.
Диагностика может быть оформлена в таблицу.
Знания и умения | Критерии оценки | |
Умение определять состояние погоды: холодная, тёплая, жаркая, ветреная, дождливая | ||
Знание характерных особенностей времен года (осенью – желтеют листья, весной – бегут ручьи…) | ||
Знание 3-4 комнатных цветов, их частей. Понимание, что для их роста необходимы вода и свет, забота человека. | ||
Определение овощей и фруктов, узнавание их на вкус. | ||
Первоначальные представления о диких и домашних животных: названия, места проживания, детёныши. | ||
Названия членов семьи, их домашние обязанности | ||
Название города, улицы, некоторые особенности района. | ||
Профессии (3- 4 вида) |
Диагностическое обследование детей 4- 5 лет
Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.
Знания о предметах ближайшего окружения
«Виды транспорта». Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.
Задание для детей 4-х лет на знание геометрических фигур
«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).
«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:
- Как называют людей, идущих по улице?
- Где должны ходить пешеходы?
- Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
- Что означают цвета светофора?
Карточки для знания причин пожара
«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.
«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.
«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»
Знания об объектах и явлениях природы
«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».
«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.
Задание для детей 4-5 лет на внимательность
«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).
Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.
Знания и умения | Критерии оценки |
Овощи и фрукты, способы ухода. | |
Название частей растения: корень, ствол (стебель), ветки, листья | |
Названия деревьев (5-7 видов) | |
Названия садовых цветов (5-6 видов) | |
Времена года | |
Зимующие и перелётные птицы (по 4-5 видов) | |
Домашние птицы, детёныши | |
Насекомые | |
Некоторые свойства воды, песка | |
Профессии (5-7 названий). Орудия труда | |
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы. | |
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный) | |
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности. | |
Названия страны, столицы, узнавание символов государства. | |
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, 1-2 известных земляков. | |
Государственные праздники. | |
Некоторые рода войск, военной техники |
Диагностическое обследование детей 6-7 лет
Для выявления уровня познавательного развития дошкольников этого возраста задания могут проводиться в форме беседы, поскольку у детей уже есть некоторый багаж знаний, позволяющий не опираться на иллюстрации.
Занятие с ребенком 6-ти лет
Знания о национальной культуре
У старших дошкольников происходит начальное знакомство с историей и культурой России. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания патриотических чувств детей этого возраста необходимо водить в музеи, выставки, готовить развлечения познавательного характера.
«Одень куклу». Игру лучше будет проводить для двоих детей, тогда она будет иметь не только познавательный, но и соревновательный характер. Подготовить бумажных кукол (мальчика и девочку), изображения современной одежды и национального костюма (сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, кушак, кафтан, лапти). Детям нужно одеть кукол в национальные костюмы, выигрывает тот, кто это сделает быстро и правильно.
Тест в игровой форме на знание русского национального костюма
«Русские обычаи». Сюжетные картинки с изображением праздников, издавна отмечаемых на Руси (Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха и др.). Взрослый просит ребёнка назвать изображённые праздники вспомни народные праздники и рассказать о них, опираясь на вопросы:
- Когда отмечают Рождество?
- На какой праздник пекут блины?
- Когда красят яйца?
- Для чего сжигают чучело?
Знания об объектах и явлениях природы
«Цепь питания». Игра для развития умений устанавливать причинно-следственные связи. Приготовить предметные картинки, на основе которых ребёнок будет составлять цепь питания (например: лиса, мышь, зерно; водоросли, белый медведь, рыба; яблоко, птица, гусеница и т.д.).
«Кто где живёт?». Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Заранее подготовлены рамки разных цветов. Ребёнку нужно разместить обитателей воздуха в белую рамку; в голубую — водных обитателей, в зелёную — обитателей земли.
Проверка знаний детей 6-7-ми лет
«Что где растет?». Макеты или коллажи леса, луга, сада, огорода, поля. Предметные картинки с изображением деревьев и кустарников, садовых, полевых, луговых цветов, грибов, овощей и фруктов, ягод. Ребёнку нужно назвать растения, разместить по местам их произрастания и объяснить свой выбор.
«К дереву – беги!». Игра проводится на улице, лучше в парке или в лесу. Ведущий даёт команду: «Раз, два, три к берёзе – беги!», а ребёнок её выполняет.
«Неживая природа». Перед ребёнком три сосуда с песком, глина, водой; пустые сосуды, воронка, краски.
Взрослый просит назвать содержимое сосудов и беседует по вопросам:
- Из чего состоит песок?
- Где люди используют песок?
- Можно ли лепит из сухого песка? Почему? Что нужно сделать, чтобы была возможность слепить?
- Что лучше пропускает воду песок или глина? Докажи.
- Назови свойства воды.
- Смогут ли обходиться без воды живые существа?
Тестовое занятие на готовность ребенка к школе
Результаты диагностики рекомендуем занести в таблицу.
Знания и умения | Критерии оценки |
Овощи и фрукты, способы ухода. | |
Ягоды | |
Деревья и кустарники | |
Садовые, луговые, полевые, лекарственные растения | |
Времена года, отличительные признаки | |
Зимующие и перелётные птицы | |
Домашние птицы, детёныши | |
Рыбы. Морские обитатели. Аквариумные рыбки | |
Дикие и домашние животные, их детёныши | |
Животные севера и юга | |
Насекомые | |
Свойства воды, песка, глины, воздуха, бумаги, ткани | |
Профессии. Орудия труда | |
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы, бытовые электроприборы. | |
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения. | |
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности. | |
Названия страны, столицы, символы государства. | |
Государственные праздники, традиции и обычаи | |
Известные памятники архитектуры | |
Известные россияне (писатели, поэты, художники, композиторы, учёные) | |
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, имена известных земляков. | |
Некоторые рода войск, военной техники |
Первые вопросы познавательного характера «Почему? Для чего?», характерны для возраста детей 3-4 лет. Это очень важный этап для развития дошкольников, значит, что они готовы познавать, изучать новую информацию. Родителям необходимо приложить усилия, чтобы это время продлилось как можно дольше. Постепенно желание задавать вопросы у ребенка уменьшается, а может и вообще исчезнуть, если он не будет иметь поддержку со стороны взрослых.
Подводя итоги диагностического обследования познавательного развития детей дошкольного возраста, взрослые должны понимать, что это не конечный результат, а ступенька для дальнейшего становления личности ребёнка.
Источник