Онтогенез развития ребенка с зпр
эмоция дошкольник задержка развитие
Эмоции ребенка формируются в деятельности и находятся в зависимости от нее.
По мере взросления у дошкольника развиваются новые потребности и увлечения. У него появляется интерес не только к узкому кругу вещей, непосредственно связанному с удовлетворением его органических потребностей в пище, в физическом уходе,в тепле. Его внимание распространяется на более широкий мир окружающих предметов, событий и явлений, одновременно с этим, эмоциональные проявления становятся сложнее и содержательнее [4,с. 165].
Понемногу у ребенка появляются простейшие нравственные переживания.
К началу дошкольного периода у ребенка отмечается уже относительно богатый эмоциональныйопыт: достаточно интенсивная реакция на радостные и печальные события, он легко понимает настроение окружающих его людей. Проявление эмоций имеет весьма непринужденный характер, они весьма бурно обнаруживаются в его мимике, словах, движениях.
В дошкольном возрасте у ребенка впервые возникают основы чувства долга, что связано с развитием элементарных моральных представлений касательно плохого и хорошего [12, с. 265]. Появляются переживания удовольствия, радости при благополучной реализации своих обязанностей и горечи при нарушении определенных требований.
Характер формирования высших специфически человеческих эмоций — один из основных условий усваивания нравственных норм и принципов.
Под воздействием производимой ребенком деятельности развивается новое отношение не только к людям, а также к вещам.
Одним из условий формирования у детей дошкольного возраста сложных чувств и эмоций является согласованность и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов.
Весьма ярко роль эмоций обнаруживается в осуществлении уже существующих у ребенка мотивов поведения. Можно предположить, что эмоции значимы в регуляции деятельности согласно сложившимися у ребенка потребностями, а также содействуют выработке, развитию и активизации мотивов.
Как правило, новые виды деятельности ребенка организуются так, чтобы данная деятельность способствовала определенному социально важному результату, но в первое время данного рода результаты в некоторых случаях не выступают содержанием мотивов поведения. Ребенок функционирует первоначально под воздействием других, ранее сформировавшихся побуждений[17, с. 56].
Для приобретения мотивами побудительной силы, необходимо приобретение ребенком надлежащего эмоционального опыта. При специальной организации общественно значимая деятельность может принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, перерастающеев его первоначальное побуждение.
Существует основание предполагать, что данные новые эмоциональные переживания, которые возникают в новых обстоятельствах деятельности, как бы закрепляются на ее неокончательных целях и задачах и сообщают им побудительную силу, которая способствует их трансформации в движущие мотивы поведения.
Данный специфичный процесс модернизации целей в мотивы деятельности является значимой особенностью овладения социальными нормами, требованиями и идеалами. Знание обстоятельств и закономерностей данного процесса, который играет ведущую роль в развитии детской личности, в формировании ее основных мотивов, позволяет более целенаправленно и результативно воплощать в жизнь воспитание эмоций и чувств ребенка дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста с ЗПР недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы обнаруживается во время систематического обучения ребенка. В проведенных исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для данных детей свойственна, в первую очередь, неорганизованность, отсутствие критики, неадекватность самооценки. Их эмоции являются поверхностными и неустойчивыми, поэтому дети внушаемы и имеют склонность к подражанию[15, с. 98].
Существуют характерные особенности развития эмоциональной сферы детей с ЗПР:
· Непостоянство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в невозможности на продолжительное время концентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологическая причина этого — достаточно низкий уровень развития произвольной психической активности;
· Проявление отрицательных характеристик кризисного развития, сложности установления коммуникативных контактов;
· Развитие эмоциональных расстройств — дети могут испытывать страх, беспокойность, склонны к аффективным действиям [22, с. 65].
Также таким детям свойственны признаки органического инфантилизма: недостаточное количество ярких эмоций, гиперактивность, низкий уровень развития аффективно-потребностной сферы, чрезмерная утомляемость, скудность проявления психических процессов.
Дети с ЗПР характеризуются несамостоятельностью, неумением целенаправленно выполнять задания, непосредственностью. Следовательно, их деятельность характеризуется низкой продуктивностью во время учебной деятельности, неустойчивостью внимания при низкой работоспособности и низкой познавательной активностью, но во время игры, которая соответствует эмоциональным потребностям, продуктивность увеличивается. Также дети с ЗПР могут испытывать сложности активной адаптации, мешающие их эмоциональному комфорту и сбалансированности нервных процессов. Эмоциональный дискомфорт способствует снижению активности
познавательной деятельности, возникновению стереотипных действий.
Таким образом, выделяется несколько существенных особенностей, которые характерны для старших дошкольников с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, гиперактивность, органический инфантилизм, импульсивность, нескоординированность эмоциональных процессов, склонность к аффективным вспышкам.
Источник
Социологи, медики, психологи и педагоги в последнее время начали замечать активный рост учащихся с проблемами социализации и усвоения школьного материала. За годы наблюдения учащиеся с определенными особенностями были разделены условно на группы, одной из которых стала «ЗПР».
На данный момент существует классификация типов ЗПР:
- церебрально-органического происхождения;
- психогенного;
- соматогенного;
- конституционного.
Дополнять и усложнять их могут заболевания невралгической, энцефалопатической, соматической или клинико-психологической структуры, которые оказывают влияние на развитие познавательной деятельности и заторможенность развития эмоциональной незрелости.
ЗПР как часть психического дизонтогенеза
Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов. Впервые данный термин был использован в своей работе Г. Швальбе в 1927 году, именно так он характеризовал отклонения от нормы внутриутробного развития. Сегодня дизонтогенез используется в качестве обозначения форм нарушения онтогенеза, захватывая все периоды развития: от внутриутробного до достижения зрелости. В современных практиках чаще понятие заменяется фразой «аномалия развития».
Типы дизонтогенеза
Дизонтогенез в современной психологии разделяется на 4 основных типа:
- Регрессия (откат) – возврат умений и навыков на предыдущий уровень. Причиной может быть поражение ЦНС, травмы, сильный стресс или хронические заболевания. Например, потеря речи, умения ходить и т.д.
- Ретардация – приостановка или запаздывание развития психики. Может быть парциальной (частичной) и тотальной (общей). К данной категории относится диагноз «ЗПР».
- Асинхрония – дисбаланс в развитии психики и личности. Например, когда развитие речи происходит на автономном уровне, без понимания их значения (словарный запас пополняется, а связной речи нет). Данный тип характерен для таких заболеваний как олигофрения, ЗПР, детский аутизм.
- Распад – это состояние, когда навыки или умения не откатываются на первоначальный или предыдущий уровень, а полностью «выпадают». Причиной данного состояния чаще всего становится тяжелое поражение ЦНС, например, при длительной гипоксии мозга (чаще всего процесс необратим).
Почему ЗПР считается специфическим видом дизонтогенеза?
ЗПР, в отличие от общей аномалии развития, характеризуется только замедленным темпом созревания волевых и эмоциональных умений и навыков, которые в большинстве случаев диагностируются в дошкольном или раннем школьном периоде. Состояние обычно сопровождается следующими симптомами:
- быстрая усталость;
- преобладание игровой деятельности;
- дефицит интеллектуальной целенаправленности;
- низкий уровень зрелости мышления;
- ограниченное воображение;
- низкий словарный запас и общий уровень знаний.
Первичными нарушениями являются гнозис, память и т.д. – так называемые инструментальные функции. Вторичным нарушением считается мышление. Если сравнивать ЗПР с общим недоразвитием, то наблюдаются выборочные (мозаичные) нарушения, поддающиеся корректировке за счет использования специального обучения.
ЗПР как специфический вид дизонтогенеза: отзывы
Отзывы по данной теме взяты с интернет-площадок: https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/, https://www.u-mama.ru/forum/kids/3-7/138873/, https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5399788.
Положительные | Отрицательные |
Начинали мы с диагноза «Дизонтогенез», так как проявлялись симптомы нескольких расстройств. 2 года как занимаемся в частном детском саду с психологом и логопедом. Постепенно мы доросли до диагноза «ЗПР» – уже радует, ведь это уже более четкое состояние, плюс ко всему, которое можно корректировать. Думаю, к школе мы будем здоровы и пойдем в нормальный класс или же продолжим обучение в частной школе. (Аля) | Когда диагностируют дизонтогенез, то большая вероятность того, что ребенок будет проходить обучение в специализированном заведении, а вот при диагнозе ЗПР – в общем классе. Хотя по сути, ЗПР – это часть общего недоразвития. И тут как раз и появляется проблема, ребенок не может пройти все адаптационные этапы в коллективе, не может в полной мере осознавать, что происходит в округ, специалистов для работы с такими детьми нет, результат? Да все просто, частые смены школ. Я знаю семью, которые упорно игнорируют спецучреждения для детей с психологическими нарушениями и за год уже сменили 5 школ. В такой ситуации жалко ребенка, для которого каждый такой переход – это стресс, и с такими темпами слабое отставание может перерасти в общее с необратимыми последствиями. Не понимаю я таких горе-родителей. (Вероника Алексеевна, детский психолог) |
Очень много негатива льется на инклюзивные классы, ну а как нам адаптировать своих крох, помочь им влиться в коллектив, если они будут находиться не среди полноценных личностей, а среди таких же как они сами. О каком тут развитии может быть речь? Знаю точно, дочь игнорировала все и вся в этих спецклассах, а когда пришли на знакомство в инклюзивный, то она начала наблюдать за остальными, просто водить глазами, а, как известно, наблюдение – это элемент познания окружающего мира, значит, толк будет. Главное, чтобы нас научились тоже принимать не как, извините, «психов», а как людей. А в этом заслуга педагогов и родителей. (Полина) | У нас в городе существует только несколько заведений, которые работают с детьми, которые имеют проблемы со скоростью психического развития, и то, чаще туда набирают детей только с олигофренией. Что касается ЗПР, то приходится отдавать предпочтение частным и дорогостоящим школам, в обычных школах еще нет нужного уровня умений и навыков работы с подобными детьми. (Зарина) |
Да, дети с ЗПР или иными психическими расстройствами, особенные, но они в праве находиться в обществе, ведь не несут никакой угрозы. Я вот не стараюсь сына прятать, наоборот, мы часто гуляем в парке, где много народа, посещаем кинотеатры и театры, ходим на выставки. Пусть он только наблюдает, но он уже контактирует с окружающим миром. И мне все равно, что на нас часто косятся, мне нужно развитие, а не пожизненное заточение ребенка в квартире. (Лиза) | У нас лично первый психолог, который тестировал сына, так вообще не различал эти два понятия, говорит, мол, разницы нет. Так проблема в том, что я знаю эту разницу и просто поражаюсь компетентности докторов в рамках нашей медицины! (Раиса) |
Если ЦНС не сильно повреждена, если наблюдаются откаты в развитии, или сложно даются некоторые навыки, не стоит преждевременно паниковать, нужно найти правильного специалиста, который не просто будет разбрасываться умными словами и ставить первый попавшийся диагноз, а который будет рыть до того момента, пока не определит первопричину и не спрогнозирует дальнейшие действия на пути к выздоровлению. Мы, слава Богу, нашли такого, и я благодарна, что мы не потеряли драгоценное время. (Нина) | Дети с ЗПР, или иными проблемами психического или умственного развития должны обучаться в специализированных заведениях под присмотром компетентных специалистов. Инклюзия, в рамках наших школ, это только способ не дать нужного уровня знаний здоровым детям и упустить время на коррекцию детей с особенностями развития! (Ольга) |
С ЗПР проще справиться, чем с дизонтогенезом, но в любом случае, состояние ребенка можно улучшить, помочь овладеть основными навыками самообслуживания и пробудить интерес к познанию. Иными словами, нужно вытащить их со своего «кокона» и продемонстрировать насколько вокруг все интересное, информативное и увлекательное. Не опускайте руки, это все вполне реально при правильном подходе. (Анна Владимировна) | Наша медицина еще не готова к диагностике данных заболеваний, ведь доктора часто путают симптомы ЗПР, аутизма, ЗПРР и дизонтогенез, так как все это заболевания, связанные с психическими расстройствами обратимого или необратимого характера. Дочери только 3 года, а у нас в карте есть все эти диагнозы, если честно, страшно идти на новый прием, ведь не знаешь, что будет дальше. (Юнна) |
Вывод
ЗПР – это пограничное с дизонтогенезом состояние. Если брать во внимание психологические исследования, то одно и то же заболевание может сопровождаться разными типами дизонтогенеза. Например, детская ранняя шизофрения может сопровождаться как искаженным, так и задержанным психическим развитием. В любом случае, комплексный подход к лечению может существенно улучшить состояние маленького пациента, что подтверждают многочисленные положительные отзывы.
Видео — Типы дизонтогенеза
Навигация по записи
Загрузка…
Источник