Определение целей и задач развития ребенка

Определение целей и задач развития ребенка thumbnail

АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Технология постановки цели и задач к непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

Технология постановки цели и задач к непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

Из опыта работы могу сказать, что наибольшие затруднения при составлении конспектов непосредственно образовательной деятельности (НОД) у педагогов вызывает вопрос формулирования цели и задач данной деятельности. Типичными ошибками является постановка не одной, а нескольких целей, постановка не реальных задач, несоответствие задач поставленной цели. Поэтому я хочу представить вашему вниманию следующее.

Целеполагание — это начальная точка в любой человеческой деятельности. Цель вне деятельности просто не существует.  Первым шагом при подготовке к любому занятию, как, впрочем, и при подготовке к воспитательному мероприятию, является проектирование цели, которая задает общий ход процесса воспитания и обучения, определяет содержательную и процессуальную стороны занятия, выбор методов и средств обучения, характер познавательной деятельности воспитанников и результативность учебного процесса.

Давайте окинем взглядом процесс воспитания и обучения. Что мы видим? Мы, педагоги, готовясь к занятию, ставим цель и конкретизирующие ее задачии разрабатываем методическое обеспечение: например, ряд заданий. Здесь и возникает парадокс. Чьи это цели и задачи? НАШИ (это МЫ видим смысл и цель конкретного задания и его перспективу в общем процессе обучения). А кому выполнять задания, с помощью которых эти цели достигаются? ДЕТЯМ.Получается парадокс: дети выполняют наши, часто не понятные и ненужные им задачи! И мы еще удивляемся, почему они делают это вяло, из-под палки или не делают вовсе. А вы бы стали решать непонятные задачи чужого человека? Нет, конечно. Вы потребовали бы дополнительных разъяснений, дополнений, потом взвесили бы все с точки зрения актуальности их лично для вас, и, лишь признав их действительно необходимыми, то есть, ПРИНЯВ ИХ, СДЕЛАВ СВОИМИ, вы начали бы действовать. «Ребенок не  сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Поэтому к постановке воспитательной цели есть одно требование – максимальный учет собственной активности воспитанника. Почему же мы отказываем детям в этом естественном процессе рассмотрения и принятия цели, почему считаем, что они безропотно должны принимать поставленные цели и задачи лишь на основании того, что мы старше и умнее? Дайте детям возможность самим поставить эту цель, замотивировав их.

Что такое – цель? Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Или коротко словами Третьякова П. И.: «Цель — это осознанный желаемый результат».  Т. е. другими словами, цель – это то, к чему мы стремимся в итоге, и она формируется ориентируясь на проблему. Обратите внимание, что цель формулируется при помощи слов формирование, создание, развитие. Окончание «ИЕ».

Цели должны быть:

• Конкретные; 

• Измеримые; 

• Достижимый; 

• Ориентирована на результат; 

• Соотносимые с конкретным сроком.  

Конкретные цели. Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге возможно достижение результата, отличающегося от запланированного.  

Измеримые цели. Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно отследить достижение результата.

Достижимые цели. Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. При постановке цели учитывайте, что она не должна приводить к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.

Ориентированные на результат цели. Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. При таком целеполагании достигается максимальная эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.  

Цели, соотносимые с конкретным сроком. Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.  

После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ) отражает основное содержание НОД, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Постановка ТДЦ занятия (целеполагание) – идеальное предвосхищение его конечных результатов.

Задача – это средство достижения цели

Соответственно на занятии решаются и три вида задач: обучающие (направлены на освоение системы знаний и формирования умений и навыков, воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности) и развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).

В отличии от цели, задач всегда несколько, и направлены они на устранение причин. Формулируются задачи с глагола в неопределенной форме, например, повысить, разработать, создать…

Способ постановки задач

Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые педагог хочет произвести в воспитаннике, через описание на языке способностей, умений, личностных качеств и социальных достижений. Каждый раз, формулируя задачу,педагог отвечает для себя на вопрос: что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах  воспитанника в результате моей деятельности, и на какое изменение я рассчитываю? Ответ на этот вопрос и есть задача педагогической деятельности. Это один из самых трудных этапов работы, т. к. он связан с освоением новой профессиональной идеологии, нового стиля мышления.Однако результат достоин всех усилий: у педагога появляются задачи, которые в самом высоком смысле могут быть названы педагогическими.

Общие требования к постановке задач занятия:

1. Задачи ставятся с учетом целей и назначения всего процесса обучения;

2. Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;

3. Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;

4. Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;

5. Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);

6. Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);

7. В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать, формировать, воспитывать и пр.).

Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития ребенка.

Источник

МБДОУ «Заветненский детский сад «Аленький цветочек»

Советского района Республики Крым

ПАМЯТКА

для воспитателей ДОУ

Подготовил:

старший воспитатель

Путинцева Е.В.

  • Цель всегда одна.

  • Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.

1.Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их обязательно начинать с глагола.

Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т.д.

Обучающие задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

Примерные формулировки обучающих задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС:

  1. расширить знанияо..

  2. обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,

3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения,навыки),

4.«Актуализировать знания детей о …»

-«Создать условия для получения детьми знания о …»

-«Мотивировать детей к самостоятельному изучению..

-«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

-«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

-«Стимулировать детей к…»

Примерные формулировки обучающих задач НОД тренировочного и итогового характера:

1.«Актуализировать знания детей о …»

-«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…

-«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

2.«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

-«Содействоватьусвоению..……. овладению…..

Примерные формулировки развивающих задач НОД:

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций, (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:

— если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов,

«начать работу по развитию» и т.д.

если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», «продолжать формировать…», «совершенствовать …», «способствовать…»и т.д.

-«Развивать умение…»

-«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком…..

-«Способствовать развитию плавности речи…

-«Продолжать развивать умение …

-«Продолжать развивать

Примерные формулировки воспитательных задач НОД:

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:

  • если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» ит.д.

  • если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий —

«продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать …» и т.д.

При планировании хода НОД необходимо помнить:

НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

— организационный момент;

— актуализацию имеющихся знаний;

— сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;

— сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);

— итог НОД.

Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности (музыкальная деятельность, занятия физкультурой, если вместо физминутки используется подвижная игра).

В ходе НОД надопомнить:

В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намноголучше.

Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.

Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.

Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого- нибудь») Спросите меня!»

При подведении итога НОД надо помнить:

Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

Не хвалить каждый раз всех детей (кроме младшей группы) словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание-составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.

Источник

Татьяна Кушаева
Цели и задачи личностного развития дошкольника

Цели и задачи личностного развития дошкольника

Социально-коммуникативное развитие детей.

Данное направление является наиболее важным, в развитии детей дошкольного возраста. Данное направление, действительно очень важное, т. к. в настоящее время окружение и окружающий мир детей, ограничен, что влияет, на воспитанность детей, на их восприятие окружающей среды, многие дети не умеют правильно разговаривать, они выражают свои мысли, при помощи тех фраз, которые слышать в компьютерных играх, так же присутствует слой детей, которые растут в неблагополучных условиях, соответственно развитие таких детей заторможено, они не приспособлены к социому.

Поэтому первоочередная цель ФГОСа, это социализация детей, развитие их культурного и социального образования.

Данная цель направлена на:

Привитие социальных норм и ценностей, принятых в обществе;

Привитие культуры общения со взрослыми и сверстниками;

Привитие самостоятельности, целеустремленности в действиях;

Развитие у детей отзывчивости и эмоциональности;

Привитие групповой работы, взаимодействия со сверстниками;

Это основные формы и принципы, реализации социально-коммуникативного развития, в сфере применения ФГОС.

Формы образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию дошкольников.

Формы социально-коммуникативного развития бывают нескольких видов, индивидуальные и групповые. Данные формы пересекаются в своей реализации. Образовательная деятельность строится непрерывной в течении всего дня, дети все свое время вовлечены в образовательный процесс, это игровые ситуации, творческие игры, беседы с воспитателем, речевые тренинги. Так же самостоятельная деятельность детей, она выглядит, как самостоятельные игры, помощь в быту, чтение и декламирование стихов, игра в развивающие игры.

Социально-коммуникативное развитие, это формирование умений ребенка в природе, в быту и социуме, поэтому как воспитателям, так и родителям, обязательно требуется поддерживать в ребенке желание помогать взрослым, это не каприз ребенка, это возможность познания новых эмоций и умений, приобретение новых навыков, и применение теоретических знаний на практике в окружающем их мире.

Самый простой способ социально-коммуникативного развития ребенка, это воспитание в виде игры.

Социализация детей в обществе.

Взрослые, сами практически утратили взаимосвязь с игрой, еще в конце 80 годов, семьями садились вечерами и играли в настольные игры, как взрослые, так и дети, взрослые с удовольствием поддерживали игры детей. То в настоящее время, практически ни в одной семье, не встретить, когда родители проводят вечера со своими детьми, играя в муравьишку, математическое домино, или в монополию. Родители сами разучились играть, они не могут самостоятельно выбрать какую игру взять для игры, и отговариваются что у них есть более серьезные занятия, чем играть в игры.

На данный момент, большинство родителей считают, что для игры нужна хорошая игрушка, которая заменить партнера, отсюда и появляются у детей, говорящие игрушки, которые обучают детей считать, помогают изучить буквы, но родители не понимают, если с данной игрушкой они и ребенок будут играть вместе, то ребенок будет воспринимать данный материал быстрее и с большим удовольствием.

В нынешней системе воспитания, дети и взрослые разделены, дети не включаются в трудовые отношения, ни привлекаются в решение бытовых вопросов, при этом детей лишают еще и игровой деятельности. Все это ребенку заменили интерактивные игры, компьютер и телевизор, при этом у ребенка начинает формироваться взрослая и зрелая личность, многие родители умиляются, какой умненький у меня сыночек или дочка, лучше меня развирается в том или ином, и совершенно не думают о том, что у ребенка просто крадется его детство.

Ребенок черпает информацию из мультфильмов, компьютера, аттракционов, редко из театра, цирка, при чем взрослые в этом не принимают участие, данные направления, дают информацию и впечатления.

Даже в городе, идут ограничения в игре, застройки, скученность населения, убогие игровые площадки, практически изолируют детей друг от друга, детям негде побегать и придумать подвижные игры, т. к. почти все дворы заставлены машинами, и дворы используют как проезжую часть. Если раньше дети играли в казаки-разбойники, салочки, вышибалы, догонялки, то сейчас для них нет пространства, да и детей в таком количестве во дворах набирается не так много.

В системе общества, место ребенка меняется, отсутствует деятельность, включающая ребенка в социум, что очень отражается на восприятии ребенка.

Список использованной литературы:

1. Краснощекова Л. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. — Ростов н/Д.: Феникс.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия Развития, 1996.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

4. Романов А. А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.

5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия Развития, 1996.

6. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.

Источник