Онтогенез развитие ребенка от рождения до года

Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22
+ в цитатник
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
| Показатели речевого развития | Время появления в норме | 
| Употребляет местоимение «Я» | 2 года 3 мес. | 
| Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. | 
| Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам | 
| Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам | 
| Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. | 
| Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам | 
| Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. | 
| Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. | 
| Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам | 
| Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет | 
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
| Показатели речевого развития | Время появления в норме | 
| Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. | 
| Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет | 
| Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. | 
| Появляется словотворчество | С 3 лет | 
| Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) | К 4 годам | 
| Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам | 
| Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам | 
| Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам | 
| Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам | 
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
| Показатели речевого развития | Время появления в норме | 
| Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. | 
| Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. | 
| Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам | 
| Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства | 
| Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) | С 4 лет 6 мес. | 
| Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. | 
| Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам | 
| Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам | 
| Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам | 
| Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет | 
| ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
| Возраст | Развитие | 
| 2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. | 
| 0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. | 
| 1 месяц | Успокаивается песней. | 
| 3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. | 
| 3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. | 
| 5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. | 
| 6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. | 
| 8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. | 
| К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. | 
| 2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. | 
| 3 года | Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. | 
| 4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. | 
| 5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. | 
| 6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. | 
| 7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. | 
| ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
| Возраст | Развитие | 
| 2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. | 
| 3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. | 
| 5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. | 
| 6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. | 
| 8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». | 
| 1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. | 
| 2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. | 
| 4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. | 
| 5-6 лет | Р, Л. | 
| СЛОВАРЬ | |
| Возраст | Развитие | 
| Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено.  существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи | 
| Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % — прилагвтельные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) | 
| Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. | 
| Около 4 лет | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. | 
| Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. | 
| СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |
| Возраст | Развитие | 
| 1 год | Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям. | 
| К концу 1, началу 2-ого года | Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. | 
| II половина 2 года | Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. | 
| К концу 2-ого года | Появляется грамматическое оформление предложения. | 
| 3 года | |
Серия сообщений «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ»:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» — «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 — ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 — РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 — 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений «Онтогенез детской речи»:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 — ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 — 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
…
Часть 10 — 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 — ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 — ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 — КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Метки:
 онтогенез речи в таблицах
возрастные особенности речи
Процитировано 4 раз
 
Понравилось: 1 пользователю
Источник
Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
 1-й – подготовительный – до одного года;
   2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
3-й – дошкольный – до 7 лет;
 4-й – школьный.
 Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)
 В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
   С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
 В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
 К концу первого года жизни появляются первые слова.
 Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
 С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
 Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
 Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
 Значения слов становятся все более определенными.
 К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
 К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
 В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
 Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.  На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
 В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
          Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
 Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела’; «Я стану большим сильным дядей»).
 На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины’; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
 Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
 В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
 Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Источник
 
  
 