Оказание помощи семьям воспитывающим ребенка с нарушениями в развитии
Наталья Чигирева
Помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии
Помощь семьям, имеющих детей с нарушением в развитии
Чигирёва Наталья Александровна, учитель — логопед,
МБДОУ №73
г. Каменск — Уральский
В данной статье раскрываются основные вопросы о том, какая помощь предоставляется семьям, которые имеют детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дается характеристика раннего вмешательства, трех групп матерей, раскрыты формы работы с матерями, этапы работы психолога с такими матерями, формы взаимодействия семьи и детских учреждений, раскрыта сущность работы психолога и дефектолога, а также описание работы на консультативных пунктах. Все это раскрывает данную тему.
Первоначально конец двадцатого столетия отмечается в России как повышенный интерес ученых к проблемам развития современной семьи. Обычно семья воспринимается как среда, которая обеспечивает развитие и социальную адаптацию ребенка в обществе. В этом вопросе особое место отводится семьям, которые занимаются воспитанием детей с отклонениями в развитии. Для таких семей характерно большое количество проблем. В последнее время в России особое место отводится гуманному отношению к лицам с отклонениями в развитии, таким образом, и определяется интерес к семье, в которой воспитывается данный ребенок. Практика показала, что именно в этих семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им необходимой помощи.
По последним научным данным выявилось, что число детей, которые нуждающихся в помощи, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% составляют дети с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Родители в свою очередь принимают активное участие в создании благотворительных фондов, центров милосердия. Но, несмотря на большой рост таких учреждений основная масса родителей не проявляет интерес в разрешении проблем у своих детей. К сожалению, своевременная поддержка таким семьям несколько низка в связи с невысокой активностью государственных структур. Ранняя комплексная помощь предполагает большой спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, которые, конечно же, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Помощь представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой рассматривается как самостоятельное направление деятельности учреждений[1].
Выделяются два основных направления «раннего вмешательства»:
— психотерапевтическое
— социально-педагогическое.
Психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий для ребенка. Нарушения межличностных отношений в системе «мать — дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтического воздействия. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через проблемы самого ребенка. Рождение такого ребенка изменяет, жизненные позиции семьи и оказывает на ее членов психопатогенное воздействие. Глубина воздействия подобного стресса на родителей зависит от степени отклонения и наличия внешних признаков.
Впервые характеристики родителей больных детей начали изучать за рубежом, поэтому большинство западных специалистов описывают широкий диапазон невротических расстройств у родителей.
В нашей стране проблемами семьи аномального ребенка занимались Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский.
Ткачева В. В. предложила выделить три группы матерей, которым свойственны специфические характеристики:
1. Родитель невротичного типа.
Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо.
2. Матери авторитарного типа
Активная жизненная позиция и стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;
3. Матери психосоматического типа
Им свойственны более частые смены полярных настроений (безудержная радость или глубочайшая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц.
Основные формы работы с матерями:
1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.
2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.
3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.
4. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.
Три этапа в работе психолога с матерями:
1) Направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка.
2) Формирование увлечения матери процессом развития ребенка.
3) Раскрытие перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и участия в исследовании его возможностей.
Психолог также проводит индивидуальные занятия с ребенком, приглашая на них его мать. Приобщение матери к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения[3].
Формы взаимодействия семьи и детских учреждений:
1) Создание более широкой сети консультаций
Родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания.
2) Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа[2].
Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка.
Помощь психолога.
В задачу психолога входят основные направления: индивидуальное обследование детей, определение уровня психического развития, выявление структуры нарушения. По полученным результатам обследования психолог уже совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с ребенком. В дальнейшем он просто наблюдает за продвижением ребенка, выбирает параметры психического развития.
Особенно важна роль психолога в адаптационный период. Психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям, в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.
Работа дефектолога
Работа дефектолога направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры и элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).
Для успешной и полноценной деятельности необходимо оснащение мебелью, наборами методических пособий-игрушек, а также необходимой техникой. Набор игрушек и пособий должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей.
На консультативных пунктах предполагается проведение работы:
психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;
проведение развивающих занятий (индивидуальных и подгрупповых);
чтение лекций для родителей;
проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;
обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;
демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы наметилась перспективная тенденция улучшения социальной поддержки семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов и развитию социально-реабилитационных услуг.
Проблема детской инвалидности и на сегодняшний день является актуальной во всем мире.
Семья – это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, обучения и профориентации.
Список литературы
1. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 – 57
2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36
3. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002
Источник
Под
концепцией психологической помощи
семьям, воспитывающим детей с отклонениями
в развитии, мы понимаем системный подход,
позволяющий оказать этим семьям
комплексную всестороннюю психокоррекционную
помощь, включающую их психологическое
изучение, консультирование и психокоррекцию.
В
качестве целей
психологической помощи семьям,
воспитывающим детей с отклонениями
в развитии, мы рассматриваем:
обеспечение
адекватных микросоциальных условий
развития ребенка с психофизическими
недостатками в семье;оптимизацию
самосознания родителей;формирование
позитивного отношения близких лиц к
ребенку с отклонениями в развитии.
Основные
концептуальные положения
Создание
системы государственной психологической
помощи семьям, воспитывающим детей
с отклонениями в развитии, является
одним из важнейших условий, обеспечивающих
необходимый уровень социально-психологической
адаптации детей с психофизическими
нарушениями и реабилитации их
семей.
Психологическая
помощь семье является важным направлением
в системе медико-социального и
психолого-педагогического сопровождения
детей с отклонениями в развитии.
Через оптимизацию внутрисемейной
атмосферы и ее трансформацию
в коррекционную, гармонизацию
межличностных, супружеских,
родительско-детских и детско-родительских
отношений решается проблема дифференциальной
и адресной помощи проблемному
ребенку.
Каждая
семья, воспитывающая ребенка с отклонениями
в развитии, имеет право на получение
комплексной психологической помощи,
включающей психологическую диагностику,
консультирование и психокоррекционные
мероприятия.
Психологическая
помощь семье организуется с момента
выявления у ребенка нарушений в развитии.
Сроки ее реализации не могут ограничиваться
совершеннолетием (18 лет / 21 год)
молодого человека с ограниченными
возможностями здоровья. Психологическое
сопровождение семьи должно осуществляться
постоянно в течение всей
жизни лица с психофизическими нарушениями в развитии.
Направления
психологической помощи семьям
Все
содержание психологической работы
с семьями, воспитывающими детей
с отклонениями в развитии, может
быть представлено в трех направлениях:
психологическом
изучении проблем,
возникающих у разных членов семьи
в связи с воспитанием в ней
ребенка (лица) с нарушениями развития;психологическом
консультировании семей;психолого-педагогической
и психокоррекционной работе с детьми
и их родителями.
Психологическое
изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы
и направления диагностической работы
Психологическое
изучение семьи,
воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии, предполагает системный
подход, включающий определение как
основных целей, задач, принципов изучения
семьи ребенка с отклонениями
в развитии, так и направлений ее
психологической диагностики.
Цели
и задачи психологического изучения
семей
Основная
цель психологического изучения семьи
— выявление причин, препятствующих
адекватному развитию ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
и нарушающих гармоничную внутрисемейную
жизнедеятельность.В качестве задач
психологической диагностики
семьи рассматриваются:
определение
степени соответствия условий, в которых
растет и воспитывается ребенок дома,
требованиям его возрастного развития;выявление
внутрисемейных факторов, как
способствующих, так и препятствующих
гармоничному развитию ребенка
с психофизическими нарушениями
в семье;определение
причин, дестабилизирующих внутрисемейную
атмосферу и межличностные отношения;определение
неадекватных моделей воспитания и
деструктивных форм общения в семье;определение
путей гармонизации внутрисемейного
климата;определение
направлений социализации как детей
с отклонениями в развитии, так и
их семей.
Психологическое
изучение семьи включает диагностику
личностных особенностей членов семьи
(родителей, близких родственников)
ребенка с отклонениями в развитии,
что связано с определением индивидуальных
психологических характеристик лиц,
находящихся под воздействием длительно
действующего психотравмирующего
стресса.
Именно
процедура психологического изучения
личностных особенностей родителей (и
значимых близких) детей с отклонениями
в развитии позволяет установить те
слабые зоны в области межличностных
внутрисемейных контактов, отношения к
проблемному ребенку, реагирования его
близких на стресс, которые нуждаются
в дальнейшем
психокоррекционном воздействии.
Определение
характеристик этого спектра проблем
дает возможность предупредить усугубление
и ухудшение микросоциальной ситуации,
в которой растет и развивается ребенок
с психофизическими недостатками, а
также определить прогноз развития
каждой конкретной семьи.
Принципы
изучения семьи ребенка с отклонениями
в развитии
Принципы
изучения семьи
ребенка с отклонениями в развитии
определяют основные положения, которыми
должны руководствоваться специалисты
при проведении психодиагностических
мероприятий.
В
первую очередь следует назвать принцип
комплексности и многоаспектности
изучения проблем семьи.
На современном этапе в качестве
субъекта исследования уже не может
рассматриваться только ребенок
с отклонениями в развитии. В спектр
диагностических мероприятий включаются
все лица и факторы, влияющие на развитие
ребенка. Выбор психодиагностического
инструментария должен также отвечать
поставленным требованиям.
Важнейшим
принципом решения проблем семьи на
разных этапах является принцип
гуманного и чуткого отношения к членам
семьи и к самому ребенку.
Исследовательская работа не должна
быть направлена на «потрясение» семьи
и ухудшение взаимоотношений между ее
членами. Напротив, она должна включать
кроме диагностических и психокоррекционные,
психотерапевтические аспекты. Этот
принцип обязывает следовать и другому
положению — принципу единства
диагностики и коррекции, в соответствии
с которым точное выявление причины
нарушений предполагает и возможность
ее максимально успешного
исправления.
Огромное
значение для установления адекватного
контакта с семьей приобретает
принцип конфиденциальности
и профессиональной этики психолога.
Этот принцип предполагает создание
между членами семьи и психологом
необходимых доверительных отношений.
Информация личного характера, которую
сообщают психологу близкие ребенка, не
может быть разглашена или использована
против членов
семьи и ребенка с отклонениями в развитии.
Принцип
выявления факторов, оказывающих
негативное воздействие на внутрисемейную
атмосферу и развитие ребенка.
Этот принцип, представленный многоаспектно,
позволяет определить причины, нарушающие
гармоничное развитие ребенка, а также
факторы, оказывающие деструктивное
влияние на членов
семьи и внутрисемейные отношения.
Специализированная
реабилитационная помощь семье должна
осуществляться с момента установления
диагноза ребенку с отклонениями
в развитии. Ее осуществление должно
не ограничиваться рамками детского или
подросткового возраста, а продолжаться
в юношеский и взрослый периоды. В
связи с этим важное значение
приобретает принцип
изучения семьи и ее проблем на разных
возрастных этапах жизни лица
с психофизическими нарушениями
(ребенка, подростка, молодого инвалида) .
Одним
из приоритетных является принцип
учета психологических особенностей
родителей, воспитывающих детей
с отклонениями в развитии, или
лиц, их заменяющих.
Реализация этого принципа позволяет
наметить пути коррекции негармоничных
типов воспитания, деструктивных форм
общения в семье, нейтрализовать
конфликты, смягчить проявление личностных
акцентуаций членов семьи в целом,
гармонизировать атмосферу в семье
и отношение ее здоровых членов к
проблемному ребенку.
Основные
направления психологического изучения
семей, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии
В
связи с разнородностью субъектов
исследования (дети и их родители) и
вариативностью возможных нарушений
диагностику проблемной семьи необходимо
проводить в нескольких
направлениях. Направления
психологического изучения проблем
семей, воспитывающих детей с отклонениями
в развитии, с учетом перечисленных
выше особенностей могут быть объединены
в блоки.
Первый
блок.
Психологическое изучение ребенка
(подростка, молодого инвалида) с
отклонениями в развитии.
Второй
блок.
Психологическое изучение родителей
(лиц, их замещающих) и членов семьи
ребенка с отклонениями в развитии.
Третий
блок.
Психологическое изучение социального
окружения семьи ребенка с отклонениями
в развитии и факторов, влияющих на его
социальную адаптацию.
Психокоррекционная
работа с детьми и их родителями.
Коррекционная
работа с детьми и их родителями
осуществляется в виде психологического
сопровождения семей, воспитывающих
детей (подростков, молодых лиц)
с отклонениями в развитии.
Семьи,
в которых воспитываются дети
с отклонениями в развитии, живут
под грузом многочисленных проблем. Это
осложняет внутрисемейную атмосферу, а
порой накаляет ее до предела. Не каждый
родитель оказывается способен принять
недуг ребенка и адекватно реагировать
на его проблемы, которые постоянно
возникают в процессе жизни.
Адекватное
восприятие проблем, связанных с воспитанием
в семье ребенка с отклонениями
в развитии, достигается не сразу и
не всеми родителями. Известно, что
пролонгированная психотравмирующая
ситуация оказывает психогенное,
фрустрирующее воздействие на психику
родителей проблемных детей и
опосредствованно негативно влияет на
их отношение к ребенку. Одни родители
переносят воздействие стресса очень
тяжело, и трагичность ситуации ломает
их судьбы. Другие находят в себе силы
противостоять возникшим трудностям,
умеют самореализоваться и достигают
максимальных успехов в социализации
ребенка. Таким образом, оказывается,
что при сходных вариантах фрустрационной
нагрузки реактивные способности и
адаптационные возможности у разных
родителей проявляются различно. Родители,
испытывающие трудности во взаимодействии
с проблемными детьми, нуждаются
в оказании им специальной психологической
помощи. Именно эти факты и объясняют
острейшую необходимость организации
и проведения психокоррекционных
мероприятий с семьями, воспитывающими
детей с отклонениями в развитии.
Принципы
коррекционной работы с детьми и их
родителями
Основополагающими
принципами коррекционной работы с детьми
и их родителями являются
следующие.
Принцип
единства диагностики и коррекции
развития. Коррекционно-педагогический
процесс требует постоянного контроля
за динамикой развития ребенка и
эффективностью выполнения коррекционных
программ.
Преодоление
выявленного нарушения зависит от
правильности и точности его
установления.
Принцип
гуманистической направленности
психологической помощи.
Этот принцип основан на признании
самоценности личности ребенка
с отклонениями в развитии и создании
условий для его гармоничного
развития.
Принцип
интегративного использования
психолого-педагогических и
психотерапевтических методов и приемов.
Комплексный системный подход в применении
разнообразных средств, методов и приемов
психокоррекционного воздействия
позволяет учитывать особенности
различных нарушений развития и успешно
осуществлять их коррекцию.
Принцип
гармонизации внутрисемейной атмосферы.
Этот принцип ориентирует психокоррекционную
работу на разрешение личностных и
межличностных конфликтов между членами
семьи.
Принцип
оказания личностно-ориентированной
помощи.
С использованием этого принципа
осуществляется психологическая коррекция
личностных девиаций у ребенка
с отклонениями в развитии, членов
его семьи и лиц, осуществляющих с ним
непосредственное взаимодействие.
Принцип
формирования положительного отношения
к ребенку с отклонениями в развитии.
Этот принцип предполагает формирование
положительных ценностных ориентаций
и установок у родителей ребенка, принятие
его нарушений членами семьи и лицами
социального окружения.
Принцип
оптимизации воспитательных приемов,
используемых родителями во взаимоотношениях
с ребенком с отклонениями в развитии.
С помощью реализации этого принципа
повышается педагогическая грамотность,
психологическая компетентность и общая
культура родителей. Повышение культурного
уровня родителей — фактор, обеспечивающий
укрепление адаптационных механизмов
семьи.
Принцип
единства воспитательного воздействия
семьи, образовательных учреждений и
специалистов психолого-педагогической
службы.
Успех коррекционной работы с ребенком
возможен только при условии тесного
взаимодействия между семьей, специальным
(коррекционным) образовательным
учреждением и специалистами службы
психологической помощи семье.
В
психокоррекционной работе с семьями
выделяется два направления:
психолого-педагогическое и
психокоррекционное.
Осуществляя психолого-педагогическую
коррекцию (I),
психолог организует занятия с больным
ребенком и его родителем (чаще матерью).
Здесь перед специалистом ставятся
следующие цели:
создание
оптимальных условий для гармоничного
развития ребенка с отклонениями
в развитии в семье;переструктурирование
иерархии жизненных ценностей родителей
ребенка с отклонениями в развитии,
оптимизация их самосознания;гармонизация
психологического климата в семье;коррекция
межличностных взаимоотношений в семье
(детско-родительских, супружеских,
родительско-детских, сиблинговых);формирование
психолого-педагогических знаний и
умений, повышение воспитательской
компетентности родителей (лиц, их
замещающих).
Ориентируясь
на эти цели, психолог решает следующие задачи:
— обучение
родителя (матери) специальным коррекционным
и методическим приемам, необходимым
для проведения занятий с проблемным
ребенком в домашних условиях;
— обучение
родителя (матери) специальным воспитательным
приемам, необходимым для коррекции
личности ребенка с отклонениями в
развитии;
—
коррекция понимания родителем проблем
его ребенка, а именно: исключение
гиперболизации, минимизации или отрицания
наличия проблем у ребенка;
— коррекция
внутреннего психологического состояния
родителя: состояние неуспеха, связанное
с недостаточностью ребенка, должно
постепенно перейти в понимание
возможностей ребенка, в радостъ его
«маленьких» успехов;
—
коррекция неконструктивных форм
поведения родителя (агрессии, подавления
негативных желаний, эскапизма,
примитивизации поведения и др.), их
замена на продуктивные формы взаимоотношений
в социуме;
—
осуществление личностного роста
родителя в процессе взаимодействия со
своим ребенком, в процессе его обучения
и воспитания с помощью психолога; переход
родителя с позиции переживания за своего
ребенка из-за его недуга в позицию
творческого поиска реализации возможностей
ребенка;
—
повышение личностной самооценки
родителя в связи с возможностью увидеть
результаты своего титанического труда
в успехах ребенка;
—
трансформация образовательно-воспитательного
процесса, реализуемого родителем по
отношению к ребенку, в психокоррекционный
процесс по отношению к себе самому;
созидательная деятельность родителя,
направленная на его ребенка, помогает
ему самому, излечивая от негативного
воздействия психотравмирующей ситуации.
Психокоррекционное
направление (II) реализуется
в виде индивидуальной и групповой
психокоррекции.
Задачами этого
направления являются:
— формирование
новых жизненных ориентиров родителя
ребенка с отклонениями в развитии;
—
коррекция взаимоотношений в диаде
родитель — ребенок с отклонениями в
развитии;
—
коррекция личностных нарушений у
родителей больных детей;
— коррекция
нарушенного психологического состояния
родителей больных детей (тревоги,
ожидания перманентного неуспеха в учебе
своего ребенка, состояний, связанных с
пониманием себя как несостоявшегося
человека);
— коррекция
неадекватных поведенческих реакций
родителей как в отношении своих больных
детей (наказание за любую провинность,
окрик, подавление личности ребенка),
так и в отношениях с социумом (скандальное
поведение, неадекватные поведенческие
реакции, агрессивное поведение, реакции
протеста);
— гармонизация
интерперсональных отношений между
диадой, представленной матерью с больным
ребенком, и членами семьи; членами семьи
и посторонними лицами.
Следует
констатировать, что отсутствие комплексной
системы государственной психологической
помощи семьям, воспитывающим детей
с отклонениями в развитии, не
позволяет многим из них реализовать
свои важнейшие жизненные потребности,
одной из которых является потребность
в обеспечении здоровья и будущего
своего ребенка. Психологическая
травматизация родителей больных детей
с течением времени инвалидизирует
их личность; таким образом вместо одного
инвалида в социуме продуцируется
два или большее число травмированных
лиц, что в итоге, несомненно, ведет к
снижению стабильности в обществе и
государстве. Это и объясняет потребность
создания государственной системы
психологической помощи таким семьям.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник