Онтогенетическое развитие ребенка а валлон

А.Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые, по его мнению, относятся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм А.Валлон рассматривал как реакцию человека, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм – как реакцию, направленную вовне, на изменение окружающей среды. Развитие А.Валлон понимал как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

По А.Валлону, психика не может быть сведена к органике, но в то же время, и не может быть объяснена без неё. Чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.Валлон рассматривает связь четырёх феноменов: эмоция, моторика, подражание, социум. А.Валлон подчёркивает, что социум абсолютно необходим для развития. Поэтому человеческий ребёнок – это существо социальное генетически, биологически. Социальная природа не насаждается путём внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

А.Валлон не отрицает роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создаёт последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и подражания, в природе самого человеческого организма. Согласно А.Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Благодаря новой технике, которая навязывает человеку способность думать и чувствовать, ребёнок всегда находится на одном уровне с цивилизацией.

А.Валлон убедительно показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, наибольшее значение, особенно в первые годы жизни, имеют отношения людей и способы их поведения. Психическое развитие ребёнка осуществляется через качественные переходы от одной стадии к другой. Сами переходы совершаются через кризисы развития.

А.Валлон предлагает шесть стадий онтогенетического развития личности, начиная от внутриутробной жизни, и кончая стадией полового созревания и юношества. Переход от стадии к стадии происходит как качественная перестройка деятельности .

Р.Заззо. Являясь одновременно учеником А.Валлона и А.Гезелла, он изучал взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Он считал, что эти факторы являются взаимодополняющими друг друга: благодаря наследственности, человек создаёт свою среду; среда же даёт наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.

Основной движущей силой перехода ребенка на новые стадии Валлон считает его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями его бытия. По мере перехода от стадии к стадии поведение растущего человека начинает все более зависеть от внутренних его диспозиций, психологических детерминант, опосредствующих воздействия социума. В процессе разных, все более усложняющихся форм деятельности активность ребенка, его психическая структура, «оснастка» обогащаются и развиваются. Изобильно возникающие психологические новообразования содержат в себе богатые предпосылки перехода ребенка на более высокие стадии развития. Однако предпосылки эти могут реализоваться лишь в том случае, когда ребенок переходит в более сложную систему социальных связей (межличностных отношений, норм, требований, ожиданий взрослых).В связи с проблемой психологических предпосылок последующего развития Валлон приходит к важнейшему теоретическому выводу. Создаваемые на каждом этапе внутренние предпосылки намного богаче путей их последующей реализации. Так, в лепете ребенка заложены предпосылки усвоения им всех языков мира, но овладевает ребенок, как правило, лишь одним (или немногими) из них.

Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;

3) стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

Источник

А. Вал­лон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые он рассматривает широко, как относящиеся не только к орга­низму, но и к личности в целом. Анаболизм он определяет как реакцию индивида, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм — это реакция, направленная вовне, на окружающую среду с целью ее изменения. Развитие А. Валлон рассматривает как чередо­вание анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

Принципиальная методологическая установка А. Валлона — необходимость изучения конфликтов, противоречий в ходе развития ребенка, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одной стадии к другой.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рас­сматривает связь четырех понятий — эмоция, моторика (движение) подражание, социум.

Эмоции в генезисе психической жизни, согласно А. Валлону, появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, поскольку они объединяют ре­бенка с социальным окружением. Через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз орга­нического и психического, происходит как бы «переливание» одно­го в другое. Так, например, крик новорожденного — первоначально физиологическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим (и ребенок кричит не потому, что какие-то его физиологичес­кие потребности не удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую из комнаты мать).

В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с по­нятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка дви­жения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По его мнению, среди разных форм и функций движения одна прямо каса­ется выражения эмоций — это тоническая, или постуральная, функ­ция. Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное сред­ство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям.

Период чистой импульсивности, недифференцированности дви­жений у ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по об­разному выражению А. Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности peбенка. Анализ дифференциации и координации движений как слож­ной системы взаимодействия моторных функций позволил А. Валлону выделить психомоторные типы развития ребенка.

Другой большой переход в онтогенезе психики — это переход от действия к мысли. По мнению А. Валлона, он возможен благодаря подражанию. Источник, который формирует план субъективности, план представления, лежит не во взаимоотношениях с физическим миром, а во взаимодействии с окружающими людьми. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется субъек­том. Такого рода действия, относясь к внешнему предметному миру, формируются не в прямых взаимодействиях с ним, а в процессе об­щения и поэтому уже не выражают первичной слитности с ним, характерной для сенсомоторных приспособительных актов.

На примере подражания видна связь социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для ма­ленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Ре­акции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, про­интерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает А. Вал­лон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

А. Валлон не отрицал роль созревания в развитии. По его мне­нию, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в при­роде самого человеческого организма.

Согласно А. Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Для А. Валлона вообще нет судьбы. Детство человека есть, безусловно, продукт эволюции, но оно объясняется также и средой, в которой развивается ребенок. Благодаря новой технике, которая навязывает индивиду способность думать и чувствовать, ребенок всегда нахо­дится на одном уровне с цивилизацией, и биогенетический закон не действует.

Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зави­симостью зародыша от организма матери;

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.) ха­рактеризуется потребностью ребенка в питании и двигатель­ной активности, на основе которых вырабатываются элемен­тарные условные рефлексы;

3) стадия эмоциональности (от 6 мес. до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к раз­витию;

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отно­шений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисе 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется не­уравновешенностью личности, внутренними противоречиями, возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как ре­зультат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 9439; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9661 — | 7398 — или читать все…

Читайте также:

Источник

А.
Вал­лон исходил из биологических
понятий анаболизма и катаболизма,
которые он рассматривает широко, как
относящиеся не только к орга­низму,
но и к личности в целом. Анаболизм
он
определяет как реакцию индивида,
направленную на изменение своего
внутреннего состояния. Катаболизм
это
реакция, направленная вовне, на окружающую
среду с целью ее изменения. Развитие А.
Валлон рассматривает как чередо­вание
анаболизма и катаболизма, повторяющееся
на каждом новом витке развития,
сопровождающемся образованием нового
качества.

Принципиальная
методологическая установка А. Валлона
— необходимость изучения конфликтов,
противоречий в ходе развития ребенка,
чтобы лучше понять причины и условия
их взаимосвязи и переходов от одной
стадии к другой.

Одно
из ключевых противоречий психического
развития состоит в том, как соотносятся
душа и тело, биологическое и психическое,
как происходит переход
от
органического к психическому. По мысли
А. Валлона, психика не может быть сведена
к органике и в то же время не может быть
объяснена без нее. Для того, чтобы
объяснить каким образом органическое
становится психическим, А. Валлон
рас­сматривает связь четырех понятий
эмоция,
моторика (движение) подражание, социум.

Эмоции
в
генезисе психической жизни, согласно
А. Валлону, появляются раньше всего
остального. Ребенок способен к психической
жизни только благодаря эмоциям, поскольку
они объединяют ре­бенка с социальным
окружением. Через эмоции ребенок обретает
опору для своей биологии, в эмоции
осуществляется симбиоз орга­нического
и психического, происходит как бы
«переливание» одно­го в другое. Так,
например, крик новорожденного —
первоначально физиологическая реакция.
Под влиянием взрослых социальное как
бы «перехватывает» физиологическое,
чтобы оно стало психическим (и ребенок
кричит не потому, что какие-то его
физиологичес­кие потребности не
удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую
из комнаты мать).

В
концепции А. Валлона понятие «эмоция»
тесно связано с по­нятием «движение».
У
маленького, еще не говорящего ребенка
дви­жения тела уже могут свидетельствовать
о психической жизни. По его мнению, среди
разных форм и функций движения одна
прямо каса­ется выражения эмоций —
это тоническая,
или
постуральная, функ­ция. Другая функция
движения — кинетическая,
или
клоническая, направленная на внешний
мир. Благодаря ей осуществляются
локомоции, схватывание, манипуляции. В
отличие от кинетических реакций, тонус,
который проявляется в позах, — это
экспрессивное сред­ство выражения
собственных переживаний ребенка и его
отношения к другим людям.

Период
чистой импульсивности, недифференцированности
дви­жений у ребенка сменяется
эмоциональной стадией, когда, по
об­разному выражению А. Валлона, само
движение есть экстериоризированная
эмоция. Дифференциация моторных функций
наступает под влиянием поведения
взрослого, удовлетворяющего потребности
peбенка.
Анализ дифференциации и координации
движений как слож­ной системы
взаимодействия моторных функций позволил
А. Валлону выделить психомоторные
типы развития ребенка.

Другой
большой переход в онтогенезе психики
— это переход
от

действия
к мысли.
По
мнению А. Валлона, он возможен благодаря
подражанию.
Источник,
который формирует план субъективности,
план представления, лежит не во
взаимоотношениях с физическим миром,
а во взаимодействии
с окружающими людьми.
Действия
по подражанию другим отличаются от
инстинктивно-подражательных реакций
тем, что они строятся именно как действия
по образцу, по социальной модели, которая
усваивается, ассимилируется субъек­том.
Такого рода действия, относясь к внешнему
предметному миру, формируются не в
прямых взаимодействиях с ним, а в процессе
об­щения и поэтому уже не выражают
первичной слитности с ним, характерной
для сенсомоторных приспособительных
актов.

На
примере подражания видна связь социума
и
психики ребенка. А. Валлон подчеркивает,
что социум
абсолютно
необходим для ма­ленького ребенка,
неспособного ничего сделать самостоятельно.
Ре­акции ребенка постоянно должны
быть дополнены, поняты, про­интерпретированы
взрослым человеком. Поэтому, считает
А. Вал­лон, человеческий
ребенок есть существо социальное
генетически, биологически.
Социальная
природа человека не насаждается путем
внешних влияний, социальное уже
включено
в
биологическое как абсолютная необходимость.

А. Валлон не отрицал
роль созревания в развитии. По его
мне­нию, созревание нервной системы
создает последовательность типов и
уровней активности. Но для созревания
необходимо упражнение, и оно уже заключено
в природе эмоций, моторики и имитации,
в при­роде самого человеческого
организма.

Согласно
А. Валлону, онтогенез не воспроизводит
филогенез. Для А. Валлона вообще нет
судьбы.
Детство
человека есть, безусловно, продукт
эволюции, но оно объясняется также и
средой, в которой развивается ребенок.
Благодаря новой технике, которая
навязывает индивиду способность думать
и чувствовать, ребенок всегда нахо­дится
на одном уровне с цивилизацией, и
биогенетический закон не действует.

Концепция А. Валлона
намечает стадии развития личности:

1)
стадия
внутриутробной жизни
характеризуется
полной зави­симостью зародыша от
организма матери;

2)
стадия
моторной импульсивности
(от
рождения до 6 мес.) ха­рактеризуется
потребностью ребенка в питании и
двигатель­ной активности, на основе
которых вырабатываются элемен­тарные
условные рефлексы;

3)
стадия
эмоциональности
(от
6 мес. до 1 года) характеризуется
установлением отношений с окружающими
людьми и прежде всего с матерью, которая
является основным стимулом к раз­витию;

4)
сенсомоторная
стадия
(от
1 года до 3 лет) характеризуется интересом
к внешнему миру, выходящему за пределы
отно­шений с близкими взрослыми; этому
в значительной степени способствуют
хождение и речь;

5)
стадия
персонализма
(от
3 до 5 лет) характеризуется кризисе 3 лет,
возникновением чувства «Я»,
самостоятельностью в действиях, желанием
быть в центре внимания;

6)
стадия
различения
(от
6 до 11 лет) характеризуется расширением
круга взаимоотношений, осознанием
своего статуса, притязаниями на признание,
развитием умственных способностей;

7)
стадия
полового созревания и юношества
характеризуется
не­уравновешенностью личности,
внутренними противоречиями, возникновением
диаметрально противоположных чувств
к окружающим, развиваются самоанализ
и самооценка.

Переход от стадии
к стадии рассматривается не просто как
ре­зультат количественных изменений,
а как перестройка: деятельность,
преобладающая на одной стадии, становится
второстепенной или даже вовсе исчезает
на следующей.

Источник