Окружающая среда как фактор развития ребенка раннего и дошкольного возраста
Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста.
Понятие «культура воспитания» включает в себя воспитание, обучение и развитие детей. Воспитание и обучение направлено на развитие, обогащение знаниями, умениями, навыками соответственно физиологическому и психологическому возрастам. В каждый микропериод раннего детства особое значение имеют ведущие навыки и умения, овладение которыми играет стратегически важную роль на каждом этапе развития ребенка.
Известно, в ранний период детства проходит интенсивное развитие ведущих навыков. Их смена, совершенствование, что и позволяет выявить ведущие линии в организации жизни малышей. При этом необходимо отметить. Что поступательное развитие качественно меняет умственную и физическую активность маленького ребенка. Поступательное развитие отличается устойчивостью приобретенных умений, не имеющих тенденций «обратного хода», что и обеспечивает поступательное движение в овладении все более сложными навыками, умениями. А затем привычками и знаниями более глубокого содержания.
Современный уровень организации жизни детей в условиях детского образовательного учреждения предполагает амплификацию педагогического процесса в целом.
Каковы же педагогические условия, обеспечивающие поступательное развитие ребенка в ранний период его жизни?
Это, прежде всего, организация окружающей ребенка среды: обеспечение витальных потребностей (еда, тепло, двигательная активность т.д.), рациональный подбор соответствующего оборудования, способствующего развитию (мебель, пособия, игрушки, необходимые предметы быта и пр.).
И главное – развивающее общение взрослого с ребенком.
Как отмечалось выше, современный педагогический процесс в группах раннего возраста связан с амплификацией развития, реализующегося в принципах гуманизации и демократизации. Гуманизация педагогического процесса предполагает обогащение окружающей ребенка среды, информацией, отвечающей его потребностям и формирующей чисто человеческие видение мира.
С раннего возраста ребенок должен стать свидетелем нравственно-этических отношений взрослых друг к другу и к окружающему миру.
Через весь педагогический процесс проходит ориентация ребенка на его творческое развитие, познавательную активность, формирование высоких человеческих качеств, таких как дружба и любовь к людям, бережное отношение ко всему живому, участие и желание прийти на помощь нуждающимся в них. Это начала гуманистического воспитания, в котором проподевтически закладывается толерантность, эмпатия и даже высокие альтруистическиекачества человеческой личности.
Все перечисленные выше черты соответствуют высоким гуманистическим идеалам. Неслучайно они свойственны только человеку. Только человек способен понимать и откликаться на красоту окружающего мира. Только человек способен созидать, творчески совершенствовать цивилизованный мир, в котором он живет. Только человеку свойственно безграничное стремление к познанию и всепоглащающая познавательная потребность. Именно человеку присуще нравственно-этическое сознание, то, что называется совестью, а также высокие человеческие чувства любви и преданности, самопожертвования и осознания своей ответственности за все, что его окружает (природа, социальный мир, национальная культура, историческое прошлое его народа и т.п.), и, наконец, безграничное чувство Родины и своей личной причастности к ее судьбам. Такова современная интерпретация понимания принципа гуманизации общества в целом.
Обогащение личности по принципу гуманизации начинается с первых минут жизни ребенка, когда впервые над ним склоняется лицо заботливого взрослого, когда впервые к нему прикасаются ласковые руки матери, когда он впервые слышит человеческую речь, слышит «музыку» этого мира, в который он принят с любовью и заботой.
Было бы глубокой ошибкой считать, что в период младенчества рано говорить о гуманизации. Ученые доказали, что именно ранние годы являются исключительно благодатным периодом развития. И все, что в начале входит в подсознание, как говорится «с молоком матери», находит свое отражение в сознании в более зрелом возрасте. Если все же обратиться к раннему детству, то практическое применение принципа гуманизации, прежде всего, важно сочетать с любовью и заботой о ребенке, с организацией его жизни и, в частности, окружающей среды по законам добра и красоты.
В окружающем пространстве маленького ребенка следует выделить предметный мир, с которым он сталкивается в первую очередь и в котором начинают развиваться его индивидуальные особенности и интеллект. В общении со взрослыми и в процессе собственного активного освоения окружающего мира малыш достигает психофизического благополучия. Следовательно, последнее является не только результатом усилий взрослого, но и выступает как необходимое условие активности самого ребенка. Поэтому окружающий его предметный мир должен быть организован таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе малыш мог всеми доступными для него средствами осознать и почувствовать радость посильных, самостоятельных «открытий». Этому и способствует предметная среда, организованная под возможности самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства.
Принцип демократизации воспитательного процесса также созвучен раннему онтогенезу человека. Он подразумевает бережное отношение к ребенку как развивающейся личности. Если с раннего возраста воспитывать высокие гуманистические качества, то уважение к ним должно проявляться как условие их реализации. Демократизированное воспитание предполагает право ребенка на активное самовыражение. Это, прежде всего, проявляется в реализации потребностей малыша, с которым должны считаться взрослые. Необходимо уважать в ребенке личность, своим отношением авансируя его исключительную индивидуальность, оберегая ее и развивая.
Современные научные знания о раннем детстве позволяют судить о младенчестве не с точки зрения несовершенства, а с точки зрения уникальности. Неслучайно в последние десятилетия во всем научном мире возрос особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло величайшую «тайну» младенчества: его слабость и «несовершенство» по сути реорганизовались в его силу и безграничность возможностей духовного и физического совершенствования человека в будущем. Именно поэтому раннее детство – стартовый период всех высоких начал, здоровья и интеллекта.
Источник
Елена Горбулич
Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста
Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Я. Коломенский
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
Мышление ребенка младшего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; в нашей группе создана интересная развивающая среда, в которой детям предоставлено время для свободной деятельности в ней.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. Обстановка в нашей группе по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» прежде всего является комфортной и доступной для ребенка.
Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт развить логическое мышления, слуховое восприятие, мелкую моторику.
Забавляясь с дергунчиком, маленькие дети развивают моторику и тренируют зрение, что является очень полезным. При помощи веселой пляшущей фигурки малыши получат свой первый опыт причинно-следственной связи.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; * Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;
Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Именно в игре обучение ребенка чему-либо происходит наиболее эффективно. Тоже касается и обучения ребенка различать цвета.
В группе созданы условия для речевого развития детей: — книжный уголок; — театральная зона; — серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); — сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку); — наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.
Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, взрослым необходимо говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Мы уделяем особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.
Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей,и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д.
Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов. В нашей группе создан музыкальный уголок с различными звучащими и гремящими игрушками. Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года,постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).
Предметно-развивающая среда в нашей группе сочетает современный дизайн, эстетичность и возрастную функциональность. Комфорт благоустроенность и уют рождают покой, радость, чувство удовольствия желание находиться в приятной обстановке.
2016 г.
Источник
«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА».
Быкова Т.И.
МАДОУ «Детский сад
№ 12 «Ягодка» г. Зарайск
Ранний возраст – это особый период становления всех органов и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. И особенно эффективно это происходит в раннем возрасте.
Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия. Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление сенсорных представлений.
В наше время дети все чаще испытывают недостаток тактильных, обонятельных и слуховых ощущений. Если раньше взрослые вовлекали детей в свои домашние дела, которые делали вручную: подметали, стирали, штопали, перебирали крупу, то сейчас многое делают машины. Поэтому большое значение в работе с детьми мы в детском саду уделяем мелкой моторике пальцев рук — манипулирование различными пуговицами, шнуровками, липучками, застежками-молниями и пальчиковая гимнастика. В группе создан сенсомоторный уголок, где в открытом доступе находятся специальные игрушки, пособия, как купленные в магазинах (матрешки, пирамидки, вставные стаканчики, мозаика), так и сделанные своими руками (объемная елка с игрушками на липучках и петельках с пуговицами, объемная «волшебная книга»), а также мягкие сенсорные игрушки – жираф, мячик, сухой бассейн, аппликации-шнуровки. В настоящее время игры-шнуровки широко представлены в продаже. Но, как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше. Они с удовольствием выполняют предложенные задания. Игры — шнуровки имеют важное значение, они:
— развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
— развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «верх», «низ», «право», «лево»;
— формируют навыки шнурования;
— способствуют развитию речи;
— развивают творческие способности, а также внимание, глазомер, слуховую память, тренируется усидчивость.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
— для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
— развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
— снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
-создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
— активизации мышления, внимания, восприятия, памяти.
— повышения мотивации к самостоятельной деятельности.
Сенсомоторный уголок мы используем как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности, а также для индивидуальной работы с детьми. Дети с большим удовольствием занимаются в этом уголке.
Большое внимание мы уделяем пальчиковой гимнастике, так как она положительно воздействует не только на речевые функции, но и на здоровье ребенка. В своей работе мы руководствуемся основными дидактическими принципами:
— принцип доступности;
— принцип наглядности;
— принцип последовательности: постепенное усложнение заданий (от простого к сложному).
На каждом занятии обязательно проводим пальчиковую гимнастику. Нами создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется новыми методическими разработками. Количество упражнений и степень их сложности варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
На повседневных занятиях мы знакомим детей с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств. Занятия строим таким образом, чтобы в дальнейшем, после трехлетнего возраста дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов. Используем мы при этом, следующие дидактические игры: «Какой это формы», «Собери урожай в корзину», «Помоги неваляшке найти свои игрушки», «Стоит домик», «Поставь цветы в вазу» и многие др. Все эти игры направлены на развитие зрительных, речевых, сенсорных способностей у детей и используются как на занятиях со всеми детьми, так и в индивидуальной работе.
Наши дети очень любят заниматься с пластиковыми коробочками и крышками того же цвета. Они учатся раскладывать предметы на две группы по цвету. Так, например, перемешиваются 5 пробочек красного цвета и 5 зеленого. Объясняем, что пробочки разного цвета и предлагаем разложить пробочки красного цвета в красную коробочку, а зеленые в зеленую. Тому, кто быстрее справится с заданием, можно предложить десять пробочек нового цветового сочетания. Такие игры помогают детям:
— овладеть умением фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов;
— использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме и цвету;
— понять слова «цвет», такой же», «разные», «большой», «маленький».
Очень интересна и любима детьми — дидактическая игра «Ежики». Цель этой игры:
— закрепление умения детей группировать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету;
— развивать мелкую моторику рук;
— обучать ориентированию в помещении.
Игра заключается в том, чтобы помочь ежам вернуть «иголочки – прищепки» на спину. Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок.
Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки на елке», «листочки деревьев», «падающий снег» и т.д.
Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. Используя такую технологию обучения, направленную на сенсомоторное развитие детей, мы получаем неплохой результат. По нашим наблюдениям, дети стали лучше осваивать цвет, форму, размер. Вероятнее всего, это связано с тем, что знания подаются детям в игровой форме, они увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. И это замечают родители, они видят, как быстро развиваются их малыши.
Источник