Онтогенезе развитие ребенка проблема в возрастной психологии
Человек проходит от рождения до зрелости
сложный путь психического развития.
Если сравнить психику ребенка в первый
год его жизни с тем уровнем психического
развития, которого он достигает через
5–6 лет жизни, то можно заметить не только
количественное, но и качественное
различие.
В настоящее время существует множество
подходов к проблеме развития психики
ребенка, причем в разных подходах
выделяют различные стадии развития
психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев
выделяет семь стадий развития психики
ребенка, Ж. Пиаже – четыре, а Э. Эриксон
– восемь.
Рассмотрим более подробно характеристики
психологического содержания стадий,
выделенных А. Н. Леонтьевым.
Первая стадия – стадия новорожденного
(до 2 месяцев).Ребенок рождается,
обладая относительно высокоразвитыми
органами чувств, органами движения и
нервной системой, формирование которых
происходит во внутриутробный период.
Нервная система новорожденного, включая
кору головного мозга, в общем уже
полностью анатомически оформлена. Но
развитие микроскопической структуры
коры еще не завершено, в частности
миелинизация нервных волокон двигательных
и чувствительных зон коры только
начинается.
Образ жизни новорожденного мало
отличается от его образа жизни во
внутриутробный период: в состоянии
покоя ребенок сохраняет прежнюю
эмбриональную позу; сон занимает 4/5
всего времени; внешняя активность
ребенка в значительной мере сосредоточена
на удовлетворении своих потребностей
в пище; ручные и переместительные
движения отсутствуют вовсе. В возрасте
трех-четырех недель у ребенка начинается
подготовка к переходу к следующей, более
высокой стадии развития. В это время
появляется своеобразная сложная реакция,
выражающаяся в общем оживлении ребенка
в присутствии человека. Эта реакция
среди исследователей получила название
«реакция оживления». Развитие этой
реакции начинается с того, что в ответ
на приближение говорящего человека
ребенок начинает улыбаться и у него
появляется общая положительная
направленность, пока еще не дифференцируемая.
То есть у ребенка начинают появляться
первые признаки предметного восприятия.
Таким образом, основными характеристиками
данной стадии являются: миелинизация
нервных волокон; формирование простейших
поведенческих актов и ориентировочных
реакций; возникновение реакции
«оживления».
Ранний младенческий возраст (от двух
до шести месяцев).На данной стадии
психического развития ребенок начинает
оперировать предметами, и у него
формируется восприятие. Особенно активно
ребенок оперирует предметами (с
одновременным зрительным фиксированием)
в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому
можно полагать, что в этом возрасте
происходит бурное развитие процессов
восприятия. Таким образом, главной
особенностью данной стадии является
развитие действий с предметами и
процессов предметного восприятия.
Поздний младенческий возраст (от 6 до
12–14 месяцев).Во второй половине
первого года жизни ребенок осваивает
новые действия, что связано с изменением
его отношения к окружающему миру. На
седьмом месяце жизни у ребенка уже
хорошо развиты ручные предметные
движения. Укрепление костно-мышечной
системы приводит к развитию диапазона
движений ребенка, что, в свою очередь,
является предпосылкой к увеличению
потока информации из окружающей среды.
Все это приводит к увеличению
самостоятельности ребенка. Его
взаимоотношения со взрослыми все больше
приобретает форму совместной деятельности,
при которой взрослый чаще всего
подготавливает действие ребенка, которое
тот выполняет сам. С помощью подобного
взаимодействия уже можно установить
общение с ребенком через предметы.
Следовательно, деятельность ребенка в
данный период развития управляется уже
не восприятием отдельных предметов или
их совокупности, а сложным соотношением
собственного предметного действия
ребенка и действия взрослого. На этой
основе у ребенка начинает возникать
первое осмысление предметов. В ходе
установленного «предметного» контакта
у ребенка начинает формироваться речь.
Ребенок начинает подражать взрослому
более осознанно, что свидетельствует
о появлении у ребенка возможности
овладения общественно выработанными
способами действий. Это, в свою очередь,
обеспечивает появление в конце данной
стадии специфически человеческих
двигательных операций с предметами.
При этих операциях большой палец
противопоставляется остальным, что
характерно только для человека.
Преддошкольный возраст (от одного
года до трех лет)характеризуется
возникновением и первоначальным
развитием специфически человеческой,
общественной по своей природе деятельности
ребенка и специфической для человека
формы сознательного отражения
действительности. Сущность основных
изменений в психике ребенка в этот
период заключается в том, что ребенок
овладевает человеческим отношением к
непосредственно окружающему его миру
предметов. Причем познание свойств
предметов осуществляется ребенком
через подражание действиям взрослых с
ними, т. е. происходит познание
предметов одновременно с осмыслением
их функций. Овладение функциями предметов
у ребенка происходит двояко. С одной
стороны – это развитие простейших
навыков, таких как владение ложкой,
чашкой и др. Другая форма овладения
предметами – это манипулирование ими
в процессе игры.
Появление игры знаменует новую стадию
развития психики ребенка. Он уже познает
мир не только при взаимодействии со
взрослым, но и самостоятельно. На этой
основе ребенок овладевает и словами,
которые тоже осознаются им прежде всего
как обозначающие предмет с его функциями.
При этом в процессе игры речь все чаще
становится включенной в деятельность,
все чаще начинает выполнять функцию не
только обозначения предметов, но и
средства общения. Однако отличительной
особенностью игр ребенка в этом возрасте
в сравнении со следующей стадией –
стадией дошкольного возраста – является
отсутствие воображаемой ситуации в
игре. Ребенок, манипулируя предметами,
просто подражает действиям взрослых,
не наполняя их содержанием, но в процессе
игры у ребенка интенсивно развиваются
восприятие, способность к анализу и
обобщению, т. е. происходит интенсивное
формирование мыслительных функций.
Дошкольный возраст (от трех до семи
лет).Главным отличием этого возраста
является наличие противоречия между
стремлением ребенка к действительному
овладению миром предметов и ограниченностью
его возможностей. В этом возрасте ребенок
стремится делать не то, что может, а то,
что видит или слышит. Однако многие
действия ему еще не доступны. Это
противоречие разрешается в сюжетной
игре. Источниками игр являются впечатления
ребенка, все то, что он видит или слышит.
В процессе ролевой игры происходит
формирование творческого воображения
и способности произвольно управлять
своим поведением. Ролевые игры также
способствуют развитию восприятия,
запоминания, воспроизведения и речи.
Другой важнейшей особенностью данной
стадии является процесс формирования
личности ребенка. В ходе этого процесса
закладываются черты характера ребенка.
Младший школьный возраст (от 7 до 12
лет).Поступление в школу характеризует
новый этап развития психики ребенка.
Теперь его система отношений с окружающим
миром определяется не только
взаимоотношениями со взрослыми, но и
взаимоотношениями со сверстниками.
Кроме этого у него теперь есть обязанности
перед обществом. От выполнения этих
обязанностей зависит его будущее, его
место в социуме.
Следует отметить, что и на предыдущих
стадиях своего развития ребенок учился,
но лишь теперь учеба предстает перед
ним как самостоятельная деятельность.
Школа предъявляет серьезные требования
к вниманию ребенка, в связи с чем и
происходит бурное развитие произвольного
(контролируемого) внимания, произвольного
целенаправленного наблюдения. Точно
так же возрастает продуктивность памяти
ребенка, хотя в первое время обучения
память сохраняет преимущественно
образный, конкретный характер. Поэтому
дети запоминают буквально даже тот
текстовый материал, который не требуется
учить наизусть.
Особенно интенсивно в младшем школьном
возрасте развивается мышление детей.
Оно становится более связанным,
последовательным и логическим. Вместе
с тем у ребенка в этом возрасте происходит
бурное развитие речи, что во многом
связано с овладением письменной речью.
В процессе обучения у ребенка происходит
развитие личности. Прежде всего у него
меняются интересы. Детские интересы
благодаря развитию познавательных
процессов заменяются учебными интересами.
Исключительно важную роль в формировании
личности ребенка играет коллектив.
Начав обучаться в школе, ребенок впервые
сталкивается с ситуацией, когда окружающие
его сверстники объединены определенной
целью и на них возлагаются определенные
обязанности. Он впервые сталкивается
с понятиями «коллектив» и «коллективная
ответственность». Все люди, окружавшие
его ранее, в том числе и дети в детском
саду, не были коллективом. Основной
социально-значимой единицей для ребенка
была семья.
Другой особенностью этого периода
является то, что на его завершающей
стадии происходит разделение деятельности
на «мужскую» и «женскую». Мальчики все
больше интересуются мужской деятельностью,
а девочки – женской.
Подростковый возраст и начало юности
(от 13–14 до 17–18 лет)характеризуется
продолжением обучения. Вместе с тем
ребенок все более включается в жизнь
общества. В это время происходит
завершение ориентации ребенка в
зависимости от пола на «мужскую» и
«женскую» деятельность. Более того,
стремясь к самореализации, ребенок
начинает показывать успехи в конкретном
виде деятельности, высказывать мысли
о будущей профессии.
В это же время происходит дальнейшее
развитие познавательных психических
процессов и формирование личности. В
процессе формирования личности происходит
изменение интересов ребенка. Они
становятся более дифференцированными
и стойкими. Учебные интересы уже не
имеют первостепенного значения. Ребенок
начинает ориентироваться на «взрослую»
жизнь. Также следует отметить, что на
формирование личности в этот период
оказывает воздействие процесс полового
созревания. У молодого человека отмечается
бурное развитие организма, деятельность
отдельных органов (например, сердца)
претерпевает определенные изменения.
Завершается половая идентификация
подростка.
Под воздействием всего комплекса
факторов происходит изменение
психологического облика ребенка. В
поведении мальчиков все более заметны
мужские черты, а у девочек все чаще
проявляются женские поведенческие
стереотипы.
Следует отметить, что развитие психики
не завершается в период юности.
Определенная динамика психического
развития отмечается и в более позднее
время. Поэтому в современной психологии
принято выделять еще два периода:
акмеологический период развития, или
период взрослости, и период геронтогенеза.
Акмеологический период развития
охватывает возраст от 18 до 60 лет.Впервые термин «акмеология» был предложен
Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином
(акме– высшая точка, расцвет,
зрелость, лучшая пора) принято обозначать
период зрелости как самый продуктивный,
творческий период жизни человека. В
отличие от юношеского периода,
акмеологический характеризуется тем,
что в нем завершается общесоматическое
развитие и половое созревание человека,
который достигает своего оптимума
физического развития. Этот период
характеризуется также наиболее высоким
уровнем интеллектуальных, творческих,
профессиональных достижений.
Период геронтогенеза – это поздний
период человеческой жизни. В нем принято
выделять три фазы: пожилой возраст (для
мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74
года); старческий возраст – 75–90 лет;
долгожители – 90 лет и старше.
В целом данный период характеризуется
угасанием физических и психических
функций. Отмечается снижение интенсивности
углеводного, жирового и белкового
обмена. Уменьшается способность клеток
осуществлять окислительно-восстановительные
процессы. Снижается общая активность
организма. В то же время отмечается
снижение возможностей психических
функций, особенно памяти, внимания,
мышления.
Однако следует отметить, что протекание
данного периода в значительной степени
определяется индивидуальными особенностями
человека. На позднем этапе онтогенеза
роль личности, ее социального статуса,
ее включенности в систему общественных
связей особенно велика для сохранения
трудоспособности человека. Особое
значение для противостояния инволюции
человека имеет его творчество. Сегодня
мы знаем много примеров выдающихся
ученых и деятелей искусств, которые
очень долго сохраняли трудовую и
творческую активность. Так, И. П. Павлов
создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года,
а «Лекции о работе больших полушарий
головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой
написал «Воскресенье» в 71 год, а
«Хаджи-Мурата» – в 76 лет. Высокой
творческой активностью и продуктивностью
в поздние годы жизни отличались
Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу,
В. Гете и др. Таким образом, любой
человеческий возраст по-своему прекрасен.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
При
исследовании психологических особенностей
детей и подростков с различными
нарушениями в развитии основной задачей
специалиста является психологическая
квалификация основных нарушений, анализ
структуры и степени тяжести дефекта.
Важное
значение при изучении психики ребенка
с проблемами в развитии имеет анализ
стадий их возрастного развития.
На
необходимость онтогенетического подхода
при изучении различных аномалий в
детском возрасте неоднократно указывали
отечественные и зарубежные клиницисты
и педагоги еще в середине XIX века.
Исследования
Ч. Дарвина способствовали созданию
эволюционной неврологии, психиатрии,
психологии и педагогики. Несмотря на
то что главные интересы ученого были
связаны с эволюционной теорией, Дарвина
можно с уверенностью назвать первым
возрастным психологом. В 1877 году он
опубликовал короткую статью о психическом
развитии своего сына. Наблюдения за
сыном помогло Дарвину углубить
представление об эволюции врожденных
форм человеческого общения. В своей
работе Дарвин убедительно показал, что
процесс развития — это процесс постепенной
адаптации ребенка к окружающей среде
и это возможно объяснить с точки зрения
эволюционной теории. Эволюционная
теория рассматривает человека как часть
природы, и соответственно встает вопрос
о сходстве и различии между человеком
и животным. В работах Дарвина представлено
соотношение индивидуального развития
(онтогенеза) и эволюции видов (филогенеза).
Онтогенез
(от греч. ontos — сущее, genesis — рождение,
происхождение) — процесс индивидуального
развития организма от момента зарождения
до конца жизни. Онтогенез представляет
собой развитие наследственной основы
организма в конкретных условиях внешней
среды. В онтогенезе каждый организм
проходит последовательные периоды
развития. Различают два основных периода
— это зародышевый (пренатальный) и
послезародышевый (постнатальный). Объем
генетической информации, заложенный в
яйцеклетке, определяет сложнейший
процесс развития. Вместе с тем весь ход
эмбрионального развития является
результатом взаимопроникновения
факторов генетических (внутренних) и
экзогенных (внешних)
В
психологии под онтогенезом понимается
формирование основных структур психики
индивида в течение детства и отрочества.
Изучение развития психических явлений
и возрастной анализ их изменчивости
является главной задачей возрастной
психологии, которая успешно разрабатывается
в трудах отечественных и зарубежных
психологов.
Категория
развития является важнейшим методологическим
принципом психологической науки. В
отечественной психологии идеи развития
получили новое содержание, они уточнялись
и обогащались в рамках сравнительной,
детской и педагогической психологии.
При изучении психического развития
ребенка на первом плане стояли вопросы
его многогранности.
В
работах отечественных психологов конца
XIX — начала XX века анализируются сложные
механизмы перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов у детей и
подростков (Селли, 1901;Трошин, 1916; Гезелл,
1932 и др.). Одновременно с раскрытием
различных характеристик психического
развития в тот период разрабатываются
и вопросы его детерминации. Согласно
концепциям того периода, психические
свойства индивида детерминированы
изнутри самой природы человека. Для них
характерна биологическая ориентация
в объяснении явлений онтогенеза психики,
тенденция сводить формирование
психической деятельности и этапы ее
становления к созреванию материального
субстрата психики. Типичным представителем
данного направления является Арнольд
Гезелл. В одной из ранних работ он писал:
«Потенция развития зависит в основном
от врожденных моментов, но структура
личности почти нацело определяется
теми социальными условиями, в которых
развивается юная психика» (Гезелл, 1932,
с. 19). Л. С. Выготский в предисловии к
книге А. Гезелла «Педология раннего
детства» пишет: «…если тайна человеческой
личности разрешается так просто, то в
чем же тогда качественное своеобразие
человеческого детства, человеческой
личности» (там же, с. 11).
Существенное
значение в критике биологизаторского
подхода к развитию психики человека в
тот период имели теоретические положения
Л. С. Выготского. На начальных стадиях
создания культурноисторической теории
Выготский отмечал, что «элементарные
функции ребенка» имеют натуральный,
природнонаследственный характер.
Позднее же, опираясь на более широкие
экспериментальные данные, Выготский
убедительно доказал, что даже самые
элементарные функции, возникающие на
самых ранних эта пах жизни ребенка,
имеют опосредованную социальную
структуру. Развитие психики проявляется
в изменении отношений между отдельными
функциями. В ходе детского развития,
как подчеркивал Выготский, складывается
совершенно новая система функций. Тип
взаимосвязей высших психических функций
между собой отличается тем, что
функциональные системы не являются
прямым продолжением развития элементарных
функций, а представляют собой целое, в
котором элементарные психические
функции существуют как одна из инстанций,
входящих в состав целого. Межфункциональные
связи автор рассматривал как центральный
момент развития сознания человека и
как продукт прижизненного индивидуального
развития. «…Каждая специфическая
функция никогда не связана с деятельностью
одного какого-нибудь центра, но всегда
представляет собой продукт интегральной
деятельности строго дифференцированных,
иерархически связанных между собой
центров» (Выготский, 1960, с. 387). Суть
психического развития, по Выготскому,
заключается не в дальнейшем» росте, а
в изменении связей. Исследуя
межфункциональные отношения, Л.С.Выготский
обращается к понятию «психологические
системы», рассматривая формирование
функциональных систем, а не развитие
отдельных психических функций. Эти
положения Л. С. Выготского легли в основу
системного подхода изучения психики
человека в отечественной психологии.
Особая
роль в создании концепции психического
развития принадлежит С. Л. Рубинштейну,
который является родоначальником
преобразования категории развития в
фундаментальную категорию психологической
науки. В своих ранних работах Рубинштейн
обращается к проблеме зависимости
развития психических процессов у ребенка
от особенностей содержания и структуры
его деятельности. «…В качестве основного
принципа выступав положение об
определяющей роли образа жизни в развитии
психики, в качестве основного механизма
— единство и взаимосвязь строения и
функции: не только строение определяет
функцию, но и функция — строение; в
качестве основного тезиса — то положение,
что в ходе развития и строение мозга, и
его психофизические функции в подлинном
единстве выступают и как предпосылка.
и как результат изменяющегося в ходе
развития образа жизни. Все психические
образования и свойства не только
формируются, но и проявляются в нем —
под контролем биологических форм
существования у животных, исторических
форм общественной жизни у человека»
(Рубинштейн, 1989, т. 1. с. 113). Таким образом,
концепция развития в отечественной
психологии стала центральным звеном
при изучении личности на всем протяжении
индивидуального пути. Сам процесс
психического развития рассматривался
как процесс формирования функциональных
систем, а не отдельных психических
функций.
Дальнейшее
изучение развития психических функций
успешно продолжалось в исследованиях
Б. Г. Ананьева и его учеников. Б. Г. Ананьев
в своих работах подчеркивал, что
существенной чертой индивидуального
развития является его целостность.
«Вслед за современным естествознанием
новейшая психофизиология рассматривает
онтогенез как преобразование структуры
психического развития, целостной
организации процессов отражения,
организации и регуляции поведения. В
этой психофизиологической структуре,
т. е. в целостной природе человеческого
развития, не существует изолированных
способностей функций или даже отдельных
реакций на отдельные внешние раздражения.
Известно, что эффект той или иной
отдельной реакции даже на изолированный
оценочный стимул определяется системным
механизмом поведения и зависит от
комплекса внутренних условий, в том
числе от обобщенного жизненного опыта,
мотивации и т. д.» (Ананьев, 1968, с. 23).
Целостный, интегральный подход к проблеме
развития, отраженный в работах Б. Г.
Ананьева и представителей его школы,
имеет огромное теоретическое значение
и позволяет более дифференцированно
подойти к проблеме индивидуального
развития. Развитие индивидуальности
Ананьев определил как становление
единства и взаимосвязи формирующихся
при жизни свойств человека в качестве
личности и субъекта деятельности, в
структуре которых функционируют и
развиваются природные свойства человека
как индивида.
Итак,
в отечественной психологической школе
процесс психического развития человека
рассматривался как многомерный и
многоуровневый. В фундаментальных и
прикладных исследованиях психологов
в дальнейшем раскрываются общие
закономерности развития личности,
проблемы ее детерминации и формирования,
анализируются различные уровни и фазы
ее развития (Божович, 1970; Люблинская,
1971; Веккер, 1974; Запорожец, 1986; и др.).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник