Онтогенез развития ребенка по возрасту

Онтогенез развития ребенка по возрасту thumbnail

Онтогенез — процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека.

Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.
Онтогенез развития ребенка по возрасту
Пренатальный период. Зачатие человека — великое таинство и ответственный момент в жизни родителей, к которому они должны заранее тщательно, продуманно готовиться: избегать стрессов, употреблять качественную, витаминизированную пищу, отказаться от вредных привычек, обсудить, в каком месяце желательно рождение ребенка (для включения его в тот или иной космический цикл). Подготовка нервной системы, очищение, оздоровление организма матери и качество спермы отца, зодиакальный знак ребенка (если это важно, по мнению родителей) — цели такой профилактической деятельности.

Во время беременности организм ребенка и матери представляют собой единой целое. Но плод будет чувствовать себя «как у Христа за пазухой», обеспеченный всем необходимым с материнской стороны, в случае соблюдения всех перечисленных ранее и других врачебных рекомендаций. Наиболее чувствительный к вредным воздействиям извне — период первых трех месяцев беременности.

Перинатальный период. Рождение ребенка, по убеждению специалистов, — главенствующий стресс нашей жизни, закладывающий бессознательную основу боли и страха. Прохождение плода по тесным родовым путям, выдавливание из матки, а в крайних случаях — наложение акушерского инструмента на его голову, можно сравнить с пытками или избиением спящего младенца. Поэтому считается, что люди, извлеченные из матки щадящим способом с помощью кесарева сечения, бесстрашны. Травматизм во время родов, наряду с генетической патологией и осложнениями беременности, — наиболее частая причина дефекта тела и последующего дефицитарного развития человека.

Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, интроцептивными ощущениями, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходившие разобщенно, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться, издать звук, протянуть в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.

Младенчество. Начиная с этого возрастного периода в развитии человека прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.

В чем состоит различие в психологических понятиях поведение и деятельности. Прежде всего, очевидно, что в отличие от возможности наблюдать любое поведение деятельность имеет скрытую от внешнего наблюдателя компоненту — внутреннюю деятельность анализа, планирования, программирования, корректировки действий внешних. Психологическая сущность поведения связана с приспособительной функцией выражения отношения в общении, где на первый план выступают адекватные средства обмена информацией. В свою очередь, общение главным образом основано на эмоциональном притяжении и отталкивании, чувствах симпатии — антипатии, которые возникают между людьми нередко вопреки законам логики. Приспособительная функция деятельности внешней заключена в управлении собой и другими, преобразовании себя и окружающего мира на интеллектуальной и волевой основе осознанной внутренней деятельности. Деятельность — рациональное производство результата. Она во всех своих видах — игровом, учебном, трудовом (выделим еще бытовую деятельность по самообслуживанию) — предметна, т.е. изменяет положение, и свойства как самого человека, так и окружающего мира. Вместе с тем нередко наше поведение выполняет одновременно и управляющую функцию деятельности.

Младенчество — сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный тесный контакт с матерью) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в целом.

В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони (до этого момента пальцы младенца сжаты в кулачки) появляется возможность манипуляции с предметами (игрушками). На смену гулению (рефлекторной активности голосообразующих органов) приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово.

Ранний возраст (1-3 года). Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение переходит в новое качество- оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь).

Этот возрастной период заканчивается так называемым кризисом трех лет. Ребенок проявляет негативизм — непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат (достаточно переключить внимание ребенка на другую интересующую его тему). Другое последствие наказаний — стремление ребенка избежать их с помощью лжи.

Дошкольный возраст (4—6 лет). Ведущей психической активностью вновь становится общение. Ребенок, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг взрослого (авторитетного человека). Это возраст «почемучек» — ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения гностических потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира.

Игра, ранее преимущественно в одиночку, обретает способ общения со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры.

В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка.

Следует выделить и роль хорошо иллюстрированной сказки в этом возрасте, которая прививает оптимизм, стремление к добру, героизм. Любимая сказка детства может во многом определить бессознательную составляющую мотивации выборов в судьбе человека.

Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам.

Младший школьный возраст (7—10 лет. 1—4 класс). Ведущая психическая активность — учебная деятельность.

Начинается, как правило, кризисом семи лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность — образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С другой, внешней стороны поведения, появляется манерничание как выражение ощущения своего взросления. Меняется социальный статус ребенка — он теперь школьник. Появляется в его жизни, наряду с родителями, новый «значимый другой» — учитель, от Оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе.

В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание (основная задача педагогов), память (большие возможности этого возрастного периода), на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное.

Игры (спортивные, интеллектуальные, школьно-дидактические) становятся все более соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности.

Подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая психическая активность — общение.

Это возраст начального периода развития половой зрелости (пубертатности), связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины.

В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков.

Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности.

Это период обостренного желания самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Подросток в силу возросшей эмоциональности, больших ожиданий, неадекватных представлений о реальности, обилия фантазий, проявления нетерпеливости, максимализма оценок, саморазвития воли и проб себя в зоне риска часто попадает в ситуации фрустрации, отчаяния, неудовлетворенности собой и враждебного противостояния окружающим людям.

Основная педагогическая задача этого периода — направить интересы подростка в социализированное русло.

Кратко обозначим остальные социально-возрастные периоды онтогенеза, где границы биологического возраста все в большей степени могут не совпадать с характеристикой социально-психического развития личности:

  • юность (16-19 лет). Социально-биологический возраст оптанта, профессионального самоопределения;
  • молодость (20-29 лет). Социально-биологический возраст саморазвития способностей в профессиональной деятельности, биологически зрелый возраст деторождения;
  • средний (зрелый) возраст (30-59 лет). Социально-биологический возраст построения карьеры и образования мужчинами-бобылями (пока еще не поздно в плане деторождения) полноценной семьи;
  • пожилой возраст (б0лет — 74 года). Время наслаждаться материальными и духовными плодами своей деятельности, не забывая о необходимости продолжать развитие и саморазвитие, передавать свой опыт другим;
  • старость (с 75 лет, после 90 лет долгожительство). Время мудрости, если человек здоров, и последнее время подведения итогов жизни, подготовки к смерти, если он немощен.

Источник: 

Государев Н.А., Специальная психология

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 мая 2018;
проверки требуют 15 правок.

Онтогене́з (от др.-греч. ὤν, лат. on > род. ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза — эмбриогенез — изучаются также эмбриологией.

Онтогенез животных[править | править код]

Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития. Иллюстрация из работы Эрнста Геккеля, на которой демонстрируется теория рекапитуляции (повторения филогенеза в онтогенезе). Некоторые зародыши даны с искажениями, чтобы казаться более похожими на остальных. Тем не менее, зародыши обычно действительно представляются более сходными между собой, чем взрослые организмы, что было отмечено эмбриологами ещё до возникновения теории эволюции.

Различают личиночный, или непрямой, тип онтогенеза, характерный для многих видов беспозвоночных и некоторых позвоночных животных (рыбы, земноводные). Обусловлен относительно малыми запасами желтка в яйцах этих животных, а также необходимостью смены среды обитания в ходе развития либо необходимостью расселения видов, ведущих малоподвижный или паразитический образ жизни.

Неличиночный (яйцекладный) — у ряда беспозвоночных, а также у рыб, пресмыкающихся, птиц и некоторых млекопитающих, яйца которых богаты желтком. Зародыш длительное время развивается внутри яйца.

Внутриутробный тип развития характерен для человека и высших млекопитающих, яйцеклетки которых почти лишены желтка. В материнском организме образуется временный орган — плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона. Завершается этот тип развития процессом деторождения[1].

Онтогенез делится на два периода:

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
  2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Эмбриональный период[править | править код]

В эмбриональном периоде, как правило, выделяют следующие этапы: дробление, гаструляцию и органогенез.
Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы): дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Дробление[править | править код]

Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворённого или инициированного к развитию яйца. Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша, называемого бластулой (зародыш однослойный). При этом масса зародыша и его объём не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки — бластомеры. После каждого деления дробления клетки зародыша становятся всё более мелкими, то есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остаётся таким же, а объём цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток. Тип дробления зависит от количества желтка и его расположения в яйце.

Если желтка мало и он равномерно распределён в цитоплазме (изолецитальные яйца: иглокожие, плоские черви, млекопитающие), то дробление протекает по типу полного равномерного: бластомеры одинаковы по размерам, дробится всё яйцо.

Если желток распределён неравномерно (телолецитальные яйца: амфибии), то дробление протекает по типу полного неравномерного: бластомеры — разной величины, те, которые содержат желток — крупнее, яйцо дробится целиком.

При неполном дроблении желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком. Дробление яйца, у которого дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы, называется неполным дискоидальным (телолецитальные яйца: пресмыкающиеся, птицы).

При неполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. Ядра, окружённые небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке. Когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма (центролецитальные яйца: насекомые).

Гаструляция[править | править код]

Один из механизмов гаструляции — инвагинация (впячивание части стенки бластулы внутрь зародыша). 1 — бластула, 2 — гаструла

Гаструляция— гаструла формируется в результате инвагинации клеток. В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Происходит активное передвижение клеточных масс (морфогенетические движения). В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой. Типы гаструляции: инвагинация, иммиграция, эпиболия, деламинация.

Инвагинация

Наблюдается у животных с изолецитальным типом яиц (голотурия, ланцентник). Вегетативный полюс бластулы впячивается внутрь. В результате противоположные полюса бластодермы практически смыкаются, так что бластоцель либо исчезает, либо от него остаётся небольшая щель. В результате возникает двухслойный зародыш, наружной стенкой которого является первичная эктодерма, а внутренней — первичная энтодерма. Впячивание образует первичный кишечник-архентерон, или гастроцель. Отверстие, при помощи которого он сообщается с наружной средой, называется первичным ртом, или бластопором.

Иммиграция

Была описана Мечниковым И. И. у зародышей медуз. Отдельные клетки бластодермы мигрируют в бластоцель, и из них формируется внутренний слой. Возникает двухслойный зародыш. Его наружный слой-эктодерма и внутренний-энтодерма окружают полость первичной кишки-гастроцель.

Эпиболия

Наблюдается у животных, имеющих телолецитальные яйца, богатые желтком (пресмыкающиеся, птицы). При этом способе гаструляции мелкие клетки анимального полюса, размножаясь быстрее, обрастают и покрывают снаружи крупные, богатые желтком клетки вегетативного полюса, которые становятся внутренним слоем.

Деламинация

Наблюдается у кишечнополостных. При деламинации бластомеры зародыша делятся параллельно его поверхности, образуя наружный и внутренний зародышевые листки. Этот тип образования гаструлы впервые был описан И. И. Мечниковым у кишечнополостных (сцифомедузы).

Первичный органогенез[править | править код]

Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.

В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счёт процессов роста, дифференцировки и морфогенеза. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша. В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы. Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

Постэмбриональное развитие[править | править код]

Постэмбриональное развитие включает ювенильный (лат. juvenilis — юношеский, детский возраст, не достигший полового созревания), пубертатный (лат. pubertas — возмужалость, половая зрелость) периоды и период старения, который заканчивается смертью — прекращением жизнедеятельности организма[1].

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

  1. Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.
  2. Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растёт и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, червей.

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом.

См. также[править | править код]

  • Морфогенез
  • Онтогенез человека
  • Постэмбриональное развитие
  • Филогенез

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Мустафин А.Г. Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы / под ред. проф. В.Н.Ярыгина. — 16-е изд., стереотипное. — М.: КНОРУС, 2015. — С. 99, 104. — 584 с. — ISBN 978-5-406-04138.

Литература[править | править код]

  • Gould, S.J. (1977). Ontogeny and Phylogeny. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press.
  • О.-Я.Л.Бекиш. Медицинская биология. — Минск: Ураджай, 2000. — 520 с.
  • Джейми Дейвис. Онтогенез. От клетки до человека.

Источник